Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 11 класс по программе И.Н.Пономаревой

Рабочая программа по биологии 11 класс по программе И.Н.Пономаревой

Ростовская область Орловский район пос. Орловский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОСОШ № 3

__________ М.М. Кушнарева

Приказ от _____________ № ______







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ____биологии___________

Уровень общего образования (класс) среднее (полное) общее, 11а


Количество часов в неделю__2__, по программе __68_____, за год_66

Учебный год __2014-2015__________________

Учитель ___ Пустоварова Светлана Викторовна_____


Программа разработана на основе авторской программы


И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.












1.Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая программа по биологии является авторской адаптированной и составлена на следующих нормативных и учебно-методических документов


  1. Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт среднего(полного) общего образования по биологии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

  9. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

· формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

· формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

· приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

· воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

· создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает

широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010-2014, который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год, утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.


2.Раздел «Общая характеристика учебного предмета «Биология »

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

В курсе биологии 11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней

школе на базовом уровне.

Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся. Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 11 класса проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный.


3.Раздел «Место учебного предмета «Биология »

В соответствие с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ ОСОШ № 3 на изучение предмета «Биология» в 11 классе выделен 1 час в неделю в инвариантной части и 1 час в неделю в вариативной части учебного плана,что составило 68 часов за год. Фактическое количество часов в соответствие с годовым календарным графиком МБОУ ОСОШ № 3 на 2014-2015 учебный год составило 66 часов .

Темы изучаются в следующей последовательности


Тема

Кол-во часов

1.

Организменный уровень организации жизни

28

2.

Клеточный уровень организации жизни

24

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

13

4.

Заключение

1


итого

66



Кол-во часов - 66

Формы контроля

полугодие

К-во час. в неделю

Всего часов


К/р

лр

По плану

Факт.

По плану

Факт.

По плану

Факт.

1

2

33


1


1


2

2

33


2


1



4.Раздел «Содержание учебного предмета «Биология »

Структура курса

Тема

Кол-во часов

1.

Организменный уровень организации жизни

28

2.

Клеточный уровень организации жизни

24

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

13

4.

Заключение

1


итого

66



Характеристика основных тем

Тема 1. Организменный уровень организации жизни -28 час

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).

Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом.

Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Решение задач на наследование дальтонизма и гемофилии. Наследственные болезни человека, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Методы селекции растений, животных

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Лабораторная работа №1. Решение элементарных генетических задач.

2. Клеточный уровень организации жизни 24 часов

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.

Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами.

Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке.

Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки.

Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

Лабораторная работа № 2 Наблюдение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня

Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни 13 часов

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе.

Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза. Матричное воспроизводство белков в клетке.

Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки.

Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке.

Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества.

Тема 4. Заключение 1час

Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых. Экологическая культура человека и общества. Последствия деятельности человека в окружающей среде.



Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Решение элементарных генетических задач .

2.

Лабораторная работа № 2. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.



Перечень проверочных работ по темам

Тема


Вид проверки

1.

Организменный уровень организации жизни

Контрольная работа № 1

2.

Клеточный уровень организации жизни

Контрольная работа №2

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

Контрольная работа № 3





Изменения, внесенные в авторскую учебную программу, их обоснование:

В авторскую программу , рассчитанную на 35 часов за год , были внесены следующие изменения

Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов

в рп

1.

Организменный уровень организации жизни

17

28

2.

Клеточный уровень организации жизни

9

24

3.

Молекулярный уровень проявления жизни

8

13

4.

Заключение

1

1


итого

35

66

Такое распределение дополнительного времени вариативной части учебного плана было сделано с учетом анализа результатов ЕГЭ прошлых лет .




5.Раздел «Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование по биологии , 11 класс


Дата

урока


урока


Тема


к/р

л/р

1 полугодие -33 часа

Тема 1. Организменный уровень организации жизни 28 часов


1.09

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе



3.09

Организм как биосистема



8.09

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов



10.09

Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов



15.09

Типы питания организмов.



17.09

Бесполое размножение организмов.



22.09

Половое размножение организмов.



24.09

Оплодотворение и его значение



29.09

Онтогенез – эмбриональный период



1.10

Онтогенез –постэмбриональный период



6.10

Из истории развития генетики.



8.10

Хромосомная теория наследственности.



13.10

Модификационная изменчивость



15.10

Генотипическая изменчивость и ее причины



20.10

Моногибридное скрещивание.



