Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Жигулевский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «ЖГК»
_________________А.Э. Птицын
«____»__________201__ г.
|
Рабочая программа
Профессионального модуля
ПМ.04 Выполнение работ по профессии
рабочего 19149 Токарь
|
для специальности СПО
151901 Технология машиностроения
|
|
2014 год
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией
технологического профиля
Протокол № ____________
от “___” ______________ 201 ___ г.
Председатель_____________
Г.С.Солдатенкова
|
СОГЛАСОВАНО
Предметной (цикловой)
комиссией
технологического профиля
Протокол №
____________
от “___” ______________ 201 ___ г.
Председатель_____________
Г.С.Солдатенкова
|
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
научно-методической работе
_______________________ Т.А. Агошкова
“___”
______________ 201___ г.
|
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_______________________ Н.В. Ванчурова
“___”
______________ 201___ г.
|
Составитель:
Солдатенкова Галина
Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО
«ЖГК»
Эксперты:
Техническая экспертиза: Орешина Наталья
Александровна, методист ГБОУ СПО
«ЖГК»,
Солдатенкова Галина Сергеевна, председатель предметной
(цикловой) комиссии технологического профиля ГБОУ СПО «ЖГК»
Содержательная экспертиза: Солдатенкова Галина Сергеевна, председатель предметной (цикловой) комиссии технологического
профиля ГБОУ СПО «ЖГК»,
Орешина Наталья Александровна, методист ГБОУ СПО «ЖГК»
Рабочая
программа разработана на основе Федерального государственного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 151901 Технология машиностроения,
утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12» ноября 2009
г. № 582.
Рабочая
программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных
программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего
профессионального образования на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов начального профессионального и среднего
профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27
августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения
обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности
151901 Технология машиностроения. Название специальности в соответствии с
требованиями ФГОС третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
4
|
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6
|
3. СТРУКТУРА и
содержание профессионального модуля
|
7
|
4 условия реализации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
16
|
5. Контроль и оценка
результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности)
|
20
|
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
|
22
|
1. паспорт РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.04. Выполнение
работ по профессии рабочего 19149 Токарь
1.1. Область применения рабочей
программы
Рабочая программа
профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной
профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии
с ФГОС по специальности СПО 151901 Технология машиностроения (базовой подготовки) в части
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ
по профессии рабочего 19149 Токарь и соответствующих профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 1. Умение самостоятельно выполнять все
работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, технологическими
условиями и нормами, установленными на предприятии.
ПК 2. Проверять качество выполненных работ.
Программа профессионального модуля может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной
подготовке работников в области машиностроении металлообработки при наличии
среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи
профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального
модуля
С целью овладения указанным видом
профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными
компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-
работы на токарных станках
по обработке деталей различной конфигурации;
-
контроля качества
выполненных работ;
уметь:
-
обрабатывать на
универсальных токарных станках детали по 8-11 квалитетам и сложные детали по
12-14-му квалитетам;
-
обрабатывать детали по
7-10-му квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки
определенных деталей или выполнения отдельных операций;
-
выполнять токарную
обработку тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1
мм и длиной до 200 мм;
-
выполнять токарные работы
методом совмещенной плазменно-механической обработки под руководством токаря
более высокой квалификации;
-
нарезать наружную и
внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбу
резцом;
-
нарезать резьбы вихревыми
головками;
-
управлять
токарно-центровыми станками с высотой центров 2000
мм и выше, расстоянием между центрами 10000
мм и более;
-
управлять
токарно-центровыми станками с высотой центров до 800
мм, имеющими более трех суппортов под руководством токаря более высокой квалификации;
-
выполнять необходимые
расчеты для получения заданных конусных поверхностей;
-
управлять
подъемно-транспортным оборудованием с пола;
-
проводить строповку и
увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования;
-
выполнять токарную
обработку заготовок из слюды и микалекса;
-
соблюдать правила
безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.
