Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 11 класс

Рабочая программа по биологии 11 класс

hello_html_19f9a899.gifhello_html_m5cde7ba.gifhello_html_m6ddd51c3.gifhello_html_m21d1f4b6.gif



Биология 10-11 класс

Программа среднего( полного) общего образования

(10-11 класс)

базовый уровень.

(70 часов)

Автор

В. В. Пасечник

_ ___________ _______

Данная программа по биологии составлена на ос_

нове федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования

на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание пред_

метных тем образовательного стандарта, дает при_

мерное распределение учебных часов по разделам

курса и рекомендуемую последовательность изуче_

ния тем и разделов учебного предмета с учетом

межпредметных и внутрипредметных связей, а так_

же логики учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) об_

щего образования на базовом уровне направлен на

формирование у учащихся знаний о живой приро_

де, ее отличительных признаках — уровневой ор_

ганизации и эволюции, поэтому программа вклю_

чает сведения об общих биологических законо_

мерностях, проявляющихся на разных уровнях

организации живой природы.









Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №15.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №15

Приказ от _________№____

__________/Ермакова Е.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ

Уровень общего образования (класс) 11

Количество часов 68

Учитель Просвирина Н.А







Программа разработана на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089 ;

- оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.




п. Виноградный

2014-2015 уч. год













1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе на основе авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2011года, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


1.Закон РФ "Об образовании".

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году.

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011года.

  2. Учебный план школы.

  3. Образовательная программа школы.

  4. Расписание уроков.

  5. Календарный график на 2014-2015 учебный год.

Цели изучения курса.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

1.

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.


2.Общая характеристика предмета.


Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которой направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

* основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;

* строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

* сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

* вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

* биологическую терминологию и символику;

уметь

* объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

* решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

* описывать особей видов по морфологическому критерию;

* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

2.

* сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

* анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

* изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

* находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

* оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



3. Место предмета в учебном плане.


В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю (35 часов в год). В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 15, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данные часы распределены следующим образом:

1.Запланировано 6 уроков для проведения итогового контроля по темам. С целью отработки технологии ЕГЭ все они представлены тестами.

2.Запланировано 6 уроков повторения в конце учебного года для подготовки к ЕГЭ и годовой контрольной работы.

3.Запланировано 6 лабораторных работ. Они проводятся как отдельные уроки.

4. Добавлено 4 часа на изучение темы «Основы селекции и биотехнологии», так как учащиеся должны знать, что данные науки имеют огромное значение для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

5.Введено 8 уроков по различным темам, которые проводятся в форме семинарских занятий.

6. В раздел « Экология» и «Эволюция» введены экскурсии- 3 урока, с целью реализации регионального компонента.







3.

4. Содержание программы.

Основы учения об эволюции (18 часов)

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Главные направления эволюционного процесса. Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, а также иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение морфологического критерия вида.

2.Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

3. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Основы селекции и биотехнологии (7 часов)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центpax происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы. Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, портретов известных селекционеров, таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих результаты селекционной работы, методы получения новых сортов растений и пород животных, функционирования микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

4.

Антропогенез (7часов)

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры; таблиц, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих основные этапы эволюции человека.

Основы экологии (20 часов)

Экология как наука. Среды обитания. Экологические факторы. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Природные ресурсы. Экологическое сознание. Демонстрации таблиц, фотографий, схем, фрагментов видеофильмов и компьютерных программ, иллюстрирующих среды обитания, экологические факторы, типы экологических взаимодействий, характеристики популяций и сообществ, экологические сукцессии.

Лабораторные и практические работы

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»

Решение экологических задач.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

Эволюция биосферы и человек (9 часов)

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Резерв времени 6 часов.(Повторение и обобщение пройденного материала. Подготовка к экзаменам)


5.Тематический план по биологии 11 класса.


№ п/п

тема

Кол-во часов

сроки

Минимум содержания

Максимум возможностей

Контроль



1.













Основы учения об эволюции.











