1.Пояснительная записка
Рабочая
программа по внеурочной деятельности разработана на основе
нормативно-правовых
документов федерального уровня:
· Федеральный
закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 23.07.2013);
· Приказ
Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован
Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Приказ
Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован
Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;
· Приказ
Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357,
зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011., №22540 « О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009г № 373;
· Приказ
Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012г № 1060 « О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;
· Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 02-600 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011
г., регистрационный № 23290;
· Приказ
Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015 (Зарегистрировано в
Минюсте России 01.10.2013г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
· Письмо
Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «Модель
мониторинга введения ФГОС начального общего образования»;
· Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011
г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования».
• Постановление
Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. №1543 «Закон
Челябинской области «Об образовании в Челябинской области»;
нормативных
документов Министерства образования и науки:
· Письмо
Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. №24/5135
«Об организации образовательного процесса в начальной школе в
общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»;
· Письмо
МОиН Челябинской области от 30.06.2014 г. № 03-02/4959 «Об организации
образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях
Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году»;
локальных
актов:
-основной
образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №148(ф);
Программы Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Сборник
рабочих программ. 1 – 4 классы. М:Просвещение, 2013г.
Программа
данного курса представляет систему общеинтеллектуальных занятий для детей в
возрасте от 8 до 9 лет.
Курс включает 34 занятия: 1 занятие
в неделю.
Цель: развитие у детей логических мыслительных
операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ;
развитие познавательного интереса, памяти, внимания;
формирование информационной культуры.
Задачи:
1) Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить
с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не
решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей,
рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие
творческого воображения и др.).
2) Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с
информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими
играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми
другими.
3) Познакомить обучающихся с подходом к понятиям и методам, по
отношению к каждому из которых предполагается обучение решению
простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент
ставится на умении приложения даже самых простых знаний.
Общая характеристика курса внеурочной
деятельности
В курсе условно можно выделить следующие
содержательные линии:
· основные информационные объекты и структуры (цепочка,
мешок, дерево, таблица);
· основные информационные действия (в том числе
логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по
описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том
числе программы или алгоритма и пр.);
· основные информационные методы (метод
перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения
задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики
лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении
обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в
рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования,
но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся.
Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть
индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные
траектории для каждого обучающегося.
Все занятия курса делятся на обычные и проектные. На
обычных занятиях дети работают с учебником и рабочей тетрадью. Проекты делятся
на компьютерные и бескомпьютерные. В первом случае дети выполняют работу на
компьютере, во втором — работают с тетрадью проектов. Компьютерную составляющую
можно найти на сайте http://info.seminfo.ru (в разделе «Методические ресурсы»).
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
личностные
|
метапредметные
|
1) овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) развитие мотивов учебной деятельности;
3) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
|
1) освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;
3) использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, готовить своё выступление и выступать графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
|
Содержание курса внеурочной деятельности
№
|
Тема раздела
|
Содержание раздела
|
1.
|
Правила
игры
Понятие о правилах игры
|
Правила
работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а
также тетрадью проектов.
|
2.
|
Области
(1 ч.)
|
Подсчёт
областей в картинке.
|
3.
|
Цепочка
(7 ч.)
|
Понятия,
связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца,
третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки.
Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй
после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки
в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как
цепочка дней года.
|
4.
|
Мешок (2 ч.)
|
Мешок
бусин цепочки
|
5.
|
Основы
логики высказываний (4 ч.)
|
Понятия
есть/нет для элементов цепочки. Понятие все разные. Истинные и
ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для
данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
|
6.
|
Язык
(6 ч.)
|
Алфавитная
цепочка (русский и латинский алфавиты). Слово как цепочка букв. Именование,
имя как цепочка букв и цифр. Знаки в русском тексте: знаки препинания. Поиск
слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь.
|
7.
|
Основы
теории алгоритмов (в течение всего года)
|
Построение
объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение
простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма
подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска
слова в учебном словаре.
|
8.
|
Математическое
представление информации (2 ч.)
|
Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для
классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц
(рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте.
|
9.
|
Решение
практических задач (4 ч.)
|
Поиск
двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием
разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй
и властвуй»).
Исследование частотности использования букв и знаков
в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).
Построение
календаря на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные
праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке,
использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года (проект
«Мой календарь»)
|
10.
|
Решение
практических задач. ИКТ-квалификация (4 ч.)
|
Изготовление графического изображения (новогодней
открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного
графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация
презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и
сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Оформление
и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора
(проект «Наши рецепты»).
|
11.
|
Выравнивание,
решение дополнительных и трудных задач (3 ч.)
|
|
Тематическое
планирование
2 класс
Номер
темы
|
Название темы
|
Число часов
|
Характеристика деятельности учащихся
|
|
|
1-2
|
Истинные
и ложные утверждения.
|
2
|
Строить
логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять,
достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их
значений истинности.
|
3
|
Сколько
всего областей.
|
1
|
Знакомиться
с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число
областей картинки, используя формальный алгоритм.
|
4
|
Слово.
|
1
|
Осваивать
знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять,
строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать
имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все
разные» и имена объектов.
|
5
|
Имена.
|
1
|
6
|
Все
разные.
|
1
|
7
|
Проект
«Разделяй и властвуй»
|
1
|
Работать
в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать
групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи,
вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень
похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи
(использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы
по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации
по двум признакам.
|
8
|
Отсчитываем
бусины от конца цепочки.
|
1
|
Знакомиться
с важнейшими информационными понятиями, строить графические,
знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения,
которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить
цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с
конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности
утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций
бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде:
использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных
задачах.
|
9
|
Если
бусины нет. Если бусина не одна.
|
1
|
10-11
|
Раньше,
позже.
|
2
|
12
|
Выравнивание,
решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
13
|
Проект «Новогодняя
открытка»
|
1
|
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач
со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать
речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Применять общие
информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи
на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам.
