Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Сухова, Строганова ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Сухова, Строганова ФГОС


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии основного общего образования для 5 – 9 классов, авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. – М.: Вентана-Граф.2012. – 304 с.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии образовательного учреждения и соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

В программе предлагаются два варианта тематического планирования. Они различаются распределением содержания курса биологии по годам его изучения.

Первый вариант обеспечивает последовательное изучение разделов курса: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Во втором варианте содержание раздела «Общие биологические закономерности» включено в другие разделы. Изучение общебиологических вопросов начинается уже во вводном курсе 5 класса и продолжается на протяжении всех курсов биологии для основной школы. Учителем выбран второй вариант – линейный, как наиболее оптимальный, обеспечивающий качественную подготовку учащихся к обучению в 10 – 11 классе и для сдачи экзамена в форме и по материалам ЕГЭ.


  1. Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • структурно-уровневая организация живой природы;

  • ценностное и экокультурное отношение к природе;

  • практико-ориентированная сущность биологических знаний.

  1. Место курса биологии в учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Раздел 1. Живые организмы

5 класс (35 ч., из них 7 ч. – резервное время). 2014 – 2015гг.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

1.

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность организмов.

Тема 1. Отличие живого от неживого


5


5 + 1

2.

Тема 2. Клеточное строение организмов

5

5

3.

Тема 3. Жизнедеятельность организмов


18

18 + 5


Резервное время:

7


Итого:


35ч

34 ч

Лабораторных работ – 5

Практических работ – 4

Экскурсий - 1


6 класс (35 ч, из них 9 ч. – резервное время). 2015 – 2016 гг.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

4.

Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

Тема 4. Классификация живых организмов



9



9 + 3

5.

Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания

9

9 + 3

6.

Тема 6. Природное сообщество. Экосистема


5

5 + 2

7.

Тема 7. Биосфера – глобальная экосистема

2

2

8.

Задания на лето

1

1


Резервное время:

9


Итого:


35ч

34 ч

Лабораторных работ – 1

Практических работ – 5

Экскурсий - 3


7 класс (70 ч, из них 3 ч. – резервное время). 2016 – 2017 гг.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

1.

Темма 1. Введение. Общее знакомство с растениями

6

6

2.

Тема 2. Клеточное строение растений

5

5

3.

Тема 3. Органы растений


17

17

4.

Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений

12

12

5.

Тема 5. Основные отделы царства растений

10

10

6.

Тема 6. Историческое развитие растительного мира

4

4

7.


Тема 7. Царство Бактерии

3

3

8.

Тема 8. Царство Грибы. Лишайники.

3

3

9.

Тема 9. Природные сообщества

7

7 + 1


Резервное время:

3



Итого:

70 часов

68 часов

Лабораторных работ – 6

Экскурсий - 2

8 класс (70 ч., из них – 2 ч. – резервное время)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

1.

Тема 1. Общие сведения о мире животных

5

5

2.

Тема 2. Строение тела животных

2

2

3.

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные


4

4

4.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные

2

2

5.

Тема 5. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

6

6

6.

Тема 6. Тип Моллюски

4

4

7.


Тема 7. Тип Членистоногие

7

7

8.

Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

6

6

9.

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии

4

4

10.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

4

11.

Тема 11. Класс Птицы

9

9

12.

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери

10

10

13.

Тема 13. Развитие животного мира на Земле

5

5


Резервное время:

2



Итого:

70 часов

68 часов

Лабораторных работ – 10

Экскурсий - 4


Раздел 2. Человек и его здоровье

9 класс (70 ч, из них 1 ч. – резервное время)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

1.

Тема 1. Общий обзор организма человека

5

5

2.

Тема 2. Опорно-двигательная система человека

9

9

3.

Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма


8

8

4.

Тема 4. Дыхательная система

7

7

5.

Тема 5. Пищеварительная система

7

7

6.

Тема 6. Обмен веществ и энергии

3

3

7.


Тема 7. Мочевыделительная система

2

2

8.

Тема 8. Кожа

3

3

9.