18














01.09- 28.10.2014 г.



Признаки

биологической

эволюции. Основные этапы развития эволюционных идей. Вид, критерии вида. Видообразование. Движущие силы эволюции.

Основные направления современной селекции, ее задачи и методы.



Современные представления о видообразовании. Работы А.Н.Северцева.




























К.р. №1

2.











Основы селекции и биотехнологии










7










10.11.-01.12.2014г.

Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.








Проблемы и перспективы биотехнологии. Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.

















К.р. №2


3.




Антропогенез


7.





02.12.-23.12.2014.

Движущие силы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека




Факторы эволюции современного человека.





4.


Основы экологии.

20





29.12.- 17.03. 2015 г.

Что изучает экология. Среды обитания. Экологические ниши. Типы экологических взаимодействий. Экологические пирамиды. Рациональное природопользование.


Решение экологических задач.













К. р.№3


5.









Эволюция биосферы и человек.








9



30.03.-27.04.2015 г


Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговороты веществ в биосфере .Гипотезы о происхождении жизни. Этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.





Международные и национальные программы оздоровления природной среды.










6.


Повторение



Итого:

6



67 часов.

28.04.-25.05.2015г






К.р.№4.


7.


Оглавление.



1. Пояснительная записка – стр. 1-2.

2. Общая характеристика предмета – стр.2 -3.

3. Место предмета в учебном плане – стр.3.

4. Содержание программы – стр.4 -5.

5. Тематический план – стр. 6-7.

6. Календарно- тематический план – стр.8-24.

7. Перечень контрольных работ – стр.24.

8. График лабораторных работ – стр.25.

9. Информационно- методическое обеспечение – стр.26

10. Критерии оценивания – стр. 27-28.

11.Приложение – КИМ.
































6. Календарно- тематическое планирование.





№ п/п

Дата

Разделы, темы, уроки.

Тип урока

Наглядные и практические методы.

Контроль .Л.р

П.р.

Знания, умения, навыки.

Региональ-ный компонент.

Задание на дом.

Подготовка к егэ

П.

Ф.

I. Основы учения об эволюции. (18ч.) 1 четверть.

1.

01

09


Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

Комб.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие систему живой природы; портреты К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина


Эволюция. Систематические категории, закон зародышевого сходства


Изучить § 52, (стр. 186-190).

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.9кл

Стр.188 - 191

2.

02

09


Чарльз Дарвин и основные положения его теории.

Комб.

Географическая карта мира; ксерокопии обложек книг Ч. Дарвина; диапозитивы «Эволюция органического мира».


Эволюция, наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.


Изучить § 52, (стр. 191-194).


3.

08

09


Вид, его критерии.

Комп. примен.

ЗУН

Таблицы, иллюстрирующие критерии видов растений и животных, комнатные растения, диапозитивы «Эволюция органического мира».

Лабораторная работа №1 «Изучение морфологического критерия вида».

Биологический вид, критерии вида: морфологический, физиологический, экологический, географический, исторический.


Изучить § 53, ответить на вопросы на стр.198.

Критерии вида.9кл.стр.134 - 137

4.

09

09


Популяции.

И.н.м.

Таблицы, иллюстрирующие популяции и виды, фотографии представителей местной флоры и фауны.


Популяции.

Примеры видов и популяций Белокалитв. района

Изучить § 54, подготовить ответы на вопросы на стр. 200.

Популяция 9кл.стр.138-140

5.

15

09


Генетический состав популяций.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие примеры популяций и генетические процессы в них, уровневую организацию живой природы.


Генофонд популяции.


Изучить § 55, подготовить ответы на вопросы на стр.202.


6.

16

09


Изменения генофонда популяций.

Комб.

Кинофильм «Современная теория эволюции».


Генетическое равновесие, случайные изменения состава генофонда, дрейф генов, направленные изменения генофонда.

Популяции фазана кавказского

Изучить § 56, ответить на вопросы на стр. 205.


7.

22

09


Борьба за существование и её формы.

И.н.м.

