Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Рабочая программа ОП 07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Рабочая программа ОП 07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга



Министерство Образования и Науки

Республики Татарстан

ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий»






«Утверждаю»

Директор__________Н.А. ГришинА








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга


19.02.10 Технология продукции общественного питания




















2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания


Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Спасский техникум отраслевых технологий»



Разработчик: Маркарян Юлия Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий».



Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета





Протокол № __ от «___» __________ 20___г.

Председатель методического совета: _________ З.М. Ахмадуллина





















Содержание

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



































1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы экономики, менеджмента и маркетинга


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности

организации;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и

управленческого общения;

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основные положения экономической теории;

принципы рыночной экономики;

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

стили управления, виды коммуникации;

принципы делового общения в коллективе;

управленческий цикл;

особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с

менеджментом;

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.

Курсовая работа 16 часов.










































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:

практические занятия

24



Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

- доклады

16

- рефераты

8

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

Курсовая работа

16

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы экономики


16


Тема1.1. Сущность экономики и история ее развития

Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.

1

2

Тема1.2. Производство и

экономика


Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.

2

2

Тема. 1.3. Принципы рыночной экономики

Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы

Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

2

1

Тема. 1.4. Макроэкономические показатели

Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.

1

2

Тема. 1.5. Макроэкономическая нестабильность

Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия. Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

1

3

Тема. 1.6. Макроэкономическое регулирование

Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.

1

3


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1.

Доклад:

- Школы экономических учений.

- Типы и модели экономических систем.

- Биржи и биржевые сделки.

- Эластичность спроса. Эластичность предложения.

- Рыночная цена и точка равновесия.

- Монополии и монополистические союзы.

8


Раздел 2. Основы менеджмента


28


Тема 2.1. Сущность

современного менеджмента

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.

2

2

Тема 2.2. Цикл управления

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

2

2

Тема 2.3. Методы управления


Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

4

1

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

3

Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.

3

Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.

1

Практические занятия

12


Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.

Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Реферат:

- Школы менеджмента.

- Факторы внешней среды организации.

- Социальная ответственность и этика менеджмента.

- Социально-психологические отношения в трудовом коллективе.

- Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.

-Барьеры общения и пути их устранения.

- Управление конфликтами и стрессами.

- Управление неформальной организацией.

8


Раздел. 3. Основы маркетинга


26


Тема. 3.1. Сущность маркетинга

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности(по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

2

1

Тема. 3.2. Основные стратегии маркетинга

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

2

3

Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.

1


Практические занятия

12


Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Доклады:

- Состояние спроса и задачи маркетинга.

- Принципы сегментирования.

- Решение о товарной марке и маркировке.

- Решение об упаковке товара.

- Ассортиментная политика.

- Ценовые стратегии в маркетинге.

8


Контрольная работа

1


Тематика курсовой работы:

  1. Основные направления рациональной организации управленческого труда.

  2. Организация проведения деловых совещаний и переговоров.

  3. Экономическая эффективность менеджмента и методы ее оценки.

  4. Организация контроля за исполнением управленческих решений.

  5. Власть и личное влияние менеджера в структуре управления современной фирмой.

  6. Оперативное планирование, его формы и особенности в условиях формирования рыночной экономики России.

  7. Индивид, личность, коллектив как объекты управления в новых российских условиях хозяйствования.

  8. Основные принципы и методы организации профессионального отбора кадров на современном российском предприятии.

  9. Характер личности и его проявления в профессиональной деятельности современного руководителя.

  10. Мотивация труда как необходимость удовлетворения потребностей личности.

  11. Основные принципы управления персоналом фирмы. Подбор и оценка кадров на современном российском предприятии.

  12. Функции организации в экономическом механизме современного менеджмента

  13. Методы и формы оплаты и стимулирования труда и механизм их совершенствования в современных условиях.

  14. Составные элементы внутренней среды организации как объекта управления.

  15. Этика в управленческой деятельности современного российского менеджера.

  16. Контроль как основная функция менеджера, определяющая эффективность управления (на примере предприятия, организации).

  17. Основные теории мотивации труда и особенности их проявления в социальной среде российского общества.

  18. Формальные и неформальные лидеры в группах и коллективах

  19. Методология и этапы принятия управленческих решений.

  20. Бизнес-план современной российской фирмы и оценка её эффективности.

  21. Стратегическое планирование деятельности современной российской фирмы.

