Главная / Начальные классы / Рабочая программа ОДКНР модуль

Рабочая программа ОДКНР модуль

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 20»



Рассмотрено на заседании ШМО учителей ______________________

________________ Ф.И.О.

протокола ______

«___»____________ 2014г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________ Ф.И.О.

«___» ________________ 2014г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

________________ Ф.И.О.

«___»______________ 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2014-2015 учебный год


Предмет

Класс

Количество часов

Рабочая программа по основам духовно – нравственной культуры (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)



4


17



Учитель: Малых Светлана Владимировна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Основы духовно - нравственной культуры народов России» (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерной программы начального общего образования;

  • Авторской программы А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой «Основы мировых религиозных культур»;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 20» г. Тулуна на 2014 - 2015 учебный год;

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

       Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

       В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

      В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

        Цель комплексного учебного курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

        Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно – воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших школьников. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами;

  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

МЕСТО комплексного учебного курса В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Курс рассчитан на 17 часов. Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести модулей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         Учебный курс «Основы мировых - религиозных культур» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».  Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2 – 29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

У

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основные формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОДКНР.

 Формы и виды учебной деятельности,  рекомендуемые для организации занятий в рамках курса  «Основы духовно – нравственной культуры народов России»  основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

  • наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса,  воспитания художественного вкуса,  способствуют формированию культурной эрудиции);

  • практических,  проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы  (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

  • репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)

Важное место в реализации курса ОДКНР занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку,  создает,  при правильной ее организации,  эффект включенности в общую работу класса.  При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся,  степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений,  степень заинтересованности,  уровень   владения общекультурным материалом,  степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.  Одна из задач,  о которых  должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.  Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Формы  учебной работы

  • Драматизация  (театрализация)  предоставляет  возможность для самопрезентации учащихся. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания,  либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария,  распределении ролей,  режиссуре, сценографии,  костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.  

  • Интервью.  Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной,  так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.  Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.  

  • Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности,  который проходит через все уроки курса,  способствуя  систематизации и усвоению учебного материала.  Содержание глоссария составляют понятия,  наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.  При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно,  но и объяснить,  почему данное понятие является значимым для конкретной культуры.  Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока,  подводя таким образом его итоги,  а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

  • Сочинение. Сочинение  позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала,  уровень развития когнитивных навыков,  а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся,  по тем или иным причинам,  не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.  Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными,  стимулирующими фантазию,  образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью.  Например,  на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе,  пребывавшем в плену.

  • Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. ( Например, одной из тем может быть анализ явление чуда в жизни человека.  Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали,  и предложить написать об этом.)

  • Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне.  Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал:  фотографии,  иллюстрации,  репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений,  фотографии музейных экспозиций, костюмы,  ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку,  оформленную учащимися, или,  благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий,  иметь виртуальный характер  (например,  в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point). Желательно,  чтобы каждый  «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией,  работа над которыми –  еще один этап закрепления теоретических сведений.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить.  Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся,  а также задач,  выдвигаемых учителем.  Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи,  скульптуры, архитектуры  позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала,  осуществить процесс «свертывания»  информации.  Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий,  поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет,  например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com),  где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D  модели залов.)

  • Домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.  Каждый учащийся должен выполнить 2-3 творческие и 3-4  поисковые работы за период изучения курса.  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к концу 5 класса

        Обучение детей по программе курса «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.





Календарно-тематическое планирование предмета ОДКНР на 2014 – 2015 учебный год


урока

Дата

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности обучающихся/возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности обучающихся

Использование ТСО, компьютерной техники, программного обеспечения

план

факт

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

1



Россия наша

Родина.

Тип урока – комбинированный

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов

Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи


Творческая работа «Составление

пословиц со словами семья, Родина, Россия, Отечество.

Кроссворд

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


2



Культура и

религия.


Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД:

понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями


Заполнение опорного конспекта, кроссворд


Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


3



Культура и

религия.


Формирование познавательных УУД: структурирование знаний.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Работа с таблицей «Религии России»


Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


4



Возникновение религий


Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


5



Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Формирование познавательных УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему.


Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


6



Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Урок актуализации знаний.

Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, игра, работа с текстом.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


7



Священные книги мира: Тора, Библия, Коран.

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку, тест.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


8



Хранители предания в религиях мира.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.


Тест, предусмотренный в

электронном сопровождении к уроку

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.

9



Добро и зло Возникновение зла в мире.

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.

10



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Подготовка рассказа на тему.


Пословицы о добре и зле.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


11



Человек в религиозных традициях мира.

Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД:

коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации


Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


12



Священные сооружения.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.



13



Священные сооружения.

Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


14



Искусство в религиозной культуре.

Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД:

оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.


Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.

15




Искусство в религиозной культуре.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом


Тест, предусмотренныйв

электронном сопровождении к уроку

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.

16-17



Защита творческих работ

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания.

Защита творческих работ

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой

работы.

Презентации творческих работ.

Использование мультимедийных средств



  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Программа, автор

Класс

Учебник, издательство, год издания, уровень

Пособие для учителя, издательство, год издания

Пособие для обучающихся, издательство, год издания

Контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания

Авторская программа А.Я. Данилюка «Основы светской этики» (Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы). М.: «Просвещение», 2012


4

1. Учебник для учащихся «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы. А. Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С, Токарева, А.А. Ярлыканов. Автор уроков 1, 30 А.Я. Данилюк. 4-5 классы. Просвещение. Москва. 2011 г


2. «Основы », книга для учителя М. Просвещение 2012



1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012

2. Александр Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей». - М: «Просвещение», 2012.






  1. Электронные образовательные ресурсы

№ п/п

Название электронного образовательного ресурса

Вид электронного образовательного ресурса

Издательство (для электронных образовательных ресурсов на твердых носителях)

Ресурсы сети Интернет

1

Электронное приложение к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой и др. «Основы мировых религиозных культур» (CDpc)" - М: «Просвещение», 2012.


CD диск

М. Просвещение. 2012.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru.

http://www.openclass.ru/node/140319




  1. Планируемые результаты изучения курса

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.


  1. Требования, предъявляемые к обучающимся

В результате изучения Основ духовно – нравственной культуры народов России ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и

излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.


Формы контроля и возможные варианты его проведения:


- индивидуальный контроль (контроль учителем):

- устный опрос,

- домашняя работа (поисковая, творческая),

- самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).

По предмету оценки не выставляются.












Рабочая программа ОДКНР модуль
  • Начальные классы
Описание:

 Рабочая программа по курсу «Основы духовно - нравственной культуры народов России»  (модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4  класса составленана основе:     

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Примерной программы начального общего образования;

Авторской программы  А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой  «Основы мировых религиозных культур»;

Учебного плана МБОУ «СОШ № 20» г. Тулуна  на 2014 - 2015 учебный год;

Рабочая программа  рассчитана на 17 часов. Составлена в соответствии с ФГОС

Автор Малых Светлана Владимировна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 575
Номер материала 19365
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