Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА"

Рабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА"



Рабочая программа к курсам по русскому языку

«Всё, что нужно знать для сдачи ГИА»



Пояснительная записка

Актуальность введения в школе курса «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки выпускников 9 класса к экзамену, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 60 часов.

Занятия организованы по два академических часа в неделю с октября по июнь.

Цель обучения орфографии в школе – формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Также целью курса является успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Курс «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • закрепить знания в области пунктуационной грамотности обучающихся;

  • продолжить развивать умения и навыки по созданию собственных текстов (написание изложений и сочинений на лингвистическую и морально-этическую тему).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • лингвистические игры;

  • индивидуальные задания.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).







Календарно-тематическое планирование

по курсу «Формирование орфографической зоркости» (60 часов)

п/п

Темы занятий

Дата

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

Запл.

Факт.

1-2.

Введение. Структура экзаменационной работы в 9 классе.



Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания.

3-4.

Основные способы сжатия текста.



Познакомиться с основными приёмами сжатия текста для написания сжатого итогового изложения.

Знать: основные приёмы сжатия текста. Уметь: применять их на практике.

5-6.

Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста.



Тема, проблема, идея, авторская позиция.

Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция.

Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию.

7-8.

Изобразительно-выразительные средства языка.



Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса.

Знать: изобразительно-выразительные средства языка.

Уметь: находить в тексте тропы, определять их функции.


9-10.

Орфограммы в приставках.



Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С.

Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-.

Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой

10-11.

Орфограммы в корне.



Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне.

Знать: орфографические правила написания корней слов.

Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися).

12.

Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему.



Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

13-14.

Орфограммы в суффиксах.



Правописание суффиксов в различных частях речи.

Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи.

Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи.

15-16.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах.



Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения.

17-18.

Алгоритм написания сочинения на морально-этическую тему.



Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста.

19-20.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.



Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения.

Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения.

Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения.

21-22.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях.



23-24.

Сложносочиненное предложение.



Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать: отличие простого предложения от сложного.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений.

25-26.

Сложноподчиненное предложение.



Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения.

Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения.

Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений.

27-28.

Виды связи слов в словосочетании.



Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.

Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания.

Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

29-30.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.



Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ.

Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.

31-32.

Виды односоставных предложений.



Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения.

Знать: структурные особенности односоставных предложений.

Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения.

33-34.

Бессоюзное сложное предложение.



Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП.

Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП.

Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП.

35-36.

Способы связи в сложной синтаксической конструкции.



Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи.

Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

37-38.

Тестирование в форме ГИА с последующим анализом работ.



Тест в формате ГИА.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА.

30-40.

Редактирование исходного текста. Сжатое изложение.



Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Уметь редактировать собственный текст.

41-42.

Написание сжатого изложения с последующим анализом работ.



Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста.

Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

43-44.

Принципы русской орфографии.



Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания.

Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания.

Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения.

45-46.

Принципы русской пунктуации.



Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения.

47-48.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с последующим анализом.



Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.



49-50.

Лексические нормы.



Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики.

Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения.

51-52.

Виды речевых ошибок и недочетов.



Типология речевых ошибок и недочетов.

Знать: типологию речевых ошибок и недочетов.

Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их.

53-54.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста, с последующим анализом.



Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.

Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста.

55-56.

Грамматические нормы.



Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Знать: типологию грамматических норм современного русского языка.

Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения.

57-58.

Синтаксические нормы.



Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов.

Знать: синтаксические нормы современного литературного языка.

Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения.

59.

Неопределённые формы глагола в роли обстоятельств.



Инфинитив, обстоятельство.

Знать: случаи, когда инфинитив является обстоятельством в предложении. Уметь: отличать их от составных глагольных сказуемых.

60.

Итоговое тестирование в форме ГИА.



Тест в формате ГИА.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА.







Список используемой литературы

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.

  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.

  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.

  4. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.

  5. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.

  6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.

  7. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.

  9. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.

  10. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.

  11. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.

  12. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.

  13. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.

  14. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.

  15. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.

  16. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

  17. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.

  18. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.

  19. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.



13


Рабочая программа курсов по русскому языку "Всё, что нужно знать для сдачи ГИА"
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по курса русского языка "Всё, что нужно значть для сдачи ГИА" рассчитана на 60 часов внеклассной работы с обучающимися. В ней предлагается поэтапное систематизирование знаний, обучение всем видам сочинения. На каждом занятии предусмотрена теоретическая и практическа часть. Цель курса - поэтапная подготовка к сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе.

Программа охватывает все необходмые темы, составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения), где выделяются знания, которыми должны овладеть обучающиеся и умения, которые являются основой любого теоретического обучения. Изучнение каждой предложенной темы рассчитано в среднем на два академических часа. 

В конце приводится литература, каоторя будет полезна при подготовке и для учащихся, и для учителя.

Автор Емалетдинов Марат Жульевич
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1752
Номер материала 3046
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