Главная / Биология / РАбочая программа по биологии 10-11 классы

РАбочая программа по биологии 10-11 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области



«Рассмотрено»

РМО учителей биологии

_________ Пенская Е.А.

Протокол № 1

от 27.08. 2014 г.


«Согласована»

Заместитель директора по УВР МОУ « Нижнепенская»

____________ Грунёва З.В.

«__» ___________ 2014 г.


«Утверждена»

Директор МОУ «Нижнепенская СОШ »

____________Е.Ю. Матвеенко

Приказ № ___

От «__» __________ 2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

6-9 классы













Составила учитель географии и биологии

Жильцова Светлана Михайловна



















2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы», опубликованной в сборнике «Биология. 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010».

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции биологического образования.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Учебный план для МОУ «Нижнепенская СОШ» отводит 69 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология на уровне среднего общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классе – 35 часов и XI классе – 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа по биологии на уровень среднего общего образования создана на основе авторской программы и рассчитана на два года обучения (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах):


класс

Количество часов по программе

В том числе, количество часов на проведение

контрольных работ

тестов

практических работ

Лабораторные работы

10

35

1

3

3

5

11

34

1

3

6

5

Итого

69

2

6

9

10


Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса биологии для учащихся 10, 11-ых класс. В рабочую программу внесены следующие изменения :

1.В 10 классе на обобщение темы «Клетка» добавлен 1 час, за счёт резервного времени. На тему «Наследственность и изменчивость» добавлен 1 час на решение генетических задач, за счёт резервного времени.

2. В 11 классе увеличено количество часов на изучение раздела «Вид» на 3 часа, за счет уменьшения темы «История эволюционных идей» на 2 часа и на 1 час за счет резервного времени. Это продиктовано тем, что у выпускников повышенный интерес к современным представлениям эволюции жизни на планете, а историю развития жизни на Земле обучающиеся начинают изучать с шестого класса.

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения: Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный. Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.

Типы уроков:

проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

практические занятия (коллективная работа);

проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

исследовательские уроки (индивидуальная работа);

урок-лекция;

урок решения задач;

урок-конференция;

комбинированный урок



УМК учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2008.

Рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



















Учебно-тематический план по биологии 10-11 классы


п/п

Тема

Кол-во часов по программе

В том числе

Лаб.

работы

Практ.

работы

Контр.

работы

Тесты

10 класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания

4 ч





1.1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2





1.2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2




1

2

Клетка

11 ч





2.1.

Методы цитологии. Клеточная теория

1





2.2.

Химический состав клетки

4





2.3.

Реализация наследственной информации

1





2.4.

Строение клетки

3

3



1

2.5.

Вирусы


2





3.

Организм

20 часов





3.1.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1





3.2.

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов

2




1

3.3.

Размножение

4





3.4.

Индивидуальное развитие организма

2

1




3.5.

Наследственность и изменчивость

8

1

2


1

3.6.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биохимия.

3


1




Повторение

1






Итого

35 ч.

5

3


4

11 класс

4

Вид.

20





4.1.

История эволюционных идей

2





4.2

Современное эволюционное учение

12

3



1

4.3

Происхождение жизни на Земле

2


1



4.4

Происхождение человека

4


1



5.

Экосистемы

13





5.1

Экологические факторы

3

1




5.2.

Структура экосистем

4

1

1



5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2


2



5.4

Биосфера и человек

4


1




Повторение и обобщение

1



1



Итого

34

5

6

1

1


Итого на уровне СОО

69

10

9

1

5




Содержание программы учебного предмета «Биология» среднего общего образования 10 класс(35 ч.; 1 час в неделю)


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи -2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)

Тема 2.1.Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3.Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Лабораторные и практические работы.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3. Организм (19 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

Тема 3.2.Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6.Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

11 класс

Раздел 1 ВИД - 20 часов

Тема 1.1 История эволюционных идей (2 час.)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье для эволюционной теории Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения теории

Демонстрации

Карта - схема маршрута путешествий Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие культурных сортов растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция, креационизм, трансформизм. Эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость

Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 1.2 Современное эволюционное учение (12 ч.)

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Способы видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Причины вымирания видов.

Основные понятия: Вид, популяции; их критерии. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (2 ч.)

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле.

Тема 1.4. Происхождение человека (4 ч.)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира.

Лабораторные и практические работы

описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Демонстрации

Схемы, таблицы, гербарии, муляжи, наглядные материалы, мультимедийные фрагменты и компьютерные программы. Репродукции картин, формы сохранности ископаемых растений и животных.

