Главная / Начальные классы / Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК «Планета знаний» (2 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК «Планета знаний» (2 класс)

Название документа Пояснительная записка.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2014 – 2015 учебный год составлена для учащихся 2 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Общеобразовательная программа «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ;

  • Образовательная программа школы НОО МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово

  • Положение о рабочей программе МОУ СОШ № 3 р.п. Кузоватово.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;

  • воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

  • арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;

  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

  • сформировать у детей: интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну; эстетическое восприятие произведений искусства; представления о видах и жанрах изобразительного искусства; представление об архитектуре как виде искусства; представление о дизайне как виде искусства; представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

  • обучать детей: пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

  • развить у школьников: способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности; эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МОУ СОШ № 3 р. п. Кузоватово на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели). В данной рабочей программе представлено 34 часов.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одаренности ребенка.

Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства. Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне. Стержневая линия программы – развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования.

В процессе обучения используются следующие методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (творческие задания; проектная деятельность); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В зависимости от особенностей изучаемого материала, используемых методов обучения применяются соответствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:

- учащиеся научатся;

- учащиеся получат возможность научиться

    1. Планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству (к концу 2 класса)


ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

  • понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

  • положительной мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

  • интереса к посещению художественных музеев, выставок;

  • представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и черным;

  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь. Архангельск, Северная Двина, Мезень);

  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе с настроением;

  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитн ый карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

    • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

    • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

    • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

    • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

    • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

    • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

    • понимать цель выполняемых действий,

    • понимать важность планирования работы;

    • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

    • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

    • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

    • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

    • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

    • решать творческую задачу, используя известные средства.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

    • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

    • различать и соотносить замысел и результат работы;

    • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

    • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

    • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

    • характеризовать персонажей произведения искусства;

    • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

    • конструировать объекты дизайна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

    • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

    • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

    • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

    • уметь слышать, точно реагировать на реплики;

    • учитывать мнения других в совместной работе;

    • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

    • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

    • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание программного материала


Количество часов

1.

Виды изобразительного искусства


14 ч.

2.

Мир декоративного искусства

8 ч.


3.

Мир народного искусства


7 ч.

4.

Мир дизайна и архитектуры

5 ч.

Всего

34 ч.




Содержание программы.

2 класс (34 ч)

«Виды изобразительного искусства» (14 ч.)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.

«Мир декоративного искусства» (8 ч)

Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.

«Мир народного искусства» (7 ч).

Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.

«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)

Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.


Основные задачи обучения и развития:

  • Продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);

  • Освоение живописных приемов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);

  • Освоение приемов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);

  • Продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и черной краски;

  • Продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удаленных объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);

  • Продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);

  • Освоение некоторых декоративных приемов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);

  • Продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);

  • Продолжение освоения «Азбуки форм»: обучения умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;

  • Продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;

  • Продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;

  • лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;

  • составлять простейшие аппликационные композиции.


















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  • Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2013г.

  • Учебник: Изобразительное искусство, 2 класс. Н.М. Сокольникова». М.: АСТ Астрель, 2012г.

  • Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по изобразительному искусству.



ЛИТЕРАТУРА.

  • Сокольникова Н.М. Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2013г.

  • Учебник: Изобразительное искусство, 2 класс. Н.М. Сокольникова». М.: АСТ Астрель, 2012г.

  • Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2011г.






Название документа Приложение к рабочей программе.docx

Приложение к рабочей программе


Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство». 2 класс.

Тема урока

Кол-во уроков



Тип урока/ формы прове- дения

Планируемые результаты освоения материала

Форма организации познава-тельной деятель-ности

Обору-дование

ЭОР


Система конт-роля


Дата

Предметные

Личностные

Метапредметные

П л а н

Ф а к т

Виды изобразительного искусства (14 часов).

1

1 четверть

Живопись. Основы цветоведения.

В мастерской художника-живописца



1

Внеш- ний

Комби-нирован-

ный

Знать:

- понятие живопись;

- особенности материалов и инструментов для живописи;

- ключевые слова: картина, холст, пятно.

