Рабочая программа
по алгебре в 7 классе
составлена на основе
авторской программы изучения курса алгебры в 7-9 классах
автор А. Г. Мордкович
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС
примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской
программы, разработанной А.Г. Мордковичем. М.: Мнемозина, 2013.
Изучение
алгебры в 7 классе направлено на достижение целей:
ü
овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
ü
интеллектуальное
развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
ü
формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов.
Задачи:
Обучения: овладение
системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие; получение школьниками конкретных знаний о
функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования
разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли
математики в развитии цивилизации.
Развития: ясности
и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности
к преодолению трудностей; математической речи; сенсорной сферы; двигательной
моторики; внимания; памяти; навыков само и взаимопроверки.
Воспитания: культуры личности, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики
для научно-технического прогресса; волевых качеств; коммуникабельности;
ответственности.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из
математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает
значение математики как языка для построения математических моделей, процессов
и явлений реального мира. В ходе освоения содержания курса учащиеся получают
возможность:
ü
сформировать
практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений,
развить вычислительную культуру;
ü
овладеть
символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические
умения и научиться применять их к решению математических и нематематических
задач;
ü
изучить
свойства и графики элементарных функций, научиться использовать
функционально-графические представления для описания и анализа реальных
зависимостей;
ü
развить
логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить
несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
ü
сформировать
представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах
математического моделирования реальных процессов и явлений.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы
над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует
обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного
характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
ü
планирования
и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
ü
решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
ü
исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач;
ü
ясного,
точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
ü
проведения
доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
ü
поиска,
систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных
информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
В
программе используются педагогические технологии: технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии);
технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
(системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств
личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного
процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных
результатов).
Методы:
ü методы
организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный
(диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический
(упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.);
исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством
преподавателя; дидактическая игра;
ü методы
стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в
учении;
ü методы
контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный
устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы,
тестирование, письменный зачет, тесты).
Формы текущего и итогового контроля:
самостоятельная работа, тестирование, теоретические диктанты, контрольные
работы.
В настоящей программе за основу принят второй вариант
тематического планирования учебного материала, согласно которому на изучение
алгебры отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Учебно-тематическое планирование по
алгебре, 7а класс
Количество
часов: всего
102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных
уроков
8
Административных
контрольных уроков 1
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
Кол-во контр. работ
|
Основные виды учебной деятельности
|
1
|
Математический
язык. Математическая модель
|
12
|
1
|
Беседа,
знакомство с новым предметом, учебником; работа с новыми понятиями; перевод
текстовой задачи на язык математики; выполнение трёх этапов при решении
задач: создание математической модели, работа с моделью, ответ на вопрос
задачи. Повторение правил действий с рациональными числами. Выбор порядка
действий при нахождении значений числовых выражений. Устный счёт,
математический диктант.
|
2
|
Линейная функция
|
14
|
1
|
Введение
новых определений и понятий, чтение и построение графиков линейных функций. Устный
счёт, математический диктант. Самостоятельная работа; индивидуальная работа
(карточки-задания); творческие задания; написание контрольной работы; анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе.
|
3
|
Системы двух
линейных уравнений с двумя переменными
|
13
|
1
|
Работа
с новыми понятиями. Выбор метода решения систем двух линейных уравнений с
двумя переменными Планирование хода решения задачи. Составление
математических моделей для решения задач. Пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритма решения. Устный счёт,
математический диктант. Самостоятельная работа; индивидуальная работа
(карточки-задания); творческие задания; написание контрольной работы; анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе.
|
4
|
Степень с
натуральным показателем и ее свойства
|
10
|
-
|
Работа
с новыми понятиями. Применение свойств степени с натуральным показателем при
работе с числовыми и буквенными выражениями. Сравнение разных приёмов
вычислений.
Устный счёт, математический диктант. Самостоятельная работа; индивидуальная работа
(карточки-задания).
|
5
|
Одночлены.
