СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.
|
Пояснительная
записка…………………………………………………………….
|
3
|
2.
|
Учебно-тематический
план………………………………………………………..
|
4
|
3.
|
Критерии
оценки…………………………………………………………………...
|
7
|
4.
|
Планируемые результаты
обучения учащихся…………….…………………….
|
8
|
5.
|
Календарно-тематическое
планирование ………………………………………..
|
10
|
6.
|
Учебно-методическое
и материально-техническое обеспечение рабочей
программы……………………………………………………….………………….
|
19
|
7.
|
Лист
корректировки рабочей программы...............................................................
|
20
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по технологии для 4 класса составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.
Федерального компонента государственного стандарта
среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного
приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2.
Закона Российской Федерации «Об образовании».
Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32.
Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части
5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового
положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от
19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4.
Приказа О внесении изменений в ФГОС начального
общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от
06.10.2009 г. №373
5.
Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821
10).
6. Учебного
плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015учебный год.
7.
Примерной программы начального
общего образования(«Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального
общего образования – авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А. («Технология» -
«Академкнига/ Учебник»,2011 г.)
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной
программы:
-
для обучающихся (слушателей)
образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об
образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на
гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников
МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального
образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации
общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ №
15» программа является основанием для определения качества реализации общего
начального образования.
-
Тип программы: программа начального общего
образования.
-
Сроки освоения программы: 1 год.
-
Объем учебного времени: 68 часов.
-
Форма обучения: очная .
-
Режим занятий: 2часа в неделю
Предлагаемый
начальный курс технологии имеет цель не только вооружить ребенка
начальными технико-технологическими знаниями, умениями, навыками по
изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора
(самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение
последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка
изделий и др.), но и способствует приобретению навыков сотрудничества,
формирует культуру труда.
Рабочая программа реализует следующие задачи
обучения:
•
развитие сенсорики и моторики
рук, пространственного воображения, технического и логического мышления,
глазомера;
•
овладение начальными
технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию личностно значимых объектов и общественно значимых
предметов труда;
•
воспитание трудолюбия,
уважительного отношения к людям и результатам их труда;
•
формирование основ общих
учебных умений и способов деятельности, связанных с планированием и
организацией трудовой деятельности;
•
формирование рефлексивной
способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей
деятельности и умений делового сотрудничества.
С третьего класса в программу включён раздел «Практика работы на
компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных
технологий. Основной целью обучения в рамках данного модуля является
формирование первоначальных знаний и умений, которые позволят ребенку
использовать компьютерные средства при обучении другим предметам, для
самостоятельной работы на компьютере дома
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
п/п
|
Название раздела
|
Кол-во часов
|
1
|
Бумага и катрон
|
10ч
|
2
|
Практика работы на компьютере
|
10ч
|
3
|
Текстильные материалы
|
5 ч
|
4
|
Металлы
|
2ч
|
5
|
Конструирование и моделирование
|
2
|
6
|
Утилизированные материалы
|
5ч
|
34 часа
СОДЕРЖАНИЕ
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространѐнные виды
профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учѐтом
региональных особенностей).
Общее представление о технологическом
процессе
Организация рабочего места в зависимости от вида
работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и
других дидактических материалов, еѐ использование в организации работы, контроль и корректировка хода
работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Проектирование изделий: создание замысла, его
детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села
Мирного».
Самообслуживание
Декоративное
оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).
Бумага и картон
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для
аппликаций и для принтера, копирка, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет,
прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной,
гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с
поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на
глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических
задач: виды условных графических изображений – простейший чертѐж,
эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная,
размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных
графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж,
эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки
бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка,
угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны,
подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приѐмы
рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные
технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание
ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование,
сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем,
скобами, гвоздѐм, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок),
отделка аппликацией, сушка.
Текстильные материалы
Виды тканей, используемые на уроках: ткани
растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению
нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для
вязания.
Инструменты и приспособления для обработки
текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком,
ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приѐмы рационального
и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной
обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки
узелком и петелькой, продѐргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке,
резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание
деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом,
вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Практические работы: изготовление вышитых
закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.
Металлы
Практическое применение металлов в жизни. Виды
проволоки. Выбор проволоки с учѐтом еѐ свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование
материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки
металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной
обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание,
скручивание, тиснение.
Практические
работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы
Практическое применение утилизированных
материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ѐмкости,
упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным
свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки
утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея,
фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приѐмы
рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной
обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление
деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка
шпагатом, окрашивание.
Практические
работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок,
игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование несложных
технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере
Компьютер. Основы работы за компьютером
Повторение. Организация рабочего места.
Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом
(принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными
программами
Инструментальные программы для работы с текстом
(текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением
санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный
тренажѐр. Работа с клавиатурным тренажѐром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма
(ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами,
переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого
текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте.
Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приѐмы работы с документом. Сохранение документа на жѐстком диске.
Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода
текста документа со сканера.
Первоначальное
представление о поиске информации на основе использования программных средств
для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими
аналогами электронных справочников.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Программой предусмотрено выполнение практических работ:
•
практические работы по образцу;
•
практические работы творческого
характера.
•
выставки творческих работ.
Отметка «5»
ставится, если учащийся:
- изложил
содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно
соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;
Отметка «4»
ставится, если учащийся допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно
раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы с учителем самостоятельно
делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «3»
ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний,
не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и
дополнения.
Отметка «2»
ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже
минимальным фактическим материалом, определенным в образовательном стандарте.
За
выполнение практического задания
Отметка «5»
ставится, если
- задание выполнено
качественно, без нарушения соответствующей технологии.
Отметка «4»
ставится, если:
- задание
выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей
технологии изготовления.
Отметка «3»
ставится, если:
- задание
выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления.
Отметка «2»
ставится, если ученик:
- задание не
выполнил.
Оценка творческих
проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная
записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его
описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и
правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность
изготовления изделия);
- изделие:
оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта:
четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы
Формы контроля:
Обязательные
формы и методы контроля
|
Иные
формы учета достижений
|
текущая
аттестация
|
итоговая
(четверть, год) аттестация
|
урочная
деятельность
|
внеурочная
деятельность
|
-
Индивидуальный и фронтальный опрос
-
Работа в паре, в группе
-
Проектная деятельность
-
Презентация своей работы
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
|
-
Конференция
достижений
учащихся
|
-анализ
динамики текущей успеваемости
|
-
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
-
активность в проектах и программах внеурочной деятельности
-
творческий отчет
|
-
портфолио
-
анализ психолого-педагогических исследований
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Личностными результатами изучения технологии являются
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение
к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую
успешность совместной деятельности.
Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны
быть сформированы:
действия, реализующие потребность школьника в социально
значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение
творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
действия, характеризующие уважительное отношение к
труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
проектная деятельность
контроль и самоконтроль.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения технологии
является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как
в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
планирование последовательности практических действий
для реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных способов решения
конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости
от конкретных условий;
самоконтроль и корректировка хода практической работы;
самоконтроль результата практической деятельности путём
сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
оценка результата практической деятельности путём
проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
осуществление поиска необходимой информации на
бумажных и электронных носителях;
сохранение информации на бумажных и электронных
носителях в виде упорядоченной структуры;
чтение графических изображений (рисунки, простейшие
чертежи и эскизы, схемы);
моделирование несложных изделий с разными
конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и
декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции,
подбор соответствующих материалов и инструментов;
сравнение конструктивных и декоративных особенностей
предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнение различных видов конструкций и способов их
сборки;
анализ конструкторско-технологических и
декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении
учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии
с замыслом, реализация замысла;
поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
учёт позиции собеседника (соседа по парте);
умение договариваться, приходить к общему решению в
совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации
проектов, работе на компьютере;
умение задавать вопросы, необходимые для организации
сотрудничества с партнером (соседом по парте);
осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи
при реализации проектной деятельности.
Предметные результаты
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные
сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах
культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности,
знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий,
элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
В результате освоения курса «Технология» учащиеся должны знать/понимать:
•
распространенные
виды профессий, связанные с автоматизированным трудом;
•
предприятия
родного края, занятые производством техники;
•
влияние
деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
·
область применения и
назначения ручных инструментов, простейших механизмов, технических устройств (компьютера).
В
результате освоения курса «Технология» учащиеся должны уметь:
·
выполнять инструкции, несложные
алгоритмы при решении учебных задач;
·
осуществлять организацию и
планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее
ходом и результатами;
·
получать необходимую информацию
об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных
и электронных носителях);
·
работать с текстом и
изображением, представленным на компьютере;
·
изготавливать изделия из
доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу;
выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
·
соблюдать последовательность
технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
·
создавать модели несложных
объектов из деталей конструктора и различных материалов;
·
осуществлять декоративное
оформление и отделку изделий;
·
назначение инструментальных
программ, называемых текстовыми редакторами;
·
правила оформления текста
(заголовок, абзац, отступ);
·
цели работы с принтером как
техническим устройством;
·
возможности поиска информации с
использованием программных средств;
·
соблюдать безопасные приемы
труда при работе с компьютером;
·
включать и выключать дополнительные
устройства, подключаемые к компьютеру;
·
использовать элементарные
приемы клавиатурного письма;
·
использовать элементарные
приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
поиска, преобразования,
хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для
решения различных задач;
·
использовать компьютерные
программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда
(самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
·
соблюдения правил личной
гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами,
бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
·
создания различных изделий из
доступных материалов по собственному замыслу;
·
осуществления сотрудничества в
совместной работе;
·
подключения к компьютеру дополнительных устройств;
осуществление ввода информации в компьютер с клавиатуры;
·
поиска информации в электронных справочниках
(энциклопедиях).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.