Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русской словесностиУМК: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа по русской словесностиУМК: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2000


Утверждено на педагогическом совете

Протокол №

от «__»_______________2014 года


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №2000

____________________Т.М.Шмачкова

«_____»__________________---2014 года


Рабочая программа

по русской словесности

на 2014 / 2015 учебный год

класс (ы) 6


УМК:

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений.


Составитель

Орлова О.Ю.,

учитель русского языка и литературы





Рассмотрено на заседании МО

Протокол № _________

от «___»___________2014 г.





Москва

2014




Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2008 (сост. Л.М.Рыбченкова).

Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства

. возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

Изучение словесности поможет шестиклассникам осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми свойствами этого материала. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.

Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к род¬ому слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.

На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

Задачи изучения словесности:

-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;

-развитие творческих способностей учащихся.

Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Технологии и методики обучения

1. Личностно-ориентированные технологии обучения

1. Технология обучения как учебного исследования

2. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

3. Технология эвристического обучения

4. Метод проектов

2. Предметно-ориентированные технологии обучения - это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика

1. Технология постановки цели

2. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

3. Технология концентрированного обучения

4. Модульное обучение.

3. Технологии оценивания достижений учащихся

1. Технология "Портфолио"

2. Безотметочное обучение

4. Интерактивные технологии

1. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

2. Технология проведения дискуссий

3. Технология «Дебаты»

5. Технология дифференцированного обучения

1. Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии)

2. Внутренняя (уровневая) дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований


По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:

-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;

-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;

-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;

- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;

- находить в тексте средства художественной изобразительности;

- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.

Результаты обучения.

Личностные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.



Содержание курса словесности в 6 классе

Употребление языковых средств.

Средства художественной изобразительности.

Юмор в произведениях словесности.

Произведения устной народной словесности.

Эпическое произведение, его особенности.

Лирическое произведение, его особенности.

Драматическое произведение, его особенности.


Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 68 часов. В учебном плане школы отведено 17 часов, поэтому содержание курса сжато, многие темы изучаются обзорно. В рабочей программе подробнее изучаются разделы «Употребление языковых средств» и «Средства художественной изобразительности».


Список литературы для учителя

1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006

2. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001

3. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи, Т.Л.Служевская, Санкт-Петербург, «Тускарора», 1997

4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н., Речь, язык и секреты пунктуации, М.: «Просвещение», 1996

Список литературы для учащихся

1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2008

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
















Тематическое планирование


№ урока


Содержание

Планируемые результаты

Информационное и методическое обеспечение

Дата

Примечание





Раздел 1. Употребление языка

предметные

метапредметные

личностные


1

Стилистические возможности слов и выражений. Общеупотребительные и диалектные слова.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа со словарями, анализ текстов.

Уметь: использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Устный опрос,

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 1 – 3 читать, упр. 7 (письм.), 17 (устно)

1-4 сентября


2

Специальные и заимствованные слова. Неологизмы.

Чтение, участие в беседе, записи в тетрадях, анализ текстов разных стилей, устные сочинения по картинам.

Уметь: находить в текстах заимствованные слова и неологизмы

Устный опрос, беседа по домашним упражнениям

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 4 – 6 читать, упр.25 (письм.), 22 и 32 (устно)

6-11 сентября


3

Употребление имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Слушают рассказ учителя, делают записи, участвуют в беседе, читают

Устный опрос, домашнее упражнение

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 7 – 9 читать, упр. 40, 43 или 45 (на выбор, творческая работа)

13-18 сентября


Раздел 2. Средства художественной изобразительности.

4

Сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 52, 54, 59, 61

Устный опрос, домашнее сочинение-описание

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 10 – 12 читать, упр. 56 (письм.), 66 (устно)

20-25 сентября


5

Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 68, 69, 71, игры со словами

Устный опрос, домашние упражнения, этюд по картине

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 13 - 16 читать, упр. 75 (письм., выписать гиперболы), 79 (этюд по картине)

27 сент. – 2 октября


6

Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественой изобразительности в текстах упр. 80, 84, 86, игры со словами

Устный опрос, домашнее сочинение-описание с антитезой

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 17 – 20, читать, упр. 81 (устно), 91 (письм.)