Использовать трафареты для классификации по двум признакам.
Работать в компьютерной адаптированной
среде:
осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с
учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе.
Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора
и набора готовых элементов.
|
14
|
Алфавитная
цепочка.
|
1
|
Осваивать
знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать
систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с
буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по
алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное
слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими
информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков
в тексте с использованием формального алгоритма.
|
15-16
|
Словарь.
|
2
|
17-18
|
Проект
«Буквы и знаки в русском тексте»
|
2
|
19
|
Знаки
препинания.
|
1
|
20-21
|
Латинский
алфавит.
|
2
|
22
|
Выравнивание,
решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
23
|
Проект
«Наши рецепты».
|
1
|
Составлять
небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры,
работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт
своего блюда по образцу.
|
24-25
|
Мешок
бусин цепочки.
|
2
|
Знакомиться
с важнейшими информационными понятиями, строить графические,
знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц.
Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку
ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить
классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу
для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Приобретать
навыками адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год,
отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные
даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для
получения информации о месяцах и днях года.
|
26-27
|
Цепочка
(отсчет от любой бусины)
|
2
|
28-29
|
Таблица
для мешка (двумерная)
|
2
|
30
|
Календарь.
|
1
|
31
|
Проект
«Мой календарь».
|
1
|
32
|
Выравнивание,
решение дополнительных и трудных задач.
|
1
|
33-34
|
Проект
«Мой лучший друг/ Мой любимец».
|
2
|
Строить
текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем
любимце.
Работать
в компьютерной адаптированной среде: использовать
программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию,
включающую графику и текст, с использованием макета слайда. Набирать текст с
клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование. 2 класс
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
В том числе
|
Виды (формы) организации внеурочной
деятельности обучающихся
|
теория
|
практика
|
1-2
|
Истинные и ложные утверждения.
|
2
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное тематическое занятие
|
3
|
Сколько всего областей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное тематическое занятие
|
4
|
Слово.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное тематическое занятие
|
5
|
Имена.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
|
6
|
Все
разные.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное тематическое занятие
|
7
|
Проект «Разделяй и властвуй»
|
1
|
|
1
|
Занятие-практикум
|
8
|
Отсчитываем
бусины от конца цепочки.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное тематическое занятие
|
9
|
Если
бусины нет. Если бусина не одна.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
|
10-11
|
Раньше,
позже.
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
12
|
Выравнивание,
решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное
тематическое занятие
|
13
|
Проект «Новогодняя
открытка»
|
1
|
|
1
|
Комбинированное
тематическое занятие
|
14
|
Алфавитная
цепочка.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное
тематическое занятие
|
15-16
|
Словарь
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
17-18
|
Проект
«Буквы и знаки в русском тексте»
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
19
|
Знаки
препинания.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Комбинированное
тематическое занятие
|
20-21
|
Латинский алфавит.
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
22
|
Выравнивание,
решение необязательных и трудных задач.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
23
|
Проект
«Наши рецепты».
|
1
|
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
24-25
|
Мешок
бусин цепочки.
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
26-27
|
Цепочка
(отсчет от любой бусины)
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
28-29
|
Таблица
для мешка (двумерная)
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное тематическое занятие
Занятие-практикум
|
30
|
Календарь.
|
1
|
1
|
|
Комбинированное тематическое занятие
|
31
|
Проект
«Мой календарь».
|
1
|
|
1
|
Занятие-практикум
|
32
|
Выравнивание,
решение дополнительных и трудных задач.
|
1
|
|
1
|
Комбинированное
тематическое занятие
|
33-34
|
Проект
«Мой лучший друг/ Мой любимец».
|
2
|
1
|
1
|
Комбинированное
тематическое занятие
Занятие-практикум
|
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
|
Методическое обеспечение
|
1. Информатика.
Учебник для нач. шк. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение, 2013
2.
Информатика. Рабочая тетрадь. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.:
Просвещение, 2013
3.
Информатика. Тетрадь проектов. /А.Л. Cемёнов, Т.А. Рудченко. — М.:
Просвещение, 2013.
|
1.
Методическое пособие для учителя к 1 части курса («Информатика 2»)
2.
Методическое пособие для учителя к 2 части курса («Информатика 2»)
3.
Методическое пособие для учителя к 3 части курса («Информатика 2»)
|
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
количество
|
примечания
|
АРМ учителя
|
1
|
|
экран
|
1
|
|
МФУ
|
1
|
|
доска
|
1
|
|
Информационно-коммуникационные
средства
Видеофильмы
|
Цифровые
образовательные ресурсы
|
Ресурсы
интернета
|
|
Электронная
версия книги для учителя www.int-edu.ru
|
http://school-collection.edu.ru/
|
Приложение
Мониторинговая карта определения
личностных и метапредметных результатов освоения курса
№
|
ФИ
учащегося
|
теоретическая
подготовка
|
практическая
подготовка
|
организационные
умения и навыки
|
итоги
на конец года
|
0
срез
|
1
полугодие
|
2
полугодие
|
0
срез
|
1
полугодие
|
2
полугодие
|
0
срез
|
1
полугодие
|
2
полугодие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ
отслеживания результатов – наблюдение, устный
контроль, практическая работа.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.