Главная / Другое / Рабочая программа по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Рабочая программа по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ









Рабочая программа

по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

для детей средней группы

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

36 периодов непосредственно образовательной деятельности

( 1 период в неделю)

















Составитель: воспитатель

Грачева Р.М.

2013-2014 уч.год. МБДОУ «Чебурашка»

Пояснительная записка.


Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребенка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

При составлении рабочей программы по разделу «Познавательное развитие» для детей дошкольного возраста с 4 – 5 лет (средняя группа), учитывалось обязательное условие: выполнение содержания психолого– педагогической работы образовательной области «Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства».

Рабочая программа имеет целью формировать элементарные естественно – научные представления об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразие ее объектов и проявлений):

  • развивать способность к первоначальной систематизации представлений о живой и неживой природе в целом;

  • систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

  • уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

  • познакомить с некоторыми анатомическими особенностями человека, формировать первичные представления о его профессиональной деятельности, познакомить с нормами культурной жизни и закрепить правила поведения в общественных местах.

  • развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

  • воспитывать любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда; творческое созидательное отношение к природе.

В программе также заложены возможности предусмотренного образовательным стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программой предусмотрено проведение:

- экскурсий (по разным помещениям детского сада и группы, по территории детского сада и групповому участку;

- игры – эксперименты;

- исследовательская деятельность;

- проблемные и игровые ситуации;

- рассматривание;

- развивающие игры;

- беседы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом интеграции со следующими областями:

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни). «Физическая культура» (формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях).

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира).

«Коммуникация» (развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание»).

В рабочей программе реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами:

  • «Мой родной город»

  • «Как я провел лето»

  • «Осень на Ямале»

  • «Кто как к зиме приготовился»

  • «Зима»

  • «Как Снеговики правду о весне искали»

  • «Птицы зимой»

  • «Ознакомление с Красной книгой Ямала» и др.

Программой предусмотрено 36 периодов непосредственно образовательной деятельности в год, 1 в неделю, длительность одного периода 20 минут.

Программой предусмотрено проведение:

«Мир человека» - 17 (непосредственно образовательной деятельности);

«Мир природы» - 18 (непосредственно образовательной деятельности).

Педагогический мониторинг (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.

  • Календарно – тематическое планирование.

  • Диагностика.

  • Перечень литературы.




Промежуточный результат:

  • Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях.

  • Умеет рассказывать о своем родном городе (поселке).

  • Рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, врачом, военным, поваром и т.п.).

  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.



  • использовать обследовательские действия и сенсорные эталоны;

  • определять изменения свойств предметов в результате действий с ними; устанавливать причинно-следственные связи.

  • самостоятельно экспериментировать с предметами и их свойствами, преобразовывать их;

  • использовать формы умственного экспериментирования (например, при решении проблемных ситуаций, анализе литературных произведений и составлении собственных высказываний);

  • использовать социальное экспериментирование, направленное на исследование различных жизненных ситуаций в группе, семье и некоторых общественных местах.

  • использовать в разных видах деятельности представления о предметах, явлениях и событиях, как ближайшего окружения, так и выходящих за пределы непосредственного восприятия;

  • устанавливать элементарные связи и зависимости с опорой на имеющиеся представления;

  • выделять основания для классификации;

  • высказываться об индивидуальных познавательных предпочтениях, потребностях и интересах;

  • использовать различные источники информации (человек, познавательная литература, журналы, кино- и видеопродукция, компьютер и пр.).



Критерии диагностики по познавательному развитию.

Высокий уровень:

  • ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями.

Средний уровень:

  • ребенок справляется с предложенными заданиями с помощью взрослого.

Низкий уровень:

  • представления ребенка обрывочные.







Средства обучения:


  • наборы картинок для группировки и обобщения (до 8 - 10 в каждой группе;

  • наборы предметных картинок типа «лото» из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений);

  • набор парных картинок на соотнесение (сравнение: найди отличие (по внешнему виду), ошибки (по смыслу);

  • наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина);

  • серии картинок (по 4 - 6) для  установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации);

  • серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная деятельность людей);

  • предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного и мелкого  формата;

  • разрезные (складные) кубики с  сюжетными картинками (6 - 8 частей);

  • разрезные сюжетные картинки (6 - 8 частей).

