Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дивногорска
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 4
_________________ И.В. Кирилина
«____» __________ 2014 г.
Рабочая
программа
объединения
дополнительного образования
«Виртуальная
реальность»
Составлена
учителем информатики
Карпинской Т.В
Одобрена
на заседании ШМО
Протокол № 1
от 28.08.2014 г.
Руководитель ШМО ___________О.В. Уфимцева
Рекомендована
на заседании МС
Протокол № ___
от « »_______2014 г.
Руководитель МС ___________М.М. Комиссарова
2014
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Образовательная
область: информатика и ИКТ
Количество
учебных часов: 34
Возрастная
группа: 5-7 классы
Современный
этап развития образования связан с широким использованием современных
информационно-коммуникационных технологий, возможностей, предоставляемых
глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне
уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В
этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.
Основная цель рабочей программы
– формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в
современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения,
переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.
Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными сетями, текстовыми
процессорами, графическими редакторами, мультимедийными средствами, человек
приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение окружающего
мира.
Задачи:
¾ Обеспечить
прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах
преобразования, хранения и использования информации.
¾ Раскрыть
роль информатики и ИКТ в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в развитии современного общества;
¾ Ознакомить учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в
информационном пространстве Интернета;
¾ Привить
навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной,
а затем в дальнейшей профессиональной деятельности.
Необходимость
широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой
в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide
Web, связавшей в единую “паутину” миллионы отдельных домашних компьютеров. С
каждым годом количество учащихся активно используемых ресурсы Интернет растет.
Даже беглого путешествия по Web-страницам достаточно, чтобы понять, что страница,
оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне
широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание.
Компьютерная
обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный
предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального
компьютера, причем занимаются этой работой не только профессионалы, но и
обычные пользователи.
Данные
технологии играют важнейшую роль в создании компьютерных игр, современной
мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических
произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и
художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и т.д. В
последнее время у учащихся устойчивый интерес к данным видам деятельности.
Настоящая рабочая программа рассчитана на 34 часа и предполагает
изучение материала четырех модулей:
Модуль 1. Информационная деятельность человека.
Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов.
Модуль 3 . Компьютерная графика.
Модуль 4. В мире мультмедиа.
Изучение
каждого модуля начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора
основной терминологии, выдачи задания для выполнения итоговой работы. Ученикам
объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на
каждом отдельном этапе и отводится время для выполнения практических работ.
Итоговое занятие по модулю проводится в виде защиты индивидуально выполненной
творческой работы (проекта). Обязательным
условием допуска ученика к выполнению итоговой работы (проекта) является
выполнение практических работ и контрольных тестов по каждому модулю.
Для разработки данной
рабочей программы использованы авторские материалы Н.Д. Угриновича, Л.Л.
Босовой, Н.В. Макаровой.
Методы
обучения
В
преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный,
проблемное изложение, практические занятия.
Формы проведения занятий:
¾ Занятия
– лекции (теория);
¾ Практические
занятия;
¾ Игровые
занятия.
Содержание
программы дополнительного образования
Модуль 1. Информационная деятельность человека (8 часов)
Модуль
ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Способствует
формированию как предметных (информационных), так и метапредметных (истории,
литературы, биологии) знаний, необходимых для понимания информационных явлений
в обществе. Данный модуль ориентирован на освоение учащимися практических
умений и навыков, необходимых для работы с информацией.
Цель:
Формирование
у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач
связанных с поиском и обработкой информации, в условиях технологически
развитого общества.
Задачи:
·
ознакомление учащихся со способами, методами,
приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;
·
привитие навыков и умения информационной
деятельности, необходимых для самообразования и освоения учебной деятельности.
·
формирование информационной культуры как
совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного
поведения, необходимых в современном обществе.
Изучение
данного модуля способствует развитию познавательной активности учащихся;
творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое
главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает способы
поиска нужной информации.
Ученик
может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при
подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов и т.д.
При
проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером
индивидуально, а учитель лишь направляет действия школьника, не подавляя
взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы
Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных
изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация.
Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у
школьников критическое мышление.
Результаты
После
изучения модуля учащийся должен знать:
¾ варианты
поиска информации и этические нормы поведения в сети Интернета;
¾ виды
поисковых систем и их различия;
¾ многообразие
возможных услуг Интернета и их использование;
¾ виды
поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;
¾ виды
образовательных ресурсов.
Учащийся должен понимать:
¾ значение
информации для решения задач, возникающей в учебной деятельности;
¾ роль
информации как общечеловеческой ценности;
¾ особенности
современного этапа развития общества.
