Главная / Биология / Рабочая программа по биологии 10 и 11 классы

Рабочая программа по биологии 10 и 11 классы

Пояснительная записка



Предмет биология входит область предметов естественно-математического цикла. Ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия.



Общая характеристика предмета и его место в обучении.



Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (природоведения), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе его освоения у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо этого, в курсе природоведения рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и другие. С опорой на эти понятия можно более точно и полно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, фотосинтез, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и др.)

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. В соответствии с культуросообразным подходом, учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа содержит следующие линии:

  • Многообразие и эволюция органического мира;

  • Биологическая природа и социальная сущность человека;

  • Уровневая организация живой природы.



В курсе изучаются следующие разделы:

«Живые организмы», куда включены сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода, в соответствии с которым акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

«Человек и его здоровье» содержит сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

«Общие биологические закономерности»: обобщаются и систематизируются знания, освоенные при изучении курса биологии в основной школе; происходит усвоение некоторых общебиологических закономерностей.

Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общебиологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Курс биологии в старшей школе основан на идее уровневой организации живой природы и её эволюции. В соответствии с этим в курсе последовательно рассматриваются основные биологические системы, их характерные особенности. Содержание курса включает ведущие теоретические обобщения биологической науки: клеточную, хромосомную и эволюционную теории, генетические законы – Г. Менделя, Т. Моргана, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений, закон зародышевого сходства и другие. В основе лежит системный подход. Целостность курса биологии в старшей школе достигается за счёт рассмотрения общих биологических закономерностей, проявляющихся в живых системах. Интеграция знаний на основе системного пдхода и идеи эволюции позволит повысить воспитательный потенциал курса, осуществить последовательное развитие фундаментальных общебиологических понятий: клетка, вид, биоценоз, биосфера.

Во введении рассматриваются основные живые системы и присущие им общие признаки. В дальнейшем на уровне каждой системы прослеживаются их основные признаки: обмен веществ и энергии, целостность, взаимосвязь структуры и функций, связь со средой, саморегуляция.

Содержание курса представляет собой важное звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.



Цели биологического образования на глобальном уровне

Являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее важным в развитии подростков является достижение социоморальной и интеллектуальной взрослости. Кроме того, биологическое образование - это компонент системы образования в целом, поэтому глобальные цели являются наиболее общими и социально значимыми:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • обеспечение развития познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • обеспечение овладения ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • обеспечение формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.



Задачи обучения по биологии

Определяются возможностью реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению:

- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической генетической и гигиенической грамотности;

- овладение рядом общих учебных умений. Навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым, в частности, относятся:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерении, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

  • определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

  • умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;

  • умение различать факт, мнение, доказательство. Гипотезу, аксиому;

  • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

  • творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации: энциклопедий, словарей, Интернет-ресурсов и других баз данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Планируемые результаты обучения

Личностные:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках информации: энциклопедиях, словарях, Интернет-ресурсах и других базах данных, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Предметные:

  1. В познавательной сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, бактериями, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления различных групп); роли различных организмов в жизни человека; значении биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, оганов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособленности организмов к условиям окружающей среды; типов взаимодействий разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение првил работы в кабинете биологии;

  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В сфере физической деятельности:

  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.












Календарно-тематическое планирование

(68 часов, 1 час в неделю; 10кл.-34 час.; 11кл.-34 час.)

10 класс (34 часа в год)


Тема урока


тип урока

Содержание урока


планируемый результат

Средства обучения

1(1)


Введение в предмет (2 часа).


и.н.м.


Предмет и задачи об­щей биологии, методы исследования в биологии, связь биологии с другими науками.


Учащиеся должны знать, что изучает общая биология , уметь охарактеризовать особенности методов познания живого.

Таблицы

2 (2)

Сущность жизни свойства живого

комб.


Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.


Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследст­венность и изменчивость, рост и развитие, раз­дражимость и уметь привести примеры пред­ставителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.


Таблицы

3(3)

Уровни организации живой материи

комб.


Уровни организации живой природы:молекулярный, клеточный, организменный, популяционно- видовой, экосистемный, биосферный.

Учащиеся должны уметь характеризовать уровни организации живого, уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей природе.

Таблицы, ИКТ

4(4)


Зачет №1 «Общая биология – наука об изучении общебиологических законгмерностей живой природы »

контрольный


Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи

Закрепить и углубить понимание учащимися особенностей современной биологической науки, проверить усвоение учащимися знаний о методах исследования в биологии, сущности жизни и свойствах живого, уровневой организации живой материи.


Зачетные задания

1(5)

Методы цитологии. Клеточная теория.

и.н.м.


Клетка, цитология, основные положения клеточной теории

Учащиеся должны знать методы изучения клетки, уметь раскрывать основные положения современной клеточной теории, основные отличия в строении клеток организмов разных царств. Учащиеся должны уметь доказать материаль­ное единство органического мира

Таблицы

2(6)


Химический состав живого вещества. Неорганические ве­щества клетки.