  • Краеведческие материалы: фотографии родного края, гербарии.

  • Дидактические наглядные материалы;

  • предметные и сюжетные картинки и   др.

  • книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;

  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.

  • комнатные растения такого же вида, как и в младшей группе (4 -5 видов)  с красивыми листьями различной формы, цветущие;

  • круговая диаграмма смены времён года;

  • изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой.

  • набор для экспериментирования с водой:  емкости одинакового и разного размеров (5 - 6), различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов («тонет - не тонет»), черпачки, сачки, воронки;

  • наборы для экспериментирования с песком: формочки разной конфигурации, емкости разного размера (4-5 шт), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкции;



Список используемой литературы:


  1. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 4 – 5 лет», Москва 1997 г.

  2. «Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет». Т.Н.Доронова, Л.Г.Голубева, Н.А.Гордова, Т.Н.Гризик.

  3. «Природа вокруг нас». М.А.Фисенко.

  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим». Н.В.Алешина.

  5. «Прогулки в природу». В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.

  6. «Развивающие прогулки для детей». Г.В.Лаптева.

  7. «Чего на свете не бывает?». О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой.

  8. «Знакомим дошкольников с окружающим миром». Ю.А.Акимова.

  9. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». И.Ф.Мулько.

  10. «Азбука физкультминуток». В.И.Ковалько.























Познавательное развитие

Средняя группа

Воспитатели: ______________________________________


п/п

Фамилия, имя ребенка

Мир человека

Мир природы

Уровень выполнения программы

Физиология

человека

Рукотворный

мир

Социальное

развитие

Живая

природа

Неживая

природа

Связь

живого и

не живого

Правила безопасного поведения в природе


н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















11


















12


















13


















14





































ВЫСОКИЙ


















СРЕДНИЙ


















НИЗКИЙ




















Дата

(месяц)



Тема занятия


Цель занятия

Содержание занятия


Средства обучения

Базовая программа

Национально-региональный компонент


СЕНТЯБРЬ
















































ОКТЯБРЬ.



































































НОЯБРЬ.


















































ДЕКАБРЬ.






















































ЯНВАРЬ.









































ФЕВРАЛЬ.

















































МАРТ.















































АПРЕЛЬ.






























































МАЙ.

1.













2.










3













4.












5.















6.












7.













8.
















9.











10.










11















12












13












14













15















16













17














18












19















20













21











22












23














24













25










26













27











28













29














30











31












32













33












34











35















36











«Мой родной город»












«Город – село»










«Домашние животные»













«Осень»











«Как я провел лето»














«Знакомство с профессией няни»











«Моя семья»













«Чудо – овощи»

Беседа об овощах.















«Чудо – фрукты»










Экскурсия:

« Знакомство с профессией повара»









«Знакомство с понятием последовательность»












«Мои заботливые помощники (знакомство с основными частями тела)».









«Осень на Ямале» (итоговое занятие)











«Экскурсия на почту».











«Беседа о домашних питомцах».













«Кто как к зиме приготовился».












«Праздники в нашей жизни (Новый Год стучится в дверь)».










«Экскурсия: Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)».









«Птицы зимой»















«У кого какие шубки»












«К нам приехали гости».










Беседа: «Самые любимые».











«Праздник смелых людей»













«Зима» (итоговое занятие).












«Экскурсия: Поздравление сотрудников детского сада с наступающим праздником 8 Марта».




«Домашний труд».













«Как Снеговики правду о весне искали»









«Посадка рассады цветов».












Экскурсия: «Знакомство с профессией дворника»











«Занятие – прогулка на тему: «Моя улица»









«Стекло».












Занятие – практикум на тему: «Мои зеленые друзья (рассказ о комнатных растениях).








«Труд людей».












«Ознакомление с Красной Книгой».










«Что подарит лето нам?».














«Знакомство детей с обобщающим понятием «транспорт»







Уточнить знания детей о названии родного города. Познакомить их с самыми главными городскими достопримечательностями. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.




Познакомить детей с понятиями город и село. Учить детей находить различия: в городе многоэтажные дома, много улиц, мало транспорта. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе.




Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных; с обобщающим понятием «домашние животные». Учить узнавать их по описанию. Воспитывать бережное отношение к животным.