Таблицы и фотографии, иллюстрирующие проявление в органическом мире борьбы за существование.


Борьба за существование, формы борьбы за существование:

внутривидовая,

межвидовая,

борьба с неблагоприятными условиями.


Изучить § 57, подготовить ответы на вопросы на стр. 207.

Борьба за существование и естественный отбор 9кл.

Стр.201 -105

8.

23

09


Естественный отбор и его формы.

Комп. примен.

ЗУН

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.

Л.Р.№2 Выявление приспособлений к среде обитания».

Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.

Примеры естественного отбора в популяциях разных видов местной флоры и фауны.

Изучить § 58, (стр. 208-211).

Формы естественного отбора. 9кл. стр. 206 - 209

9.

29

09


Естественный отбор и его формы.

семинар

Диапозитивы «Эволюция органического мира», таблица «Естественный отбор», коллекции насекомых.


Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий,

дизруптивный,

полиморфизм, половой.


Изучить § 58, (стр. 211-214).


10.

30

09


Изолирующие механизмы.

И.н.м.

Таблицы, иллюстрирующие проявления в живой природе основных типов и различных групп изолирующих механизмов.


Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы: предзиготические, постзиготические.


Изучить § 59, изучить текст на стр. 217.


11.

06

10


Видообразование.

Комб.

Физическая карта Европы и Азии, таблицы «Критерии вида», «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование».


Микроэволюция, аллопатрическое

(географическое) видообразование, симпатрическое

(экологическое)

видообразование.


Изучить § 60, ответить на вопросы на стр. 222.

Видообразование 9.кл. стр.213 -220

12.

07

10


Макроэволюция, её доказательства.

Комб.

Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.


Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.


Изучить § 61, (стр.

222-225).

Макроэволюция

9кл. стр. 217 - 219


13.

13

10


Макроэволюция, её доказательства.

семинар

Кинофильм «Эволюция и методы изучения эволюции»;

коллекции «Гомология плечевого и тазового пояса позвоночных»,

«Гомология строения конечностей позвоночных», «Рудиментарные органы позвоночных», палеонтологические находки.

Л.Р.№3Выявление признаков сходства зародышей».

Макроэволюция, переходные формы,

Филогенетические ряды.


Изучить § 61, (стр.

225-227).


Макроэволюция

9кл. стр. 217 - 219

14.

14

10


Система растений и животных – отображение эволюции.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие систематические группы и общие схемы с изображением родословных древ растений и животных, коллекции насекомых разных видов.


Биноминальное название видов, естественная классификация.


Изучить § 62, ответить на вопросы на стр. 229.

Систематика растений и животных.

15.

20

10


Главные направления эволюции органического мира.

Комб.

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».


Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.


Изучить § 63, (стр. 230-232).

Главные линии эволюции

9кл. стр.223-224

16.

21

10


Главные направления эволюции органического мира.

семинар

Кинофильм «Основные направления эволюции», таблицы «Ароморфоз и идиоадаптация растений», «Схемы кровообращения позвоночных животных», «Схемы головного мозга позвоночных», «Развитие органического мира».


Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.


Изучить § 63, (стр.

232-236),

подготовиться к зачёту.

Особенности строения растений

различных отделов. 6 кл

17.

27

10


Зачётно-обобщающий урок по теме

«Основы учения об эволюции».

Повтор.

и обобще

ние


Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», «Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».


Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».


Изучить «Краткое содержание главы».


18.

28

10


Контрольная работа №1

«Основы учения об эволюции».

Контроль, оценка

знаний



Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие движущие силы эволюции, «Биогеоценоз дубравы», Биосфера», диапозитивы «Эволюция органического мира».

К.Р.

1

Термины и понятия темы

«Основы учения об эволюции».


Изучить «Краткое содержание главы».


II.Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.) 2 четверть.

19.

10

11


Основные методы селекции и биотехнологии.

И.н.м.

Таблицы, иллюстрирующие общие методы селекции, использование клеточной и генной и генной инженерии, альбомы и фотографии сортов растений и пород животных, муляжи плодов некоторых культурных растений.


