Министерство Образования и Науки
Республики Татарстан
ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий»
«Утверждаю»
Директор__________Н.А. ГришинА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
19.02.10 Технология продукции общественного питания
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Спасский техникум отраслевых технологий»
Разработчик: Маркарян Юлия Алексеевна, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО «Спасский техникум отраслевых технологий».
Рассмотрено, утверждено и рекомендовано к применению на заседании методического совета
Протокол № __ от «___» __________ 20___г.
Председатель методического совета: _________ З.М. Ахмадуллина
Содержание
стр.
4
6
10
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;
− применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основные положения экономической теории;
− принципы рыночной экономики;
− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
− стили управления, виды коммуникации;
− принципы делового общения в коллективе;
− управленческий цикл;
− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
− формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
Курсовая работа 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
- доклады
16
- рефераты
8
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
Курсовая работа
16
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы экономики
16
Тема1.1. Сущность экономики и история ее развития
Понятие об экономике и экономической деятельности людей. Основные положения экономической теории. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики: микро- и макроэкономика.
1
2
Тема1.2. Производство и
экономика
Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства. Структура современного производства.
2
2
Тема. 1.3. Принципы рыночной экономики
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы
Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.
2
1
Тема. 1.4. Макроэкономические показатели
Основные черты макроэкономики. Система показателей макроэкономики. Номинальный и реальный ВНП. Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста.
1
2
Тема. 1.5. Макроэкономическая нестабильность
Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Две стороны экономического кризиса. Последствия неравновесия. Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причина и последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
1
3
Тема. 1.6. Макроэкономическое регулирование
Основные цели и направления государственного регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.
1
3
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу1.
Доклад:
- Школы экономических учений.
- Типы и модели экономических систем.
- Биржи и биржевые сделки.
- Эластичность спроса. Эластичность предложения.
- Рыночная цена и точка равновесия.
- Монополии и монополистические союзы.
8
Раздел 2. Основы менеджмента
28
Тема 2.1. Сущность
современного менеджмента
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента.
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности. Организация, как форма существования людей. Организация как открытая система.
2
2
Тема 2.2. Цикл управления
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
2
Тема 2.3. Методы управления
Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.
4
1
Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.
3
Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения.
3
Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Управление неформальной организацией. Неформальный лидер и работа с ним. Управление конфликтами и стрессами.
1
Практические занятия
12
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Реферат:
- Школы менеджмента.
- Факторы внешней среды организации.
- Социальная ответственность и этика менеджмента.
- Социально-психологические отношения в трудовом коллективе.
- Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.
-Барьеры общения и пути их устранения.
- Управление конфликтами и стрессами.
- Управление неформальной организацией.
8
Раздел. 3. Основы маркетинга
26
Тема. 3.1. Сущность маркетинга
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга. Особенности маркетинга в профессиональной деятельности(по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
2
1
Тема. 3.2. Основные стратегии маркетинга
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе. Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
2
3
Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта. Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования. Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.
1
Практические занятия
12
Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Доклады:
- Состояние спроса и задачи маркетинга.
- Принципы сегментирования.
- Решение о товарной марке и маркировке.
- Решение об упаковке товара.
- Ассортиментная политика.
- Ценовые стратегии в маркетинге.
8
Контрольная работа
1
Тематика курсовой работы:
Основные направления рациональной организации управленческого труда.
Организация проведения деловых совещаний и переговоров.
Экономическая эффективность менеджмента и методы ее оценки.
Организация контроля за исполнением управленческих решений.
Власть и личное влияние менеджера в структуре управления современной фирмой.
Оперативное планирование, его формы и особенности в условиях формирования рыночной экономики России.
Индивид, личность, коллектив как объекты управления в новых российских условиях хозяйствования.
Основные принципы и методы организации профессионального отбора кадров на современном российском предприятии.
Характер личности и его проявления в профессиональной деятельности современного руководителя.
Мотивация труда как необходимость удовлетворения потребностей личности.
Основные принципы управления персоналом фирмы. Подбор и оценка кадров на современном российском предприятии.
Функции организации в экономическом механизме современного менеджмента
Методы и формы оплаты и стимулирования труда и механизм их совершенствования в современных условиях.
Составные элементы внутренней среды организации как объекта управления.
Этика в управленческой деятельности современного российского менеджера.