Познакомить с характерными признаками осени; учить замечать происходящие в природе с приходом осени изменения; научить выделять основные признаки прихода осени по самостоятельным наблюдениям.





Обобщить и систематизировать представление о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.



Познакомить детей с профессией помощника воспитателя; с профессиональными действиями няни; с предметами-помощниками в труде няни. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду (через формулирование правил «Наша помощь няне»).




Ввести понятие «семья». Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми. Воспитывать доброе отношение к взрослым. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи.



Формировать обобщенные представления об овощах. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, получают урожаи.





Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах; учить узнавать фрукты на ощупь, по вкусу, по запаху; по описанию, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; учить употреблять обобщающее слово «фрукты».



Познакомить детей с профессией повара; с профессиональными действиями повара; с предметами – помощниками повара.

Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду (через формулирование правил «Наша благодарность повару»).




Познакомить детей со значением и ролью понятия «последовательность» в жизни человека и природы. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Воспитывать благодарное чувство к природе.




Познакомить детей с основными частями тела человека, их назначением в жизни; подвести детей к пониманию того, что люди должны заботится о своём теле. Начать формировать «схему тела» и связанные с ней направления. Воспитывать заботливое отношение к своему организму.





Формировать обобщенное представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.




Познакомить детей с почтовым отделением связи; с одной из основных функций почты. Рассказать детям о том , как правильно подготовить письмо к отправке. Воспитывать уважение к труду взрослых.






Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные». Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним животным, умение дополнять ответы сверстников.




Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.




Разобрать с детьми понятие «праздник»; отметить значение праздников в жизни людей; выделить некоторые характерные особенности праздника (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения); закрепить полученные представления на примере праздника Новый Год.




Познакомить детей с профессией врача (медсестры); познакомить с некоторыми профессиональными действиями врача; познакомить с предметами – помощниками в труде врача. Воспитывать доброе отношение к тем, кто заботится об их здоровье.





















Дать детям представление об одежде, которая защищает человека от холода и об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов. Воспитывать интерес к животным, любознательность.






Закрепить знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости, умение планировать свои действия. Учить детей связной, вежливой речи. Воспитывать у детей вежливость, щедрость, гостеприимство.





Закрепить представления детей о самых близких им людях. Показать детям, что у каждого человека свой круг близких людей. Обсудить понятие «близкий человек» (особые отношения). Воспитывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья, близкие люди. Формировать уважение, доверие, взаимопонимание.



Формировать представление о «смелости»; рассказать о профессиях, где от людей требуется быть смелым и отважным (пожарник, милиционер, военный). Воспитывать у детей доброе отношение к таким людям, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки. Желание подражать, совершенствовать свои физические способности.



Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о зиме. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого, уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Воспитывать любовь к природе родного края.





Познакомить детей с сотрудниками детского сада, с их профессиями; поздравить женщин с наступающим праздником; отработка культуры поздравления.

Воспитывать доброе отношение к взрослым, желание порадовать их.




Закрепить представления детей о домашнем труде (труд для семьи); познакомить с некоторыми предметами – помощниками в домашнем труде. Нацелить детей на посильную помощь дома. Воспитывать уважение к труду взрослых.






Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Показать влияние весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей. Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.




Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Приобщить детей к «действенному отношению к природе» - к выращиванию «прекрасного»; дать представления о жизни растения. Вооружить некоторыми способами выращивания рассады. Воспитывать интерес к выращиванию растений.




Познакомить детей с трудом дворника. Прививать интерес к труду взрослых, воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке. Познакомить с некоторыми профессиональными действиями; с предметами – помощниками в труде.





Расширить и закрепить представления детей о понятии улица; начать формировать понятие город (поселок и т. п.). Повторить правила поведения в общественных местах (на улице). Воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.




Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом; рассказать о некоторых свойствах и качествах стекла. Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений. Воспитывать бережное отношение к стеклянным изделиям.




Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру на основе комнатных растений. Дать представления о строении растения (основные части: корень, побег – стебель с листьями и цветок). Вызвать у детей желание заботится о комнатных растениях. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.



Закрепить полученные детьми элементарные представления о разнообразии труда человека. Воспитывать уважение к труду и желание самим принимать в нем посильное участие.







Дать представление о редких и исчезающих животных. Расширять знания детей о живой природе. Развивать речевые навыки, умение слышать и слушать. Воспитывать бережное отношение к природе.






