Главная / Другое / Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (34 часа)

Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (34 часа)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края



«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

_______________ Моисеева И.П.

Протокол № ___ от «___» августа 2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____от «___» сентября 2013 г.



Рабочая программа по

ОСНОВАМ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

(для обучающихся 4 кл.)

Базовый уровень (34 часа в год, 1 час в неделю)

2013-2014 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Авторской программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений

4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с.



Составитель: Сидоренко Ирина Константиновна,

учитель первой квалификационной категории



2013 год

Пояснительная записка


Рабочая программа учителя по курсу основы мировых религиозных культур для учащихся 4-го класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее

Стандарта);

- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1»

(далее Образовательной программой);

- с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»

(ФГОС);

- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» автора

А.Я. Данилюк, (Программа общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012),

с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Учебный предмет ОРКиСЭ является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении

гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и

диалога во имя общественного мира и согласия.

Формы, методы, технологии и средства обучения.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует

развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного

вкуса и формирования культурной эрудиции;

- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических

знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и

познавательного интереса;

- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет

способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом

Практика деловых игр

Анализ критических ситуаций

Тренинги практических навыков

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Развитие общеучебных умений

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Обобщающие уроки по теме и разделу

Практические работы

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Тесты

Сообщения

Презентации

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты.

Будут сформированы (не менее 50%):

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к

истории и культуре всех народов;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие

начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Получат возможность для формирования (не менее 15%)

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

- развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

. Получат возможность для формирования (не менее 15%)

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с

задачами коммуникации.

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Предметные результаты.

Будут сформированы (не менее 50%):

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1.А.Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений

4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с.

2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С Основы духовно-нравственной культуры и светской этики.Основы религиозных культур. 4-5 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012.

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя 4 – 5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ [В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова. – М: Просвещение, 2012.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур 4 – 5 классы М. Просвещение, 2012.

Компьютер, медиапроектор.
















Тематический поурочный план

учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

(вариант: 1 ч в неделю; 34 учебных недели)


урока

Тема раздела, урока

Количество часов

1

Россия - наша Родина.

1

2

Культура и религия

1

3

Культура и религия

1

4

Возникновение религий.

1

5

Религии мира и их основатели

1

6

Священные книги религий мира.

1

7

Священные книги религий мира.

1

8

Хранители предания в религиях мира

1

9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Самостоятельная работа

1

11

Человек в религиозных традициях мира

1

12

Священные сооружения

1

13

Священные сооружения

1

14

Искусство в религиозной культуре

1

15

Искусство в религиозной культуре

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Творческие работы учащихся

1

18

История религий в России

1

19

История религий в России

1

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

22

Паломничества и святыни.

1

23

Праздники и календари

1

24

Праздники и календари

1

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

27

Милосердие и забота о слабых, взаимопомощь.

1

28

Семья

1

29

Долг, свобода, ответственность, труд

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

33

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1

34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

1








Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (34 часа)
  • Другое
Описание:

 Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ Модуль «Основы мировых религиозных культур» для учащихся  4 класса

 (34 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе Авторской программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с

Автор Сидоренко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 689
Номер материала 36717
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