ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по алгебре 8 класса составлена на основе:
·
федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования;
·
примерной программы
по учебным предметам математика 5-9 класс, Москва, Просвещение, 2011;
·
УМК Ю.М.Колягин «алгебра 8 »
·
ООП ООО МБОУ Куйбышевской СОШ в соответствии с
положением о рабочей программе МБОУ Куйбышевской СОШ.
Цели обучения математике в
общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и
формировании личности каждого отдельного человека. Алгебра нацелена на
формирование математического аппарата для решения задач из математики и смежных
предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.).
Задачи
обучения математике входит:
§ овладение системой
математических знаний и умений, необходимых для применения в практической
деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
§ овладение навыками
дедуктивных рассуждений;
§ интеллектуальное
развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной
жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, необходимой,
в частности, для освоения курса информатики;
§ формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и
техники, средства моделирования явлений и процессов;
получение
школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели
для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных,
равноускоренных, экспоненциальных, периодических и т.д.); воспитание культуры
личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание
значимости математики для научно - технического прогресса; развитие
представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими
предметами.
Общая
характеристика учебного предмета
Сознательное овладение учащимися системой
алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения
смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры
обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения
действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания
принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и
технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её
помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов
основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь
это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике.
Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует
усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки
алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной
подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о
сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и
идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов
реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования
в научном познании и в практике способствует формированию научного
мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий,
концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает
нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую
активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и
критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и
убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Место
учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом ООП ООО
МБОУ Куйбышевской СОШ на изучение за счёт федерального компонента отводится 3
час в неделю, всего 103 часа в 8 б классе.
Содержание
обучения
- Рациональные
дроби
Рациональная
дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования
рациональных выражений. Функция у = k/х.
- Квадратные
корни
Понятие об
иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный
корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства
квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Функция
у = х , её
свойства и график.
- Квадратные
уравнения
Квадратное
уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных
уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим
рациональным уравнениям.
- Неравенства
Числовые
неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств.
Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и
их системы.
- Степень
с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым
показателем и её свойства. Стандартный вид числа. Сравнение обыкновенных
дробей. Начальные сведения об организации статистических исследований.
- Повторение.
Решение задач.
Контрольные работы
Входная проверочная работа
Контрольная работа № 1 «Рациональные
выражения. Сложение и вычитание дробей»
Контрольная работа № 2 «Произведение и
частное дробей»
Контрольная работа № 3 «Квадратные корни»
Контрольная работа № 4 «Применение свойств
арифметического квадратного корня»
Контрольная работа № 5 «Квадратные
уравнения»
Контрольная работа № 6 «Дробные
рациональные уравнения»
Контрольная работа № 7 «Числовые
неравенства и их свойства»
Контрольная работа № 8 «Неравенства с
одной переменной и их системы»
Контрольная работа № 9 «Степень с целым
показателем»
Контрольная работа № 10 «Элементы
статистики и теории вероятностей»
Итоговая контрольная работа № 11
Учебно-методическое
и материально техническое обеспечение
1. Алгебра. 9
класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др./ авт-сост. Т. Л.
Афанасьева, Л. А. Тапилина. – 2-е изд. Стереотип. Волгоград: Учитель, 2008.
2. Бурмистрова
Т.А. Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.,
«Просвещение», 2009.
3. Глазков Ю.
А. Контрольно – измерительные материалы (КИМ) по алгебре: 8 класс: к учебнику
Ю. М. Макарычева и др. «Алгебра. 8 класс»/ Ю. А. Глазков, М. Я. Гаиашвили, В.
И. Ахременкова. М.: Издательство «Экзамен», 2014.
4. Дорофеев
Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
математике. М., «Дрофа», 2001.
5. Контрольно
– измеритетельные материалы. Алгебра: 9 класс/ Сост. Л. Ю. Бабушкина. – М.:
ВАКО, 2010.
6.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра.
Учебник для 9 класса общеобразовательных классов
Мультимедийное пособие «Живая геометрия». Наглядные
чертежи геометрических фигур и геометрических тел. В данной среде возможны
быстрые изменения в чертежах и рисунках, что позволяет сделать чертеж
подвижным, наглядным, более понятным.
7.
Видео уроки по алгебра 7-9 кл.
1.
Тренажеры алгебра 7-9 кл.
2.
Презентации по алгебра 9 кл.
3.
Интерактивная
математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО
«Дрофа», ООО «ДОС».
4. Математика.
Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М.
5. Портреты
математиков: «ВИЕТ, ГАУС, ЕВКЛИД, КОВАЛЕВСКАЯ, ЛОБАЧЕВСКИЙ, ПИФАГОР, ФЕРМА,
ЧЕБЫШЕВ» (ПЛАСТИКОВЫЕ)
6. Таблицы
справочные «формулы сокращенного умножения 2шт, основные формулы тригонометрии,
тригонометрия, логарифмы, тригонометрические уравнения, свойства арифметических
корней, квадратные уравнения, производная, свойства степеней, значения
тригонометрических функций
7. Интерактивное
учебное пособие «Наглядная математика»: «Векторы, графики функций,
многогранники, многоугольники, стереометрия, треугольники, тригонометрия,
производная и её применение, уравнения и неравенства».