Закрепить представления детей о лете. Нацелить детей на наблюдения за летними проявлениями в природе и в жизни человека. Обратить внимание детей на то, что лето – это пора не только активного отдыха (в основном, у людей), но и время большого труда.







Познакомить детей с обобщающим понятием транспорт. Учить детей выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные признаки и по признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.



.















Рассказ воспитателя о том, чем отличается город от села. Рассматривание картин, иллюстраций, составление небольших рассказов.






Загадывание загадок о домашних животных, рассматривание картин с изображением домашних животных. Физ.минутка. Дид. игра «Найди маму», чтение стихотворения Л.Г.Парамоновой.







Введение в тему. Загадывание загадок об осени. Вспомнить основные изменения в природе, их последовательность. Осенние изменения в жизни животных, птиц. Отношение к осени.





1часть. Рассказ педагога о том, как и где он отдыхал (сопровождается демонстрацией фотографий, видеофильма). 2 часть. Дети рассказывают как они провели лето. 3 часть. Создание альбома или газеты на тему: «Как я провел лето». По мере прихода детей после летнего отдыха альбом пополняется новыми материалами.




Введение в тему.

2 часть. Рассказ помощника воспитателя о своей профессии; рассматривание предметов-помощников. Помощь детей няне в уборке групповой комнаты.






1 часть. Рассматривание семейных фотографий воспитателя. 2 часть. Беседа с детьми о семье (дети задают вопросы, педагог отвечает). 3 часть. Каждый ребенок рассказывает о своей семье. В конце занятия дети рисуют свою семью.





Воспитатель вносит в группу поднос с овощами. Дети рассматривают их и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность. Загадывание загадок об овощах. Дид.игра: «Отгадай на вкус», «Вершки и корешки».








Занятие проводится аналогично предыдущему про овощи.








1 часть. Введение в тему. 2 часть. Рассказ повара о своей трудовой деятельности. 3 часть. Экскурсия на кухню; демонстрация некоторых предметов-помощников; демонстрация одежды повара и объяснение ее назначения; рассказ о приготовлении супа.

4 часть. Угощение детей.



1 часть. Введение в тему. Педагог рассказывает сказку про двух путников.

2 часть. Объяснение понятия «последовательность». Дети высказывают свои предположения; совместные обсуждения, приход к единому мнению. 3 часть. Закрепление материала.






1 ч. Введение в тему. Педагог рассказывает и выставляет картинки с изображением крота и человека. 2 ч. Знакомство с основными частями тела человека; введение названий правая и левая и связанные с ними направления. 3 ч. Объяснение основных назначений частей тела, названных детьми.



1ч. Введение в тему. Чтение стихотворения «Осень» М.Ходакова. 2 ч. Вспомнить основные изменения в природе, их последовательность. 3 ч. Осенние изменения в жизни человека. 4 ч. Отношение к осени.

















Загадывание загадки, показ картинок с изображением козы, овцы, коровы, лошади, медведя. Д/игра «Кто лишний». Какую пользу дом. животные приносят людям? Уточнение ответов детей.









1 ч. Введение в тему. Уточнить вместе с детьми, что принесла с собой зима. 2 ч. Чтение произведения К.Д.Ушинского (по частям) «Проказы старухи зимы». 3 ч. Обсуждение произведения, беседа.







1 ч. Введение в тему. Педагог предлагает детям обсудить, за что люди любят праздники? Зачем они нужны людям? Ответы-предположения детей; обобщение ответов педагогом.

2 ч. Беседа о праздниках (атрибутика, отношение и настроение, правила поведения).




1 ч. Введение в тему. Педагог уточняет к кому обращаются люди, когда у них возникают проблемы со здоровьем? Уточнить ответы детей. 2 ч. Рассказ о профессии врача, приход медицинской сестры.

Экскурсия в мед.кабинет, знакомство с предметами-помощниками и профессиональными действиями. 3 ч. итог занятия.


1 ч. Введение в тему.

2 ч. Рассказ о зимних трудностях птиц. Как мы можем помочь птицам? Ответы-предложения детей.

3 ч. Практическая работа – изготовление кормушек.









Беседа с детьми, загадывание загадок о зверях.

Дидактическая игра со схемами «Накорми зверей».