знать:
-
устройство, правила
подналадки и проверки на точность универсальных токарных станков;
-
правила управления
крупногабаритными станками, обслуживаемыми совместно с токарем более высокой
квалификации;
-
устройство и правила
применения универсальных и специальных приспособлений;
-
устройство и условия
применения плазмотрона;
-
назначение и правила применения
контрольно-измерительных инструментов и приборов;
-
геометрию и правила
заточки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или с
пластиной из твердых сплавов или керамики;
-
систему допусков и
посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
-
основные свойства
обрабатываемых материалов;
-
правила безопасности
труда, электро- и пожарной безопасности.
1.3. Рекомендуемое количество
часов на освоение рабочей программы профессионального модуля
всего – 736 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки
обучающегося – 340 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной
нагрузки обучающегося – 226 часов;
самостоятельной работы
обучающегося – 114 часов;
учебной практики – 396 часов.
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение
работ по профессии рабочего 19149 Токарь, в том числе профессиональными
(ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 4.1.
|
Умение самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные
квалификационной характеристикой, технологическими условиями и нормами,
установленными на предприятии
|
ПК 4.2.
|
Проверять качество выполненных работ
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
|
ОК 3.
|
Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
ОК 6.
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
|
ОК 8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
|
ОК 9.
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
|
ОК 10.
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
|
4. условия реализации
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает
наличие учебного кабинета «Технологии машиностроения» и лабораторий
«Материаловедения», «Технологического оборудования и оснастки»; слесарных и
механических мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
«Технологии машиностроения»:
-
оборудование мастерских
колледжа.
-
приспособления к токарным,
сверлильном, фрезерным и другим станкам.
-
типовые детали и узлы
приспособлений.
-
механизированные приводы.
-
вспомогательный инструмент.
-
приспособления сборочные.
-
режущий инструмент: резцы,
инструмент для обработки отверстий, резьбонарезной инструмент, фрезы,
зубонарезной инструмент.
-
типовые детали и
заготовки.
-
измерительные средства.
-
типовые сборочные единицы.
-
технологическая
документация.
-
наглядные пособие,
видеоролики, плакаты по темам дисциплины, кодотранспоранты.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
1. Материаловедения:
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных
металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- объемные модели кристаллических решеток
металлов;
- планшеты по классификации материалов, металлов
и сплавов; их области применения;
- комплект учебно-методической документации;
2.
Технологического оборудования и оснастки:
-
макеты и модели
приспособлений для металлорежущих станков,
-
комплект вспомогательных и
режущих инструментов,
-
металлорежущие станки.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
1. Слесарной:
-
рабочие места по
количеству обучающихся;
-
станки:
настольно-сверлильные, заточные и др.;
-
набор слесарных
инструментов;
-
набор измерительных
инструментов;
-
приспособления;
-
заготовки для выполнения
слесарных работ.
2.
Механической:
-
рабочие места по
количеству обучающихся;
-
станки: токарные,
фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные;
-
наборы инструментов;
-
приспособления;
-
заготовки.
Реализация профессионального модуля предполагает
производственное обучение в учебно-производственных мастерских по профессии «Токарь»
и обязательную учебную практику по профессии, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Алексеев В.С. Токарные
работы Москва,: Инфра-М,2007.-365с.
2.
Богдасарова Т.А.
Токарь-универсал Москва,: АКАДЕМА, издательский центр «Академия», 2007.-286с.
3.
Денежный П.М., Стискин
Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1972. — 304
с:
4.
Оглоблин А.Н. Основы
токарного дела.: Л. Машиностроение, 1967. -385 с.
5.
Фещенко, В. Н. Токарная
обработка: Учебник/В. Н. Фещенко, Р. X. Махмутов. — 6-е изд., стер. — М.:
Высшая школа, 2005. — 303 с:
Дополнительные источники:
1.
Вереина Л.И. Справочник
токаря Москва,: АКАДЕМА, 2004.-446с.
2.
Нефедов Н.А. Практическое
обучение в машиностроении Москва.: Высшая школа.,1984.-268с.
3.
Махалько А.М. Контроль
станочных и слесарных работ М.: Высшая школа, 1986. — 272 с:
Интернет-ресурсы:
1.
Электронный ресурс «Основы
токарного дела» Форма доступа: ttp://www.tehinfor.ru/s_3/oglavlenie.html
4.3.
Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ Выполнение работ по профессии рабочего 19149 Токарь производится в
соответствии с учебном планом по специальности СПО 151901 Технология
машиностроения и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.