Арифметические операции над одночленами
|
8
|
1
|
Работа
с новыми понятиями. Чтение математических выражений. Пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритмов действий с одночленами. Устный счёт,
математический диктант. Самостоятельная работа; индивидуальная работа
(карточки-задания). Написание контрольной работы; анализ ошибок, допущенных в
контрольной работе.
|
6
|
Многочлены.
Арифметические операции над многочленами
|
15
|
1
|
Работа
с новыми понятиями. Чтение математических выражений. Пошаговый контроль
правильности и полноты выполнения алгоритмов действий с многочленами. Вывод формул сокращённого
умножения учащимися под руководством учителя. Устный счёт, математический
диктант. Самостоятельная работа; индивидуальная работа (карточки-задания). Написание
контрольной работы; анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
|
7
|
Разложение
многочленов на множители
|
17
|
1
|
Планирование учащимися
способов разложения многочлена на множители. Осуществление учебных
действий по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),
учитель консультирует. Устный счёт, математический диктант. Самостоятельная
работа; индивидуальная работа (карточки-задания). Написание контрольной
работы; анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
|
8
|
Функция y
= x2
|
10
|
1
|
Построение
и чтение графика функции y
= x2. Учащиеся
формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель
консультирует, советует, помогает. Моделирование различных ситуаций,
воспроизводящих смысл зависимости вида y
= x2, характеризующей реальные
процессы. Устный счёт, математический диктант. Самостоятельная работа;
индивидуальная работа (карточки-задания). Написание контрольной работы;
анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
|
|
Итоговое
повторение.
|
3
|
1
|
Обобщение
и систематизация знаний. Написание контрольной работы; анализ ошибок, допущенных в
контрольной работе.
|
|
Итого:
|
102
|
8
|
|
Содержание
тем учебного курса
Математический язык. Математическая
модель
Числовые и алгебраические выражения. Первые
представления о математическом языке и о математической модели. Линейные
уравнения как математические модели реальных ситуаций.
Основная цель
– систематизируя и обобщая сведения о преобразованиях выражений и решении
линейных уравнений с одной переменной, полученные учащимися в курсе математики
5-6 классов, начать знакомить учащихся с особенностями математического языка и
математического моделирования.
Линейная функция
Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
Линейная функция и ее график. Прямая пропорциональность и ее график. Взаимное
расположение графиков линейных функций.
Основная цель
– познакомить учащихся с линейным уравнением с двумя переменными и линейной
функцией, выработать умение строить их графики, осознать важность использования
математических моделей нового вида – графических моделей.
Системы двух линейных уравнений с
двумя переменными
Основные
понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными.
Графическое решение систем. Метод подстановки, метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели
реальных ситуаций (текстовые задачи).
Основная
цель – научить школьников решать системы двух
линейных уравнений с двумя переменными различными способами и применять системы
при решении текстовых задач.
Степень с натуральным показателем и
ее свойства
Определение степени с натуральным показателем, таблицы
основных степеней, свойства степеней. Степень с нулевым показателем.
Основная цель
– выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными
показателями и познакомить школьников с понятием степени с нулевым показателем.
Одночлены.
Арифметические операции над одночленами
Понятие одночлена, стандартный вид одночлена. Сложение
и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в
натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Основная цель
– выработать умение выполнять действия над одночленами.
Многочлены.
Арифметические операции над многочленами
Понятие многочлена, стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение
многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения (ФСУ). Деление
многочлена на одночлен.
Основная цель –
выработать умение выполнять действия над многочленами.
Разложение
многочленов на множители
Понятие о разложении многочлена на множители.
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена
на множители с помощью ФСУ. Комбинирование различных приемов. Понятия
тождества. Первые представления об алгебраических дробях; сокращение
алгебраических дробей.
Основная цель
– выработать умение выполнять разложение многочленов на множители различными
способами и убедить учащихся в практической пользе этих преобразований.
Функция y=x2
Функция y=x2
, ее свойства и график. Графическое решение уравнений. Разъяснение смысла
записи y=f(x).
Функциональная символика.
Основная цель
– показать учащимся, что, кроме линейных функций, встречаются и другие функции;
сформировать навыки работы с графическими моделями.