  22. Современный стиль управления фирмой (предприятием).

  23. Совершенствование системы управления современной фирмой.

  24. Методология организации и осуществления контроля за исполнением управленческих решений.

  25. Антикризисное управление современной фирмой (предприятием).

  26. Современные проблемы обеспечения карьерного роста на фирме (предприятии).

  27. Мотивация труда в социальной сфере деятельности.

  28. Особенности управления фирмой с привлечением инвестиций (или иностранного капитала).

  29. Стратегическое планирование на современном предприятии социально-культурной сферы (производственной).

  30. Управленческое решение современного руководителя как фактор экономического роста.

  31. Социально – экономические методы управления фирмой в современных условиях.

  32. Разработка и осуществление на практике бизнес-плана туристической фирмы (предприятия социальной сферы) в рыночных условиях хозяйствования.

  33. Разработка комплексной системы мероприятий по повышению конкурентоспособности современной производственной фирмы (предприятия социально-культурной сферы).

  34. Стратегия развития (или совершенствования) современной фирмы (предприятия).

  35. Менеджмент: теоретико-методологический анализ понятия.

  36. История возникновения и основные этапы развития менеджмента.

  37. Основные школы управления: сравнительный анализ.

  38. Становление и развитие менеджмента в России.

  39. Организационные структуры управления и основные их типы.

  40. Анализ организационной структуры управления и пути её совершенствования (на примере …).

  41. Функции менеджмента и особенности их реализации в современных условиях.

  42. Анализ и оценка эффективности реализации функций менеджмента в организации (на примере …).

  43. Планирование в системе современного менеджмента.

  44. Анализ эффективности планирования в организации (на примере …).

  45. Организация как функция современного менеджмента.

  46. Анализ эффективности реализации функции «организация» на предприятии (на примере …).

  47. Руководство как функция менеджмента и его роль в деятельности современного менеджера.

  48. Анализ и оценка эффективности руководства в организации (на примере …).

  49. Стили руководства и оценка эффективности их использования в организации (на примере …).

  50. Контроль и особенности его осуществления в современных условиях.

  51. Анализ эффективности осуществления контроля в организации (на примере …).

  52. Мотивирование и его роль в современном менеджменте.

  53. Основные теории мотивации: сравнительный анализ.

  54. Анализ и оценка мотивации деятельности персонала (на примере …).

  55. Управленческие решения и процесс их принятия в менеджменте.

  56. Методы принятия управленческих решений и специфика их применения в современных условиях.




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся;

рабочее место преподавателя;

альбом наглядных пособий по «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»


Технические средства обучения:

интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


1. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд.,

перераб. и доп. – М., 2009.

2. А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина Менеджмент. Учебник для студентов учреждений СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 208с.

3. А.Ф.Барышев Маркетинг. – М.: Академия, 2010.

4. Т.Ю.Базаров Управление персоналом: Учебник. – М.: Академия, 2010.


Дополнительные источники:

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический

подход. (Managerial Economics) – М., 2010.

2. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и

Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2010.

3. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во:

Дело и сервис.

4. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал.

Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

5. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден

Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская

периодика».


1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.newmanagement.info/

2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:

http://www.marketolog.ru/-маркетолог

3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма

доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm





































  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

защита практической работы № 1

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

защита практической работы № 1

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

защита практической работы № 2

Знания:

основные положения экономической теории;

тестирование

принципы рыночной экономики;

устный и письменный опрос

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

устный опрос

тестирование

механизмы ценообразования на продукцию(услуги);

тестирование


стили управления, виды коммуникации;

тестирование

принципы делового общения в коллективе;

тестирование

управленческий цикл;

устный и письменный опрос

особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

устный и письменный опрос

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

тестирование, защита практической работы № 2

Итоговый контроль

Контрольная работа


Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





  • Другое
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС   СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

− рассчитывать  основные  технико-экономические  показатели  деятельности

организации;

− применять  в  профессиональной  деятельности  приемы  делового  и

управленческого общения;

− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

− основные положения экономической теории;

− принципы рыночной экономики;

− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

− стили управления, виды коммуникации;

− принципы делового общения в коллективе;

− управленческий цикл;

− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с

менеджментом;

− формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

Скачать материал
Автор Маркарян Юлия Алексеевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 5192
Номер материала 56507
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.