Селекция, порода, сорт, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, биотехнология, клеточная инженерия; гибридизация близкородственная, неродственная и отдалённая.


Изучить § 64, ответить на вопросы на стр. 244.

Основы селекции. Работы Вавилова.

9кл. стр.122

20.

11

11


Методы селекции растений.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.


Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.


Изучить § 65, стр. 244-246.

Основные методы селекции.9кл. стр. 126 - 129

21.

17

11


Методы селекции растений.

семинар

Таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости и центры происхождения культурных растений, муляжи некоторых овощных, плодовых и др. культур.


Центры происхождения культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости, протопласт.


Изучить § 65, стр. 246-252.

Особенности строения различных отделов растений

22.

18

11


Методы селекции животных.

Комб.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие применение различных методов в селекции животных; альбомы и фотографии с изображением разных пород с/х животных.


Полиэмбриония, генетическое клонирование.


Изучить § 66, ответить на вопросы на стр. 256.

Особенности строения различных групп животных

7 кл.

23.

24

11


Селекция микроорганизмов.

Комб.

Таблицы с изображением прокариотических и эукариотических организмов, таблицы и схемы, иллюстрирующие методы селекции микроорганизмов и технологию генной инженерии.


Клон, штамм.


Изучить § 67, познакомиться со статьёй на стр. 256.

Характерные особенности строения грибов и бактерий.

6кл.

24.

25

11


Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Семинар


Таблицы и схемы, иллюстрирующие обязательные этапы биотехнологических процессов; CD «Биотехнология».


Биологические удобрения, биогумус, культура тканей, экологические виды топлива.

.

Изучить § 68,подгото-вить ответы на вопросы на стр. 263.


25.

01

12


Контрольная работа №2 по теме

«Основы селекции и биотехнологии».

Контроль, оценка

знаний



Таблицы по теме, альбомы с изображением пород с/х животных, муляжи сортов с/х растений.

К.Р.

2

Термины и понятия уроков темы «Основы селекции и биотехнологии».


Изучить «Краткое содержание главы».


III. Антропогенез. 7 ч.






26.

02

12


Положение человека в системе органического мира.

Комб.

Таблицы «Родословное древо животного мира», «Приматы», модель «Происхождение человека», научно-популярная литература по проблеме происхождения человека.


Антропология, Человек разумный

(Homo sapiens).



Изучить § 69, ответить на вопросы на стр. 270.

Клетки , ткани , системы органов человека.

27.

8

12


Основные стадии антропогенеза.

Комб.

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».


Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.


Изучить § 70, стр. 270-272.

Опорно – двигательная система

28.

09

12


Основные стадии антропогенеза.

семинар

Таблицы с изображением ландшафта кайнозойской эры, «Стадии эволюции человека», модель «Происхождение человека».


Парапитеки, дриопитеки, палеоантропы, неоантропы, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий.


Изучить § 70, стр. 272-276, прочитать статью в конце параграфа и изучить рис. 111.

Система органов кровообращения, дыхательная система.

29.

15

12


Движущие стадии антропогенеза.

Семинар

Таблицы с изображением всех предковых форм человека, бюсты древних и современного человека.


Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.


Изучить § 71, подобрать материал о проблеме происхождения и эволюции человека.

Кожа. Питание. Выделение. 8 кл.

30.

16

12


Прародина человека.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие гипотезы происхождения человека, географическая карта мира.


Прародина человека, молекулярно-генетические методы исследования.


Изучить § 72.


31.

22

12


Расы и их происхождение.

Комб.

Таблица «Человеческие расы», бюсты людей различных рас.


Человеческие расы: европеоидная, негроидная, монголоидная, расогенез, расизм.


Изучить § 73, ответить на вопросы на стр. 289.


32.

23

12


Зачётно-обобщающий урок по теме

«Антропогенез».

Контроль, оценка

знаний



Бюсты древних людей и представителей современных рас, модель «Происхождение человека», скелет человека и млекопитающих.

