Главная / Начальные классы / Рабочая программа по адаптации

Рабочая программа по адаптации

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида ст. Казанской Верхнедонского района

(ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида)


Рассмотрено на Утверждаю:

заседании МО Директор ______

учителей С.А. Долженкова

« 30 » 08. 2014 г. « 31 » 08. 2014 г. председатель МО:

С.П. Токова ______







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ



Составитель: педагог-психолог Н.В. Меджорина

2014-2015 учебный год








Содержание:


1. Пояснительная записка

- актуальность программы

- цели и задачи программы

- количество и длительность занятий, этапы работы

- целевая группа

- прогнозируемые результаты

- параметры результативности и диагностика

- организационно - педагогические условия


2. Характеристика целесообразной методики построения курса.


3. Содержание программы


4. Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий


5. Список используемой литературы.




1. Пояснительная записка



Актуальность программы

Под адаптацией понимается не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к новым социальным контактам и ролям. К новой системе социальных условий. Адаптация учащихся 1 классов школы – интернат осложняется тем, что при поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: Изменение жилищных условий, ученический коллектив, изменение режима, личность педагога и воспитателя, непривычно ограничение двигательной длительной активности, появление новых правил . Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Дети с ЗПР зачастую имеют низкий уровень внимания, мышления, памяти, восприятия. Страдают компоненты непосредственно связанные речевым дефектом – вербально-логическое (словесное) мышление, словесная, ассоциативная память и т. п.. Также бывает нарушена произвольность деятельности и самоконтроль. Все это вызывает трудности при школьном обучении, и, соответственно, процесс адаптации к школьному обучению у таких детей осложняется. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

Данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с ЗПР, оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы.

Цель программы:

Формирование школьной зрелости учащихся и повышение эффективности социальной адаптации к окружающей действительности; познавательно-личностное развитие школьников.

Задачи программы:

-Выявление психологических причин, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

-Актуализация резервных возможностей развития учащихся с низким уровнем познавательных процессов;

-Развитие индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся: интересов, способностей, отношений, жизненных планов
-
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве;

- Развитие познавательных способностей;

- Развитие обще учебных умений и навыков;

-Формирование УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных).


Количество и длительность занятий, этапы работы:

1 этап: индивидуальная диагностика познавательной сферы, эмоционально-волевой зрелости и поведения каждого первоклассника.

2 этап: дифференциация учащихся по результатам обследования:

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

3 этап: коррекционно-развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей детей.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 9 занятия длительностью 1 час в недлю

4 этап: консультирование родителей и педагогов для реализации индивидуального подхода к учащимся.

5 этап: оценка эффективности проведенной работы путем сравнения входной и заключительной диагностики.


Целевая группа:

Первоклассники


Прогнозируемые результаты:


Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- формирование адекватного поведения;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Сформированность УУД.

  1. Личностные УУД:

- Принятие социальной роли ученика;

- Сформированность внутренней позиции школьника;

- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;

- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

- Осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- Способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- Способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

- Освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.



Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на данном возрастном этапе, в рамках возможностей и особенностей учащихся с ЗПР

1. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


2. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:


1) действие смыслообразования;


2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.


3. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.


К ним относятся:


- целеполагание;


- планирование;


- прогнозирование;


- контроль в форме сличения способа действия и его результата;


- коррекция;


- оценка;


- волевая само регуляция.



4. Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.


Параметры результативности и диагностика

В качестве критериев эффективности программы используется сравнительная оценка результатов входной динамической и заключительной диагностики.

Использовали следующие показатели:

- при поступлении в 1й класс: исследование познавательных психических процессов: Опросник К. Йерасека (вербальное мышление, речь, общая осведомленность), методика исследования внимания - «Треугольники», «Лабиринты», «Найди отличия», «Методика заполнения фигур»; мышления – «Найди лишнее», «Подбери пару», «Назови одним словом»; памяти – «Методика запоминания 10 слов», «Что изменилось?»; восприятия – «Воссоздание целого по части», «Найди спрятавшихся на рисунке животных».

- исследование эмоционально-волевой сферы и поведения – наблюдение в учебной и вне учебной деятельности, беседа, тест «Несуществующие животное», « Дом , дерево, человек»;

- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- мониторинг обученности учащихся

- мониторинг воспитанности учащихся

- психолого-педагогический мониторинг



Организационно - педагогические условия

  • Временные и материальные ресурсы.

Группа формируется на основе результатов диагностики учащихся 1х классов, количество человек на занятии: 9.

  • Условия проведения.

Занятия проводятся в кабинете педагога- психолога , где созданы условия для занятий и релаксации.