Контроль как основная функция менеджера, определяющая эффективность управления (на примере предприятия, организации).
Основные теории мотивации труда и особенности их проявления в социальной среде российского общества.
Формальные и неформальные лидеры в группах и коллективах
Методология и этапы принятия управленческих решений.
Бизнес-план современной российской фирмы и оценка её эффективности.
Стратегическое планирование деятельности современной российской фирмы.
Современный стиль управления фирмой (предприятием).
Совершенствование системы управления современной фирмой.
Методология организации и осуществления контроля за исполнением управленческих решений.
Антикризисное управление современной фирмой (предприятием).
Современные проблемы обеспечения карьерного роста на фирме (предприятии).
Мотивация труда в социальной сфере деятельности.
Особенности управления фирмой с привлечением инвестиций (или иностранного капитала).
Стратегическое планирование на современном предприятии социально-культурной сферы (производственной).
Управленческое решение современного руководителя как фактор экономического роста.
Социально – экономические методы управления фирмой в современных условиях.
Разработка и осуществление на практике бизнес-плана туристической фирмы (предприятия социальной сферы) в рыночных условиях хозяйствования.
Разработка комплексной системы мероприятий по повышению конкурентоспособности современной производственной фирмы (предприятия социально-культурной сферы).
Стратегия развития (или совершенствования) современной фирмы (предприятия).
Менеджмент: теоретико-методологический анализ понятия.
История возникновения и основные этапы развития менеджмента.
Основные школы управления: сравнительный анализ.
Становление и развитие менеджмента в России.
Организационные структуры управления и основные их типы.
Анализ организационной структуры управления и пути её совершенствования (на примере …).
Функции менеджмента и особенности их реализации в современных условиях.
Анализ и оценка эффективности реализации функций менеджмента в организации (на примере …).
Планирование в системе современного менеджмента.
Анализ эффективности планирования в организации (на примере …).
Организация как функция современного менеджмента.
Анализ эффективности реализации функции «организация» на предприятии (на примере …).
Руководство как функция менеджмента и его роль в деятельности современного менеджера.
Анализ и оценка эффективности руководства в организации (на примере …).
Стили руководства и оценка эффективности их использования в организации (на примере …).
Контроль и особенности его осуществления в современных условиях.
Анализ эффективности осуществления контроля в организации (на примере …).
Мотивирование и его роль в современном менеджменте.
Основные теории мотивации: сравнительный анализ.
Анализ и оценка мотивации деятельности персонала (на примере …).
Управленческие решения и процесс их принятия в менеджменте.
Методы принятия управленческих решений и специфика их применения в современных условиях.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− альбом наглядных пособий по «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Технические средства обучения:
− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М., 2009.
2. А. Д. Косьмин, Н. В. Свинтицкий, Е. А. Косьмина Менеджмент. Учебник для студентов учреждений СПО - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 208с.
3. А.Ф.Барышев Маркетинг. – М.: Академия, 2010.
4. Т.Ю.Базаров Управление персоналом: Учебник. – М.: Академия, 2010.
Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический
подход. (Managerial Economics) – М., 2010.
2. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и
Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
3. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Изд-во:
Дело и сервис.
4. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал.
Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
5. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден
Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская
периодика».
1. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: http://www.newmanagement.info/
2. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа:
http://www.marketolog.ru/-маркетолог
3. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма
доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
защита практической работы № 1
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
защита практической работы № 1
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
защита практической работы № 2
Знания:
основные положения экономической теории;
тестирование
− принципы рыночной экономики;
устный и письменный опрос
− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
устный опрос
тестирование
− механизмы ценообразования на продукцию(услуги);
тестирование
− стили управления, виды коммуникации;
тестирование
− принципы делового общения в коллективе;
тестирование
− управленческий цикл;
устный и письменный опрос
− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
устный и письменный опрос
− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
тестирование, защита практической работы № 2
Итоговый контроль
Контрольная работа
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики, менеджмента и маркетинга является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
− рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;
− применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
− анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
− основные положения экономической теории;
− принципы рыночной экономики;
− роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
− механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
− стили управления, виды коммуникации;
− принципы делового общения в коллективе;
− управленческий цикл;
− особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;
− сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
− формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 17.02.2015 |
Раздел | Другое |
Подраздел | Планирования |
Просмотров | 5192 |
Номер материала | 56507 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: