1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебного предмета является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессиям НПО технического профиля:
Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательных предметов
1.3. Цели и задачи учебного предмета –
требования к результатам освоения учебного предмета:
В результате освоения учебного предмета
обучающийся должен уметь: Примерная программа ориентирована на достижение
следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических
системах;
- овладение умениями применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов,
используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению
этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий
в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности.
Основу примерной программы составляет
содержание, согласованное с требованиями федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования
базового уровня.
Содержание программы представлено
пятью темами:
- информационная деятельность человека;
- информация и информационные процессы;
- средства информационно-коммуникационных
технологий;
- технологии создания и преобразования
информационных объектов;
- телекоммуникационные технологии.
Содержание каждой темы включает
теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме
практикумов с использованием средств ИКТ.
При освоении программы у обучающихся
формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и
навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных
предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин
профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает
формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять
различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование
(принтеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами
представления и обработки информации, а также изучить возможности
использования ИКТ для профессионального роста.
1.4. Рекомендуемое количество часов на
освоение программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118
часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28
часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды
учебной работы
Вид
учебной работы
|
Объем
часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
118
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
(всего)
|
90
|
в том числе:
|
|
теоретические
занятия в составе полной учебной группы
|
17
|
Теоретические и практические
занятия по подгруппам
|
71
|
контрольные
работы
|
2
|
Самостоятельная работа обучающегося
(всего)
|
28
|
Итоговая аттестация в форме
дифференцированного зачета с оценкой
|
2.2. Тематический план и содержание учебного
предмета ИНФОРМАТИКА
Наименование
разделов и тем
|
Содержание
учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся,
|
Объем
часов
|
Уровень
освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Введение
|
Роль информационной деятельности в
современном обществе: экономической, социальной, культурной,
образовательной сферах.
|
1
|
1
|
Раздел
1.
|
Информационная
деятельность человека
|
5
|
1
|
Тема
1.1.
|
Основные этапы развития информационного
общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
|
1
|
Практические занятия Информационные
ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием
технических средств и информационных ресурсов социально-экономической
деятельности (специальное ПО, порталы, БД).
|
1
|
Тема
1.2.
|
Правовые нормы, относящиеся к информации,
правонарушения в информационной сфере, меры
их предупреждения. Правовые нормы информационной деятельности.
Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в
социально-экономической деятельности, его лицензионное
использование
|
2
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Раздел
2
|
Средства
информационных и коммуникационных технологий
|
12
|
1
|
Тема
2.1.
|
Архитектура компьютеров. Основные
характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних
устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения
компьютеров..
|
3
|
|
Практические занятия Операционная система.
Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних
устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное
обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и
их настройка. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в
соответствии с целями его использования для различных направлений
профессиональной деятельности.
|
3
|
Тема
2.2.
|
Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему
месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в
соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
|
1
|
Тема
2.3.
|
Хранение информационных объектов различных
видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных
носителей информации. Архив информации.
|
1
|
|
Практические занятия Создание архива
данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации
на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их
хранении, передаче.
|
2
|
Тема
2.4.
|
Объединение компьютеров в локальную сеть.
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
|
1
|
|
Практические занятия Разграничение прав
доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита
информации, антивирусная защита.
|
1
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
6
|
Раздел
3.
|
Информация
и информационные процессы
|
35
|
1
|
Тема
3.1.
|
Подходы к понятию информации и измерению
информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность
дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации
в двоичной системе счисления.
|
2
|
Практические занятия Дискретное (цифровое)
представление текстовой, графической, звуковой информации и
видеоинформации.
|
2
|
Тема
3.2
|
Основные информационные процессы и их
реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача
информации.
|
5
|
Тема
3.2.1
|
Принципы обработки информации компьютером.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы
их описания.
|
10
|
Практические занятия Программный принцип
работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Переход от неформального описания к формальному.
|
4
|
Тема
3.2.2
|
Поиск информации с использованием
компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов,
фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска
|
2
|
Практические занятия Пример поиска
информации на государственных образовательных порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска
информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в
базах данных, в сети Интернет.
|
1
|
Тема
3.2.3.
|
Передача информации между компьютерами.
Проводная и беспроводная связь.
|
2
|
Практические занятия Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
|
1
|
Тема
3.3
|
Управление процессами. Представление об
автоматических и автоматизированных системах управления в
социально-экономической сфере деятельности
|
4
|
Практические занятия
|
1
|
АСУ различного назначения, примеры их
использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в
социально-экономической сфере деятельности.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
8
|
Раздел
4
|
Технологии
создания и преобразования информационных объектов
|
27
|
1
|
Тема
4.1.
|
Понятие об информационных системах и
автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских
систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки)
текста
|
2
|
Практические занятия Использование систем
проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе
использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Программы
– переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Гипертекстовое
представление информации.
|
5
|
Тема
4.2
|
Представление о программных средах
компьютерной графики, мультимедийных средах.
|
1
|
Практические занятия Создание и
редактирование графических и мультимедийных объектов средствами
компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование
презентационного оборудования..
|
3
|
Тема
4.3.
|
Возможности динамических (электронных)
таблиц. Математическая обработка числовых данных.
|
5
|
Практические занятия Использование
различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения
учебных заданий. Системы статистического учета (бухгалтерский учет,
планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического
представления статистических данных – деловая графика. Представление
результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
|
3
|
Тема
4.4.
|
Представление об организации баз данных
и системах управления базами данных. Структура данных и система
запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические,
библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы
управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей.
|
6
|
Практические занятия Формирование запросов
для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в
рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные
коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные
специализированные порталы. Организация баз данных. Заполнение полей баз
данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов
для поиска и сортировки информации в базе данных
|
2
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
8
|
Раздел
5
|
Телекоммуникационные технологии
|
10
|
1
|
Тема
5.1.
|
Представления о технических и программных
средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и
скоростные характеристики подключения, провайдер.
|
2
|
Практические занятия Браузер. Примеры
работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством,
Интернет-библиотекой и пр. Методы и средства создания и сопровождения
сайта.
|
2
|
Тема
5.2.
|
Возможности сетевого программного
обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и
локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция,
Интернет-телефония.
|
2
|
Практические занятия Использование
тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного
учреждения. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений
профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские
расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система
медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые
конференции и форумы и пр.). Участие в он-лайн конференции, анкетировании,
конкурсе, олимпиаде или тестировании
|
2
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
|
Повторение материала 1 курса
|
1
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|
1
|
|
Всего аудиторной нагрузки:
Всего самостоятельная работа
Итого:
|
90
28
118
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.