Учащийся
должен уметь:
¾ правильно
формулировать информационный запрос;
¾ работать
в различных поисковых системах;
¾ применять
электронные письма как средства коммуникации;
¾ сохранять
информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;
¾ использовать
образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения;
¾ использовать
для решения познавательных задач различные ресурсы Интернет - энциклопедии,
словари, цифровые образовательные ресурсы.
Содержание
модуля «Информационная деятельность
человека»
Информация
и информационные процессы. Роль информации в современном обществе. Операционная
система Windows,
приемы работы. Сохранение документов. Понятие о сети Интернет, история ее
возникновения, основные услуги, предоставляемые сетью, программы- браузеры.
Способ передачи файлов через сеть Интернет. Виды услуг сети Интернет. Понятие о
WWW, WEB-страницы, гиперссылки, поисковые системы, приемы работы. Информационные
ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Понятие
об электронной почте, принципы ее работы, необходимое оборудование и
программное обеспечение, приемы работы с электронной почтой. Информационная
безопасность. Этика и право при создании и использовании информации. Защита от компьютерных
вирусов.
Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов (8
часов)
Современному
ученику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией,
привлекая для этого современные средства и методы. Модуль Создание и преобразование информационных объектов
предполагает освоение приемов работы в текстовом процессоре Microsoft Word:
создание и редактирование текстового документа, форматирование текста,
оформление текста в виде таблицы, включение в текстовый документ графических
объектов. Модуль способствует углубленному изучению приемов обработки текстовой
информации, что в целом способствует формированию информационной культуры.
Цель:
Привить навыки сознательного и
рационального использования компьютера в своей учебной деятельности.
Результаты
После
изучения модуля учащийся должен знать:
¾
основные объекты текстовых
документов и их параметры;
¾
этапы создания и
редактирования текстового документа;
¾
этапы форматирования текста;
¾
приемы копирования,
перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
учащийся
должен уметь:
¾
уметь применять
текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов,
создания списков и таблиц;
¾
работать с конкретным
текстовым редактором;
¾
уметь создавать
текстовые документы с включением таблиц, графических объектов.
Содержание
модуля «Создание и преобразование
информационных объектов»
История обработки
текстовых документов. Назначение и возможности текстового процессора Word. Изучение
интерфейса, команды основного меню текстового процессора Word. Технология ввода
текста. Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов.
Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение,
копирование, удаление, перемещение. Оформление абзаца и заголовка.
Изменение размера и начертание шрифта. Панель форматирования. Форматирование
абзаца. Создание нумерованных и маркированных списков. Создание, редактирование
таблиц в текстовом процессоре Word. Оформление текста в виде таблицы и печать
документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Создание гипертекстового
документа.
Модуль
3 . Компьютерная графика (9 часов)
Дело
не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль
Модуль
ориентирован на подготовку учащихся в области компьютерной графики и рассчитан
на 9 академических часов. Он расширяет базовый курс по информатике и
информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным,
дает учащимся возможность познакомиться с распространенными методами обработки
изображений, способствует формированию информационной культуры, а также эстетического
и художественного вкуса.
Цель:
-
заинтересовать
учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки
графических изображений;
-
освоить
основные технические приемы работы с растровыми графическими редакторами на
примере Gimp.
Задачи:
¾
Познакомить учащихся с видами и основными
понятиями компьютерной графики.
¾
Исследовать достоинства и недостатки растрового
изображения.
¾
Познакомить учащихся с основными
инструментами растровых графических редакторов на примере программы Gimp.
¾
Рассмотреть форматы файлов растровой
графики.
¾
Изучить методику сканирования изображений.
¾
Исследовать приемы обработки изображений.
¾
Познакомить учащихся с некоторыми
правилами компьютерного дизайна.
¾
Развивать способности учащихся к
информатике.
¾
Предоставить учащимся возможность
проанализировать их способности в области информатики и информационных
технологий.
Результаты:
Учащиеся должны знать:
¾
особенности, достоинства и недостатки
растровой графики;
¾
особенности, достоинства и недостатки
векторной графики;
¾
методы описания цветов в компьютерной
графике — цветовые модели;
¾
способы получения цветовых оттенков на
экране и принтере;
¾
способы хранения изображений в файлах
растрового и векторного формата;
¾
назначение программы Gimp,
интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные
операции с фрагментами изображения.
В результате освоения практической части модуля
учащиеся должны уметь:
¾
создавать рисунки из простых объектов
(линий, дуг, окружностей и т.д.);
¾
выполнять основные операции над объектами
(удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
¾
формировать собственные цветовые оттенки в
различных цветовых моделях;
¾
закрашивать рисунки, используя различные
виды заливок;
¾
выполнять обмен файлами между графическими
программами.