Тема 9. Эндокринная и нервная система

5

5

10.

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы.

6

6

11.

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность

8

8

12.

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма

3

3

13.

Тема 13. Биосфера и человек

3

2


Резервное время:

1



Итого:

70 часов

68 часов

Лабораторных работ – 9

Практических работ – 24


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологи

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов (5 – 9 кл.):

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются (5 -9 кл.):

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира (5 – 9 кл.);

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии (5 - 6 кл.);

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде (5 -9кл.);

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных (9 кл.)

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных(5-9 кл.);

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов (5 -9 кл.);

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды (9 кл.);

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними (7 – 9 кл.)



  1. Содержание программы

5 класс.

Курс «Биология».

Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Тема 1. Отличие живого от неживого (5ч)

Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами. Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении. Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов. Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом.

Опыты в домашних условиях

«Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян».

«Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей».

«Выращивание плесени на хлебе».

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Тема 2. Клеточное строение организмов (5ч)

Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов. Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Плесень под микроскопом. Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани.

Лабораторная работа.

1. «Знакомство с микроскопом»

2.«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения»

3. «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

Опыты в домашних условиях

«Приготовление теста с использованием одноклеточных грибов — дрожжей».

Тема 3. Жизнедеятельность организмов (18 ч)

Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ван Гельмонта.

Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении.

Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении. Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите.

Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт Ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле.

Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.

Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных. Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов.

Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм.

Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.

Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии.

Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Наблюдение за движением домашних животных.

Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии. Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма. Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о поведенной работе.

Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.

Лабораторные работы.

4. «Изучение строения семени фасоли (гороха)».

5. «Рассматривание корней растений».

Практические работы.

«Уход за аквариумными рыбками».

«Уход за комнатными растениями».

«Подкармливание птиц зимой».

«Наблюдение за расходом воды в школе и в семье».

«Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».

Опыт в домашних условиях.

«Выращивание плесени на хлебе».

«Изучение испарения воды листьями».

«Изучение направления роста корня».

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Направления проектной деятельности, темы проектов:

«Удивительный микромир».

«Клетка - современный мегаполис».

«Паразиты внутри нас»

Резервное время (7 часов) используется для проведения экскурсий и лабораторных работ.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п/п

Название раздела, темы

Количество часов /программа Пономарёвой И.Н. и др./

Количество часов /рабочая программа/

1.

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность организмов.

Тема 1. Отличие живого от неживого


5


5 + 1

2.

Тема 2. Клеточное строение организмов

5

5

3.

Тема 3. Жизнедеятельность организмов


18

18 + 5


Резервное время:

7


Итого:


35ч

34 ч

  1. Лабораторных работ – 5

  2. Практических работ – 4

  3. Экскурсий - 1

Лабораторные работы (проводятся за счёт резервного времени):

1. «Знакомство с микроскопом».

2. «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения».

3. «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов».

4. «Изучение строения семени фасоли (гороха)».

5. «Рассматривание корней растений».

Экскурсия:

  1. Живая и неживая природа.








  1. Описание учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуниативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.

Комплекты печатных демонстрационных пособий: таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.


Библиотечный фонд

По второму варианту планирования

Нормативная литература

Закон РФ «Об образовании».

ФГОС (базовый уровень).

Примерная программа по биологии (базовый уровень).

Требования к оснащению учебного процесса по биологии.

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе.

Учебники и учебные пособия:

1. Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. /учебник для 6 класса/ - М.:Вентана-Граф, 2007.

2. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Животные. /учебник для 7 класса/ - М.:Вентана-Граф, 2007.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. /учебник для 8 класса/ - М.:Вентана-Граф, 2007.

4. Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. /учебник для 9 класса/ - М.:Вентана-Граф, 2007.

5. Учебное пособие для учащихся 8 классов «Здоровье и окружающая среда». – М.: Просвещение, 2001.

6. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье. Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8-9 классов. – М., 2000

7. Рохлов В.С., Теремов А.В. ГИА – 2011. Биология : 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форм

8. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа.