и.з.м.


Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.


Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке.


ИКТ, таблицы

3(7)




Органические веще­ства клетки. Углево-

ды, липиды.


комб.



Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов .


Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов.



ИКТ, таблицы

4(8)


Строение и функции белков в клетке. Ферменты.


комб.


Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты.


Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо­бенностями строения их молекул.


таблицы


5(9)


Нуклеиновые кисло­ты и их роль в жизнедеятельности клетки


комб.


ДНК, РНК, генети­ческий код.


Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК , их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче­ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.


ИКТ, таблицы


6

(10)

АТФ и другие органические вещества

комб.


АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь

Учащиеся должны знать особенности строения АТФ как универсального источника энергии в клетке, знать роль витаминов в живой природе.

ИКТ, таблицы


7

(11)


Зачет №2 «Химическая органи­зация клетки».


зачет

Повторение и обобще­ние знаний о химиче­ской организации клет­ки


Учащиеся должны уметь объяснить биологиче­ское значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свой­ствами их молекул.



Зачетные задания


8

(12)

Строение клетки. Клеточная мембрана.Ядро


Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, ядра.


ИКТ, таблицы


9

(13)

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.


Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.

Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки.


ИКТ, таблицы


10

(14)

Строение и функции эукариотической клетки. Л,р. «Строение клеток растений и животных»


комб.


Строение и функции органои­дов клетки( ЭПС, комплекс Гольджи, Лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения), клеточные включения.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений.


ИКТ, таблицы


11

(15)


Сходство и различия в строе­нии прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги.

Л,р. «Строение клеток растений, животных,грибов»



и.н.м.


Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Ви­русы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека, должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты.


ИКТ, таблицы, микроскопы, микропрепараты.


12

(16)

Зачет №3 «Клетка – структурная единица живого»

зачетный

Клетка- целостная элементарная система, мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные, одномембранные и двумембранные.

Проверить усвоение учащимися знаний

о строении клетки, об особенностях строения растительных, животных клеток и грибов.



13

(17)

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке.


и.н.м.


Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


Учащиеся должны усвоить сущность и значе­ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми­тохондрий в процессах клеточного дыхания.



Таблицы, ИКТ



14

(18)

Пластический обмен. Биосинтез белка.


комб.


Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по­строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.



Таблицы, ИКТ



15

(19)

Типы питания орга­низмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.


комб.


Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.


Учащиеся должны знать типы питания орга­низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ­ными типами питания.



Таблицы, ИКТ



16

(20)

Зачет №4 «Обмен веществ и энергии в клетке»

зачет


Метаболизм,анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.

Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.


Учащиеся должны иметь понятие о целостности метаболизма, двух его обменах, о ведущей роли ферментов и энергии во всех процессах жизнедеятельности.


Зачетные задания


1

(21)


Жизненный цикл клетки. Ми­тоз.


и.н.м.


Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.


Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особен­ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.



Таблицы, ИКТ



2

(22)


Половое размноже­ние организмов. Мейоз.


и.н.м.


Гаметы и гаметогенез, сперматогенез и овоге­нез, биологическое значение полового про­цесса.


Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.



Таблицы, ИКТ



3

(23)

Формы размножения организмов. Бесполое размноже­ние организмов. Половое размноже­ние организмов

комб.


Формы бесполого раз­множения: митоз, споро-образование, почкование и вегетативное размно­жение.

Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биоло­гическое значение полового размножения.


Таблицы, ИКТ



4

(24)


Развитие половых клеток. Оплодотворение.


комб.


Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений, развитие без оп­лодотворения.


Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых рас­тений,



Таблицы, ИКТ



5

(25)

Онтогенез.Индивидуальное развитие организмов.

комб.


Эмбриоге­нез и постэмбриональ­ное развитие. Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.


Учащиеся должны знать закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.



Таблицы, ИКТ



6

(26)

Зачет №5 «Рамножение и индивидуальное развитие организмов»

зачет

Сущность размножения и его биологическая роль, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения, мейоз, особенности развития организмов.

Учащиеся должны знать особенности и значение деления клетки , особен­ности интерфазы и фаз митоза,уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов, знать особенности и биоло­гическое значение бесполого размножения и его форм, особенности и биоло­гическое значение полового размножения, факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека.

Зачетные задания




1

(27)


История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание.



и.н.м.


Основные термины и понятия генетики. Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый и второй законы Менделя.



Учащиеся должны знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терми­нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания.



Таблицы, ИКТ



2 (28)


Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

семи­нар


Решение задач на моногибридное наследование. Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач, составлять схемы анализирующего скрещивания.



Таблицы, ИКТ



3

(29)

Дигибридное скре­щивание.


и.н.м.


Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.


Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета.



