Главная / Начальные классы / Рабочая программа ОДКНР, модуль "Основы светской этики", 4 класс

Рабочая программа ОДКНР, модуль "Основы светской этики", 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 20»


Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________

________________ Ф.И.О.

протокола ______

«___»____________ 2014г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Ф.И.О.

«___» ________________ 2014г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

________________ Ф.И.О.

«___»______________ 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2014-2015 учебный год


Предмет

Класс

Количество часов

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (Модуль «Светская этика»)



4


17






Учитель: Малых Светлана Владимировна


Пояснительная записка

к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики.

Модуль «Светская этика»


Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.



Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в 4 классе и 17 часов в пятом классе. Всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
    других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
















Содержание учебного курса


На уроках этики обучающимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей









Календарно-тематическое планирование предмета ОРКСЭ на 2014 – 2015 учебный год


урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Использование ТСО, компьютерной техники, программного обеспечения

план

факт

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

I четверть (3 часа)

1



Россия наша

Родина.

Тип урока – изучение нового материла

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия  - как основы религиознокультурной традиции многонационального народа России

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

воспитание патриотизма, гражданственности,

- формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям, ценностям культурно-регионального сообщества, традиционным

религиозным ценностям


Знакомятся с учебником; отвечают на вопросы. Формулируют проблемные вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы.

Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. Оценивают урок.

учебно-исследовательская и проектная деятельность «Родословное древо».


ЦОР - Основы светской этики М: Просвещение, 2012 – урок 1.

2



Что такое светская

этика?

Тип урока – изучение нового материла

Отвечают на вопросы; читают учебник. Работают с иллюстративным материалом; планируют деятельность; ставят цели. Читают, отвечают на вопросы.

Подводят итоги урока; беседуют.

Формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог.

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



Беседа, комментированное

чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с учебником


ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 2,

3



Мораль и культура.

Тип урока

комбинированный

Подводят итоги выполнения домашнего задания; оформляют выставки; отвечают на вопросы.

Формулируют проблемные вопросы

Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные

вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. Оценивают

урок.

- иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации

- уважение к религиозным и этическим ценностям; развитие интереса к изучению предмета


Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации,

подготовка творческой беседы с членами семьи


ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 урок 3

II четверть (3 часа)

4



Особенности морали.

Тип урока

комбинированный

Знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

. Беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

.

Вспомни или придумай пример

(историю из жизни, кино и т.д.), иллюстрирующий одну из особенностей морали.

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 4

5



Добро и зло.

Тип урока – изучение нового материла

-формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; о добре и зле.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их.

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 5

6



Добро и зло

Тип урока

комбинированный

Беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей».

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 6

III четверть (5 часов)

7



Добродетели и

пороки.

Тип урока

- изучение

нового материла

-формирование первичных представлений о добродетели как этической категории и качестве личности.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Беседа, комментированное чтение, расск работа с источниками информации, под

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей».

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 7.

8



Свобода и моральный

выбор человека.

Тип урока

комбинированный

- Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответ-ственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.


Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на тему,

самостоятельная работа

с источниками информации,

подготовка творческой беседы

с членами семьи.


ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 9.

9



Свобода и

ответственность.

Тип урока

комбинированный

- Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.

Л.,-Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.


Работа в группах, анализ

ситуационных заданий,

беседа, комментированное чтение

Рисунок,

иллюстрирующий

ответственность человека.

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 10.

10



Моральный долг.

Тип урока

комбинированный

- Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

Работа в группах, беседа,

комментированное чтение.

Игра: как бы я повел себя в этой

ситуации .

Самостоятельная работа

«Составить предложение

со словом долг».

Подобрать пословицы,

в которых, говорилось

о долге человека.


ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 11

11



Справедливость.

Тип урока

комбинированный

Формирование первичны представлений о справедливости и ее значении в жизни людей и общества.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

-находить выходы из спорных ситуаций;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


Отвечают на вопросы, формулируют проблему. Планируют деятельность, ставят

вопросы. Слушают, анализируют

текстовой материал; читают, отвечают на вопросы, приводят примеры. Составляют синквейн.


учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Справедливость»

ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 12.

12



Альтруизм

и эгоизм.

Тип урока

комбинированный

Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;


Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему.

Самостоятельная работа

«Найти и выписать

определения альтруизма

и эгоизма»


ЦОР - Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13.


IVчетверть (4 часа)

13



Дружба.

Тип урока

комбинированный

- актуализировать и развить представление о дружбе как необходимой нравственной ценности во взаимоотношениях людей.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

- сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;

- понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Работают с терминами и понятиями, отвечают на вопросы.

Слушают, анализируют, формулируют проблемы. Планируют деятельность Просматривают и прослушивают аудио- и видео- материалы, анализируют; отвечают на вопросы; работают с учебником; выполняют творческое задание - составляют и оформляют « Кодекс настоящего друга», представляют результаты

учебно-исследовательская и проектная деятельность: «Энциклопедия добродетелей». «Дружба»

ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 14.


14



Что значит быть

моральным?

Тип урока

комбинированный

- знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской морали, понимать ее значение в выстраивании конструктивных отношений

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

Отвечают на вопросы; выдвигают гипотезы; формулируют проблему.

Ставят вопросы. Читают учебник, составляют схемы; отвечают на

вопросы; выполняют словарную

работу. Участвуют в игре «Задай вопрос»

учебно-исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.


ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2012 – урок 15.

15



Подготовка

творческих работ

(проектов) учащихся.

Тип урока

урок

систематизации знаний.

Повторение основных содержательных моментов курса.

П, - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять условия ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

Выбирают темы проектов. Формируют творческие группы. Составляют план работы.

Готовят материалы к исследовательской работе.

Разрабатывают проект. Оформляют результаты

Учебно-исследовательская и проектная деятельность.

ЦОР-Основы

светской этики

М.: Просвещение, 2012 – урок 16.

16



Подведение

итогов.

Творческий

отчет.

Тип урока

обобщающий

- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;

- иметь первоначальные представления о светской этике

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Презентуют результаты учебно – исследовательской и проектной деятельности.

Оценивают свои результаты, и результаты работы одноклассников

учебно-исследовательская и проектная деятельность

ЦОР-Основы

светской

этики.

М.: Просвещение, 2010 – урок 17.


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для обучающихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Авторская программа А.Я. Данилюка «Основы светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы). М.: «Просвещение», 2012


4

1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012


2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2012



1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012




  1. Электронные образовательные ресурсы

п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)

Ресурсы сети Интернет

1

Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

CD диск

М. Просвещение. 2012.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru.


  1. Планируемые результаты изучения курса


В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


  1. Требования, предъявляемые к обучающимся


В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и

излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.




Формы контроля и возможные варианты его проведения:


- индивидуальный контроль (контроль учителем):

- устный опрос,

- домашняя работа (поисковая, творческая),

- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

По предмету оценки не выставляются.









Рабочая программа ОДКНР, модуль "Основы светской этики", 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,   В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Автор Малых Светлана Владимировна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 974
Номер материала 19367
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