Главная / Информатика / Рабочая программа объединения дополнительного образования «Виртуальная реальность»

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Виртуальная реальность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дивногорска



Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 4
_________________ И.В. Кирилина
«____» __________ 2014 г.





Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Виртуальная реальность»



Составлена учителем информатики
Карпинской Т.В



Одобрена
на заседании ШМО
Протокол № 1
от 28.08.2014 г.
Руководитель ШМО ___________О.В. Уфимцева



Рекомендована
на заседании МС
Протокол № ___
от « »_______2014 г.
Руководитель МС ___________М.М. Комиссарова





2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область: информатика и ИКТ

Количество учебных часов: 34

Возрастная группа: 5-7 классы

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.

Основная цель рабочей программы – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными сетями, текстовыми процессорами, графическими редакторами, мультимедийными средствами, человек приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение окружающего мира. 

Задачи: 

  • Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации.

  • Раскрыть роль информатики и ИКТ в формировании современной естественнонаучной картины мира, в развитии современного общества;

  • Ознакомить учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;

  • Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем в дальнейшей профессиональной деятельности.

Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую “паутину” миллионы отдельных домашних компьютеров. С каждым годом количество учащихся активно используемых ресурсы Интернет растет. Даже беглого путешествия по Web-страницам достаточно, чтобы понять, что страница, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание.

Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессионалы, но и обычные пользователи.

Данные технологии играют важнейшую роль в создании компьютерных игр, современной мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и т.д. В последнее время у учащихся устойчивый интерес к данным видам деятельности.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 34 часа и предполагает изучение материала четырех модулей:

Модуль 1. Информационная деятельность человека.

Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов.

Модуль 3 . Компьютерная графика.

Модуль 4. В мире мультмедиа.


Изучение каждого модуля начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, выдачи задания для выполнения итоговой работы. Ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для выполнения практических работ. Итоговое занятие по модулю проводится в виде защиты индивидуально выполненной творческой работы (проекта).   Обязательным условием допуска ученика к выполнению итоговой работы (проекта) является выполнение практических работ и контрольных тестов по каждому модулю.

Для разработки данной рабочей программы использованы авторские материалы Н.Д. Угриновича, Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой.

Методы обучения

В преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный, проблемное изложение, практические занятия.

Формы проведения занятий:

  • Занятия – лекции (теория);

  • Практические занятия;

  • Игровые занятия.

Содержание программы дополнительного образования

Модуль 1. Информационная деятельность человека (8 часов)

Модуль ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Способствует формированию как предметных (информационных), так и метапредметных (истории, литературы, биологии) знаний, необходимых для понимания информационных явлений в обществе. Данный модуль ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.

Цель:

Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с поиском и обработкой информации, в условиях технологически развитого общества.

Задачи:

  • ознакомление учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;

  • привитие навыков и умения информационной деятельности, необходимых для самообразования и освоения учебной деятельности.

  • формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых в современном обществе.

Изучение данного модуля способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает способы поиска нужной информации.

Ученик может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов и т.д.

При проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а учитель лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.

Результаты

После изучения модуля учащийся должен знать:

  • варианты поиска информации и этические нормы поведения в сети Интернета;

  • виды поисковых систем и их различия;

  • многообразие возможных услуг Интернета и их использование;

  • виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;

  • виды образовательных ресурсов.

Учащийся должен понимать:

  • значение информации для решения задач, возникающей в учебной деятельности;

  • роль информации как общечеловеческой ценности;

  • особенности современного этапа развития общества.

Учащийся должен уметь:

  • правильно формулировать информационный запрос;

  • работать в различных поисковых системах;

  • применять электронные письма как средства коммуникации;

  • сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;

  • использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения;

  • использовать для решения познавательных задач различные ресурсы Интернет - энциклопедии, словари, цифровые образовательные ресурсы.

Содержание модуля «Информационная деятельность человека»

Информация и информационные процессы. Роль информации в современном обществе. Операционная система Windows, приемы работы. Сохранение документов. Понятие о сети Интернет, история ее возникновения, основные услуги, предоставляемые сетью, программы- браузеры. Способ передачи файлов через сеть Интернет. Виды услуг сети Интернет. Понятие о WWW, WEB-страницы, гиперссылки, поисковые системы, приемы работы. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Понятие об электронной почте, принципы ее работы, необходимое оборудование и программное обеспечение, приемы работы с электронной почтой. Информационная безопасность. Этика и право при создании и использовании информации. Защита от компьютерных вирусов.

Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов (8 часов)

Современному ученику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Модуль Создание и преобразование информационных объектов предполагает освоение приемов работы в текстовом процессоре Microsoft Word: создание и редактирование текстового документа, форматирование текста, оформление текста в виде таблицы, включение в текстовый документ графических объектов. Модуль способствует углубленному изучению приемов обработки текстовой информации, что в целом способствует формированию информационной культуры.

Цель:

Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной деятельности.