Таблицы, ИКТ



4

(30)


Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Цитоплазматическая наследственность.

и.н.м.


Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты, цитоплазматическая наследственность. Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.



Учащиеся должны знать основные положения хромосомной теории наследственности, уметь объяснять закон Моргана, иметь представление о

генетических картах.


Таблицы, ИКТ



5

(31)


Генетическое определение пола.

и.н.м.


Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Учащиеся должны знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование.



Таблицы, ИКТ



6

(32)

Наследственная из­менчивость. Мутации.


и.н.м.


Наследственная измен­чивость: комбинативная, мутационная и соотно­сительная, мутагены, му­тации и мутагенез, за­кон гомологических ря­дов Вавилова.


Учащиеся должны знать виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формули­ровку закона гомологических рядов.



Таблицы, ИКТ



7

(33)


Генетика человека.

комб.

Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.


Таблицы, ИКТ



8

(34)

Проблемы генетической безопасности.

Ролев.

игра

Медико-генетическое консультирование.

Учащиеся должны знать о мерах предупреждения генетических заболеваний.

Групповые задания.



9

(35)


Зачет №6 «Основы генетики»

зачет

Повторение и обобще­ние материала о на­следственности и из­менчивости организмов


Учащиеся должны знать закономерности на­следственности и изменчивости организмов. Учащиеся должны уметь доказывать матери­альное единство природы, её познаваемость.


тематиче­ский тест



11 класс (34 часа в год)


Тема урока


тип урока


Содержание урока


Использование ТСО

педагогический

мониторинг

Тема: «Основы учения об эволюции органического мира» (14 часов)

1

(36)

Развитие представлений об эволюции живой природы.


изучение нового материала

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.



Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

2

(37)

Ч.Дарвин и основные положения его теории.


комбинированный

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина



Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

3

(38)

Вид и его критерии.



комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.



Таблицы, ИКТ


Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

4

(39)

Популяции.


комбинированный

Понятие популяции и её роль в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

5

(40)

Борьба за существование и её формы.

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

6

(41)

Естественный отбор и его формы.

комбинированный

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

7

(42)

Изолирующие механизмы.

комбинированный

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный оптос

8

(43)

Видообразование.

комбинированный

Стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование



Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

9

(44)

Макроэволюция и её доказательства.

комбинированный

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

10

(45)

Система растений и животных- отображение эволюции.




Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

11

(46)

Главные направления эволюции органического мира. л.р. «Выявление идиоадаптаций у организмов»

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.


Таблицы, ИКТ


Лабораторная работа

12

(47)

Гипотезы о происхождении жизни на Земле.Современные представления о происхождении жизни.

изучение нового материала

Теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Начальные этапы эволюции жизни.


Таблицы, ИКТ


поисковая беседа, сообщения учащихся

13

(48)

Основные этапы развития жизни на Земле.

изучение нового материала

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

14

(49)

Зачет №1 «Основы учения об эволюции»

зачет

Повторение и обобще­ние знаний о теории эволюции.



Письменный тематический тест

Тема: Основы селекции и биотехнологии (5 часов).

1

(50)

Предмет и основные методы селекции и биотехнологии.


и.н.м.


Предмет и задачи селекции, методы селекции


Таблицы, ИКТ


поисковая беседа

2

(51)

Селекция растений

и.н.м.

Формирование знаний о селекции растений, методы и приёмы, успехи современной селекции в растениеводстве.


Таблицы, ИКТ


компьютерные тесты

фронтальный опрос


3

(52)

Селекция животных.


и.н.м.


Формирование знаний о селекции животных, методы и приёмы, успехи современной селекции в животноводстве.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

4 (53)

Селекция микроорганизмов.

Биотехнология.

н.н.м.

Формирование знаний о селекции микроорганизмов, успехи современной биотехнологии.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

5

(54)

Зачет №2 «Основы селекции и биотехнологии»

зачет

Учащиеся должны знать основные понятия селекции, методы и приёмы селекции различных групп организмов.



Письменный тематический тест

Антропогенез (5 часов).

1

(55)


Антропогенез. Положение человека в системе животного мира.

комбинированный

Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека


Таблицы, ИКТ


поисковая беседа

2-3

(56-57)

Основные стадии антропогенеза и его движущие силы.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы, биологические и социальные движущие силы антропогенеза.



Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

4

(58)

Расы человека.

И.Н.М.

Расовые отличия, критика расовой теории и социального дарвинизма.


Таблицы, ИКТ


тематический тест


5

(59)

Зачет №3 «Антропогенез»

зачет

Учащиеся должны уметь объяснить особенно­сти антропогенеза человека, как исторического процесса эволюционных изменений.


Таблицы, ИКТ


Письменный тематический тест

Основы экологии (7 часов)

1

(60)

Среда обитания организмов и ее факторы.

И.н.м.

Эколдогия, среда обитания, экологические факторы,толерантность организмов,лимитирующие факторы, закон минимума.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

2

(61)

Основные типы экологических взаимодействий

И.н.м.

Экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

3

(62)

Конкурентные взаимодействия

И.н.м.

Внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

4

(63)

Основные экологические характеристики популяций


Демографические характеристики: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

5

(64)

Экологические сообщества. Структура сообщества.


Биоценозы, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агробиоценоз.Видовая структура, морфологическая, трофическая.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

6

(65)

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.


Детрит, пастбищная пищевая цепь, детритная пищевая цепь, круговорот веществ, биогенные элементы.Экологическая пирамида: биомассы, численности.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

7

(66)

Экологическая сукцессия

Основы рационального природопользования.

изучение нового материала

Сукцессия, типы сукцессий и их причины. Приёмы рационального природопользования.Искусственные сообщества, их отличия от естественных, аквариум как модель экосистемы.


Таблицы, ИКТ


фронтальный опрос

Эволюция биосферы и человек.(4 часа)

1

(67)

Эволюция биосферы.

Охрана окружающей среды.

изучение нового материала

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере. Биологический круговорот, как необходимое условия существования и функционирования биосферы.


Таблицы, ИКТ


устный фронтальный опрос

2

(68)

Антропогенное воздействие на биосферу.

комбинированный

Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования.


Таблицы, ИКТ


терминологический диктант, устный фронтальный опрос

3

(69)

Зачет №4

«Основы экологии .Эволюция биосферы и человек»

зачет

Учащиеся должны знать экологические закономерности природы, её познаваемость и изменяемость.



письмен­ный оп­рос


4

(70)

Итоговый урок.

Научное и практическое значение общей биологии.

итоговый

Проверка усвоения материала об экологии и биосфере.


собеседование
























Планируемые результаты обучения биологии

Личностные:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках информации: энциклопедиях, словарях, Интернет-ресурсах и других базах данных, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Предметные:

  1. В познавательной сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека, видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами, бактериями, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления различных групп); роли различных организмов в жизни человека; значении биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, оганов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление изменчивости организмов; приспособленности организмов к условиям окружающей среды; типов взаимодействий разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • Знание и соблюдение првил работы в кабинете биологии;

  • Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В сфере физической деятельности:

  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих; рациональной организации труда и отдыха, выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

  1. В эстетической сфере:

  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.





В результате изучения Общих биологических закономерностей ученик НАУЧИТСЯ:

  • Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей; оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе:

Ученик ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:

  • Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

  • Аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.







Перечень учебно-методического обеспечения

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Наименование оборудования


Гербарии


Гербарий к курсу основ общей биологии


Микропрепараты


Набор микропрепаратов по общей биологии


Муляжи, модели


Набор муляжей плодов и корнеплодов, полиплоидных и гибридных растений


Модель ДНК


Набор палеонтологических находок "Происхождение человека"


Биосфера и человек


Гаметогенез у животных.


Деление клетки


Законы Менделя


Круговорот веществ в природе


Перекрест хромосом


Размножение и развитие хордовых


Синтез белка


Типичные биоценозы


Эколого-биологический конструктор


Коллекции


Биогеоценоз пресноводного водоема


Виды защитных окрасок у животных


Примеры приспособлений у организмов


Формы сохранности ископаемых растений и животных

ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ

Наименование оборудования


Приборы оптические


Лупа (7-10)


Лупа препаровальная


Микроскоп учебный УМ-301


Посуда и принадлежности для опытов


Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80


Зажим пробирочный ЗП


Колба коническая Кн-1-500-34


Колпак стеклянный с кнопкой и рантом


Ложка для сжигания веществ ЛСЖ


Цилиндр измерительный 250 мл.


Чаша выпарительная ЧВП-1


Чаша коническая с обручем


Шпатель фарфоровый


Штатив лабораторный Шлб


Набор посуды и принадлежностей для проведения лаб. работ НПП

















Список литературы

Литература, использованная при подготовке программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт, – М. : «Просвещение», 2014 – 48 с.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения /основная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - 2-е издание – М. : «Просвещение», 2014 – 342 с. (Стандарты второго поколения).

  3. Рабочие программы по биологии (по программам Н. И. Сонина, В. Б. Захарова; В. В.Пасечниика; И. Н. Пономаревой / авт.-сост.: И. П. Чередниченко, М. В. Оданович. 2- е изд., стереотип – М.: Глобус, 2008. -408 с. –(Новый образовательный стандарт).

  4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с. – (Стандарты второго поколения).

  5. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 224 с.

  6. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии / сост. В. С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

  7. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, …5-11 классы. М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. – (Методическая библиотека).

  8. http://www.shishlena.ru/kabinet-biologii-dokumenti/perechni-uchebnogo-oborudovaniya

Литература, рекомендуемая учащимся:

  1. Биология. Справочник школьника. / Сост. З. А. Власовой. – М: Филолог. об-во «Слово, Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистики МГУ им. Ломоносова, 1995. -576 с.