Уметь: - правильно сидеть за партой, верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку; - называть основы цветоведения (цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнительные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет); - соотносить вкус и цвет;

- работать с акварельными красками.


Положительная мотивация и познавательный интерес к живописным картинам.

Чувства уважения мастерам художественного промысла.

Положительная мотивация к изучению различных способов живописи;


Самостоятельно органи-зовывать свое рабочее место. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Оценивать результаты своей работы. Рассмотреть акварель-ную живопись, выделить сюжет, проанализиро-вать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Установить последова-тельность нанесения слоёв краски и изучить мазки.

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Материалы, инструментыСпектр, цветовой круг, основные и составные цвета

Компози-ционное решение рисунка



2

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки

«Гуси-лебеди».



1

Взаимо-прове-рка, само-конт-роль

Комби-нирован-

ный

Знать иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В. Конашевича к русским народным сказкам.

Уметь: - определять, какие приёмы работы художники использовали для созда-ния представленных иллюстраций; - выделять средства передачи сказочности;

- выполнять иллюстрации к сказкам; - выбирать горизонтальное или вертикальное расположение изобра-жения.

Оценивать свои эмоциональные реакции. Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.

Выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства. Участвовать в игре «Расскажи сказку». Различать и соотносить замысел и результат работы


Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Материалы, инструментыИллюстрации Ю.Васнецова Е. Рачёва, В.Конаше-вича к русским народным сказкам

Компози-ционное решение рисунка



3

Гуашь. Иллюстрирование

сказки

«Гуси - лебеди» (продолжение работы).

1

Взаимо-провер-ка, само-конт-роль

Комби-ниро-ван-

ный

Знать:

- картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван царевич на сером волке»;

- вид изобразительного искусства – графика.

Уметь: - выделять в картинах и иллюстрациях художников средства передачи сказочности, необычности или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от замысла;

- изображать в рисунке пространство;

- владеть разными приёмами работы красками; - выразить в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, включаться в самостоятельную творческую

деятельность.

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Материалы, инструментыИллюстрации Ю.Васнецова Е. Рачёва, В.Конаше-вича к русским народным сказкам

Компози-ционное решение рисунка



4

Акварель. Тёплый цвет.

«Небо на закате».

1

Взаимо-провер-ка, само-конт-роль

Комби-нирован-

ный

Знать приёмы работы акварельными красками.

Уметь:

- выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба;

- рисовать небо в различное время суток и создание художественного образа;

- использовать правила и приёмы работы акварельными красками («по сырому», «вливание цвета в цвет» и др.).


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; понимать разницу в изображении природы в разное время суток. Сопоставлять замысел и полученный результат работы. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассни-ков, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные матери-алы

(акварель бумага).

Компози-ционное решение рисунка



5

Акварель. Холодный цвет. «Облака».

«Зимнее окно».

1

Само-конт-роль

Комби-нирован-ный

Знать приёмы работы гуашевыми красками.

Уметь:

- анализировать средства выразительности;

- рисовать облака и морозные узоры, выбирать наиболее подходящий приём для их передачи,

рисовать зимнее окошко с морозными узорами, на котором стоит горящая свеча;

- восстановить последовательность рисования;

- использовать цветовой круг для выбора цветовой гаммы;

- выражать различные эмоциональ-

ные состояния с помощью цвета;

- обсуждать полученную информа-цию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов;

- подобрать цветовые сочетания, передающие радость, тревогу, нежность, любовь;

- сделать рисунок в подарок другу.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Взаимооценка работ с позиции, что удалось в работе (применить приёмы, подобрать цветовую гамму, выразить настроение).


Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.


Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Индиви-дуальная

работа

Репродукция картины К. Васильева

«У окна», художественные материалы


Передача настрое-ния в творчес-кой

работе



6

Школа

живописи. «Краски и настроение».


1

Взаимо-провер-ка, само-конт-роль

Комби-ниро-ванный

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета


Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные материалы

Компози-ционное решение рисунка



7

Графика.

В мастерской художника-графика. Выразитель-ные средства графики.

«Ветвистое дерево».