Результаты

После изучения модуля учащийся должен знать:

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;

  • этапы создания и редактирования текстового документа;

  • этапы форматирования текста;

  • приемы  копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.

учащийся должен уметь:

  • уметь применять  текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • работать с конкретным  текстовым редактором;

  • уметь создавать  текстовые документы с включением таблиц, графических объектов.

Содержание модуля «Создание и преобразование информационных объектов»

История обработки текстовых документов. Назначение и возможности текстового процессора Word. Изучение интерфейса, команды основного меню текстового процессора Word. Технология ввода текста. Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Оформление  абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Создание нумерованных и маркированных списков. Создание, редактирование таблиц в текстовом процессоре Word. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов. Создание гипертекстового документа.



Модуль 3 . Компьютерная графика (9 часов)

Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.

Стендаль

Модуль ориентирован на подготовку учащихся в области компьютерной графики и рассчитан на 9 академических часов. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с распространенными методами обработки изображений, способствует формированию информационной культуры, а также эстетического и художественного вкуса.

Цель:

  • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;

  • освоить основные технические приемы работы с растровыми графическими редакторами на примере Gimp.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с видами и основными понятиями компьютерной графики.

  • Исследовать достоинства и недостатки растрового изображения.

  • Познакомить учащихся с основными инструментами растровых графических редакторов на примере программы Gimp.

  • Рассмотреть форматы файлов растровой графики.

  • Изучить методику сканирования изображений.

  • Исследовать приемы обработки изображений.

  • Познакомить учащихся с некоторыми правилами компьютерного дизайна.

  • Развивать способности учащихся к информатике.

  • Предоставить учащимся возможность проанализировать их способности в области информатики и информационных технологий.

Результаты:

Учащиеся должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • назначение программы Gimp, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с фрагментами изображения.



В результате освоения практической части модуля учащиеся должны уметь:

  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);

  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

  • выполнять обмен файлами между графическими программами.

  • использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.);

  • работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений;

  • применять различные фильтры, работать с текстом, создавать необходимые настройки этих инструментов;

  • создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.



Содержание модуля «Компьютерная графика»

Виды и основные понятия компьютерной графики. Достоинства и недостатки растровой графики. Назначение и возможности графического редактора Gimp. Изучение интерфейса, панели инструментов. Загрузка изображений. Создание новых файлов. Изменение размеров холста и изображения. Инструменты графического редактора, их вид, опции, приемы их использования.

Основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др), операции с фрагментами изображения. Приемы создания рисунков из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); Работа с палитрой слоев, настройки, приемы соединения слоев, применение различных эффектов для слоя, монтаж изображений. Применение различных фильтров. Приемы работы с текстом. Приемы создания простейшей анимации из кадров, сохранение анимации.


Модуль 4. В мире мультмедиа (9 часов)

Модуль предназначен не только для того, чтобы научить ученика современной школы средствам и методам создания собственно презентаций, но, в первую очередь, творчески подойти к содержанию работы, научиться работать с литературными источниками и источниками информации, обрести новые знания, повысить свой интеллектуальный уровень. Модуль включает в себя практическое освоение техники создания мультимедиа презентаций в PowerPoint, а также создание простейших видеоклипов в программе Windows Movie Maker. Его задачей является подготовка учащихся к правильному оформлению и защите исследовательских работ и докладов, необходимых в дальнейшей учебной деятельности.

Цели:

  • знакомство учащихся с общими требованиями к созданию современной презентации;

  • развить у учащихся умения создавать мультимедиа презентации;

  • развить навыки работы с необходимым программным обеспечением;

  • воспитание усидчивости, выдержки, внимания, аккуратности;

  • воспитание бережного отношения к оборудованию.


Результаты

Учащиеся должны знать:

  • назначение  и функциональные  возможности PowerPoint;

  • объекты и инструменты PowerPoint;

  • технологии настройки PowerPoint;

  • объекты, из которых состоит презентация;

  • этапы создания презентации;

  • технологию работы с каждым объектом презентации.

Учащиеся должны уметь:

  • найти, сохранить и систематизировать и представить необходимую информацию;

  • планировать результаты своей деятельности по созданию презентаций;

  • создавать слайд;

  • изменять настройки слайда;

  • создавать анимацию текста, изображения;

  • представить творческий материал в виде презентации.

Учащиеся должны:

  • владеть необходимыми способами проектирования; приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентаций;

  • иметь опыт индивидуальной, коллективной разработки и публичной защиты созданного продукта;

  • осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по созданию мультимедийной презентаций.

Содержание модуля «В мире мультмедиа»

Понятие мультимедиа-технологии. Возможности  и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов. Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, создание гиперссылок. запуск и отладка  презентации. Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов. Добавление звука, видео в презентацию. Организация переходов между слайдами с помощью управляющих кнопок. Возможности и интерфейс программы Windows Movie Maker. Создание видеоклипов. Добавление файлов в видеоролик. Приемы создания видеопереходов.