  2. Красная Книга Приморского края. Животные. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Официальное издание. Владивосток: АБК «Апельсин», 2005. – 448 с.

  3. Красная Книга Приморского края. Растения. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. Официальное издание. Владивосток: АБК «Апельсин», 2008. – 688 с.

  4. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Молодая гвардия», 1974. – 318 с.

  5. Сабунаев В. Б. Занимательная зоология. Научно-художественная книга. Л.: «Дет. Лит.», 1976,304 с.




Рекомендуемые Интернет – ресурсы


http://plant.geoman.ru/ Жизнь растений

http://www.plantarium.ru/ Определитель растений

http://www.ecosystema.ru/04materials/ventana/index.htm Определитель растений

http://www.flowers.bitrix.ru/catalog/default.asp? Классификатор растений

http://www.floranimal.ru/index.php FLORANIMAL - растения и животные

http://gribe.ru/ Грибы

http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm Красная книга России

http://www.medicherb.ru/ Лекарственные растения

http://lekrast.ru/ Лекарственные растения

http://biouroki.ru/ Уроки биологии

http://www.floralworld.ru/ Мир растений

http://homeflowers.ru/ Комнатные растения

http://iplants.ru/ Комнатные растения

http://biolka.narod.ru/botan.html Ботаника

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3847 Мхи

http://www.ebio.ru/bot11.html Биология. Электронный учебник

http://medgrasses.ru/ Энциклопедия лекарственных растений

http:///cgi-bin/index.pl?idr=704 Водоросли

http:///cgi-bin/index.pl?idr=709 Папоротники

http://www.flower-design.ru/ Зелёные идеи для дома

http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/LISHANIKI.html Лишайники

http://gimn6.ru/sites/kids/belkina/index.htm Ботаника. Травы

http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3851 Цветковые (покрытосеменные) растения

http://ecocommunity.ru/rb.php?flag=2&subj=11&m=3 Растения Красной Книги

http://bio.1september.ru/

Электронная версия журнала Биология

http://tea.volny.edu/index.php





итоговый тест по биологии 10 класс

1 вариант


Часть А


К каждому заданию части А дано четыре ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А25) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

  1. Наука, занимающаяся проблемами строения клетки, –

      1. ботаника

      1. цитология

      1. анатомия

      1. эмбриология

    1. Дмитрий Иосифович Ивановский (рис.1) известен в науке тем, что он


    hello_html_m1305473e.png

      1. создал клеточную теорию

      2. открыл возбудителя (вирус) табачной мозаики

      3. установил пространственную структуру ДНК

      4. описал механизм фотосинтеза у растений



    Рис.1

  2. Размножение – это

      1. увеличение числа клеток организма

      2. воспроизведение особью себе подобных

      3. развитие организмов в процессе эволюции

      4. изменение особи с момента рождения до смерти

  3. Укажите группу живых систем, представляющую организменный уровень организации живой природы.