Тест.

Понятия и термины темы «Антропогенез».


Изучить «Краткое содержание главы».


IV. Основы экологии.(19 ч.)



33.

29

12


Что изучает экология.

И.н.м.

Таблицы и схемы иллюстрирующие примеры взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой, портрет Э. Геккеля, научно-популярная литература по экологии.


Экология: популяционная, географическая, химическая, промышленная, экология растений , животных, человека, глобальная экология.


Изучить § 74, выполнить задание на стр. 294.

Биосфера .среды жизни

9кл. стр. 172 - 177

34.

30

12


Среда обитания организмов и её факторы.







3 четверть.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.


Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.


Изучить § 75, стр. 294- 296, подготовить ответы на вопросы на стр. 299.

Средообразующая деятельность организмов.

9кл. стр. 178 - 179

35.

12

01


Среда обитания организмов и её факторы.

Экскурсия

Таблицы, иллюстрирующие воздействие различных факторов на организмы.


Среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), толерантность, лимитирующие факторы, закон минимума.


Изучить § 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности.


36.

13

01


Местообитание и экологические ниши.

И.н.м.

Таблицы, иллюстрирующие местообитание и экологические ниши некоторых видов растений, животных, грибов.


Местообитание, экологическая ниша.

Примеры экологических ниш в лесу.

Изучить § 76, выполнить задание на стр. 302.


37.

19

01


Основные типы экологических взаимодействий.

И.н.м.

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.


Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.


Изучить § 77, стр. 303-305.


38.

20

01


Основные типы экологических взаимодействий.

Семинар

Таблицы с изображением основных типов экологических взаимодействий организмов разных видов, видеофильм BBS.

Тест

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.


Изучить § 77, стр. 305-308.


39

26

01


Конкурентные взаимодействия.

Комб.

Таблицы, иллюстрирующие распространение в природе конкурентных взаимодействий.


Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.


Изучить § 78, выполнить задание на стр. 311-312.


40.

27

01


Основные экологические характеристики популяции.

Комб.


Таблицы, иллюстрирующие основные экологические характеристики популяции.


Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность; возрастная структура.


Изучить § 79, выполнить задание на стр. 314-315.


41.

02

02


Динамика популяции.

Комб.

Таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие все процессы изменений биологических показателей популяции.


Динамика популяции.


Изучить § 80, выполнить задание на стр. 317-318.


42.

03

02


Экологические сообщества.

Экскурсия

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.


Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.

Экосистема леса.

Изучить § 81, стр. 318-320, выполнить задание на стр. 323.


43.

09

02


Экологические сообщества.

Практикум

Таблицы и схемы с изображением основных компонентов любой экосистемы, типов экологических сообществ: естественных и искусственных.

Л.Р.№4 «Исследование изменений в экосистемах на биологических модулях».

Биотические сообщества (биоценозы), экосистема, биогеоценоз, биосфера, искусственные (антропогенные экосистемы), агробиоценоз.


Изучить § 81, стр. 320-323.


44.

10

02


Структура сообщества.











Комб.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие состав и структуру экосистемы; диафильм «Природные сообщества», таблицы «Сообщество дубравы», «Сообщество водоёма».


Структура сообщества, видовая структура, морфологическая структура, трофическая структура, пищевая сеть.


Изучить § 72, выполнить задание на стр. 327.


45.

16

02


Взаимосвязь организмов в сообществах.

Комб.

Таблицы и схемы пищевых сетей в некоторых экосистемах.


Пищевая сеть, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы, продуценты, консументы, редуценты.


Изучить § 83, подготовить ответы на вопросы на стр. 328.


46.

17

02


Пищевые цепи.

Комп. примен.

ЗУН

Таблицы с изображением обитателей лесов, степей и вод, таблицы, иллюстрирующие пищевые связи и цепи в экосистемах и круговорот веществ и энергии в разных биогеоценозах; гербарные экземпляры растений леса, луга.