Педагог приносит телеграмму, в которой говорится, что к ним едут гости. Спрашивает у детей как же им быть? Как подготовиться к приезду гостей? Ответы детей, обсуждение, уточнение.





1 ч. Педагог предлагает детям поговорить о самых любимых, самых близких людях. Обсудить понятие «близкий человек». Чтение стихотворения А.Кондратьева «Рядом мама». 2 ч. За что мы их любим (беседа, обсуждение),




1 ч. Введение в тему. Педагог предлагает ответить на вопрос – «Что такое «смелость»?». Ответы-предположения детей. Наводящие вопросы, обобщение ответов. 2 ч. Рассказ о профессиях. 3 ч. 23 февраля – День защитников Отечества.






1ч. Введение в тему. Педагог предлагает вспомнить, какие перемены принесла зима в жизнь природы и человека. 2 ч. Зимние изменения в жизни природы. 3 ч. Зимние изменения в жизни человека.

Итог занятия.






Педагоги с детьми идут по заранее запланированному маршруту по детскому саду и поздравляют сотрудников.







1ч. Введение в тему. Педагог уточняет у детей, что это за труд дома (домашний труд)? Трудятся ли дома их родители после работы? 2ч. Предметы – помощники. Проводится игровое упражнение «Домашние помощники»; обсуждение целевых назначений предметов. 3 ч. Подведение итога.



1 ч. Введение в тему. Педагог вместе с детьми вспоминают, как они на прогулке лепили снеговиков. Рассказ о веселых снеговиках. 2 ч. Приметы весны в природе. 3 ч. Весна в жизни людей. Подведение итога.




1 ч. «Теоретическая»-рассказ о последовательности роста растения и необходимых для этого условиях. 2 ч. Практическая – посев семян.









1ч. Введение в тему. 2ч. Рассказ о профессии. 3ч. Знакомство с некоторыми предметами – помощниками и профессиональными действиями.









Прогулка вместе с детьми по улице, на которой расположен

детский сад. Беседа, рассматривание домов, обсуждение мнений детей. Игровое упражнение на закрепление понятия город: «В городе или в лесу?»




1ч. Введение в тему. Педагог рассказывает детям легенду о случайности открытия стекла. 2ч. Качества и свойства стекла. 3ч. Использование в жизни человека. 4ч. Правила обращения со стеклом и стеклянными предметами.





1ч. Вводная. Рассматривание комнатного растения, которому нужна помощь. 2ч. Знакомство с основными частями растения.

3ч. Посадка растения









Педагог обсуждает с детьми, где и как трудятся люди. Труд для общества, труд для себя и семьи, хобби и увлечения (труд для души). В конце занятия педагог делает вывод о том, что жизнь человека наполнена трудом – очень разным, очень важным.




Беседа с детьми о растениях, животных, птицах которые живут и обитают на Севере.









Чтение стихотворения К.Ибряева «Здравствуй, лето!».

Рассказ педагога о том, какие изменения происходят в жизни растений и людей летом. Педагог нацеливает детей на встречу после летнего отдыха, когда все обменяются впечатлениями о проведенном лете. Предлагает детям делать в течении лета зарисовки, фотографии.















Рассказ воспитателя о том, что скоро у них будет в городе праздник. Уточнить у детей какой это праздник, в какой день его отмечают, что интересного бывает на празднике посвященный дню города.






































Подбор материала по теме: «Лето на Ямале»; «Фольклор народов Ямала». Составление гербария.




































Поговорить о том, как тяжело вырастить овощи в наших Северных условиях, рассказать о теплицах г.Ноябрьска





























































Особенности явлений природы Севера (ранний и быстрый приход осени). Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.
































Зимние явления природы Севера (зима долгая, суровая, снежная, морозная). Трудности в существовании живых существ Севера.

































Уточнить и расширить представления детей о разнообразии птиц нашего региона, о непростой жизни зимующих птиц. Формировать знания об особенностях строения и поведения птиц. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.

















Поговорить о традиции гостеприимства принятом у разных народов, как оно проявляется и проявлялось (Русские, татары, украинцы и др.)















Рассказать о пожарной службе г.Ноябрьска













Особенности явлений природы Севера (зима долгая, морозная, снежная).

