      1. яблоня, яблоко, гусеница

      2. яблоня, дождевой червь, цветок яблони

      3. яблоня, дождевой червь, гусеница

      4. яблоко, гусеница, дождевой червь

  4. Эукариотическая клетка отличается от прокариотической наличием

      1. цитоплазмы

      2. плазматической мембраны

      1. рибосом

      2. мембранных органоидов

  5. Клетка стебля кактуса отличается от клетки стенок кишечника орла-беркута

      1. наличием жесткой клеточной оболочки

      2. отсутствием митохондрий

      1. наличием рибосом

      2. способностью к фагоцитозу

  6. На рисунке 2 показана модель

      1. бактериальной клетки

      2. одноклеточного животного

      3. вируса иммунодефицита человека

      4. одноклеточной водоросли

    Рис. 2 hello_html_67667f99.png

  7. Минеральные вещества, участвующие в образовании костной ткани, –

      1. соли магния

      1. железо

      1. соли кальция

      1. гемоглобин

  8. Вода в клетке

      1. выполняет функцию растворителя

      2. передаёт информацию с ДНК

      1. защищает от внешних воздействий

      2. снабжает энергией

  9. Функции, характерные для ферментов,

      1. участие в гуморальной регуляции

      2. ускорение биохимических реакций

      1. транспортировка кислорода

      2. хранение наследственной информации

  10. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

      1. строительную

      1. транспортную

      1. энергетическую

      1. сигнальную

  11. Свойство(-а) плазматической мембраны –

      1. непроницаемость

      2. сократимость

      1. избирательная проницаемость

      2. возбудимость и проводимость

  12. Постоянство числа хромосом у особей одного вида объясняют

      1. процессом деления клеток

      2. диплоидностью организмов

      1. процессами оплодотворения и мейоза

      2. гаплоидностью организмов

  13. Хромосомы в ядре эукариот выполняют функцию

      1. синтеза белков из аминокислот

      2. синтеза углеводов из неорганических веществ

      3. расщепления органических веществ до неорганических

      4. хранения и передачи наследственной информации в дочерние клетки

  14. Энергетический обмен поставляет для реакций пластического обмена

      1. белки

      1. АТФ

      1. липиды

      1. углеводы

  15. Транскрипцией называют

      1. построение второй цепи ДНК

      2. считывание информации с ДНК на иРНК

      1. синтез рРНК

      2. присоединение аминокислоты к тРНК

  16. Ген кодирует информацию о строении молекулы

      1. аминокислоты

      1. АТФ

      1. белка

      1. углевода

  17. Набор хромосом гаплоидный в

      1. клетках семени пшеницы

      2. сперматозоидах петуха

      1. лейкоцитах человека

      2. покровных клетках высших растений

  18. На рисунке 3 изображен процесс

      1. растворения ядерной оболочки и ядрышек

      2. расхождения гомологичных хромосом

      3. построения хромосом в полости экватора

      4. спирализации хромосом

    Рис. 3hello_html_395212ae.png

  19. В результате митоза образуются ядра

      1. гамет у человека

      2. сперматозоидов у мухи

      1. клеток кожи лягушки

      2. яйцеклеток у окуня

  20. В основе полового размножения организмов лежит

      1. деление клеточных ядер митозом

      2. образование гаплоидных ядер в процессе мейоза

      1. дробление зиготы

      2. матричный синтез иРНК

  21. Период развития цыпленка в яйце называется

      1. эмбриональным

      1. постэмбриональным

      1. эволюционным

      1. онтогенетическим

  22. Стадия развития зародыша, изображённая на рисунке 4, называется

      1. бластулой

      2. нейрулой

      3. зиготой

      4. гаструлой

    Рис. 4hello_html_34a445fd.gif

  23. У ВИЧ-инфицированных и заболевших СПИДом людей

      1. быстрее, чем у здоровых, происходит свёртывание крови

      2. вырабатывается невосприимчивость к инфекциям

      3. разрушается иммунная система организма

      4. увеличивается число эритроцитов в крови

  24. В процессе фотосинтеза растение

    1. расходует энергию органических веществ

    2. обеспечивает себя органическими веществами

    3. образует углекислый газ и воду

    4. поглощает минеральные вещества корнями из почвы





Часть В



Ответом к заданиям В1 – В5 является набор цифр или число, которые следует записать в бланк справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.


В заданиях В1 – В3 выберите три правильных ответа и запишите в строке «ответ» цифры выбранных вами ответов в порядке возрастания, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк без пробелов и других символов.

  1. Основные положения клеточной теории позволяют сделать выводы о

  1. влиянии среды на развитие организма

  2. родстве организмов

  3. происхождении растений и животных от общего предка

  4. наследовании признаков, сцепленных с полом

  5. сходном строении клеток всех организмов

  6. возможности самозарождения жизни из неживой материи

Ответ: _______.

  1. Биологическое значение мейоза заключается в

  1. предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении

  2. образовании мужских и женских гамет

  3. создании возможностей возникновения новых генных комбинаций

  4. образовании соматических клеток

  5. увеличении числа клеток в организме

  6. кратном увеличении числа хромосом

Ответ: _______.

  1. Выберите признаки, по которым бактерии относят к прокариотам.

  1. Содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы.

  2. Состоят из множества дифференцированных клеток.

  3. Имеют одну кольцевую хромосому.

  4. Не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий.

  5. Не имеют обособленного от цитоплазмы ядра.

  6. Имеют цитоплазму и плазматическую мембрану.

Ответ: _______.


В заданиях В4 и В5 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк без пробелов и других символов.

  1. Установите соответствие между органоидами клетки и выполняемыми функциями.

органоиды

ФУНКЦИИ

А)

эндоплазматическая сеть

формирование при митозе веретена деления

Б)

митохондрии

синтез АТФ

В)

клеточный центр

синтез белка

Г)

рибосомы

место синтеза и транспорта белков, жиров и углеводов


А

Б

В

Г





  1. Установите соответствие между признаками и двумя основными формами размножения.

признаки

формы размножения

А)

Образуется потомство, включающее признаки обоих родителей.

бесполое

Б)

Участвует лишь один организм.

половое

В)

Происходит слияние гаплоидных ядер.



Г)

Образуется потомство, идентичное исходной особи.



Д)

Размножение происходит без образования гамет.