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (11 ч.)

Тема 2.1. Экологические факторы (3 ч.)

Организм и среда.

Тема 2.2 Структура экосистем (4 ч.)

Видовая и пространственная структура экосистем.

Тема 2.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 ч.)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода и воды)

Тема 2.4 Биосфера – и человек (4 ч.)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экскурсия. Многообразие видов.

Сезонные изменения в природе (1 ч.)

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (1 ч.)

Итоговый тест (1 ч.)

Лабораторные и практические работы.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум);

Решение экологических задач.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их рения.



ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Виды и формы контроля


Предусмотрены различные формы организации учебного процесса: лекции, практические работы, лабораторные работы, экскурсии, беседы, консультации, обобщающие уроки, которые позволяют реализовать основные цели биологического образования.

Виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).

Текущий контроль будет осуществляться в форме устного опроса, заданий тестового характера, заполнения таблиц, схем, итоговых контрольных работ.

Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, тесты, контрольная работа.



Темы контрольных работ

п/п

Тема контрольной работы

Название сборника

Автор

Выходные данные

10 класс

1

Итоговая контрольная работа

Тесты, зачеты, блиц вопросы по биологии.


Мухамеджанов И.Р.

ВАКО 2009-224с

11 класс

2

Итоговая контрольная работа

Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника

Г.В. Чередникова

Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.:ил.



Темы тестовых работ

п/п

Тема теста

Название сборника

Автор

Выходные данные

10 класс

1

Уровни организации

Биология 10 класс. Поурочные планы.



О.Л. Ващенко


Учитель, 2009. – 351 с.

2

Клетка – структурная единица живого

3

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов

4

Методы исследования генетики человека

11 класс

1

Современное эволюционное учение

Тесты,зачёты, блицвопросы


Мухамеджанов И.Р.

ВАКО -2009-224с

Лабораторные и практические работы

Наименование темы

Тема лабораторной работы

Перечень оборудования

Тема практической работы

Перечень оборудования


1 0 класс

Строение клетки

Л.р. № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Л.Р. № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Л.р. № 3. Сравнение строения клеток растений и животных.

Таблица «Клетка», микроскопы, микропрепараты, мультимедиа поддержка





Таблица «Строение клетки», мультимедиа поддержка

Таблицы «Клетка бактерий и сине-зеленых водорослей», «Животная клетка».



Индивидуальное развитие организма

Л.Р. № 4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Таблица «Индивидуальное развитие хордовых», «Оплодотворение»



Наследственность и изменчивость

Л.Р. № 5 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Таблица,

Мультимедиа

поддержка

Пр. раб. 1 Составление простейших схем скрещивания.



Пр. раб. 2 Решение элементарных генетических задач.

Мультимедиа

поддержка





Таблица «Генетика пола»

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.



Пр. раб. 3 Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Статьи из периодической печати

11 класс

Описание особей вида по морфологическому критерию

Гербарий, комнатные растения.


Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле


Выявление изменчивости у особей одного вида

Гербарий, комнатные растения


Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека


Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Гербарий, комнатные растения


Составление схем передачи веществ и энергии


Исследования изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Таблица


Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности


Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности



Решение экологических задач






Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.




Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

1. Знания всего изученного программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет не менее половины работы.

2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.



Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым относятся ошибки:

- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочётами являются:

- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

- арифметические ошибки в вычислениях;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

- орфографические и пунктуационные ошибки.























Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература.

Общая биология 10-11 класс: - учебник для общеобразовательных учреждений / Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 3-е издание, стереотип. - – М.: Дрофа, 2008 – 367 с.

Дополнительная литература


  1. В.В.Пасечник «Общая биология 10-11кл.»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М. Дрофа, 2008;

  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество по факту

1

  1. Печатные пособия +

Серия таблиц по общей биологии

Д



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для выполнения лабораторных работ


п/п

Наименование учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования

Количество по факту

1

Микроскопы

ГТ

2

Микропрепараты

ГТ

3

Спиртовки

ГТ

4

Чашки Петри

ГТ

5

Пробирки

ГТ

6

Держатели

ГТ

7

Коллекция насекомых

Д

8

Коллекция Ракообразных

ГТ

9

Муляжи грибов

Д

10

Муляжи плодов

Д

11

Гербарий

К

12

Муляжи корнеплодов

Д

13

Коллекции семян

Д

14

Влажные препараты

Д

15

Микропрепараты спилов костей

ГТ






РАбочая программа по биологии 10-11 классы
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка

     

     Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы», опубликованной в сборнике«Биология. 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010».

          Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

 • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

 • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

      Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции биологического образования.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

      Учебный план для МОУ «Нижнепенская СОШ» отводит 69 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология на уровне среднего общего образования на базовом уровне, в том числе: в X классе – 35 часов и XI классе – 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

              Рабочая  программа по биологии на уровень среднего общего образования создана на основе авторской программы и рассчитана на два года обучения (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах):

 

класс

Количество часов по программе

В том числе, количество часов на проведение

контрольных работ

тестов

практических работ

Лабораторные работы

10

35

1

3

3

5

11

34

1

3

6

5

Итого

69

2

6

9

10

 

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.  Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и авторской программой учебного курса биологии для учащихся 10, 11-ых класс. В рабочую программу внесены следующие изменения :

 1.В 10 классе на обобщение темы «Клетка» добавлен  1 час, за счёт резервного времени. На тему «Наследственность и изменчивость» добавлен 1 час на решение генетических задач, за счёт резервного времени.

     2. В 11 классе увеличено количество часов на изучение   раздела «Вид» на 3 часа, за счет уменьшения темы «История эволюционных идей» на 2 часа и на 1 час за счет резервного времени. Это продиктовано тем, что у выпускников повышенный интерес к современным представлениям эволюции жизни на планете, а историю развития жизни на Земле обучающиеся начинают изучать с шестого класса.

         Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методовобучения: Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный. Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля. Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.

Типы уроков:

 проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

 практические занятия (коллективная работа);

 проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

 исследовательские уроки (индивидуальная работа);

 урок-лекция;

 урок решения задач;

 урок-конференция;

 комбинированный урок

 

 

УМК учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2008.

Рабочая тетрадь на печатной основе А.А. Каменский, Е.А. Криксунов.

 

 

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

 В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план по биологии 10-11 классы

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов по программе

В том числе

Лаб.

работы

Практ.

работы

Контр.

работы

Тесты

10 класс

1.

Биология как наука. Методы научного познания

4 ч

 

 

 

 

1.1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии

2

 

 

 

 

1.2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи

2

 

 

 

1

2

Клетка

11 ч

 

 

 

 

2.1.

Методы цитологии. Клеточная теория

1

 

 

 

 

2.2.

Химический состав клетки

4

 

 

 

 

2.3.

Реализация наследственной информации

1

 

 

 

 

2.4.

Строение клетки

3

3

 

 

1

2.5.

Вирусы

 

2

 

 

 

 

3.

Организм

20  часов

 

 

 

 

3.1.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

 

 

 

 

3.2.

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов

2

 

 

 

1

3.3.

Размножение

4

 

 

 

 

3.4.

Индивидуальное развитие организма

2

1

 

 

 

3.5.

Наследственность и изменчивость

8

1

2

 

1

3.6.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Биохимия.

3

 

1

 

 

 

Повторение

1

 

 

 

 

 

Итого

35 ч.

5

3

 

4

11 класс

4

Вид.

20

 

 

 

 

4.1.

История эволюционных идей

2

 

 

 

 

4.2

Современное эволюционное учение

12

3

 

 

1

4.3

Происхождение жизни на Земле

2

 

1

 

 

4.4

Происхождение человека

4

 

1

 

 

5.

Экосистемы

13

 

 

 

 

5.1

Экологические факторы

3

1

 

 

 

5.2.

Структура экосистем

4

1

1

 

 

5.3

Биосфера – глобальная экосистема

2

 

2

 

 

5.4

Биосфера и человек

4

 

1

 

 

 

Повторение и обобщение

1

 

 

1

 

 

Итого

34

5

6

1

1

 

Итого на уровне  СОО

69

10

9

1

5

               

 

 

Содержание программы учебного предмета «Биология» среднего общего образования  10 класс(35 ч.; 1 час в неделю)

 

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических те­орий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи -2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни ор­ганизации живой материи. Биологические систе­мы. Методы познания живой природы.

РАЗДЕЛ 2 Клетка (10 часов)

Тема 2.1.Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная те­ория и ее основные положения. Роль клеточной те­ории в становлении современной естественнонауч­ной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2.Химический состав клетки (4 часа)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3.Строение клетки (3 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке (1 час)

ДНК — носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение пос­тоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Тема 2.5. Вирусы (1 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры про­филактики распространения вирусных заболева­ний. Профилактика СПИДа.