¾
использовать различные инструменты для
создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять
основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.);
¾
работать с палитрой слоев, делать
необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя,
выполнять монтаж изображений;
¾
применять различные фильтры, работать с
текстом, создавать необходимые настройки этих инструментов;
¾
создавать простейшую анимацию из кадров по
алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.
Содержание
модуля «Компьютерная графика»
Виды
и основные понятия компьютерной графики. Достоинства и недостатки растровой
графики. Назначение и возможности графического редактора Gimp. Изучение
интерфейса, панели инструментов. Загрузка изображений. Создание новых файлов. Изменение
размеров холста и изображения. Инструменты графического редактора, их вид,
опции, приемы их использования.
Основные
операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение,
зеркальное отражение и др), операции с фрагментами изображения. Приемы создания
рисунков из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); Работа с
палитрой слоев, настройки, приемы соединения слоев, применение различных
эффектов для слоя, монтаж изображений. Применение различных фильтров. Приемы работы
с текстом. Приемы создания простейшей анимации из кадров, сохранение анимации.
Модуль
4. В мире мультмедиа (9
часов)
Модуль предназначен не
только для того, чтобы научить ученика современной школы средствам и методам
создания собственно презентаций, но, в первую очередь, творчески подойти к
содержанию работы, научиться работать с литературными источниками и источниками
информации, обрести новые знания, повысить свой интеллектуальный уровень. Модуль
включает в себя практическое освоение техники создания мультимедиа презентаций
в PowerPoint, а также создание простейших видеоклипов в программе Windows Movie Maker. Его задачей
является подготовка учащихся к правильному оформлению и защите
исследовательских работ и докладов, необходимых в дальнейшей учебной
деятельности.
Цели:
¾
знакомство
учащихся с общими требованиями к созданию современной презентации;
¾
развить
у учащихся умения создавать мультимедиа презентации;
¾
развить
навыки работы с необходимым программным обеспечением;
¾
воспитание
усидчивости, выдержки, внимания, аккуратности;
¾
воспитание
бережного отношения к оборудованию.
Результаты
Учащиеся должны
знать:
¾ назначение
и функциональные возможности PowerPoint;
¾ объекты
и инструменты PowerPoint;
¾ технологии
настройки PowerPoint;
¾ объекты,
из которых состоит презентация;
¾ этапы
создания презентации;
¾ технологию
работы с каждым объектом презентации.
Учащиеся должны уметь:
¾
найти,
сохранить и систематизировать и представить необходимую информацию;
¾
планировать
результаты своей деятельности по созданию презентаций;
¾
создавать
слайд;
¾
изменять
настройки слайда;
¾
создавать
анимацию текста, изображения;
¾
представить
творческий материал в виде презентации.
Учащиеся должны:
¾
владеть
необходимыми способами проектирования; приемами организации и самоорганизации
работы по изготовлению презентаций;
¾
иметь
опыт индивидуальной, коллективной разработки и публичной защиты созданного
продукта;
¾
осуществлять
рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую
деятельность по созданию мультимедийной презентаций.
Содержание
модуля «В мире мультмедиа»
Понятие
мультимедиа-технологии. Возможности и область использования
приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов
среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей
инструментов. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание
текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка
анимации рисунков, создание гиперссылок. запуск и отладка презентации.
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов
согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов. Добавление звука, видео в
презентацию. Организация переходов между слайдами с помощью управляющих
кнопок. Возможности и интерфейс программы Windows Movie Maker. Создание
видеоклипов. Добавление файлов в видеоролик. Приемы создания видеопереходов.
Учебно-методическое и программное
обеспечение
Программное
обеспечение
§
операционная
система Windows XP;
§ Текстовый
процессор Microsoft Word;
§ Microsoft
PowerPoint;
§ Графический
редактор GIMP
§
Программы браузеры Internet Explorer,
Opera, Mozilla.
Техническое
обеспечение
·
Компьютерный
класс – 9 компьютеров;
·
Мультимедийный
проектор.
Литература
1. Информатика
и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд.
Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2009 г.,
2. Методика
преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер
Издательство: Академия 2010 г.
3. Гультяев
А.Самое главное о поиске в Интернет:- Питер, 2010.
4. Макарова
Н.В., Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика.
7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В.
Макаровой.- СПб.: Питер. 2008.-288с.: ил.
5. Сидорова
С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.-
Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
6. Симонович
С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для
средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2009.-592 с.
7. Соловьева
Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
8. Тимофеев
С.М. Работа в графическом редакторе GIMP Издательство: Эксмо-Пресс ,
2010.