Образовательный процесс организуется строго по
расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УВР. График
освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК Выполнение работ по профессии
рабочего 19149 Токарь, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-
практические занятия.
В процессе освоения ПМ Выполнение работ по профессии
рабочего 19149 Токарь предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений
у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся.
Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой
создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении
теоретического и лабораторно-практического материала, выполнения
самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы.
Реализация основной
профессиональной образовательной программы обеспечиваться доступом каждого
обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному
перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной
программы. Во время самостоятельной подготовки обучающихся обеспечены доступом
к сети Интернет.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся
возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными
учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам
данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Текущий учет результатов освоения ПМ Выполнение работ
по профессии рабочего 19149 Токарь производится в журналах. Наличие оценок по
ПР и рубежному контролю является для каждого обучающегося обязательным. В
случае отсутствия оценок за ПР и ТРК обучающийся не допускается до сдачи
квалификационного экзамена по ПМ.
Итоговый контроль освоения вида профессиональной
деятельности осуществляется на экзамене (квалификационном). Условием допуска к
экзамену (квалификационному) является положительная аттестация по МДК и учебной
практике.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических
(инженерно-педагогичес-ких) кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования,
соответствующего профилю модуля Выполнение работ по профессии рабочего 19149 Токарь.
дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также
общепрофессиональных дисциплин: «Технология машиностроения»; «Технологическое
оборудование»; «Метрологии, стандартизации и подтверждения соответствия»; «Процессы
формообразования и инструменты».
Мастера: наличие 5-6 квалифицированного разряда с
обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
Опыт деятельности в профильных организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального
модуля
(вида
профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные
профессиональные компетенции)
|
Основные
показатели оценки результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
Умение самостоятельно выполнять все работы,
предусмотренные квалификационной характеристикой, технологическими условиями
и нормами, установленными на предприятии
|
·
знаний техники безопасности при работе на
токарных станках;
·
правило управления токарным станком;
·
установка деталей в универсальные приспособления
при работе на токарных станках;
·
обрабатывать длинные валы и винты с применением
подвижного и неподвижного люнетов;
·
обработка наружных и внутренних фасонных поверхностей;
·
обработка червяков;
·
обработка наружных и внутренних резьбовых поверхностей;
·
заточка режущего инструмента для токарных
станков.
|
·
тестирование
·
экспертная оценка выполнения практических
занятий;
·
комплексная работа по результатам учебной
практики;
·
экзамен по МДК;
·
комплексный экзамен по модулю;
|
Проверять качество выполненных работ
|
·
проверка на точность токарных станков;
·
проверка качества обработанных деталей.
|
·
тестирование
·
экспертная оценка выполнения практических
занятий;
·
комплексная работа по результатам учебной практики;
·
экзамен по МДК;
·
комплексный экзамен по модулю;
|
Результаты
(освоенные
общие компетенции)
|
Основные
показатели оценки
результата
|
Формы и методы контроля и оценки
|
Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
|
·
демонстрация интереса к будущей профессии;
·
аргументированность и полнота объяснения сущности
и социальной значимости будущей профессии.
|
Экспертное наблюдение и оценка на практических
и лабораторных занятиях, и при выполнении работ на учебной практике
|
Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество
|
выбор и применение методов и способов
решения профессиональных задач в области выполнения работ по одной или
нескольким профессиям рабочих, должностям, служащих;
|
оценка эффективности и качества выполнения;
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность
|
решение стандартных и нестандартных
профессиональных задач в области выполнения работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям, служащих;
|
Экспертное наблюдение и оценка на практических
и лабораторных занятиях, и при выполнении работ на учебной практик
|
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития
|
эффективный поиск необходимой информации;
|
использование различных источников, включая
электронные;
|
Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями
|
взаимодействие с обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе обучения;
|
умение сплотить обучающихся в единый коллектив;
|
Самостоятельно определять задачи профессионального
и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
|
организация самостоятельных занятий при
изучении профессионального модуля.
|
Экспертное наблюдение и оценка на практических
и лабораторных занятиях, и при выполнении работ на учебной практике
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.