Л.Р.№5»Составление схем передачи веществ и энергии».

Детрит, пастбищная пищевая сеть, круговорот веществ, биогенные элементы.


Изучить § 84, составить схемы передачи вещества и энергии в местных экосистемах леса и водоёма.


47.

24

02


Экологические пирамиды.

Комб.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие примеры экологических пирамид: биомассы, численности, энергии; а также экологических пирамид, типичных для наземных и морских экосистем.


Экологическая пирамида, пирамида биомассы, пирамида численности.


Изучить § 85, выполнить задание на стр. 334.


48.

02

03


Экологические сукцессии.

Комб.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие смену сообществ и экологических сукцессий; диафильм «Природные сообщества» и «Сезонные изменения в жизни растений».


Сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессия.


Изучить § 86, найти в окружающей местности примеры экологических сукцессий.


49.

03

03


Влияние загрязнений на живые организмы.

проект

Таблицы, схемы с изображением путей передачи вредных, токсичных веществ по пищевым цепям; фотографии животных или растений, находящихся под воздействием различных загрязнителей.


Токсичные вещества, диоксины, Предельно допустимая концентрация (ПДК), соли тяжёлых металлов, аллергены.


Изучить § 87, выполнить задание на стр. 339.


50.

10

03


Основы рационального природопользования.

семинар

Картины или фотографии иллюстрирующие рациональное природопользование; таблицы с изображением редких и охраняемых видов; Красные книги растений и животных, видеофильм «Охрана природы», «Биосфера и человек».


Природные ресурсы, экологическое сознание.


Изучить § 88, подготовить ответы на вопросы на стр. 342.


51

16

03


Обобщение темы.

Практикум


Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

Л.Р.№6 «Решение экологических задач».

Понятия и термины темы «Основы экологии».


Подготовиться к тестированию по изучаемой теме.



52.

17

03


Контрольная работа №3 по теме

«Основы экологии».

Контроль, оценка

знаний


Таблицы, схемы и оборудование темы «Основы экологии».

К.Р.

3

Понятия и термины темы «Основы экологии».


Изучить «Краткое содержание главы».


V. Эволюция биосферы и человек (9 ч.) 4 четверть.

53.

30

03


Гипотезы о происхождении жизни.

лекция

Таблицы по общей биологии, портреты учёных, научно-популярная литература и статьи по проблеме возникновения жизни на Земле.


Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты.


Изучить § 89, выполнить задание на стр. 348.


54.

31

03


Современные представления о происхождении жизни.

семинар

Таблицы и схемы, иллюстрирующие этапы происхождения живых существ на Земле, портреты учёных, решающих вопросы происхождения жизни на Земле; кинофильм «Возникновение жизни на Земле».


Гипотеза абиогенного происхождения жизни на Земле.


Изучить § 90, выполнить задание на стр. 350, изучить текст на стр. 351.


55.

06

04


Основные этапы развития жизни на Земле.

Комб.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.


Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.


351-353.


56.

07

04


Основные этапы развития жизни на Земле.

семинар

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие основные этапы формирования жизни, симбиотического образования эукариотической клетки и др.

Тест

Гипотеза биопоэза, гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток, гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путём втягивания клеточной мембраны.


Изучить § 91, стр. 353-356, изучить текст на стр. 356.


57.

13

04


Эволюция биосферы.

Комб.

Схемы круговорота углерода на разных этапах эволюции жизни на нашей планете, таблицы и схемы, иллюстрирующие основные этапы развития биосферы, последствия безответственного отношения человека к биосфере.


Биосфера, учение В.И. Вернадского.


Изучить § 92, выполнить задание на стр. 360.


58.

14

04


Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.

Комб.

Геохронологическая таблица развития жизни на Земле, диапозитивы «Эволюция биосферы».


Эры и периоды развития жизни на Земле.


Изучить конспект урока.


59.

20

04


Антропогенное воздействие на биосферу.

