Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 5-9 классы

Рабочая программа по биологии 5-9 классы

Рабочая программа по биологии основного общего образования

(6-9 классы)

Пояснительная записка


Статус документа

Настоящая рабочая программа по биологии составлена на основе


  • Федерального Государственного стандарта;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

  • Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина;

  • Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой;

  • Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина;

  • Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой, Н.И. Сонина;

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006., 138c.


полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.


Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается работа на уроках и при выполнении домашних заданий в тетради с печатной основой:

  • Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» / Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011-2013. – 80 с.

  • В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.—11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. - 79с.

  • Сонин Н.И Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 154 с.

  • Цибулевский А.Ю, «Биология. Общие закономерности. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» / А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М. : Дрофа, 2010. -141 с.


Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин.-6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 174 с.».

  • Захаров В.Б. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 255.

  • Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 287 с.

  • Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2010. – 285 с.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Рабочая программа выполняет две основные функции:


Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Структура документа


Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, с перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. В программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.


Общая характеристика учебного предмета


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.

Цели:


Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Место предмета в базисном учебном плане


Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана 2004г. для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 238 часов, в том числе в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), 7-9 классах – по 68 часов (2 часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения


Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.





Рабочая программа по биологии 5-9 классы
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по биологии основного общего образования

(6-9 классы)

                                                Пояснительная записка

 

 Статус документа

         Настоящая рабочая программа по биологии составлена на основе

 

·         Федерального Государственного стандарта;

·         Пример­ной программы основного общего образования по биологии;

·         Программы основного общего образо­вания по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина;

·         Программы основного общего образо­вания по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой;

·         Программы  основного  общего  образования по биологии для 8 класса  «Человек» автора Н.И.Сонина;

·         Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой, Н.И. Сонина;

·         Программы для общеобра­зовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006., 138c.

 

полностью отражающей содержание  Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

          Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим предполагается работа на уроках и при выполнении домашних заданий в тетради с печатной основой:

·         Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой орга­низм» / Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011-2013. – 80 с.

·         В.Б. Захаров. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл.: рабочая тет­радь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.—11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. - 79с.

·         Сонин Н.И   Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 154 с.

·         Цибулевский А.Ю, «Биология. Общие закономерности. 9 кл.: ра­бочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности» / А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - М. : Дрофа, 2010. -141 с.

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

·         Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И.Сонин.-6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. – 174 с.».

·         Захаров В.Б.  «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 255.

·         Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл. : учеб. для общеобразоват.   учреждений / Н.И.  Сонин, М.Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010. – 287 с.

·         Биология. Общие закономерности. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2010. – 285 с.

 

 

Автор Калмыкова Елена Станиславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1661
Номер материала 17440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