Итоговое повторение
Требования
к уровню подготовки учащихся
Математический
язык. Математическая модель
Знать:
-
понятие числового
выражения;
-
понятие
алгебраического выражения, переменная, значения числового выражения, значения
выражения с переменными;
-
допустимые значения
переменных;
- термины: «математический язык»,
«математическая модель»;
- понятие о трех этапах математического моделирования.
Уметь:
-
выполнять
арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными
и отрицательными числами;
-
находить числовые
значения арифметических и алгебраических выражений;
- решать
линейные уравнения;
- составлять математические модели реальных ситуаций (простейшие
случаи);
- описывать
реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью;
- реализовывать три этапа математического
моделирования в простейших ситуациях.
Линейная
функция
Знать:
- понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат
точек на прямой и плоскости;
- понятия линейного уравнения с двумя переменными и его
решения;
- понятия линейной функции и ее углового коэффициента, прямой
пропорциональности;
- описание словами алгоритмов построении графиков прямой
пропорциональности, линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными;
- характеристики взаимного расположения на координатной
плоскости графиков двух линейных функций, заданных аналитически.
Уметь:
- находить координаты точки в координатной плоскости, строить
точку по ее координатам;
- строить графики уравнений x = a, y = b, y = kx, y = kx + m, ax + by + c = 0 ;
- преобразовывать линейное уравнение с двумя переменными к
виду линейной функции;
- находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений,
двух линейных функций;
- находить наибольшее и наименьшее значение линейной
функции на заданном числовом промежутке.
Системы
двух линейных уравнений с двумя переменными
Знать:
- понятия системы двух линейных уравнений с двумя переменными
и ее решения;
- описание словами графического метода решения системы,
метода подстановки, метода алгебраического сложения.
Уметь:
- определять, является ли заданная пара чисел решением заданной
системы уравнений или нет;
- решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными
графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения;
- решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида.
Степень
с натуральным показателем и ее свойства
Знать:
- понятия
степени, основания степени, показателя степени;
- определение ап в случае, когда п = 1, ив
случае, когда п - натуральное число, отличное от 1;
- определение
степени с нулевым показателем;
- свойства степеней.
Уметь:
- вычислять а п для любых значений а и любых целых
неотрицательных значений п;
-
пользоваться таблицей основных степеней;
- использовать
свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических
выражений, для упрощения алгебраических выражений.
Одночлены. Арифметические
операции над одночленами
Знать:
- понятия одночлена, стандартного
вида одночлена, коэффициента одночлена;
- понятия подобных одночленов;
-
термины: «алгоритм», «корректные» и
«некорректные» задания;
-
описание словами правила
арифметических операций над одночленами.
Уметь:
- приводить
одночлен к стандартному виду;
- складывать и вычитать подобные одночлены, умножать одночлены,
возводить одночлены в натуральную степень;
- представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в
виде степени одночлена;
- делить одночлен на одночлен (в корректных случаях).
Многочлены.
Арифметические операции над многочленами
Знать:
- понятия многочлена, стандартного
вида многочлена;
- уметь описать словами правила выполнения арифметических операций
над многочленами (сложение, вычитание, умножение многочлена на одночлен,
умножение многочлена на многочлен);
- формулы сокращенного умножения и их словесное описание.
Уметь:
-
приводить многочлен к стандартному
виду;
- складывать и вычитать
многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена;
-
умножать многочлен на одночлен и
на многочлен;
- применять формулы сокращенного умножения;
- делить
многочлен на одночлен;
- решать уравнения, сводящиеся
после выполнения арифметических операций над входящими в их состав
многочленами, к уравнению вида ax = b;
- решать соответствующие текстовые
задачи.
Разложение
многочленов на множители
В ходе изучения алгебры в 7 классе учащиеся должны:
Знать:
- понятия разложения многочлена на множители, тождества,
тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения;
- описание словами суть метода вынесения общего множителя за
скобки, метода группировки;
- формулы разложения на множители, связанные с формулами
сокращенного умножения.