А

Б

В

Г

Д



































Итоговый тест по общей биологии. 11 класс


1. Биогеоценология - биологическая наука, изучающая

  1. экосистемы Земли

  2. популяционно-видовой уровень организации жизни

  3. закономерности межвидовых взаимоотношений организмов

  4. закономерности внутривидовых взаимоотношений организмов

2. Ген относится к структурно-функциональной единице уровня организации жизни

  1. организменного

  2. молекулярно-генетического

  3. органоидно-клеточного

  4. популяционно-видового

3. По строению клетки все организмы разделяются на две группы

    • прокариоты и эукариоты

    • одноядерные и многоядерные

    • рибосомные и безрибосомные

    • органоидные и безорганоидные

4. Из химических элементов, составляющих основную массу вещества клетки, углерод по содержанию занимает второе место после

1) азота 2) водорода 3) фосфора 4) кислорода

5. Из органических веществ в клетке в наибольшем количестве содержатся

1) жиры 3) углеводы

2) белки 4) нуклеиновые кислоты

6. Клетки бактерий, вызывающих спиртовое брожение,

  1. относятся к хемотрофам

  2. относятся к паразитам

  3. в результате брожения выделяют кислород

  4. размножаются путем деления клетки надвое

7. Основным поставщиком энергии для синтеза АТФ в клетках человека, многих животных и некоторых микроорганизмов является

1) глюкоза 2) рибоза 3) белки 4) липиды

8. Свободный кислород, выделяемый в атмосферу в процессе фотосинтеза, является побочным продуктом

        1. фотолиза воды

        2. синтеза АТФ из АДФ

        3. восстановления С02 до глюкозы

        4. превращения НАДФ в НАДФ-Н

9. Генетическая информация, необходимая для синтеза полипептидов, передается от ДНК к рибосомам в виде

1) иРНК 2) тРНК

3) рРНК 4) РНК-полимеразы

10. Хромосомы гетерозиготной клетки, несущие различные аллели одного и того же гена, являются

          1. аналогичными

          2. гомологичными

          3. гаплоидными

          4. идентичными по каждому виду гена

11. Все организмы по способу питания делятся на две основные группы

1) продуценты и редуценты 2) аэробные и анаэробные

3) сапротрофы и паразиты 4) автотрофы и гетеротрофы

12. При бесполом размножении у многих растений и грибов на определенной стадии жизненного цикла образуются

1) почки 2) споры

3) цисты 4) гаметы

13. В процессе дробления зиготы размеры формирующегося зародыша

1) не изменяются 2) уменьшаются

3) незначительно увеличиваются 4) значительно увеличиваются

14. В ходе нормального гаметогенеза особи, имеющие генотип ААВВСс, могут образовать гаметы

1) АС 2) АВ 3) ААВВСс 4) АВс

15. У гороха желтая окраска горошин (А) доминирует над зеленой (а). Какой результат можно ожидать от скрещивания между собой гетерозиготных по данным генам растений?

1) 50% Аа : 50% аа 2) 75% АА : 25% Аа

3) 75% Аа : 25% АА 4) 25% АА : 50% Аа : 25% аа

16. Какое соотношение фенотипов следует ожидать у потомства при скрещивании самцов и самок с генотипами АаВЬ, если учесть, что гены не сцеплены друг с другом и полностью доминируют? 1) 3:1 2) 1 : 2 : 1

3) 1 : 1 : 1 : 1 4) 9 : 3 : 3 : 1

17. Пример наследственной изменчивости

  1. при добавлении толченого мела в корм курам скорлупа яиц становится толще

  2. смена меха у зайца-беляка на более густой при наступлении холодной погоды

  3. от овцематки с ногами нормальной длины родился ягненок с короткими ногами

  4. при внесении в почву калийных удобрений на одном кусте картофеля развивается больше клубней, чем при отсутствии удобрений

18. Определите тип мутации, произошедшей в ядре половой клетки, если первоначальная последовательность генов в хромосоме была

АБВГДЕЖЗ,

а в результате мутации стала АБВИКЛМН.

1) генная 2) геномная

3) хромосомная 4) точковая

19. Хромосомный набор соматических клеток женского организма включает

  1. 22 пары аутосом + XY-хромосомы

  2. 22 пары аутосом + ХХ-хромосомы

  3. 22 аутосомы + XY-хромосомы

  4. 22 аутосомы + ХХ-хромосомы

20. С помощью цитогенетического метода генетики человека изучаются

  1. изменения в генах

  2. изменения числа хромосом

  3. нарушение углеводного обмена

  4. скорость реакций обмена веществ при различных заболеваниях

21. Массовый отбор в селекции растений

  1. используется в целях создания чистых линий

  2. используется в целях создания межвидовых гибридов

  3. приводит к получению генотипически однородного материала

  4. приводит к получению генотипически разнородного материала

22. Начиная со второго поколения эффект гетерозиса у растений снижается в результате

    1. возникновения вредных рецессивных мутаций

    2. возникновения вредных доминантных мутаций

    3. уменьшения степени гомозиготности гибридов

    4. уменьшения степени гетерозиготности гибридов

23. Центр происхождения и многообразия культурных видов длинноволокнистого хлопчатника и какао

1) Средиземноморский регион 2) Африканский регион

3) Восточноазиатский регион 4) Центральноамериканский регион

24. В настоящее время для лечения человека наиболее широко используется гормон инсулин, получаемый в результате

  1. синтеза модифированными клетками кишечной палочки

  2. синтеза химическим путем

  3. выделения из гипофиза человека

  4. выделения из гипофиза свиней и коров

25. Направляющим фактором эволюции организмов является

1) дивергенция 2) борьба за существование

3) естественный отбор 4) наследственная изменчивость

26. Какой из перечисленных органов является гомологом ласта пингвина?