1

Взаимо-провер-ка, само-конт-роль

Комби-ниро-ванный

Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства.

Уметь:

- анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики;

- участвовать в беседе о графике;

- работать графитным карандашом, использовать приёмы: штриховка, тонировка, растяжка и растушёвка;

- выделять средства выразительности для наилучшего воплощения замысла (линию, штрих, пятно) у мастеров рисунка и живописи;

- рисовать ветвистое дерево графическими материалами.

Положительная мотивация и познавательный интерес к графике.

Чувства уважения к художникам графикам.

Внимательное отношение к природе.


Обсуждать полученную информацию, подтверждая мнение отрывками из текстов и стихов

Воспитывать уважитель-ное отношение к твор-честву, как к своему, так и других людей; высказывать мнение о том, как изобразительное искусство может отра-жать многообразие окру-жающего мира, мыслей и чувств человека; находить причину оши-бок и исправлять их;

анализировать выполненные рисунки.

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные материалы

афиши, открытки

Компози-ционное решение рисунка



8

Выразительные

средства

графики.

Что может карандаш. «Нарядные ёлочки».


1

Само-конт-роль

Комби-ниро-ванный

Знать особенности и приёмы работы тушью и пером.

Уметь:

- рисовать тушью и пером;

- участвовать в беседе о графике как способе познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человек; - отвечать на вопросы, основываясь на тексте и иллюстрациях;

- выделять средства выразительности графики (линию, штрих, пятно, тон) для наилучшего воплощения замысла у мастеров графики;

- решать творческую задачу: нарисовать «Нарядные ёлочки», используя разнообразную штриховку.


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета. Развитие художественного вкуса.

Отвечать на вопросы основываясь на тексте и иллюстрациях. Понимать цель выполняемых действий,

умение самостоятельно творчески декорировать узорами елочки.

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.



Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

(тушь, перо, графитный

карандаш)

Компози-ционное решение рисунка



9

2 четверть

Тушь и перо. «Кувшин и яблоко»

1

Внеш-ний

Комби-ниро-ванный

Знать особенности и приёмы работы тушью и пером.

Уметь:

- анализировать средства художественной выразительности (линия, штрих, тон) в произведениях графики;

- рисовать кувшин и яблоко;

- отвечать на вопросы, используя репродукции произведений графики русских и зарубежных мастеров;

- выполнять задания, используя приёмы штриховки пером;

- решать творческую задачу: нарисовать натюрморт, используя точки, линии, штрихи, пятна.

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного

искусства


Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью


Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

(тушь, перо, графитный

карандаш)

Компози-ционное решение

рисунка



10

Школа живописи и графики. «Осенний

листок».

1

Само-конт-роль

Знать особенности и приёмы работы акварелью, гуашью, тушью и пером.

Уметь:

- рисовать осенние листья;

- участвовать в беседе, используя для ответов текст и картинки учебника;

- выполнить задания (с. 50–51 учебника), используя изученные приёмы работы;

- нарисовать осенний листок дуба или клёна акварелью или гуашью (живопись);

- решать творческую задачу: выполнить аппликацию «Листья» с дорисовкой прожилок тушью (графика).

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразитель ного искусства

Понимать цель выполняемых действий; включаться в самостоятельную творческую деятельность

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

(тушь, перо, графитный

карандаш)

Композиционное решение рисунка



11

Скульптура в мастерской художника- скульптора.

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро- ванный

Знать особенности материалов и инструментов для скульптуры.

Уметь:

- анализировать средства художественной выразительности скульптурных произведениях; - лепить рельеф;

- анализировать средства художественной выразительности в скульптурных произведениях; - исследовать особенности материала для лепки (уч. стр. 7, 54–55, 58–59);

- участвовать в воображаемом посещении мастерской художника;

- слепить рельеф «Птичка» (пластилин);

- передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства


Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Уметь работать в группе над проектом «Птичий рынок».

Научиться оценивать результат своего труда.

Индиви-дуаль-

ная

работа

Пластилин, стеки, дощечка для лепки, альбомы и фото графии произведений скульптуры ведущих русских и зарубежных художников

Компози-ционное решение задачи



12

Лепка декоративной чаши.