22.10

Дигибридное скрещивание.



27.10

Лабораторная работа № 1. Решение элементарных генетических задач


1

29.10

Взаимодействие аллельных генов.



10.11

Взаимодействие неаллельных генов



12.11

Генетические основы селекции



17.11

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.



19.11

Наследственные болезни человека



24.11

Этические аспекты медицинской генетики.



26.11

Достижения биотехнологии.



01.12

Факторы, определяющие здоровье человека.



03.12

Творчество в жизни человека и общества



08.12

Организмы царства вирусов. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними.



10.12

Контрольная работа № 1 по теме «Организменный уровень организации жизни»

1


Тема 2. Клеточный уровень организации жизни 24 часа

15.12

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.



17.12

Клетка как этап эволюции



22.12

Многообразие клеток



24.12

Строение клетки



29.12

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы



2 полугодие -33 часа

12.01

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы



14.01

Особенности клеток прокариот и эукариот.



19.01

Клеточный цикл



21.01

Непрямое деление клетки- митоз



26.01

Лабораторная работа № 2. Исследование фаз митоза на примере микропрепарата клеток кончика корня.


2

28.01

Редукционное деление -мейоз



2.02

Особенности половых клеток.



4.02

Гаметогенез



9.02


Структура и функции хромосом



11.02

Многообразие прокариот



16.02

Роль бактерий в природе.



18.02

Многообразие растительных одноклеточных организмов



25.02

Многообразие животных одноклеточных организмов



2.03

Микробиология на службе человека.



4.03

История развития науки о клетке



11.03

Дискуссионные проблемы цитологии.



16.03

Контрольная работа № 2 по теме «Клеточный уровень организации жизни»

2


18.03

Гармония и целесообразность в живой природе



30.03

Обобщение по теме: Клеточный уровень организации жизни.



Тема 3. Молекулярный уровень проявления жизни 13 часов

1.04

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе



6.04

Основные химические соединения живой материи



8.04

Структура и функции нуклеиновых кислот



13.04

Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.



15.04

Процессы биосинтеза белка



20.04

Молекулярные процессы расщепления



22.04

Молекулярные процессы расщепления



27.04

Регуляторы биомолекулярных процессов



29.04

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем



06.05

Химическое загрязнение окружающей среды.



13.05

Контрольная работа № 3 по теме «Молекулярный уровень проявления жизни»

3


18.05

Семинар «Время экологической культуры»



20.05

Структурные уровни организации жизни.



Тема 4 . Заключение 1ч

25.05

Обобщение знаний о многообразии жизни






6. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Учебно-методический комплекс


Автор

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В.

Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень

2014

Вентана -Граф

459

Печатные пособия (и т. д.)

Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана – Граф, 2010.¬¬176 с.


Контрольно-измерительные материалы. Биология: 11класс / Сост. Н.А. Артемьева. М.: Вако, 2010.-112 с.


Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровни ЕГЭ : учебно-методичсеское пособие / А.А. Кириленко. Изд. 5-е.; перераб. И дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 272 с.

Лернер Г.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ в 2013 году. Диагностические работы. Библиотечка СтатГрад.

Биология. Подготовка к ЕГЭ-2014 : учебно-методичсеское пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников. – Ростов н/Д : Легион, 2013. – 474 с.

Биология. 1С: Репетитор - СD диск

www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

www.college.ru - Учебник по биологии он-лайн








7. Раздел «Результаты освоения учебного курса «Биология »

Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) средней школы.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • наличие представлений о нормативных актах законодательной и исполнительной власти области по дальнейшему укреплению экологической безопасности;

  • знание основных проблем экологии человека и направления их разрешения в регионе, стране, мире;


Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.


Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.



ПРИНЯТО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ ОСОШ № 3

от « » августа 201__ года

№ ______


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________И.А. Емельяненко

подпись

____________ 201__ года

Дата


























Внесение изменений в рабочую программу в течение учебного года

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Рабочая программа по биологии 11 класс по программе И.Н.Пономаревой
  • Биология
Описание:

Данная рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю

Она состоит из следующих разделов

  • пояснительная  записка
  • общая  характеристика предмета
  • место предмета в учебном плане
  • характеристика основных тем
  • календарно-тематическое планирование
  • учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • результаты освоения учебного курса
  • каритерии оценки учебных достижений

            Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической  науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Автор Пустоварова Светлана Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 2899
Номер материала 3852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