 Лабораторные и практические работы.

 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и живот­ных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

РАЗДЕЛ 3. Организм (19 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)

Организм — единое целое. Многообразие орга­низмов. Одноклеточные, многоклеточные и коло­ниальные организмы.

Тема 3.2.Обмен веществ и превращения энергии — свойство живых организмов (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии — свой­ство живых организмов. Особенности обмена ве­ществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение — свойство организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у живот­ных.

Тема 3.4.Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтоге­нез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктив­ное здоровье. Последствия влияния алкоголя, ни­котина, наркотических веществ на развитие заро­дыша человека.

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (7 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая термино­логия и символика. Закономерности наследова­ния, установленные Г. Менделем. Наследст­венные болезни человека, их причины и профилак­тика.

Тема 3.6.Генетика — теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)

Генетика — теоретическая основа селекции. Се­лекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах много­образия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искус­ственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование че­ловека).

  Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей че­ловека и других млекопитающих как доказатель­ство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружаю­щей среде (косвенно) и оценка возможных послед­ствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

11 класс

Раздел  1 ВИД - 20 часов

Тема 1.1 История эволюционных идей (2 час.)

История эволюционных идей.  Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье для эволюционной теории Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения теории

 Демонстрации

Карта - схема маршрута путешествий Ч.Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие культурных сортов растений и пород домашних животных.

Основные понятия. Эволюция, креационизм, трансформизм. Эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость

Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 1.2  Современное эволюционное учение (12 ч.)          

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Способы видообразования.

 Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Причины вымирания видов.

Основные понятия: Вид, популяции; их критерии. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема 1.3.  Происхождение жизни на Земле (2 ч.)

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Современные представления  о возникновении жизни. Развитие жизни на Земле.

Тема 1.4. Происхождение человека (4 ч.)

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира.

Лабораторные и практические работы

описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Демонстрации

Схемы,  таблицы, гербарии, муляжи, наглядные материалы, мультимедийные фрагменты и компьютерные программы. Репродукции картин, формы сохранности ископаемых растений и животных.

Раздел 2 ЭКОСИСТЕМЫ (11 ч.)

Тема 2.1. Экологические факторы  (3 ч.)

Организм и среда.

Тема 2.2 Структура экосистем  (4 ч.)

 Видовая и пространственная структура экосистем.

 Тема 2.3 Биосфера – глобальная экосистема (2 ч.)

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере.  Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода и воды)

Тема 2.4 Биосфера – и человек (4 ч.)

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экскурсия. Многообразие видов.

Сезонные изменения в природе (1 ч.)

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы (1 ч.)

 Итоговый тест  (1 ч.)

Лабораторные и практические работы.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности;    исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум);

Решение экологических задач.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их рения.

 

 

    ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Виды и формы контроля

 

     Предусмотрены различные формы организации учебного процесса: лекции, практические работы, лабораторные работы, экскурсии, беседы, консультации, обобщающие уроки, которые позволяют реализовать основные цели биологического образования.

       Виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).

      Текущий контроль будет осуществляться в форме устного опроса,  заданий тестового характера, заполнения таблиц, схем, итоговых контрольных работ.

     Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам,  тесты, контрольная работа.

 

Темы контрольных работ

№ п/п

Тема контрольной работы

Название сборника

Автор

Выходные данные

10 класс

1

Итоговая контрольная работа

 Тесты, зачеты, блиц вопросы по биологии.

 

Мухамеджанов И.Р.

ВАКО 2009-224с

11 класс

2

Итоговая контрольная работа

Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника

Г.В. Чередникова

 Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.:ил.

 

Темы тестовых работ

№ п/п

Тема теста

Название сборника

Автор

Выходные данные

10     класс

1

Уровни организации

Биология 10 класс. Поурочные планы.

 

 

 О.Л. Ващенко

 

Учитель, 2009. – 351 с.

2

Клетка – структурная единица живого

3

Обмен веществ и энергии – свойство живых организмов

4

Методы исследования генетики человека

11 класс

1

Современное эволюционное учение

Тесты,зачёты, блицвопросы

 

Мухамеджанов И.Р.

ВАКО -2009-224с

Лабораторные и практические  работы

Наименование темы

Тема лабораторной работы

Перечень оборудования

Тема практической работы

Перечень оборудования

 

1 0 класс

Строение клетки

Л.р. № 1.  Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Л.Р. № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Л.р. № 3. Сравнение строения клеток растений и животных.