Учебно-методическое и программное обеспечение

Программное обеспечение

      • операционная система Windows XP;

      • Текстовый процессор Microsoft Word;

      • Microsoft PowerPoint;

      • Графический редактор GIMP

      • Программы браузеры  Internet Explorer, Opera, Mozilla. 

Техническое обеспечение

  • Компьютерный класс – 9 компьютеров;

  • Мультимедийный проектор.

Литература

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2009 г.,

  2. Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2010 г.

  3. Гультяев А.Самое главное о поиске в Интернет:- Питер, 2010.

  4. Макарова Н.В., Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2008.-288с.: ил.

  5. Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.

  6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2009.-592 с.

  7. Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.

  8. Тимофеев С.М. Работа в графическом редакторе GIMP Издательство: Эксмо-Пресс , 2010.

  9. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - М.: 2008. - 80 с.

Интернет-ресурсы

http://virlib.eunnet.net/ - Виртуальная библиотека

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1 - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»

http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.on-line-teaching.com/Электронные учебники по Word.

http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера

Советы по поиску в Интернет:- http://medlan.samara.ru/info/search.html

Советы по поиску в Интернет:- http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php

http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/InfoSpektr/vvedenie.htm - Электронный учебник по информатике.

www.klyaksa.net

www.metod-kopilka.ru

www.pedsovet.org

www.uroki.net



Календарно-тематическое планирование


занятия

Содержание материала

Кол-во
часов

Дата

Модуль 1. Информационная деятельность человека


8


1

Техника безопасности в компьютерном классе. Информация и информационные процессы. Роль информации в современном обществе.

1


2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Освоение системной среды Windows. Сохранение документов.

1


3

История создания сети Интернет, основные услуги, предоставляемые сетью, программы- браузеры.

1


4

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1


5

Путешествие по Всемирной паутине. Поиск информации. Компьютерные словари, энциклопедии и справочники.

1


6

Электронная почта как средство коммуникации людей. Регистрация почтового ящика, создание и отправка сообщений.

1


7.

Информационная безопасность. Этика и право при создании и использовании информации. Защита от компьютерных вирусов.

1


8

Презентация творческого проекта по модулю 1. Информационная деятельность человека.


1


Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов

8


9

Назначение, режимы работы текстового процессора Word.
Изучение клавиатуры.

1


10

Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре Word.

1


11

Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами
текста в текстовом процессоре
Word.

1


12

Форматирование текстовых документов. Параметры шрифта, параметры абзаца.

1


13

Создание, редактирование таблиц в текстовом процессоре Word.

1


14

Графические объекты в текстовых документах.

1


15

Создание гипертекстового документа.

1


16

Презентация творческого проекта «Моя малая Родина»

1


Модуль 3. Компьютерная графика

9


17

Возможности графического редактора Gimp. Изучение интерфейса, панели инструментов.

1


18

Основные приемы использования Gimp. Загрузка изображений. Создание новых файлов.

1


19

Навигация по изображению. Изменение размеров холста и изображения.

1


20

Инструменты преобразования и кадрирования изображений.

1


21

Инструмент Заливка. Применение фильтров.

1


22

Инструменты рисования. Инструменты Штамп. Инструмент Градиент.

1


23

Приемы выделения, копирования объектов. Создание коллажей.

1


24

Создание анимации в графическом редакторе Gimp.

1


25

Презентация творческого проекта «Создание коллажа 80-летие Красноярского края»

1



Модуль 4. В мире мультмедиа



26

Понятие мультимедиа-технологии. Знакомство с интерфейсом MS PowerPoint. Конструктор слайдов. Выбор дизайна презентации.

1


27

Ввод текстовой информации на слайды. Вставка рисунка, графические примитивы на слайдах.

1


28

Использование анимации в презентации. Создание гиперссылок. Редактирование  и  сортировка  слайдов. 

1


29

Добавление звука, видео в презентацию. Организация переходов между слайдами с помощью управляющих кнопок. 

1


30

Создание мультимедийной интерактивной презентации. 

1


31

Создание мультимедийной интерактивной презентации. 

1


32

Создание видеоклипов в программе Windows Movie Make.

1


33

Защита творческой работы по модулю 4. Создание презентации по теме: «Применение компьютера в учебной деятельности».

1


34

Обобщающее занятие. Подведение итогов.

1










































Рабочая программа объединения дополнительного образования «Виртуальная реальность»
  • Информатика
Описание:

Образовательная область рабочей программы: информатика и ИКТ

Возрастная группа: 5-7 классы

Цель рабочей программы – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

Задачи: 

 Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации.

Раскрыть роль информатики и ИКТ в формировании современной естественнонаучной картины мира, в развитии современного общества;

Ознакомить учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;

  Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем в дальнейшей профессиональной деятельности.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 34 часа и предполагает изучение материала четырех модулей:

Модуль 1. Информационная деятельность человека.

Модуль 2. Создание и преобразование информационных объектов.

Модуль 3 . Компьютерная графика.

Модуль 4. В мире мультмедиа.

Автор Карпинская Татьяна Витальевна
Дата добавления 07.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 497
Номер материала 6691
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