Данная
рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2014 – 2015
учебный год составлена для учащихся 2 класса на основе следующих
нормативно-правовых документов:
·
Закон
Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012
года №273-ФЗ;
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и
введении в действие федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N
986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений»;
·
Общеобразовательная
программа «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством
образования и науки РФ;
·
Образовательная
программа школы НОО МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово
·
Положение
о рабочей программе МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово.
Общая
характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Содержание
программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
·
приобщение
школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна;
·
развитие
творчества и эмоциональной отзывчивости;
·
воспитание
духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной
природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Реализация целей
программы рассматривается в связи с системой функций предмета
«Изобразительное искусство»:
·
эмоционально-развивающая
функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу
личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной
отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих
переживаний, эмоций, чувств;
·
ценностно-ориентационная
функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания,
умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в
окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и
эстетическим критериям;
·
арт-терапевтическая
функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в
процессе организации их художественной деятельности;
·
информационная
функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного
пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации
об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Для
достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
·
ознакомить
учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
·
сформировать
у детей: интерес и любовь к изобразительному, народному и
декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетическое
восприятие произведений искусства; представления о видах и жанрах
изобразительного искусства; представление об архитектуре как виде искусства;
представление о дизайне как виде искусства; представление об основных видах
народного и декоративно-прикладного искусства;
·
обучать
детей: пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать
средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и
практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения
растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в
объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна;
основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания
художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной
деятельности;
·
развить
у школьников: способность выражать в творческих работах своё отношение к
окружающему миру; творческое воображение, художественное мышление, зрительную
память, пространственные представления, изобразительные способности;
эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Описание места
учебного предмета в учебном плане
В
учебном плане МОУ СОШ № 3 р. п. Кузоватово на изучение изобразительного
искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные
недели). В данной рабочей программе представлено 34 часов.
В
рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических
средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано
учебно-методическое обеспечение, что представлено ниже.
Описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических
искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений
художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту
поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
творческой одаренности ребенка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида
деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и
собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника,
народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность
раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только
информационного изложения материала. При этом учитывается собственный
эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства. Художественно-творческая
деятельность учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей учащихся
на доступном для них уровне. Стержневая линия программы – развитие у школьников
способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться
на них в процессе конструирования.
В процессе обучения используются
следующие методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные
(иллюстрация, демонстрация); практические (творческие задания; проектная
деятельность); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности учащихся.
В зависимости от
особенностей изучаемого материала, используемых методов обучения применяются
соответствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении
качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными
УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с
требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:
- учащиеся научатся;
- учащиеся получат возможность научиться
Планируемые
результаты освоения программы по изобразительному искусству (к концу 2 класса)
ЛИЧНОСТНЫЕ
У
обучающихся будут сформированы:
·
положительная
мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
·
осознание
своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному
художественному искусству России;
·
внимательное
отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
·
эмоционально-ценностное
отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Обучающиеся получат возможность для
формирования:
·
чувства
сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам
художественного промысла;
·
понимания
разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему
миру;
·
положительной
мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи
пространства;
·
интереса
к посещению художественных музеев, выставок;
·
представлений
о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
·
различать
основные и составные, теплые и холодные цвета;
·
составлять
разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и черным;
·
определять
(узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов
(Каргополь. Архангельск, Северная Двина, Мезень);
·
передавать
в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
·
подбирать
цвет в соответствии с передаваемым в работе с настроением;
·
использовать
в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитн ый
карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
·
применять
основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а
также иллюстрациях к произведениям литературы.
Обучающиеся получат возможность
научиться:
·
называть
ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании
декоративных и дизайнерских работ;
·
правильно
и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы
(акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок,
от пятна, смешанные техники);
·
изображать
глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых
объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
·
выстраивать
в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
·
понимать
выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта
дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе
призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
·
выполнять
тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
·
подбирать
цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся
научатся:
·
понимать
цель выполняемых действий,
·
понимать
важность планирования работы;
·
выполнять
действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
·
осуществлять
контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в
учебнике последовательностью;
·
адекватно
оценивать правильность выполнения задания;
·
осмысленно
выбирать материал, приём или технику работы;
·
анализировать
результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
·
решать
творческую задачу, используя известные средства.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
продумывать
план действий при работе в паре, при создании проектов;
·
объяснять,
какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
·
различать
и соотносить замысел и результат работы;
·
включаться
в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и
конструктивную).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
·
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
·
различать
формы в объектах дизайна и архитектуры;
·
сравнивать
изображения персонажей в картинах разных художников;
·
характеризовать
персонажей произведения искусства;
·
группировать
произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
·
конструировать
объекты дизайна.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
осуществлять
поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
·
свободно
ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного
бюро;
·
сравнивать,
классифицировать произведения народных промыслов по их характерным
особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Обучающиеся
научатся:
·
выражать
собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
·
уметь
слышать, точно реагировать на реплики;
·
учитывать
мнения других в совместной работе;
·
договариваться
и приходить к общему решению, работая в паре;
·
строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
выражать
собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных,
дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства,
народного творчества и др.;
·
соблюдать
в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
·
задавать
вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным
средствам.
УЧЕБНО
– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Содержание программного материала
|
Количество часов
|
1.
|
Виды изобразительного искусства
|
14 ч.
|
2.
|
Мир
декоративного искусства
|
8 ч.
|
3.
|
Мир народного искусства
|
7 ч.
|
4.
|
Мир
дизайна и архитектуры
|
5 ч.
|
Всего
|
34
ч.
|
Содержание программы.
2
класс (34 ч)
«Виды изобразительного искусства» (14 ч.)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными
музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды
изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное
рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия.
Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью.
Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч).
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись.
Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн
и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
·
Продолжение
ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и
цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
·
Освоение
живописных приемов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
·
Освоение
приемов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с
прорезями);
·
Продолжение
освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по
составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета
белил и черной краски;
·
Продолжение
изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание,
уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
·
Продолжение
изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки,
росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
·
Освоение
некоторых декоративных приемов (печать ладошками, тканью, губкой и др.;
кляксография, рисование солью и др.);
·
Продолжение
знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый,
сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
·
Продолжение
освоения «Азбуки форм»: обучения умению узнавать геометрические формы и тела
(призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
·
Продолжение
обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на
основе геометрических форм;
·
Продолжение
ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого
характера.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
К концу
обучения во втором классе обучающиеся должны знать:
·
основные
жанры и виды произведений изобразительного искусства;
·
известные
центры народных художественных ремесел России;
·
основные
цвета спектра в пределах акварельных красок;
·
особенности
работы акварельными и гуашевыми красками;
К концу обучения
во втором классе обучающиеся должны уметь:
·
высказывать
простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
·
верно
и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее
строение и цвет предметов;
·
правильно
разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную
часть рисунка;
·
определять
величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
·
передавать
в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,
отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в
иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
·
передавать
в тематических рисунках пространственные отношения;
·
выполнять
узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного
мира и геометрических форм;
·
лепить
простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных
игрушек;
·
составлять
простейшие аппликационные композиции.
УЧЕБНО
– МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для реализации рабочей программы
используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
·
Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение во 2
классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2013г.
·
Учебник: Изобразительное искусство, 2 класс. Н.М. Сокольникова». М.: АСТ Астрель,
2012г.
·
Программы
общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект
«Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования по
изобразительному искусству.
ЛИТЕРАТУРА.
·
Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение во 2
классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2013г.
·
Учебник: Изобразительное искусство, 2 класс. Н.М. Сокольникова». М.: АСТ Астрель,
2012г.
·
Программы
общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект
«Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.