4– 9 октября


Раздел 3. Юмор в произведениях словесности.


7

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

Самостоятельное и комментированное чтение, конспектирование по вопросам, игры со словами.

Знать: средства художественной изобразительности.

Уметь: находить их в тексте, использовать в речи.

Устный опрос,

пересказ

юмористического

текста из

домашнего

упражнения



Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 21 – 22 читать, упр. 96, 97 (устно)

11-16 октября


8

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Устное сочинение юмористического рассказа (упр.99),

комментированное чтение, составление таблицы

Знать: средства художественной изобразительности.

Уметь: находить их в тексте, использовать в речи.

Устный опрос, сочинение юмористического рассказа по рисунку

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 23 – 24 читать, подготовиться к зачёту, упр. 113 (устно), игра 1 (3 или 5 вопрос) (письм.)

18 -23 октября


9

Урок-зачёт по теме «Средства художественной изобразительности».

Отвечают на вопросы теста, выполняют анализ лирического стихотворения

Письменная работа

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Таблицы

презентации

25 -30 октября


Раздел 4. Произведения устной народной словесности.


10

Былины. Былинный стих. Особенности языка былин.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, комментированное чтение, выразительное чтение былин

Устный опрос, устное сочинение-рассуждение по картине

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 25 – 27 читать, упр. 115 (устно), 118 и 120 (на выбор), игра 2

8 -13 ноября


11

Легенда. Предание.

Отвечают на вопросы викторины, читают самостоятельно и конспектируют, выразительно читают предания

Пересказ предания, произнесение скороговорок

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 28 – 29 читать, упр.130 (устно), игры 3,5,6

15 -20 ноября


Раздел 5. Особенности эпического произведения.


12

Особенности эпического произведения.

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. Особенности языка.

Слушают рассказ учителя, делают краткие записи, анализируют текст упр. 159, участвуют в беседе по иллюстрациям упр.140,142, 144, 147

Знать: средства художественной изобразительности.

Уметь: находить их в тексте, использовать в речи.

Устный опрос, очерк о любимом человеке


использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 30 – 35 читать,

упр. 150 (письм.)

22 – 27 ноября


Раздел 6. Особенности лирического произведения.


13

Отличительные особенности лирического произведения. Двусложные размеры стиха.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 36 – 38 читать, упр.168 (определение размера стиха, схемы в тетради)

29 ноября – 4 декабря


14

Трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 39 – 42 читать, упр. 178 (устно), 170 (письм.)

6 – 11 декабря


Раздел 7. Особенности драматического произведения.


15

Особенности драматического произведения.

Особенности языка и сюжета в драматическом произведении. Как изображается характер героя в пьесе.

Слушают рассказ учителя, читают по ролям, сравнивают тексты произведений разных родов, анализируют отрывки из пьес

Знать: средства художественной изобразительности.

Уметь: находить их в тексте, использовать в речи.

Устный опрос, сценка в тетради

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.

Параграф 43 – 45 читать, упр. 187 (письм.)

13 – 18 декабря


16

Повторение изученного на уроках словесности в 5 – 6 классах

Отвечают на вопросы викторины «Кто автор и чьи это слова?», на вопросы по изученным темам, участвуют в играх со словами

Устный опрос

использовать слова и выражения в соответствии с их стилистическими возможностями.

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.


Параграф 46 – 47 читать, составить кроссворд (игры на с 210) подготовиться к зачёту (параграф 1 – 47)

20- 25 декабря


17

Урок-зачёт

Ответы на вопросы теста, выполнение практических заданий по тексту.

Письменная работа

Потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию.


10 – 15 января


18

Резервный урок

Выясняют непонятное, оформляют творческие работы.

Знать: средства художественной изобразительности.

Уметь: находить их в тексте, использовать в речи.

Творческие работы

Принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека.






Рабочая программа по русской словесностиУМК: Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений.
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2008 (сост. Л.М.Рыбченкова).

 

     Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

 

Автор Орлова Ольга Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2868
Номер материала 26972
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