Семинар поектная работа

Таблицы, иллюстрирующие состав и структуру биосферы, фотографии, показывающие антропогенное воздействие на биосферу.


Заповедники, заказники, национальные парки, Конвенция о биоразнообразии.

Воздействие жителей поселка на природу.


Изучить § 93, предложить свой путь выхода из экологического кризиса.


60.

21

04


Антропогенное воздействие на биосферу

семинар

проектная работа

Таблицы и схемы, иллюстрирующие проблемы происхождения и развития жизни на Земле, многообразие антропогенного воздействия на биосферу.

Основные понятия и термины темы.


Изучить «Краткое содержание главы».


61.

27

04


Зачетно-обобщающий урок по теме

«Эволюция биосферы и человек
















Контроль, оценка

знаний


Таблица с перечнем профессий, где необходимы общебиологические знания, таблицы, иллюстрирующие использование общебиологических знаний.

Бионика, ноосфера.


Повторить тему «Эволюция биосферы и человек».


62.

28

04


Повторение темы «Основы цитологии».

Поторение обобщение

Таблицы темы

Тест

Основные термины и понятия темы.


Подготовиться к тестированию по теме.


63.

05

05


Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

Поторение обобщение

Таблицы темы

Тест

Основные термины и понятия темы.


Подготовиться к тестированию по теме.


64.

12

05


Повторение темы «Основы генетики».

Поторение обобщение

Таблицы темы

Тест

Основные термины и понятия темы.


Подготовиться к тестированию по теме.


65.

18

05


Повторение темы «Генетика человека».

Поторение обобщение

Таблицы темы

Тест

Основные термины и понятия темы.


Подготовиться к тестированию по теме.


66.

19

05


Повторение темы « Основы учения об эволюции».

Поторение обобщение

Таблицы темы

Тест

Основные термины и понятия темы.


Подготовиться к тестированию по теме.


67.

25

05


Итоговая контрольная работа №4


Поторение обобщение

Таблицы темы

К.Р.№4

Основные термины и понятия темы.















Перечень проверочных работ по модулям

Тема


Вид проверки

Сроки.

1.

Вид.


Контрольная работа № 1

28.10.

2.

Основы селекции и биотехнологии.


Контрольная работа № 2

01.12.

3.

Антропогенез.


Зачет № 1

23.12.

4.

Основы экологии


Контрольная работа № 3

17.03.

5.


6.

Эволюция биосферы и человек.



Итоговая контрольная работа


Зачет № 2


Контрольная работа №4.

27.04.


25.05.





21.




График лабораторных работ на 2014 -2015учебный год.

п/п

Тема лабораторной работы

Дата








1

Лаб. работа №1

«Изучение морфологического критерия вида»







2

Лаб.работа №2 «Выявление приспособленности к среде обитания



3

Лаб. работа №3

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства»


4

Лабораторная работа №4

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях»


5

Лаб. работа №5

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»


6

Лаб.работа№6

«Решение экологических задач»
































25.



7. Информационно – методическое обеспечение


Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.

  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.

  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.

  5. Биология. 11 класс: поурочные планы пол учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.



Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2011.

  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07

  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.

  4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  6. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  8. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

  3. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология".




23.


8. Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета. 24.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
25.


Диагностическая работа по биологии 11 класс. Вариант - 1


Задание А

Выберите один правильный ответ, обведите его кружком и аккуратно занесите цифры правильных ответов в таблицу ответов в конце задания.


А1.Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам-

1)цитология

2)селекция

3)систематика

4)биогеография

А2.Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых сформулировали

1)закон зародышевого сходства

2)хромосомную теорию наследственности

3)клеточную теорию

4)закон гомологических рядов

А3.Мономерами белка являются

1)аминокислоты

2)моносахариды

3)жирные кислоты

4)нуклеотиды

А4.Хлоропласты в растительной клетке

1)выполняют защитную функцию

2)осуществляют связь между частями клетки

3)обеспечивают накопление воды

4)осуществляют синтез органических веществ из неорганических

А5.Рибонуклеиновые кислоты в клетке участвуют в

1) регуляции обмена веществ

2) образовании углеводов

3) хранении наследственной информации

4 ) биосинтезе белка

А6.Фаза деления клетки в которой хроматиды расходятся к полюсам

1) метафаза

2) профаза

3) анафаза

4) телофаза

А7.Какой генотип является гомозиготным

1) АвАв

2) ВВАА

3) ВвАа

4) АВАВ

А8.Какая изменчивость проявится у черенков смородины, взятых, с одного куста и выращенных в разных условиях