9. Опорные конспекты по биологии. Москва, «ИНФРА-М», 2000.

10. Сухова Т.С. Биология. Тесты. 6 -11 классы. Москва, «Дрофа», 2000.

Методическая литература:

1. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 6 кл. Санкт-Петербург, Паритет, 2002.

2. Багоцкий С.В. Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003.

3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 кл. Санкт-Петербург, Паритет, 2002.

4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл. М.: Дрофа, 2002

5. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 кл. Санкт-Петербург, Паритет, 2002.

6. Сапин М.Р. Анатомия человека. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.

7. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 9 кл. Санкт-Петербург, Паритет, 2002.

8. Пономарѐва И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.

Методическое пособие. 6 класс. М., Вентана-Граф, 2003 г.

9. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. М., Вентана-Граф, 2003 г.

10. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. 8 класс. М., Вентана-Граф, 2004 г.

11. Пономарѐва И.Н., Чернова Н. М. Биология. Основы общей биологии. Методическое пособие. 9 класс. М., Вентана-Граф, 2004 г.

Дополнительная литература для учащихся:

1.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383 с.

2. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

3. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год.

4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.


Натуральные объекты:

Гербарии.

  • Основные группы растений.

  • Сельскохозяйственные растения.

  • Растительные сообщества.

Коллекции.

  • Голосеменные растения.

  • Семена и плоды.

  • Развитие насекомых с полным превращением. Шелкопряд тутовый

  • Развитие животных с неполным превращением. Саранча

  • Морское дно

  • Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

  • Костистая рыба, лягушка, голубь

Комплекты микропрепаратов

  • Ботаника I.

  • Ботаника II.

  • Зоология.

  • Анатомия.

Объёмные модели

  • Гидра.

  • Строение корня

  • Строение листа.

  • Стебель растения.

  • Цветок яблони

  • Череп человека

  • Гортань в разрезе

  • Желудок в разрезе

  • Мозг в разрезе

  • Нос в разрезе

  • Почка в разрезе

  • Сердце в разрезе

  • Структура ДНК (разборная)

  • Ухо

Рельефные таблицы

  • Археоптерикс

  • Внутреннее строение брюхоного моллюска

  • Ворсинка кишечника с сосудом

  • Строение глаза

  • Фронтальный разрез почки человека

  • Сагиттальный разрез головы человека

  • Строение спинного мозга

  • Ухо человека

  • Железы внутренней секреции

  • Разрез кожи

  • Пищеварительный тракт

  • Строение лёгких.

Классификация растений и животных (эволюционное древо) - стенды

  • Строение и размножение гидры.

  • Циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня.

  • Развитие насекомых с полным и неполным превращением.

  • Разнообразие беспозвоночных.

  • Развитие костной рыбы и лягушки.

  • Развитие птицы и млекопитающего (человека).

  • Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы.

Приборы:

Демонстрационные:

Для демонстрации водных свойств почвы.

Для демонстрации всасывания воды корнями растений.

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных.

Раздаточные:

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Лупа ручная.

Лупа препаровальная.

Микроскоп.

Посуда и принадлежности для опытов.

Демонстрационные:

Штатив лабораторный (ШЛб).

Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями.

Лабораторные:

Набор препаровальных инструментов.

Печатные пособия:

Демонстрационные

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма».

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы».

Портреты биологов.

Дидактические материалы.

Карточки с заданиями, тесты.

Экранно-звуковые средства обучения.

Учебные видеофильмы:

«Анатомия — 1,2,3,4», «Биология — 1,2,3,4,5», «Первая медицинская помощь».

Слайд-альбомы

«Млекопитающие», «Птицы», «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся», «Человек и его здоровье», «Экология».

ИКТ – ресурсы:

Интерактивная доска

Компьютер

Принтер со сканером

Датчики для измерения t° тела, давления, частоты дыхания, работы сердца

Пульты для индивидуального тестирования

Мультимедийные средства обучения

  • Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы.

  • Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные.

  • Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье


Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/). «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.


  1. Редкие и исчезающие животные России.