1

Само-конт-

роль, взаимо-конт-роль

Комби-

ниро-ванный

Знать виды декоративных чаш и ваз. Уметь:

- анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства;

- лепить разными способами чашу;

- участвовать в беседе, анализировать средства выразительности художест-венной керамики; - выполнить задания (уч. с. 72–73) руководствуясь заданной последовательностью действий;

- лепить декоративную чашу щипковым методом или по шаблону (глина или пластилин)

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета. Развивать представления о роли декоративного искусства в жизни человека.


Использовать

речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач; анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому.

Уметь анализировать средства художественной выразительности в произведениях декоративного искусства.

Индиви-дуаль-

ная

работа

Пластилин, стеки, дощечка для лепки, альбомы и фото графии с декоративными чашами и вазами различных эпох и народов

Компози-ционное решение задачи



13

Лепка рельефа «Птички».

«Котик» и «Медвежо-нок».


1

Само-конт-роль

Урок конкурс


Знать особенности материалов и инструментов для скульптуры.

Уметь:

- организовать рабочее место при лепке изделий из глины и пластилина, лепить рельеф птички;

- выполнить задания

(с. 62–63 учебника);

- объяснять и применять приём наложения формы на пластину (пластилин).

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Анализировать приёмы лепки в изображении предметов сложной формы; выражать собственное эмоцио-нальное отношение к изображаемому

Индиви-дуальная

работа

Пластилин, стеки, дощечка для лепки

Компози-ционное решение задачи



14

Проверочный урок.

Твои

творческие,

достижения

1

Само-конт-роль

Урок – обоб-щения

Знать о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведе-ниях отечественной и зарубежной художественной культуры.

Уметь:

- передавать фактуру с помощью различных видов лепных элементов;

- участвовать в выставке вылепленных работ и оценивать результат работы;

- выполнить задания (с. 64–65 учебника);

- участвовать в обзорной викторине по определению видов изобразительного искусства, тёплых, холодных и контрастных

цветов;

- сравнивать произведения изобрази-тельного искусства, классифициро-вать их по видам; - называть ведущие художественные музеи России;

- оценивать свои творческие достижения.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.


Использовать

речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.


Проверять знания о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

Индиви-дуальная

работа

Пластилин, стеки, дощечка для лепки

Компози-ционное решение задачи



Мир декоративного искусства (8 часов).


15

Декоративное искусство вокруг нас.

1

Само-конт-роль

Комби-ниро-ванный

Знать приёмы декоративного рисования.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике;

- участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры;

- исследовать, как один и тот же образ изменяется в зависимости от материала в произведениях декоративного искусства.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета. Формировать устойчивый интерес к декоративному искусству.

Понимать цель выполняемых действий. Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач. Адекватно оценивать правильность выполнения задания


Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



16

Декоративное рисование

«Грибы и ёлочки».

1

Само-конт-роль

Комби-ниро-ванный

Знать приёмы декоративного рисования.

Уметь:

- эстетически оценивать окружающий мир; - выполнить задания (с. 72–73 учебника);

- решать творческие задачи: рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевы-ми ручками на цветном фоне;

- сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке;

- узнать, какое дерево или гриб изобразил сосед по парте.

Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства


Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения; выслушивать партнера, договариваться и приходить к общем решению, работая в паре

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Композиционное решение рисунка



17

3 четверть

Азбука декора. Контрастные цвета

в декоре. Линейный орнамент.

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро-ванный

Знать:

- возможности применения цветовых контрастов в декоре; - закономерности построения и мотивов линейного орнамента.

Уметь:

- копировать греческий орнамент (с. 77 учебника);

-выявить закономерности - построения орнамента;

- нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши);

- исследовать традиционные мотивы орнаментов своего народа;

- использовать их для составления линейных узоров;

- передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента;

-выражать эмоционально - ценностное отношение к выполненным работам.

Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности; различать и соотносить замысел и результат работы; воспитывать уважительное отношение к творчеству, как к своему, так и других людей


Индиви-дуальная работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



18

Монотипия.