1) клешня рака 2) крыло летучей мыши

3) крыло бабочки 4) клешня скорпиона

27. Главный объединяющий фактор популяций в один вид - это

        1. внешнее сходство

        2. внутреннее сходство

        3. свободное скрещивание особей друг с другом

        4. распространение в сходных местах обитания

28. Приспособляемость организмов к условиям существования

  1. всегда относительна

  2. всегда абсолютна

  3. относительна у многочисленных и абсолютна у малочисленных видов

  4. абсолютна у географически изолированных и относительна у широко распространенных видов

29. Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием

  1. движущего отбора

  2. разрывающего отбора

  3. стабилизирующего отбора

  4. борьбы за существование

30. Какой вид на сегодняшний день находится в состоянии биологического прогресса?

1) домовый воробей 2) ехидна

3) утконос 4) гаттерия

31. Какой из названных ароморфозов сформировался в процессе эволюции органического мира раньше остальных?

    1. хорда

    2. двухкамерное сердце

    3. пятипалые конечности

    4. половой процесс размножения

32. Примером дивергентной эволюции является

      1. разное число цветков у цветной и кочанной капусты

      2. обтекаемая форма тела у акулы и дельфина

      3. роющая передняя конечность у медведки и крота

      4. сходное строение глаза у человека и кальмара

33. Жизнь на Земле появилась в результате

        1. самозарождения

        2. переноса с других планет вечно существующих "живых семян"

        3. абиогенного синтеза мономеров и полимеров в первородном океане

        4. переноса с других планет самоконцентрирующихся веществ

34. Из названных типов животных наиболее древними на Земле являются

1) моллюски 2) членистоногие

3) круглые черви 4) плоские черви

35. К биологическим факторам антропогенеза относят

          1. речь

          2. сознание

          3. трудовую деятельность

          4. усложнение структуры коры больших полушарий

36. Примитивная речь как средство коммуникации в эволюции человека имела место на стадии существования

1) человека умелого 2) древнейших людей

3) древних людей 4) людей современного типа

37. Популяцией называется совокупность особей того или иного вида, занимающих определенную территорию и

            1. обладающих общим генофондом

            2. сходных между собой по всем признакам внешнего строения

            3. имеющих различные препятствия для свободного скрещивания

            4. не конкурирующих между собой за пищу и другие благоприятные условия окружающей среды

38. Отношения популяций разных видов, при которых особи одной из них приносят особям другой вред, не вызывающий их немедленной гибели, названы

1) конкуренцией 2) паразитизмом

3) симбиозом 4) квартирантством

39. Все организмы того или иного биоценоза связаны между собой в цепях питания отношениями

1) симбиотическими 2) конкурентными

3) энергетическими 4) муталистическими

40. Сколько энергии (в кДж) в год переходит на уровень консументов второго порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10000 кДж?

1) 10 2) 100 3) 1000 4) 100000

41. Биогеоценозом называется

              1. любое из сообществ организмов

              2. каждый из крупных по видовому составу и численности биоценозов

              3. сообщество организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов

              4. система, в которой сообщества организмов и окружающая их среда связаны между собой в единое целое потоками энергии и круговоротом веществ

42. Формирование нового биогеоценоза на первично свободной и не затронутой почвообразованием суше начинается с поселения

1) мхов 2) грибов

3) лишайников 4) сапротрофных бактерий

43. Биосферой называется оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяются

  1. ее закрытостью как системы

  2. совокупной деятельностью организмов

  3. концентрационной функцией организмов

  4. геохимическими процессами, происходящими в литосфере

44. Участвуя в круговороте веществ, растения выделяют в атмосферу углекислый газ, что свидетельствует о выполнении ими в биосфере функции живого вещества

  1. биохимической

  2. окислительно-восстановительной

  3. газовой

  4. концентрационной

45. К невозобновимым ресурсам природы относится

  1. торф

  2. почва

  3. нефть

  4. растительный мир























Рабочая программа по биологии 10 и 11 классы
  • Биология
Описание:

Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (природоведения), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе его освоения у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах, бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо этого, в курсе природоведения рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и другие. С опорой на эти понятия можно более точно и полно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, фотосинтез, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и др.)

Автор Щетинина Ирина Владимировна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 445
Номер материала 19512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