Сайт:http://nature.ok.ru/

  1. О растениях и животных.

Сайт: http://www.floranimal/ru/

  1. База знаний по биологии человека.

Сайт:http://obi.img/ras/ru/

  1. Изучаем биологию.

Сайт:http://learnbiology/narod.ru/

  1. Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.

Сайт:http://plife.chat.ru/index.htm

  1. Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru

  1. Всемирный фонд дикой природы

Сайт: http://www.www.wwf.ru

  1. В помощь учителю биологии

Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php


  1. Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в бдоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

Раздел 1. Живые организмы (5 -8 классы)

Выпускник научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться (9 класс):

- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 2. Человек и его здоровье(9 класс)

Выпускник научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

- применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма. Измерения. Ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани. процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- выделять эстетические достоинства человеческого тела;

- реализовать установки здорового образа жизни;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Система оценки планируемых результатов

Формы и виды контроля

Формы контроля 

Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Выделяют следующие формы контроля:

  1. Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

  2. Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).

  3. Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать с натуральными объектами, определять цель работы, делать соответствующие выводы.

  4. Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.

  5. Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.

  6. Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Этапы и звенья контроля. 
1 этап. В системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний учащихся. Осуществляется в начале учебного года, сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
2 этап. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы.
Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения знаний лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
3 этап. Повторная проверка, которая, как и текущая должна быть тематическая. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Это способствует упрочнению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
4 этап. Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных местах курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и обобщение.
5 этап. Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. 
При осуществлении поэтапного контроля обеспечивается диагностика и учет успеваемости, что в свою очередь повышается качество образования, так как управление им производиться при помощи педагогического контроля.

Виды контроля

Основные виды контроля:

    • по месту в процессе обучения:

  • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

    • по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

  • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

    • по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

    • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственной программы и ФГОС;

    • сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

    • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

    • сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оцениванию не подлежат:

    • темп работы ученика;

    • личностные качества школьников;

    • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.


3. Формы контроля и оценки


Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

    • стартовые (входной контроль) проверочные работы ;

    • текущие проверочные работы;

    • итоговые проверочные работы;

    • тестовые диагностические работы;

    • устный опрос;

    • проверка сформированности навыков чтения;

    • портфолио” ученика.


Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов


п/п

Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение проектной задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Проводится не менее 2 раз в год

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности

Оценивание пятибалльное, проводится сравнение результатов стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год


Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку


Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения. На основе полученных данных учитель организует коррекционно-дифференцированную работу по теме “Повторение”. ( во всех классах)

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется в рабочей папке учителя.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в журнале. Проводится поэлементный анализ выполненной работы, составляется план коррекционной работы.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:

  • высокий уровень - 85-100%;

  • уровень выше среднего - 70-84 %;

  • средний уровень - 50-69 %;

  • уровень ниже среднего — 30-49 %;

  • низкий уровень — менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце
учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету


Биологический диктант по теме «Бактерии» (5 кл.)

1.Организмы, у которых в клетках нет ядра, относят к ……

2.Бактерии, имеющие форму палочки, называют…..

3.Бактерии движутся при помощи….

4.Бактерии, в клетках которых есть хлорофилл, называются…

5.Гнилостные бактерии играют большую роль в природе, так как…

6.Бактерии, имеющие форму спирали, называют…


Проверочная работа по теме «Царство Грибы» (7 класс)

1.

1.Грибы питаются:

а) образуя на свету органические вещества;

б) готовыми органическими веществами;

в) только органическими веществами живых организмов;

г) поселяясь на продуктах питания.

2.Грибы размножаются:

а) спорами; б) семенами; в) частью корня; г) частью стебля.

3.Микориза – это:

а) плодовое тело гриба; б) часть грибницы;

в) грибокорень; г) болезнь растений, вызываемая грибами.

4.К грибам-сапротрофам относят:

а) подосиновик; б) трутовик; в) дрожжи; г) мухомор.

5.Лишайники – это:

а) водоросли; б) грибы;

в) симбиотический организм гриба и водоросли; г) бактерии.