Уметь:
- использовать для разложения многочлена на множители метод
вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного
умножения, метод выдeлeния полного квадрата;
-
использовать разложение на
множители для решения уравнений, для рационализации вычислений, для сокращения
алгебраических дробей.
Функция y = x2
Знать:
- график
функции у = х2;
- описание словами процесса
графического решения уравнений и процесс построения графика кусочной функции;
- смысл записи y = f(x).
Уметь:
- вычислять конкретные значения и построение графика
функции у = х2;
- строить графики функций, заданных различными формулами на
различных промежутках;
- графически решать уравнения вида f(x) = g(x), где у = f(x) и y = g(x) - известные функции;
- находить наибольшие и наименьшие
значения функции y = x2 на заданном
промежутке;
- читать графики;
- решать примеры на функциональную
символику.
Оценка
устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если
ученик:
-
полно
раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил
материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
-
правильно
выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал
умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал
усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
-
отвечал
самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при
освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается
отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в
изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания
ответа, исправленные по замечанию учителя.
-
допущены
ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «3»,
если ученик:
- неполно или
непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание
вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке
учащихся»).
- имелись
затруднения или допущены ошибки в определении понятий и использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
- не справился с
применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но
выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании
теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и
навыков.
Ответ оценивается отметкой «2»,
если ученик:
- не раскрыл
основное содержание учебного материала;
- обнаружено
незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала;
- допустил ошибки в
определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках,
чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
Ответ оценивается отметкой «1», если
ученик:
- обнаружил полное незнание и непонимание
изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов
по изучаемому материалу.
Учебно-методическое
обеспечение
- Методические
и учебные пособия
·
Мордкович А.Г. Алгебра – 7. Часть 1,
учебник. М.: Мнемозина, 2013.
·
Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н.,
Тульчинская Е.Е. Алгебра – 7. Часть 2, задачник. М.: Мнемозина, 2013.
·
Алгебра. 7 класс. Контрольные работы для
учащихся общеобразоват. учрежд./ Л.А.Александрова; под ред. А.Г.Мордковича. –
М.: Мнемозина, 2009.
·
Алгебра. Тесты для промежуточной
аттестации. 7-8 класс./ Под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2009.
·
Мордкович А.Г. Алгебра. 7 класс:
методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2009.
·
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра.
7-9 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина,
2010
·
Попов М.А. Контрольные и самостоятельные
работы по алгебре: 7 класс: к учебнику А.Г.Мордковича и др. «Алгебра. 7
класс».- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
·
Программы.
Математика. 5-6 кл. Алгебра. 7-9 кл. Алгебра и начала математического анализа.
10-11 кл./авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011.
·
«Я иду на урок математики, 7 класс, алгебра», библиотека «Первого
сентября», 2001 г.
- Оборудование
и приборы
·
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений
для крепления таблиц.
·
Комплект
инструментов классных: линейка, угольник (300, 600),
угольник (450, 450), циркуль.
·
ПК
- Дидактический
материал
·
Карточки для проведения самостоятельных
работ по всем темам курса.
·
Карточки для проведения контрольных работ.
·
Карточки для индивидуального опроса
учащихся по всем темам курса.
·
Тесты.
4. Интернет-ресурсы
http://urokimatematiki.ru
http://intergu.ru/
http://www.openclass.ru/
http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
http://www.uchportal.ru/load/23
http://easyen.ru/
http://karmanform.ucoz.ru
http://polyakova.ucoz.ru/
http://le-savchen.ucoz.ru/
Презентации
к урокам
В работе используются
презентации, созданные автором программы (http://www.olga48.ucoz.ru,
http://www.vovdenko.ucoz.ru),
или взятые с образовательных сайтов:
http://urokimatematiki.ru
http://intergu.ru/
http://www.openclass.ru/
http://festival.1september.ru/articles/subjects/1
http://www.uchportal.ru/load/23
http://easyen.ru/
http://karmanform.ucoz.ru
http://polyakova.ucoz.ru/
http://le-savchen.ucoz.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.