Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО»
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
_______________И.П. Моисеева
Протокол № ___ от «___» августа 2014 г.
|
«СОГЛАСОВАНО»
Замдиректора по УВР
_______________ Н.В. Мандрыкина
«___» августа 2014 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ
№1»
________________Н.Г. Жихарева
Приказ №_____ от «___» сентября 2014 г.
|
Рабочая программа по
ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
для учащихся 4 А класса
(17 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень начального общего образования
Срок реализации: 2014-2015 учебный год (I полугодие)
Рабочая программа составлена на основе Авторской
программы А.Я.Данилюка Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных
учреждений 4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.- 24с.
Составитель: Сидоренко
И.К., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ключи 2014
Пояснительная
записка
Рабочая
программа учителя по курсу Основы религиозных культур и светской этике, модуль
«Основы мировых религиозных культур» для учащихся 4-го класса рассчитана на 17
часов (1 час в неделю, 17 учебных недель, I полугодие) и
разработана в соответствии:
-
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее
Стандарта);
- с положениями
Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ
«Ключевская СОШ № 1»
(далее Образовательной
программой);
- с письмом №
1353 от 03.06.2013
- с
возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе
авторской издательской программы курса «Основы духовно-
нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской
этики» автора А.Я. Данилюк, (Программа
общеобразовательных
учреждений 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2012),
- с
образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
Учебный предмет ОРКиСЭ является единым
комплексным учебно-воспитательным курсом, который соответствует педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания,
достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в
границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных,
ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами
начальной и основной школы.
Учебный предмет ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах мировых
религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего
Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции,
готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Цель:
- формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Содержание учебного предмета.
Россия – наша Родина
Культура и
религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга
религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий
мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение
к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа
России.
Изменения,
внесенные в авторскую программу.
Программа соответствует авторской
программе.
Формы,
методы, технологии и средства обучения.
Формы и виды учебной деятельности
основываются на сочетании различных методов обучения:
- словесных,
которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических
знаний, а их применение способствует
развитию логического мышления, речевых
умений и эмоциональной сферы личности;
- наглядных,
которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления,
познавательного интереса, воспитания художественного
вкуса и формирования культурной
эрудиции;
- практических, проблемно-поисковых и
методах самостоятельной работы, применение которых
необходимо для закрепления теоретических
знаний и способствует совершенствованию
умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности
мышления и
познавательного интереса;
- репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития
наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных)
обеспечит сохранение логики содержания и будет
способствовать развитию логического и
предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в
их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую
направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных
возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования
универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической
деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и
теоретических сведений.
Формы организации
образовательного процесса:
Групповая работа
над проектом
Практика деловых
игр
Анализ критических
ситуаций
Тренинги практических
навыков
Методы:
Проблемного
обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или
эвристические, исследовательские)
Организации
учебно-познавательной деятельности (словесные,
наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические,
индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной
работы и работы по руководством).
Стимулирования и
мотивации (стимулирования к учению: познавательные
игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций;
стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований,
поощрения, наказания).
Контроля и
самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный
опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный
самоконтроль).
Самостоятельной
познавательной деятельности (подготовка учащихся к
восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и
совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование
навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу
или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие
общеучебных умений
Формы,
методы и средства оценки образовательных результатов.
Для оценки уровня
успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности
воспитательной деятельности в классе и наличия зачатков ценностного мышления
учитель может использовать:
- педагогическое наблюдение.
Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития
ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном
процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать
его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным
проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса
ОРКСЭ;
- самооценка учащихся по результатам
урока. В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые
раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Кроме того, листы
самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и
стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации.
Система оценивания курса
содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений
учащихся.
Для диагностики
теоретических знаний разрабатываются
тестовые задания всех видов, анкеты,
викторины, кроссворды.
Для диагностики личностных
изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития
учащихся 4-ых классов, ведётся Портфолио ученика.
Портфолио ученика
представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить
творческие работы, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно
найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников,
доклады, сообщения, проектные работы и пр.