6.Плесневый гриб, появляющийся на пищевых продуктах в виде

пушистого белого налѐта:

а) дрожжи; б) мукор; в) пеницилл; г) головня.

2.

Закончите предложения.

1.Вещества, убивающие бактерии, называются…

2.Лишайники бывают накипными, листоватыми и…

3.Тело гриба называется грибницей или…

4.Организмы, которые питаются органическими веществами

мѐртвых тел, называются…

5.Мельчайшие одноклеточные грибы овальной формы, живущие

в среде, богатой сахаром, называются…

6.Тело лишайника называется…




Контрольная работа по теме «Класс Млекопитающие» (8 класс)

1.

1.Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных?

а) живорождением; б) теплокровностью; в) выкармливанием детѐнышей молоком; г) четырѐхкамерным

сердцем.

2.С развитием какого отдела мозга млекопитающих связано появление сложных поведенческих условных

рефлексов?

а) коры больших полушарий переднего мозга; б) среднего мозга;

в) мозжечка; г) спинного мозга.

3.От какой группы животных произошли современные млекопитающие?

а) сумчатых; б) яйцекладущих; в) птиц; г) зверозубых ящеров.

4.Где указаны представители отряда ластоногих?

а) киты и дельфины; б) кашалоты и акулы;

в) моржи и морские котики; г) тюлени и пингвины.

5.Какое из этих животных было родоначальником домашних лошадей?

а) тарпан; б) тур; в) мустанг; г) муфлон.

6.Сложный желудок, состоящий из четырѐх отделов, имеют:

а) все травоядные; б) только крупные травоядные; в) жвачные парнокопытные; г) нежвачные парнокопытные.

7.К отряду грызунов относятся:

а) кроты и землеройки; б) мыши и белки;

в) зайцы и кролики; в) бобры и барсуки.

8.Какие признаки не характерны для млекопитающих и человека?

а) холоднокровность; б) ороговевающие покровы тела; в) четырѐхкамерное сердце; г) наличие киля на грудине; д) смешение венозной и артериальной крови в сердце; е) выкармливание детѐнышей молоком.

9.Установите соответствие между признаком хордового животного и классом, к которому оно принадлежит.


ПРИЗНАКИ ХОРДОВЫХ КЛАССЫ

1. извилины в коре головного мозга; А) млекопитающие;

2. воздушные мешки; Б) птицы.

3. альвеолярное строение лѐгких;

4. отсутствие зубов;

5. кости имеют полости, заполненные воздухом;


Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса «Человек».

1.Хорошо развитое межклеточное вещество располагается между клетками ткани:

а) эпителиальной; б) гладкой мышечной; в) поперечнополосатой мышечной; г) соединительной.

2.С помощью веществ, вырабатываемых в железах внутренней секреции, осуществляется:

а) нервная регуляция деятельности органов; б) механическая и химическая обработка пищи;

в) передача наследственных признаков; г) гуморальная регуляция деятельности органов.

3.Поджелудочная железа – это железа смешанной секреции, так как она производит:

а) желчь и адреналин; б) нервные импульсы; в) гормоны и пищеварительный сок; г) витамины и антитела.

4.Основными элементами нервной системы являются нейроны, так как они:

а) легко возбуждаются и передают возбуждение другим клеткам; б) осуществляют передачу наследственной информации потомству; в) являются компонентами желез внутренней секреции; г) увеличивают скорость химических реакций в клетках тела человека.

5.Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному со стороны среднего уха обеспечивается:

а) слуховой трубой; б) ушной раковиной; в) перепонкой овального окна; г) слуховыми косточками.

6.В процессе индивидуального развития животные и человек приобретают рефлексы:

а) безусловные; б) условные; в) передающиеся по наследству; г) общие для всех особей вида.

7.Основная функция эритроцитов - перенос:

а) гормонов и витаминов; б) питательных веществ;

в) кислорода и углекислого газа; г) конечных продуктов обмена веществ.

8.В артериях большого круга кровообращения у человека кровь:

а) венозная; б) смешанная; в) артериальная; г) насыщенная углекислым газом.

