Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель МО
_______________ Моисеева И.П.
Протокол № ___ от «___» августа 2013 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ
№1»
________________Н.Г. Жихарева
Приказ №_____от «___» сентября 2013 г.
|
Рабочая программа по
ОСНОВАМ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
(для обучающихся 4 кл.)
Базовый уровень (34 часа в год, 1 час в неделю)
2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Авторской
программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных
учреждений
4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.-
24с.
Составитель: Сидоренко Ирина Константиновна,
учитель первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная
записка
Рабочая
программа учителя по курсу основы мировых религиозных культур для учащихся 4-го
класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана
в соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее
Стандарта);
- с
положениями Основной образовательной программой начального общего образования
МБОУ «Ключевская СОШ № 1»
(далее
Образовательной программой);
- с Положением о
рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «Ключевская средняя
общеобразовательная школа №1»
(ФГОС);
- с
возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе
авторской издательской программы курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики» автора
А.Я. Данилюк,
(Программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва «Просвещение»
2012),
с образовательными
потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Изменения в
авторскую программу не внесены.
Учебный предмет ОРКиСЭ является единым
комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания,
достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в
границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных,
ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами
начальной и основной школы.
Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах мировых
религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования
порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы
Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к
межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель:
- формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Формы, методы, технологии и средства
обучения.
Формы и виды учебной деятельности
основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных,
которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических
знаний, а их применение способствует
развитию логического мышления, речевых
умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных,
которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления,
познавательного интереса, воспитания художественного
вкуса и формирования культурной
эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и
методах самостоятельной работы, применение которых
необходимо для закрепления теоретических
знаний и способствует совершенствованию
умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности
мышления и
познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития
наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных)
обеспечит сохранение логики содержания и будет
способствовать развитию логического и
предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в
их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую
направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных
возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования
универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в
практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение
фактов и теоретических сведений.
Формы организации образовательного процесса:
Групповая работа
над проектом
Практика деловых
игр
Анализ критических
ситуаций
Тренинги
практических навыков
Методы:
Проблемного
обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические,
исследовательские)
Организации
учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические;
аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные,
дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и
работы по руководством).
Стимулирования и
мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии,
создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и
ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и
самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка
знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной
познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала,
усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных
знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с
книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил,
конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие
общеучебных умений
Формы, методы и средства оценки
образовательных результатов.
При осуществлении контроля знаний и
умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Тесты
Сообщения
Презентации
Для контроля и
оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная
устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого
ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы
с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный
опрос проводится как беседа-диалог, в котором
участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по
конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности
усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких
вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и
умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать,
найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный
устный опрос также имеет свои специфические
особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса:
рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления
окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке
этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения
к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика
отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль
своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного
материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение
проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные
и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки
уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения,
связной речи-рассуждения.
При письменной
проверке знаний используются такие контрольные работы,
которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с
недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны
также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа,
продолжение или исправление высказывания и др.
Планируемые результаты изучения учебного
предмета.
Личностные
результаты.
Будут сформированы
(не менее 50%):
- формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и
культуре всех народов;
- воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие
начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
- наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%)
- развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и
свободе;
- развитие
этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
- формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в
их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
. Получат
возможность для формирования (не менее 15%)
- проявлять инициативу
в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с
задачами
коммуникации.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных
задач;
- овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации,
установление аналогий и причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- готовность излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей
цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности;
Предметные результаты.
Будут сформированы (не менее 50%):
- знание, понимание
и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- формирование
первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- знакомство с
основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
- осознание
ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.А.Я. Данилюк Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы
общеобразовательных учреждений
4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.-
24с.
2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С Основы духовно-нравственной
культуры и светской этики.Основы религиозных культур. 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
3. Данилюк А.Я. Основы
религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение,
2012.
4. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя 4 – 5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/
[В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова. – М: Просвещение, 2012.
Электронное
приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др.
Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы мировых религиозных культур 4 – 5 классы М. Просвещение,
2012.
Компьютер,
медиапроектор.
Тематический поурочный план
учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»
(вариант: 1 ч в неделю; 34 учебных недели)
№
урока
|
Тема
раздела, урока
|
Количество
часов
|
1
|
Россия - наша Родина.
|
1
|
2
|
Культура и религия
|
1
|
3
|
Культура и религия
|
1
|
4
|
Возникновение религий.
|
1
|
5
|
Религии мира и их основатели
|
1
|
6
|
Священные книги религий мира.
|
1
|
7
|
Священные книги религий мира.
|
1
|
8
|
Хранители предания в религиях мира
|
1
|
9
|
Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
|
1
|
10
|
Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Самостоятельная работа
|
1
|
11
|
Человек в религиозных традициях мира
|
1
|
12
|
Священные сооружения
|
1
|
13
|
Священные сооружения
|
1
|
14
|
Искусство в религиозной культуре
|
1
|
15
|
Искусство в религиозной культуре
|
1
|
16
|
Творческие работы учащихся
|
1
|
17
|
Творческие работы учащихся
|
1
|
18
|
История религий в России
|
1
|
19
|
История религий в России
|
1
|
20
|
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
|
1
|
21
|
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
|
1
|
22
|
Паломничества и святыни.
|
1
|
23
|
Праздники и календари
|
1
|
24
|
Праздники и календари
|
1
|
25
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира.
|
1
|
26
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в
религиях мира.
|
1
|
27
|
Милосердие и забота о слабых,
взаимопомощь.
|
1
|
28
|
Семья
|
1
|
29
|
Долг, свобода, ответственность, труд
|
1
|
30
|
Любовь и уважение к Отечеству.
|
1
|
31
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
1
|
32
|
Итоговая презентация творческих проектов
учащихся
|
1
|
33
|
Итоговая презентация творческих проектов
учащихся
|
1
|
34
|
Итоговая презентация творческих проектов
учащихся
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.