«Бабочка»

«Волшебные

ладошки».

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро-ван-ный

Знать:

- виды декоративных эффектов; - технику монотипии; - художественные достоинства, разнообразие декоративных эффектов.

Уметь:

- применять цветовые контрасты в декоре;

- выявить возможности применения цветовых контрастов в декоре;

- решать творческую задачу: сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы (деревья, цветы, птиц, животных и др.);

- дать эстетическую оценку выполне-нным работам

Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Передавать настроение в творческой работе с помощью тона, орнамента;

воспитывать и развивать художественный вкус учащегося, его интеллектуальную и эмоциональную сферу, творческое воображение, способность давать эстетическую оценку.


Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



19

Печать предметами. Печать листьями.

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро-ванный

Знать виды декоративных эффектов

Уметь:

- создавать декоративные композиции;

- оценивать окружающий мир по законам красоты;

- использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции; - планировать работу и работать в коллективе;

- анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий;

- выполнить ковёр в тёплой или холодной гамме по желанию;

- участвовать в коллективной работе: наклеить отдельные работы на ткань, изготовить большой ковёр.

Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.


Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



20

Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисование солью.

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро-ванный

Знать виды декоративных эффектов.

Уметь:

- создавать декоративные эффекты;

- использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции;

- установить последовательность работы;

- выполнить задание, работая в паре;

- использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции;

- обсуждать, планировать результат, совершать совместные действия; - оформить работу в рамочку;

-подготовить презентацию работы в виде рассказа о получившейся картине.

Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

Воспитывать

уважительное отношение к творчеству, как к своему, так и других людей. Развивать творческие способности.

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



21

Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки».

1

Само-конт-роль

Комби-

ниро-ванный

Знать виды декоративных эффектов

Уметь:

- создавать коллаж; - использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе;

- выполнить задания по заданной последовательности работы

(с. 87, 89 учебника);

- решать творческую задачу: выполнить декоративную композицию «Волшебный ковёр» из разноцветных ниток, наклеенных на основу; - изобразить солнышко, цветок, птичку, рыбку или какой – нибудь узор.

Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; сравнивать свой ответ с ответами

одноклассников, оценивать высказывания по поводу

художественного произведения; выслушивать партнера.


Развивать умения создавать коллаж

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



22

Проверочный урок.

Твои творческие

достижения.


Само-конт-роль

Урок – обоб-щения

Знать виды декоративных эффектов Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;

Самостоятельно выполнить декоративное панно «Времена года».




Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства


Овладевать различными приёмами и техниками изобрази тельной деятельности; форми-ровать способность оценивать окружающий мир по законам красоты, оценивать свои творческие достижения.

Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



Мир народного искусства (7 ч).


23

Народное искусство. Росписи Северной

Двины.

Пермогорская роспись.

1

Взаимопровер-ка, само конт-роль

Комби-ниро-ванный

Знать: - традиционные народные художественные промыслы русского Севера: каргопольскую глиняную игрушку, расписную пермогорскую, борецкую и мезенскую прялки и другие изделия;

- последовательность работы и образцы

(с. 96 учебника).

Уметь:

- выполнять пермогорские узоры; - ориентироваться в учебнике;

- выделять и оценивать цветовую гамму изделий;

- повторять узоры пермогорской росписи;

- изучать образцы (с. 98–99 учебника);

- выполнять бордюры и рисовать цве-ток по заданной последовательности;

- выполнять задания (с. 28,30 раб. тет.);

- расписывать бумажную тарелочку пермогорскими орнаментами; - рисовать птицу Сирин (гуашь);

- искать информацию о мастерах, живущих на берегах Северной Двины.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные материалы, произведения народных промыслов (Пермогорье. Борок. Мезень и др.)

Выполне-ние творчес-кой работы



24

Пермогорские узоры.

Прялки.

1

Взаимопровер ка, само конт-роль

Комби-нированный

Знать:

- пермогорские, борецкие и мезенские прялки;

- мастеров, которые изготавливают и расписывают прялки.