9.Ритмические колебания стенок артерий позволяют определить:

а) количество сокращений сердца в минуту; б) кровяное давление;

в) жизненную ѐмкость лѐгких; г) скорость движения крови.

10. В клетках животных и человека в процессе дыхания:

а) органические вещества образуются из неорганических; б) из менее сложных органических веществ образуются более сложные органические вещества; в) из более сложных органических веществ образуются менее сложные органические вещества; в) происходит окисление органических веществ с освобождением энергии.

11. В ротовой полости человека происходит расщепление:

а) углеводов; б) белков; в) жиров; г) нуклеиновых кислот.

12.Избыток воды и жидких продуктов жизнедеятельности удаляется из организма через:

а) сальные железы; б) почки и потовые железы; в) слюнные и слѐзные железы; г) анальное отверстие.

13.Витамины в организме человека:

а) регулируют поступление кислорода; б) оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ; в) вызывают образование антител; г) увеличивают скорость образования гемоглобина.

14.Если в результате неловкого движения подвернулась стопа, то при оказании первой доврачебной помощи следует использовать:

а) жгут и мягкую ткань; б) фиксирующую повязку и пузырь с холодной водой или со льдом; в) грелку с горячей водой; г) шину или прибинтовать повреждѐнную ногу к здоровой.

15.Орган, в котором расположены клетки, наиболее чувствительные к алкоголю:

а) мозг; б) желудок; в) лѐгкие; г) слепая кишка.

16.Ткань, из которой состоят кости скелета:

а) соединительная; б) эпителиальная; в) мышечная; г) нервная.

17.Орган, в который впадают протоки печени и поджелудочной железы:

а) пищевод; б) желудок; в) двенадцатипѐрстная кишка; г) толстый кишечник.

18.Надгортанник в организме:

а) участвует в образовании голоса; б) не пропускает пищу в гортань;

в) защищает органы дыхания от микробов; г) защищает органы пищеварения от микробов.

19.Вегетативной нервной системой регулируется:

а) работа мышц, сгибающих руку; б) деятельность внутренних органов;

в) работа жевательных мышц; г) работа мышц, разгибающих руку.

20.Сетчатка – это оболочка глаза, которая:

а) защищает глаз от механических и химических повреждений, б) снабжает глазное яблоко кровью; в) поглощает световые лучи; г) преобразует лучи света в нервные

импульсы.

21.Близоруким людям необходимо использовать очки:А) так как изображение у них фокусируется перед сетчаткой;

Б) так как изображение у них фокусируется позади сетчатки;

В) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов;

Г) так как они плохо различают то, что расположено вдали;

Д) имеющие двояковогнутые линзы;

Е) имеющие двояковыпуклые линзы.

22.Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет:

А) прямой позвоночник без изгибов;

Б) сводчатую стопу;

В) позвоночник с S-образным изгибом;

Г) массивные челюсти;

Д) сжатую с боков грудную клетку;

Е) широкий чашевидный пояс нижних конечностей.

23.Продолговатый мозг участвует в регуляции:

А) работы эндокринных желез;

Б) дыхательных движений;

В) координации движений;

Г) слюноотделения;

Д) температуры тела;

Е) работы сердца.


Оценка знаний учащихся по биологии

Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника;

чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретѐнные знания.

Отметка «4»:

раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чѐткие;

не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка практических умений учащихся по биологии


Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее - система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.



Лист самооценивания

Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________________________

  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) __________________________

  3. Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать (что?) ______________

  4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

  5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?)____________

  6. Осталось непонятным (что?) _______________________________________

  7. Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) __________


Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Сухова, Строганова ФГОС
  • Биология
Описание:

1.     Пояснительная записка.

Рабочая программа соответствует положениям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии основного общего образования  для 5 – 9 классов, авторов И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко и др. – М.: Вентана-Граф.2012. – 304 с.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии образовательного учреждения и соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

 

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

Автор Зубкова Маргарита Анатольевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 12646
Номер материала 2264
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