Таблица «Клетка», микроскопы, микропрепараты, мультимедиа поддержка

 

 

Таблица «Строение клетки», мультимедиа поддержка

Таблицы «Клетка бактерий и сине-зеленых водорослей», «Животная клетка».

 

 

Индивидуальное развитие организма

Л.Р. №  4 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Таблица «Индивидуальное развитие хордовых», «Оплодотворение»

 

 

Наследственность и изменчивость

Л.Р. №  5 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Таблица,

Мультимедиа

поддержка

Пр. раб. 1 Составление простейших схем скрещивания.

 

Пр. раб.  2  Решение элементарных генетических задач.

Мультимедиа

поддержка

 

 

Таблица «Генетика пола»

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.

 

 

Пр. раб.  3   Анализ и оценка эстетических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Статьи из периодической печати

11 класс

Описание особей вида по морфологическому критерию

Гербарий, комнатные растения.

 

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на Земле

 

Выявление изменчивости у особей одного вида

Гербарий, комнатные растения

 

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека

 

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Гербарий, комнатные растения

 

Составление схем передачи веществ и энергии

 

Исследования изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Таблица

 

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

 

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

 

 

Решение экологических задач

 

 

 

 

 

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

 

           

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка   «5» ставится в случае:

 1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

 2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

 3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  Оценка   «4» ставится в случае:

 1.  Знания всего изученного программного материала.

 2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

 3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

 1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

 2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

 3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  Оценка    «2» ставится в случае:

 1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

 2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

 1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

 3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

 1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

 3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

   

Оценка   "3" ставится, если ученик:

   1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

 2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

 3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

 

Оценка   "2" ставится, если ученик:

 1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

 2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

 3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

 Оценка   «5» ставится, если ученик:

 1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

 2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

  Оценка   «4» ставится, если ученик:

 1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

 2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

  Оценка   «3» ставится, если ученик:

 1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

 2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

 3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

  Оценка   «2» ставится, если ученик:

   1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

 2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

 3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

  Примечание: учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.  Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

 Оценка   «5» ставится, если:

 1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

 2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

 3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

 4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

  Оценка   «4» ставится, если ученик:

 1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

 2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

  Оценка   «3» ставится, если ученик:

 1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

 2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

 3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

 4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

    Оценка   "2" ставится, если ученик:

 1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

 2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка   «5» ставится, если ученик:  

 1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

 2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

 3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

 Оценка    "4" ставится, если ученик:

 1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

 2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

 3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

  Оценка   "3" ставится, если ученик:

 1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

 2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

 3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

 1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

 2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

 3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

    Общая классификация ошибок.

 При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.

  Грубыми считаются  ошибки:

 -   незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

 -   неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

 -   неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

 -   неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

 -   неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

 -   неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

 -   нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

  К негрубым относятся ошибки:

 -   неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой  1 — 3 из этих признаков второстепенными;

 -   ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;  

 -   ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

 -   ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

 -   нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

 -   нерациональные методы работы со справочной литературой;

 -     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

  Недочётами являются:

 -   нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

 -   арифметические ошибки в вычислениях;

 -   небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

 -   орфографические и пунктуационные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Основная литература.

Общая биология 10-11 класс: - учебник для общеобразовательных учреждений / Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.  Биология.  3-е издание, стереотип. -  – М.: Дрофа, 2008 – 367 с.             

Дополнительная литература

 

1.     В.В.Пасечник «Общая биология 10-11кл.»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М. Дрофа, 2008;

2.     Программы  для общеобразовательных  учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством  В.В.Пасечника. 5-11 классы.

 

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество по факту

1

I.                   Печатные пособия      +

Серия таблиц по общей биологии

Д

 

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для выполнения лабораторных работ

 

№ п/п

Наименование учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования

Количество по факту

1

Микроскопы

ГТ

2

Микропрепараты

ГТ

3

Спиртовки

ГТ

4

Чашки Петри

ГТ

5

Пробирки

ГТ

6

Держатели

ГТ

7

Коллекция насекомых

Д

8

Коллекция Ракообразных

ГТ

9

Муляжи грибов

Д

10

Муляжи плодов

Д

11

Гербарий

К

12

Муляжи корнеплодов

Д

13

Коллекции семян

Д

14

Влажные препараты

Д

15

Микропрепараты спилов костей

ГТ

 

 

 

Автор Жильцова Светлана Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 958
Номер материала 27707
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