Уметь:

- выполнять роспись прялок, используя кистевую роспись;

- совершать воображаемое путешест-вие по русскому Северу;

- участвовать в беседе о значении традиционных народных художест-венных промыслов для современного человека;

- расписывать вырезанный силуэт пермогорской или мезенской прялки

(гуашь, тушь, перо).

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; осуществлять поиск необходимой

информации, используя различные справочные материалы

Фрон-тально-индиви-дуальная работа


Художественные материалы, произведения народных промыслов (Пермогорье. Борок. Мезень и др.)

Выполне-ние творчес-кой работы



25

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы.

1

Взаимопровер-ка, само конт-роль

Комби

ниро-ван-ный

Знать, что народное искусство является частью национальной культуры; мезенскую роспись.

Уметь:

- выполнять роспись предметов быта; - повторять линейные орнаменты мезенской росписи (с. 102 учебника);

- изучать способ рисования коней, птиц и оленей (с. 103 учебника)

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; объяснять, какие приёмы, техники были

использованы в работе, как строилась работа

Фрон-тально-индивидуальная работа.


Художественные

материалы, изделия, фото, открытки альбомы с мезенской росписью

Выполне-ние творчес-кой работы



26

Каргопольс-кая игрушка. Полкан.

1

Взаимопровер-ка,само-конт-роль

Комби-ниро-ван--ный

Знать:

- каргопольские игрушки;

- традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов каргопольских игрушек.

Уметь:

- выполнять каргопольские узоры;

- лепить и расписывать их;

- сравнивать дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки;

- повторять каргопольские узоры по образцам (с. 106 учебника);

- решать творческую задачу: расписывать каргопольскими узорами игрушки (контуры, силуэты, вылепленные по выбору).

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Понимать цель выполняемых действий; различать и соотносить замысел и результат работы; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные материалы, произведения народных промыслов

Выполне-ние творчес-кой работы



27

Печенье Тетёрки.

1

Взаимопровер-ка, само-конт-роль

Урок отчет

Знать обряды и узоры печенья тетёрки.

Уметь:

- лепить тетёрки;

- участвовать в беседе о народном искусстве как части национальной культуры;

- повторять узоры печенья тетёрки на альбомном листе (гуашь) по образцам в учебнике (с. 109 учебника);

- лепить из солёного теста или пласти-лина тетёрки, используя изученные приёмы.


Положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства


Различать и соотносить замысел и результат работы; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения

Фрон-тально-индиви-дуальная работа.


Художественные материалы, произведения народных промыслов

Выполне-ние творчес-кой работы



28

4 четверть


Архангельс-кая Птица счастья.

1

Само оценка

Комби-нированный

Знакомство со щепной птицей Счастья.

Уметь:

- изготавливать птицу счастья из бумаги;

- принимать участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры;

- выявлять художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц;

- решать творческую задачу: сконструировать свою чудо птицу счастья из бумаги.


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Выполнять правила этикета

Воспитывать уважительное отношение к творчеству, как к своему, так и других людей.


Подбирать информацию из различных источников.


Овладевать различными приёмами и техниками изобразительной деятельности

Фрон-тально-индиви-дуальная работа


Художественные материалы, произведения народных промыслов

Выполне-ние творчес-кой работы



29

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.


1

Само-конт-роль

Урок – обоб-

щения

Проверка развития художественного вкуса учащегося, его

интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала. Уметь:

- оценивать окружающий мир по законам красоты;

- участвовать в обзорной театрализо-ванной викторине по всем изученным темам раздела «Народное искусство»;

- определять (узнавать) произведения традиционных народных художествен-ных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь).


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; давать оценку изделиям народных промыслов; оценивать свои творческие достижения.



Индиви-дуальная

работа

Художественные материалы, произведения народных промыслов

Выполне-ние творчес-кой работы



Мир дизайна и архитектуры (5 ч).


30

Дизайн. Архитектура.

Призмы. Коробочки - сувениры. Подставка для карандашей.

1

Взаимопровер-ка

Комби-нированный

Знать объекты дизайна и архитектуры в форме призм.