Весна на Севере приходит позже (потепление, ледоход, половодье, оттаивание почвы). Периоды наступления весны на Севере.





Поговорить о том, какие цветы растут в нашем северном крае, почему именно они










Обратить внимание детей на чистоту улиц и дворов нашего города, поговорить о том, кто заботится о том, чтобы было чисто, воспитывать уважение к чужому труду, чувство гордости за людей и город, в котором мы живем.




Расширять представления детей об улицах нашего города, их истории названия.












































Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

Рассматривание в книжном уголке иллюстраций о природе России, о Ноябрьске. Заучивание домашних адресов.








Рассматривание в книжном уголке на тему «Город – село». Беседа, чтение художественной литературы.




Дидактические игры «Кто как кричит?», « Чьи детки?», «Кто, что ест?». Чтение художественной литературы.








Беседы, рассматривание картин, иллюстраций с изображением времен года, слушание музыки.





Беседы с детьми в утренние и вечерние часы. Рассматривание фотографий, создание альбома.










Работа с путаницами (орудия труда и предметы быта). Дид.игра «Профессии».








С/р игра «Семья»; рассматривание семейных фотографий; пальчиковая игра «Семья».








Рисование овощей, вырезывание из цветной бумаги, дид.игры, пальчиковая игра «Мы капусту посолили».










Загадывание и отгадывание загадок, настольно – дидактические игры, художественное творчество.




Оформление альбома: «Все работы хороши»; с/р игра «Повара»; дид.игры: «Кем быть»; «Кому что?».







Беседы, рассматривание картин, иллюстраций с изображением времен года, слушание музыки.









Чтение художественной литературы, беседы, игры, рассматривание картинок.







Наблюдение в разные дни и в разную погоду, какими красками богата осень. Чтение стих-я «Листопад» И.Бунина.






С/р игра: «Почта», дид.игры: «Кому что нужно для работы?», «Профессии», составление коллекции открыток, журналов, газет.




Наблюдения, загадывание загадок, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.








Д/игра «Зоологическое домино», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.







Подготовка к новогоднему празднику (разучивание стихотворений, оформление группы, изготовление елочных игрушек, костюмов).




Чтение сказки: «Доктор Айболит», с/игра: «Больница», «Аптека», дид.игры.

Рассматривание содержания аптечки-целевое назначение.






Д/игра: «Отгадай какая птица», наблюдения на прогулке, подкормка птиц, изобразительная деятельность.









Чтение сказки «Зимовье зверей».












Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Семья», беседы в утренние часы приема детей, чтение худ. литературы.




Работа с альбомом «Моя семья».











Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением пожарного, военного, милиционера. Игры детей.







Наблюдения на прогулке, работа с календарем природы, загадывание загадок, разучивание стихов о зиме.






Изготовление подарков, оформление группы к празднику.







Рассматривание картинок с изображением различных бытовых предметов и бытовой техники.








Чтение художественной литературы, наблюдения, загадывание загадок, изобразительная деятельность, дид.игры.



Беседа о цветах, рассматривание иллюстраций; подготовка семян, земли.









Беседа с детьми; наблюдения. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».










Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, изодеятельность.






Рассматривание различных стеклянных предметов, изготовление секретиков.







Опыт «Растения «пьют» воду»; дид.игра: «Отгадай, что лишнее?»; наблюдения за комн. растениями в уголке природы; дежурство.






Заполнение альбома «Все работы хороши»; «Наши славные дела».









Дидактические игры, чтение художественной литературы, изодеятельность, загадки.






Составление загадок, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке,

выставка рисунков.









Конструктивная деятельность, художественное творчество, подвижные игры на прогулке.











Рабочая программа по ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
  • Другое
Описание:

Рабочая программа по  ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для  детей  средней   группы

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

36 периодов непосредственно образовательной деятельности ( 1 период в  неделю)При составлении рабочей программы по разделу

«Познавательное развитие»  для  детей  дошкольного  возраста  с 4 – 5 лет  (средняя  группа),  учитывалось обязательное условие: выполнение содержания психолого– педагогической работы образовательной области «Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства».

 Рабочая  программа  имеет  целью  формировать  элементарные  естественно – научные  представления  об  окружающем  мире (комплексное  представление о природе, многообразие ее объектов и проявлений)

Автор Грачева Раиля Мухасимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1096
Номер материала 49540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