9. Жексенаев
А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и
редактирования растровой графики): Учебное пособие. - М.: 2008. - 80 с.
Интернет-ресурсы
http://virlib.eunnet.net/
- Виртуальная библиотека
http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1
- Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»
http://www.megabook.ru/
- Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
http://www.on-line-teaching.com/Электронные
учебники по Word.
http://mega.km.ru/pc/ -
Энциклопедия персонального компьютера
Советы по
поиску в Интернет:- http://medlan.samara.ru/info/search.html
Советы по
поиску в Интернет:- http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php
http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/InfoSpektr/vvedenie.htm -
Электронный учебник по информатике.
www.klyaksa.net
www.metod-kopilka.ru
www.pedsovet.org
www.uroki.net
Календарно-тематическое
планирование
№
занятия
|
Содержание
материала
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Модуль 1. Информационная деятельность
человека
|
8
|
|
|
1
|
Техника безопасности в компьютерном
классе. Информация и информационные процессы. Роль информации в современном
обществе.
|
1
|
|
2
|
Компьютер – универсальная машина для
работы с информацией. Освоение системной среды Windows.
Сохранение документов.
|
1
|
|
3
|
История создания
сети Интернет, основные услуги, предоставляемые сетью, программы- браузеры.
|
1
|
|
4
|
Информационные ресурсы общества, образовательные
информационные ресурсы.
|
1
|
|
5
|
Путешествие по Всемирной паутине. Поиск
информации. Компьютерные словари, энциклопедии и справочники.
|
1
|
|
6
|
Электронная почта как средство
коммуникации людей. Регистрация почтового ящика, создание и отправка
сообщений.
|
1
|
|
7.
|
Информационная безопасность. Этика и
право при создании и использовании информации. Защита от компьютерных
вирусов.
|
1
|
|
8
|
Презентация
творческого проекта по модулю 1. Информационная деятельность
человека.
|
1
|
|
Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов
|
8
|
|
9
|
Назначение, режимы работы текстового
процессора Word.
Изучение клавиатуры.
|
1
|
|
10
|
Создание и простейшее редактирование
документов в текстовом процессоре Word.
|
1
|
|
11
|
Вставка, удаление и замена символов,
работа с фрагментами
текста в текстовом процессоре Word.
|
1
|
|
12
|
Форматирование текстовых документов.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
|
1
|
|
13
|
Создание, редактирование таблиц в
текстовом процессоре Word.
|
1
|
|
14
|
Графические объекты в текстовых
документах.
|
1
|
|
15
|
Создание гипертекстового документа.
|
1
|
|
16
|
Презентация
творческого проекта «Моя малая Родина»
|
1
|
|
Модуль
3. Компьютерная графика
|
9
|
|
17
|
Возможности графического редактора Gimp.
Изучение интерфейса, панели инструментов.
|
1
|
|
18
|
Основные приемы использования Gimp.
Загрузка изображений. Создание новых файлов.
|
1
|
|
19
|
Навигация по изображению. Изменение размеров
холста и изображения.
|
1
|
|
20
|
Инструменты преобразования и
кадрирования изображений.
|
1
|
|
21
|
Инструмент Заливка. Применение фильтров.
|
1
|
|
22
|
Инструменты рисования. Инструменты
Штамп. Инструмент Градиент.
|
1
|
|
23
|
Приемы выделения, копирования объектов.
Создание коллажей.
|
1
|
|
24
|
Создание анимации в графическом
редакторе Gimp.
|
1
|
|
25
|
Презентация творческого проекта «Создание
коллажа 80-летие Красноярского края»
|
1
|
|
|
Модуль
4. В мире мультмедиа
|
|
|
26
|
Понятие мультимедиа-технологии. Знакомство
с интерфейсом MS PowerPoint. Конструктор слайдов. Выбор дизайна презентации.
|
1
|
|
27
|
Ввод текстовой информации на слайды.
Вставка рисунка, графические примитивы на слайдах.
|
1
|
|
28
|
Использование анимации в презентации.
Создание гиперссылок. Редактирование и сортировка слайдов.
|
1
|
|
29
|
Добавление звука, видео в презентацию. Организация
переходов между слайдами с помощью управляющих кнопок.
|
1
|
|
30
|
Создание мультимедийной интерактивной
презентации.
|
1
|
|
31
|
Создание мультимедийной интерактивной
презентации.
|
1
|
|
32
|
Создание видеоклипов в программе Windows
Movie Make.
|
1
|
|
33
|
Защита творческой работы по модулю 4.
Создание презентации по теме: «Применение компьютера в учебной деятельности».
|
1
|
|
34
|
Обобщающее занятие. Подведение итогов.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.