1)комбинативная

2)модификационная

3)генотипическая

4)мутационная

А9.К движущим силам эволюции относят

1)многообразие видов

2)видообразование

3)приспособленность

4)наследственную изменчивость

А10.Какой фактор ограничивает возможность жизни растений на больших глубинах океанов

1)отсутствие света

2)колебание температур

3)концентрация углекислого газа

4)высокая соленость воды

А11.По венам малого круга кровообращения течет

1)к легким

2) артериальная кровь

3)от сердца

4) венозная кровь

А12.Образование условных рефлексов возможно благодаря деятельности

1)продолговатого мозга

2)мозжечка

3)коры больших полушарий

4)среднего мозга

А13.Форма тела головастика, наличие у него боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствует об их родстве с

1)рыбами

2)ланцетниками

3)моллюсками

4)пресмыкающимися

А14.Побег появился впервые у растений отдела

1)покрытосеменные

2)папоротникообразные

3)голосеменные

4) мохообразные

А15.Клетки грибов в отличие от клеток бактерий, имеют

1)цитоплазму

2)ядро

3)плазматическую мембрану

4)рибосомы


Таблица ответов задания А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15


















Задание В


В задании В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6, обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу.


В1.Какие структуры характерны только растительной клетке

1.клеточная стенка из хитина

2.клеточная стенка из целлюлозы

3.эндоплазматическая сеть

4.вакуоли с клеточным соком

5.митохондрии

6.лейкопласты и хлоропласты






В2.Выберите признаки характерные классу Земноводных

1.трехкамерное сердце и два круга кровообращения

2.четырехкамерное сердце и два круга кровообращения

3.дышат легкими и кожей

4.дышат жабрами

5.кожа тонкая, сухая, лишена желез

6.кожа голая и влажная






При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


В3.Установите соответствие между особенностью регуляции физиологических функций в организме человека и её типом


ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ТИП РЕГУЛЯЦИИ

А) осуществляется с помощью 1) нервная

гормонов 2) гуморальная

Б) осуществляется с помощью

электрических импульсов

В) имеет высокую скорость реакции

на внешнее воздействие

Г) процесс протекает медленно

Д) воздействие осуществляется через кровь


А

Б

В

Г

Д







При выполнении задания В4 установите правильную последовательность процессов или явлений. Запишите в таблице буквы ответов в той последовательности, которую вы составили.


В4.Установите последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей

А) семейство Бобовые

Б) вид Клевер луговой

В) род Клевер

Г) отдел Покрытосеменные

Д) класс Двудольные








Задание С


На задание С1 дайте полный развернутый ответ


С1. Фрагмент кодирующей цепи ДНК имеет следующую последовательность: ГТГТТТГАГЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и число водородных связей во фрагменте молекулы ДНК.











































Рабочая программа по биологии 11 класс
  • Биология
Описание:

Биология 10-11 класс

 Программа среднего( полного) общего образования

(10-11 класс)

базовый уровень.

(70 часов)

Автор

В. В. Пасечник

_          ___________ _______

Данная программа по биологии составлена на ос_

нове федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования

на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание пред_

метных тем образовательного стандарта, дает при_

мерное распределение учебных часов по разделам

курса и рекомендуемую последовательность изуче_

ния тем и разделов учебного предмета с учетом

межпредметных и внутрипредметных связей, а так_

 

же логики учебного процесса.

Автор Просвирина Наталья Александровна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 472
Номер материала 11096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