Уметь:

- различать призмы в объектах дизайна и архитектуры; - планировать работу;

- ориентироваться в учебнике;

- выполнять упражнение на узнавание призмы;

- конструировать коробочку

- сувенир из бумаги; - декорировать коробочку (превратить в котика, птичку, тигрёнка, жирафа, клоуна и др.).


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Планировать и реализовывать совместную работу, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Воспитывать уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей.

Вести поисковую работу и создавать совместно с друзьями коллекцию картинок с объектами дизайна и архитектуры в форме призм.

Фрон-тально-индиви-дуаль-ная работа.


Художествен-ные

материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



31

Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки - пирамидки.

1

Само-конт роль

Комби-нированный

Знать

объекты дизайна и архитектуры в форме пирамид.

Уметь:

- различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры;

- конструировать игрушки на основе пирамиды;

- участвовать в обсуждении по теме урока, приводить примеры;

- выполнять упражнения на узнавание пирамиды;

- конструировать упаковку «Пирамида»;

- использовать выкройку (с.126 уч.); - декорировать упаковку.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения.



Индиви-дуаль-ная

работа

Художествен-ные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



32

Конусы. «Петушок». «Весёлая мышка».

1

Само-конт-роль

Комбинирован-ный

Знать объекты дизайна и архитектуры конической формы.

Уметь:

-конструировать сувениры на основе конуса;

-различать формы конусов в объектах дизайна и архитектуры;

- выполнять упражнения на ощущение формы конуса;

- конструировать сувениры «Петушок» или «Весёлая мышка»

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Овладевать различными приёмами и техниками изобрази тельной

деятельности.


Воспитывать

уважительное отношение к творчеству как к своему, так и других людей

Индиви-дуаль-ная

работа

Художествен-ные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



33

Цилиндры. «Весёлые зверята». «Гусеничка».

1

Взаимопровер-ка,само-конт-роль

Комби-нированный

Знать объекты дизайна и архитектуры цилиндрической формы. Уметь:

- различать цилиндрические формы и их половинки в объектах дизайна и архитектуры;

- выполнять декор в технике «апплика-ция» на кружках цилиндрической формы;

- обсуждать вопросы по теме, приводить примеры;

- выполнять упражнения на ощущение формы;

- конструировать из цилиндров разно-го размера весёлых человечков, гусе-ничку или забавных зверят;

- анализировать, из каких деталей состоят игрушки (с. 134– 135 уч.); - использовать правило склеивания бумажных деталей (с. 134 учебника).

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

Воспитывать

готовность к отстаиванию своего эстетического идеала.


Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения

- выполнять работу по образцу или придумывать свои варианты;

- решать творческую задачу: использовать конструкции из одного-двух или большего количества цилиндров;

Фронтально-индивидуальная работа.


Художествен-ные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы



34

Проверочный урок.

Твои творческие достижения.


1

Взаимопровер-ка, само-конт-роль

Урок-обоб щения

Знать последовательность выполнения работы (с. 136–137 уч.).


Уметь:

- конструировать на основе геометрических форм;

- конструировать ангела из бумажной тарелки;

- украсить подвесками вместе с одноклассниками классную комнату;

- решать творческую задачу в коллективной работе


Принимать учебные цели, проявлять желание учиться

Воспитывать готовность к отстаиванию своего эстетического идеала. Планировать работу и работать в коллективе, договариваться, прихо-дить к общему мнению, согласовывать работу для достижения цели.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы других; оценивать свои творческие достижения.


Фрон-тально-индиви-дуаль-ная работа.


Художествен-ные материалы

Выполне-ние творчес-кой работы




Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК «Планета знаний» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

           Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 2 класса,  УМК «Планета знаний»  (автор Н. М. Сокольникова)  разработана с учётом требований ФГОС ООО.  Данная  программа  нацелена  на решение  приоритетной  задачи начального образования -  формирование универсальных учебных действий.                                                                                                         В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение.  Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной  деятельности, развитие творческой одаренности ребенка.                                                                                                                 Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету.

Автор Кулешова Ольга Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 993
Номер материала 38854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