8. Комплект-
мобильный компьютерный класс ICLab c предустановленным программным
обеспечением (ноутбук учительский + 21 планшет ученический)
9. Доска
маркерная, одноэлементная.
10. Мультимедиа
проектор LC – XIP 2000.
11. Компьютер.
12. Интернет – ресурсы.
В результате изучения курса
алгебры 8-го класса учащиеся
В ходе преподавания алгебры в 8 классе, работы над формированием у
обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание
на то, чтобы они овладевали овладевали умениями общеучебного характера,
разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
В
результате изучения курса алгебры8 класса обучающиеся должны:
§
существо
понятия математического доказательства; примеры доказательств;
§
существо
понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
§
как
используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
§
как
математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
уметь
§
выполнять
устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и
десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические
операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
§
переходить
от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты —
в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с
использованием целых степеней десятки;
§
выполнять
арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми
показателями и корней; находить значения числовых выражений;
§
округлять
целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
§
пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать
более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
§
решать
текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с
пропорциональностью величин, дробями и процентами;
Алгебра
уметь
§
составлять
буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,
осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну
переменную через остальные;
§
выполнять
основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
§
применять
свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
§
решать
линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним,
системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
§
решать
линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
§
решать
текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
§
изображать
числа точками на координатной прямой;
§
определять
координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать
множество решений линейного неравенства;
§
распознавать
арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы
общего члена и суммы нескольких первых членов;
§
находить
значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или
таблицей;
§
определять
свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении
уравнений, систем, неравенств;
§
описывать
свойства изученных функций (у=кх, где к0,
у=кх+b, у=х2,
у=х3, у =, у=), строить их графики;
Для
выявления и сравнения результата учебной деятельности с требованиями, которые
задаются данной программой, будет проводиться контроль знаний и умений
учащихся.
Промежуточная аттестация 8 алгебра
Основная цель контроля состоит в обнаружении
достижений, успехов учащихся, через призму которых рассматриваются недостатки в
осуществлении учебной деятельности, пробелы в знаниях; в указании путей
совершенствования, углубления знаний, умений учащихся.
Контроль знаний, учащихся осуществляется
в виде:
- контрольных работ – используются при фронтальном,
текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений учащихся по
достаточно крупной и полностью изученной теме программы;
- устного опроса – проводится преимущественно на
первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний,
учащихся;
- тестов – задания свободного выбора ответа и
задания, где ввод ответа определенным образом ограничен. Тесты дают точную
количественную характеристику не только уровня достижения учащегося, но
также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в
нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи,
сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.;
- зачетов – проверяется знание учащимися теории;
- математических диктантов;
- самостоятельных работ.
Отметки учащимся ставятся за работу на
уроке, за выполнение различных проверочных работ, домашних заданий. Четвертные
отметки ставятся как среднее арифметическое всех отметок за четверть. Годовая
оценка – совокупность оценок за четверть с учетом годовой контрольной работы.
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме
контрольной работы.
1.Оценка письменных работ, обучающихся по математике:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения
нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна
одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или
непонимания учебного материала).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов
решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или есть два-три недочета в
выкладках, рисунках, чертежах, графиках (если эти виды работ не являлись
специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух-трех
недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает
обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что
обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной
мере;
- работа показала полное отсутствие у обучающегося
обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть
работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный
ответ на вопрос или оригинальное решение задача, которые свидетельствуют о
высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи
или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно
после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов, обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно
используя математическую терминологию и символику, в определенной
логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными
примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического
задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных
сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов
учителя;
- возможны одна-две неточности при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил
после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном
требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
·
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
математическое содержание ответа;
·
допущены один-два недочета при освещении основного содержания
ответа, исправленные после замечания учителя;
·
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания
учителя.
Отметка
«3» ставится в следующих случаях:
· неполно
раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда
последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «требования
к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
· имелись
затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии,
чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
· ученик
не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
· при
достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная
сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного
материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при
использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или
графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание
изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из
поставленных вопросов по изученному материалу.
2.Оценка
тестовой работы обучающихся по математике:
плохо, удовлетворительно, хорошо и отлично.
Каждому
уровню присвоим интервал баллов:
·
«2» - плохо – от 0 до 40%
·
«3» - удовлетворительно от 41% до 60%
·
«4» - хорошо – от 61% до 80%
·
«5» -отлично – от 81% до 100%.
3.Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков,
обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов,
правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов
обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы при решении
задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником
и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются
опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам относятся:
- неточность формулировок, определений, понятий,
теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого
понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или
недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных
основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и
другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем
виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и
преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем,
графиков.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
Заместитель директора по УВР
методического
совета ____________________Ф.И.О
МБОУ Куйбышевской
СОШ (подпись)
от 28.08.2014
№1
29.08.2014
_______________________
(подпись руководителя
МС,Ф.И.О.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.