Рабочая программа
по биологии
для 5А, 5Б, 5В классов
Биология
5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г
___________________________________________________________________________________________________________________________
(Название
используемой программы, автор)
Учитель
Андреева Ирина
Николаевна, учитель физики
2014-2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной
основной образовательной программы основного общего образования с учетом рекомендаций авторской
программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С.
Суховой (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г).
Рабочая программа составлена
на основе следующих нормативных документов:
·
Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089);
·
Учебный план школы
Учебник:
Пономарева И.Н., Николаев
И.В., Корнилова О.А./Под ред. Пономаревой И.Н. Биология 5 класс. М.: «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Пособия для учителя:
- Авторская
программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С.
Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова
Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Место предмета в учебном плане
Данная
рабочая программа составлена на 35 учебных недель из расчета 35 часов в год, 1 час
в неделю.
Цель
и задачи учебного предмета
Основные цели изучения биологии в школе:
• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе
и присущих ей закономерностях, биологических системах;
• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей
роли живых организмов;
• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их
в практической деятельности;
• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью
и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е.
гигиенической, генетической и экологической грамотности;
• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового
образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной
и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы
получения информации вызывают определённые особенности развития современных
подростков).
Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка,
является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными
целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность
— носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с
миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание
наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного
отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение
знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением
методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических
умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной,
информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой
в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование
у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии
и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с
учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности
научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и
теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения
межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные
линии:
многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и
социальная сущность человека; структурно-уровневая организация живой природы; ценностное
и экокультурное отношение к природе; практико-ориентированная сущность
биологических знаний.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу
биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий
мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание
курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических
закономерностей,
законов, теорий в старшей школе. Та ким образом, содержание курса биологии
в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
биологического образования и является основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
Личностными
результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и
в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни
и сохранения здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
– гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными
результатами изучения курса «Биология» является
формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
· Самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
· В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
· Осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы,
различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни
текстовой информации.
· Уметь определять
возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета
«Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять
их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению
с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название
раздела, главы
|
Всего
часов
|
Глава 1. Биология — наука о живой природе
|
9
|
Глава 2. Многообразие живых организмов
|
12
|
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
|
8
|
Глава 4. Человек на планете Земля
|
4
|
Обобщающее повторение. Итоговый контроль
|
2
|
Всего
|
35
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Биология — наука о живой природе
Наука о живой природе.
Знакомство с учебником, целями и задачами курса.
Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни
первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и
скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе —
биология.
Свойства живого.
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки
живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение,
раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы
организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая
жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы.
Использование
биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения
природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения
и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы.
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении
объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,
микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа
А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный
столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №1.
«Изучение устройства увеличительных приборов».
Строение клетки.
Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро,
цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных
клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений.
Их функции.
Лабораторная работа № 2
«Знакомство с клетками растений».
Химический состав клетки.
Химические вещества
клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в
клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества
клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен
веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения
(увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток,
обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как
целостного организма.
Обобщающий урок по
теме «Великие естествоиспытатели».
Глава 2. Многообразие живых организмов
Царства живой природы.
Актуализация
понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных
организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма
жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Актуализация знаний
о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные
по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое.
Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка,
отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа
организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и
гетеротрофах.
Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества,
повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями,
способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха.
Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии,
обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий —
брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов,
изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и
инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с
болезнетворными бактериями.
Растения.
Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле.
Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря
наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и
бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений
на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны,
хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей.
Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение
цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами.
Роль цветковых растений в жизни человека.
Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением побегов растения».
Животные.
Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных
—гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда
обитания: вода, почва, суша
и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей
среды
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Грибы.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие
у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница,
образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники.
Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов.
Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые
грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные
грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и
ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические
грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе:
участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу
животными и человеком. Лишайники.
Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба
и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее
строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Лишайники — показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные
растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и
некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу;
животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь
полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в
природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос
учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы
обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных
видов учебной деятельности.
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля
Многообразие условий обитания на планете.
Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной,
наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих
сред жизни.
Экологические факторы среды.
Условия, влияющие
на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой
природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов
Приспособления организмов к жизни в природе.
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям
своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям
зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата
цветков, наличия соцветий у растений
Природные сообщества.
Потоки веществ
между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой.
Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители
органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы,
бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное
сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий
среды. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России.
Понятие природной зоны. Различные типы
природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес,
степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных
зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках.
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами.
Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов
организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки,
Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних
глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних
глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии,
водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к
условиям обитания.
Обобщение и систематизация знаний по теме 3.
Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение
проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота
веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. Оценка.
Глава 4. Человек на планете Земля
Как появился человек на Земле.
Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека
разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека
современного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни
кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня.
Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга,
общение с помощью речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и
скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу.
Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим
нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дикорастущих
растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным
человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по
охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения
от негативных последствий деятельности человека.
Важность охраны живого мира планеты.
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины
исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани
исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире.
Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких
видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой.
Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного
отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов.
Расселение редких видов на новых территориях.
Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам.
Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и
малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.
Обобщающее повторение. Итоговая контрольная работа
Проверка знаний по
курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной
деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.