  • Оборудование:

- заготовленные задания психолога на каждое занятие и упражнение.

  • магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

  • ПК

  • принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А 4;

  • ручки для каждого участника;

  • заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

  • записи инструментальных фоновых мелодий;

  • необходимое оборудование при проведении психологических игр.



Характеристика целесообразной методики построения курса.


В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы.


Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.


Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, ритуал приветствия с содержанием занятия. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап – ритуал прощания, рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.




Используемые педагогические технологии.

применяются технологии и техники арттерапии, сказкотерапии, релаксации, психокоррекционные игры и упражнения, беседы с учащимися, ИКТ.

Календарно-тематическое планирование


п/п


Содержательные линии

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

Мониторинг

Знать

Уметь

1


Исследование произвольной сферы и воображения. Исследование внимания и интеллектуального развития


1

4.09

Способы выполнения инструкций.

Приёмы логического анализа, сопоставление существенного, отличие от несущественного.


Воспринимать инструкцию.


Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать вывод

Методика "Вербальная фантазия". Методика

1.Четвёртый лишний (словесный материал).

2. Последовательные картинки.

3. Продолжи ряд.

2

Исследование уровня школьной тревожности. Исследование мотивации Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению.


1

11.09


Навыки уверенного поведения. Важность Развернутые и конкретные представления работы с образцами и образами.


Формировать адекватные формы поведения. Формировать устойчивость учебной мотивации.

Внимательно, не отвлекаясь, слушать.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). Ориентировочный тест школьной зрелости КЕРНА-ЙИРАСЕКА.

3

Тема: « Здравствуй школа и наш класс»

1

18.09

Адрес школы, своих одноклассников, работников.


Воспринимать инструкцию


4

Тема: «Знакомство с именем»


1

25.09

Тайны своего имени.

.


5


Тема: « Школа и школьные правила»

1

2.10

Нормы и правила жизни класса.

Воспринимать инструкцию


6


Тема: «Собери портфель»

1

9.10

Школьные нормы и правила

Воспринимать инструкцию


7

Тема: «Что такое хорошо, а что такое плохо».

1

16.10

Важность и необходимость учения. Преобладание “Я должен” над “Я хочу”.

Осознавать требования учителя и соответствовать им


8

Тема: «Подсказки и списывание».


1

23.10

Школьные требования

Принимать и соблюдать правила жизни класса.


9

Тема: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»


1

30.10

Нормы общения с детьми и взрослыми

Осознавать требования учителя и соответствовать им.






Список литературы


  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

  2. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.

  3. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

  4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.

  5. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.

  6. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

  7. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.

  9. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988

  10. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.

  11. Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.

  12. Практическая психология в тестах - М., 2001 г.

  13. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.

  14. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.

  15. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.

  16. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.

  17. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  18. Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.

  19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.

  20. Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 200

Рабочая программа по адаптации
  • Начальные классы
Описание:

`Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ-лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль¬ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не¬привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно¬стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении с взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

 

Стиль общения педагога психолога с первоклассниками учитывает особенности поведе¬ния детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в кол¬лективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя и воспитателя. И те и другие требуют различных форм доброжела¬тельной и терпеливой работы психолога. Не допускается авторитарный стиль обще¬ния учителя, воспитателя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

 

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с ЗПР, оказание помощи детям этой категории в адаптации к учебному процессу и освоении основной образовательной программы 

Цель программы:

Формирование школьной зрелости учащихся и повышение эффективности социальной адаптации к окружающей действительности; познавательно-личностное развитие школьников.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни¬ков к обучению в школе.

 Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. 

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы. 

Структура занятий позволяет гибко адаптировать содержание программы к актуальным проблемам и индивидуальным особенностям учащихся, формируя содержание каждого занятия в соответствии с актуальными целями и задачами группы.

Каждое занятие состоит из трех основных этапов.

Первый этап – организационный, в задачи которого входит создание психологического комфорта в группе, положительного психологического климата, ритуал  приветствия с содержанием  занятия. В данный этап также включаются психокоррекционные упражнения.

Второй этап – работа по основной теме занятия.

Третий этап – ритуал прощания, рефлексия деятельности на занятии, задачей которого является выявление степени удовлетворенности участниками совместной деятельностью, и усвоения ими новым знаний и умений.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.

Общие рекомендации по проведению занятий:

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении реализации программы, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях. 

Адаптация в первом классе - особый и сложный период адаптации в жизни ребёнка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное- окружение — появляются одноклассники, учителя, изменяется уклад его жизни. Поэтому задача психолога - помочь ребёнку, сделать его первые шаги в школе безболезненными.

 

Автор Меджорина Нина Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2399
Номер материала 1969
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