При осуществлении контроля знаний и
умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме
и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Тесты
Сообщения
Презентации
Для
контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и
фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют
развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные
практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос
проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса.
Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые
учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных
бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет
необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания
фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу,
сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует
выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и
рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание.
Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления
окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке
этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения
к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика
отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль
своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные
знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и
временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки
уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения,
связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не
требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с
недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны
также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа,
продолжение или исправление высказывания и др.
Критерии оценивания.
При преподавании курса ОРКСЭ
предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию могут быть
представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.
Оценка усвоения комплексного
учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и
результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов
усвоения курса
|
Инструментарий
|
Предметные результаты:
- знание и принятие
ценностей;
- понимание светской и
религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие
нравственной нравственности и духовности в жизни.
|
Тесты, составление
словарей терминов и понятий, контрольно - измерительные материалы, защита
проектов.
|
Метапредметные результаты
|
Творческие работы, участие
в конференциях,
диспуты, ролевые игры,
тесты, тренинги.
|
Личностные качества
|
Диагностика качеств
личности, портфолио.
|
Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса.
1.А.Я. Данилюк Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы
общеобразовательных учреждений
4 – 5 классы. Москва «Просвещение» 2012г.-
24с.
2. Беглов А.Л.,Саплина Е.В.,Токарева Е.С Основы духовно-нравственной
культуры и светской этики.Основы религиозных культур. 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
3. Данилюк А.Я. Основы
религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение,
2012.
4. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
учителя 4 – 5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/
[В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова. – М: Просвещение, 2012.
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Электронное
приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др.
Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы мировых религиозных культур 4 – 5 классы М. Просвещение,
2012.
Компьютер,
медиапроектор.
Тематический поурочный план
учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»
(1 ч в неделю; 17 учебных недели)
№ урока
|
Тема урока
|
Тип урока.
|
1
|
Россия - наша Родина.
|
Урок формирования новых знаний.
|
2
|
Культура и религия
|
Урок формирования новых знаний.
|
3
|
Культура и религия
|
Урок закрепления и совершенствования
знаний.
|
4
|
Возникновение религий.
|
Урок формирования новых знаний.
|
5
|
Религии мира и их основатели
|
Урок закрепления и совершенствования
знаний.
|
6
|
Священные книги религий мира.
|
Урок актуализации знаний.
|
7
|
Священные книги религий мира.
|
Урок актуализации знаний.
|
8
|
Хранители предания в религиях мира
|
Урок формирования
новых знаний.
|
9
|
Добро и зло. Возникновение зла в мире.
Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
|
Урок
формирования новых знаний.
|
10
|
Добро и зло.
Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
|
Урок актуализации знаний.
|
11
|
Человек в
религиозных традициях мира
|
Урок актуализации знаний.
|
12
|
Священные
сооружения
|
Урок
формирования новых знаний.
|
13
|
Священные
сооружения
|
Урок актуализации знаний.
|
14
|
Искусство в
религиозной культуре
|
Урок формирования
новых знаний.
|
15
|
Искусство в
религиозной культуре
|
Урок
формирования новых знаний.
|
16
|
Творческие работы
учащихся
|
Урок применения
знаний на практике
|
17
|
Творческие работы
учащихся
|
Урок проверки знаний.
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные
результаты.
Будут
сформированы (не менее 50%):
- формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к
истории и
культуре всех народов;
- воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей; развитие
начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
- наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%)
- развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и
свободе;
- развитие
этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
- формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
. Получат
возможность для формирования (не менее 15%)
- проявлять инициативу
в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- самостоятельно
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с
задачами
коммуникации.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- адекватное использование
речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и
познавательных
задач;
- овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации,
установление аналогий и причинно-следственных
связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные.
Будут сформированы (не менее 50%):
- готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- готовность излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей
цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности;
Предметные результаты.
Будут сформированы (не менее 50%):
- знание, понимание
и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- формирование
первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
Получат возможность
для формирования (не менее 15%):
- знакомство с
основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
- осознание
ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.