Главная / Другое / Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (17 часов)

Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (17 часов)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края


«ПРИНЯТО»

Руководитель ШМО учителей

начальных классов

_______________И.П. Моисеева

Протокол № ___ от «___» августа 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

_______________ Н.В. Мандрыкина

«___» августа 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____ от «___» сентября 2014 г.



Рабочая программа по

ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

для учащихся 4 А класса

(17 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень начального общего образования

Срок реализации: 2014-2015 учебный год (I полугодие)

Рабочая программа составлена на основе Авторской программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с.



Составитель: Сидоренко И.К., учитель начальных классов

первой квалификационной категории




Ключи 2014



Пояснительная записка


Рабочая программа учителя по курсу Основы религиозных культур и светской этике, модуль «Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4-го класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, 17 учебных недель, I полугодие) и разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее

Стандарта);

- с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Ключевская СОШ № 1»

(далее Образовательной программой);

- с письмом № 1353 от 03.06.2013

- с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Основы духовно-

нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» автора А.Я. Данилюк, (Программа

общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012),

- с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Учебный предмет ОРКиСЭ является единым комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах мировых религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель:

- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении

гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и

диалога во имя общественного мира и согласия.

Содержание учебного предмета.

Россия – наша Родина

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Изменения, внесенные в авторскую программу.

Программа соответствует авторской программе.


Формы, методы, технологии и средства обучения.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

- словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует

развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

- наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного

вкуса и формирования культурной эрудиции;

- практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических

знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и

познавательного интереса;

- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет

способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом

Практика деловых игр

Анализ критических ситуаций

Тренинги практических навыков

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

Развитие общеучебных умений

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов.

Для оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличия зачатков ценностного мышления учитель может использовать:

- педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ;

- самооценка учащихся по результатам урока. В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.

Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются тестовые задания всех видов, анкеты, викторины, кроссворды.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития учащихся 4-ых классов, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Обобщающие уроки по теме и разделу

Практические работы

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Тесты

Сообщения

Презентации

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Критерии оценивания.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса

Инструментарий

Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;

- понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;

- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни.

Тесты, составление словарей терминов и понятий, контрольно - измерительные материалы, защита проектов.

Метапредметные результаты

Творческие работы, участие в конференциях,

диспуты, ролевые игры, тесты, тренинги.

Личностные качества

Диагностика качеств личности, портфолио.













Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.А.Я. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений

4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с.

2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С Основы духовно-нравственной культуры и светской этики.Основы религиозных культур. 4-5 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.

3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2012.

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя 4 – 5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ [В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова. – М: Просвещение, 2012.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур 4 – 5 классы М. Просвещение, 2012.

Компьютер, медиапроектор.























Тематический поурочный план

учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

(1 ч в неделю; 17 учебных недели)


№ урока

Тема урока

Тип урока.

1

Россия - наша Родина.

Урок формирования новых знаний.

2

Культура и религия

Урок формирования новых знаний.

3

Культура и религия

Урок закрепления и совершенствования знаний.

4

Возникновение религий.

Урок формирования новых знаний.

5

Религии мира и их основатели

Урок закрепления и совершенствования знаний.

6

Священные книги религий мира.

Урок актуализации знаний.

7

Священные книги религий мира.

Урок актуализации знаний.

8

Хранители предания в религиях мира

Урок формирования новых знаний.

9

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Урок формирования новых знаний.

10

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Урок актуализации знаний.

11

Человек в религиозных традициях мира

Урок актуализации знаний.

12

Священные сооружения

Урок формирования новых знаний.

13

Священные сооружения

Урок актуализации знаний.

14

Искусство в религиозной культуре

Урок формирования новых знаний.

15

Искусство в религиозной культуре

Урок формирования новых знаний.

16

Творческие работы учащихся

Урок применения знаний на практике

17

Творческие работы учащихся

Урок проверки знаний.







Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты.

Будут сформированы (не менее 50%):

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к

истории и культуре всех народов;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие

начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Получат возможность для формирования (не менее 15%)

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

- развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Регулятивные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

. Получат возможность для формирования (не менее 15%)

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с

задачами коммуникации.

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные.

Будут сформированы (не менее 50%):

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

Предметные результаты.

Будут сформированы (не менее 50%):

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

Получат возможность для формирования (не менее 15%):

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.


Рабочая программа ОРКиСЭ 4 класс (17 часов)
  • Другое
Описание:

 Рабочая программа по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ Модуль «Основы мировых религиозных культур» для учащихся  4 класса  (17 часов в год, 1 час в неделю)Уровень начального общего образования Срок реализации: 2014-2015 учебный год (Iполугодие)

Рабочая программа составлена на основе Авторской программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с

Автор Сидоренко Ирина Константиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 931
Номер материала 36706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