Главная / Начальные классы / рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информатика" (2 класс)

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информатика" (2 класс)


1.Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе

нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011., №22540 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г № 373;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012г № 1060 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 02-600 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 23290;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. №1543 «Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области»;

нормативных документов Министерства образования и науки:

  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. №24/5135 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»;

  • Письмо МОиН Челябинской области от 30.06.2014 г. № 03-02/4959 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014 – 2015 учебном году»;

локальных актов:

-основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №148(ф);


Программы Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. М:Просвещение, 2013г.


Программа данного курса представляет систему общеинтеллектуальных занятий для детей в возрасте от 8 до 9 лет.

Курс  включает  34 занятия:  1  занятие  в  неделю.


Цель: развитие у детей логических мыслительных операций: сравнение, обобщение, исключение лишнего, анализ;

развитие познавательного интереса, памяти, внимания;

формирование информационной культуры.


Задачи:

1) Развить у обучающихся навыки решения логических задач и ознакомить с общими приемами решения задач — «как решать задачу, которую раньше не решали» — с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

2) Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

3) Познакомить обучающихся с подходом к понятиям и методам, по отношению к каждому из которых предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

· основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

· основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

· основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Все занятия курса делятся на обычные и проектные. На обычных занятиях дети работают с учебником и рабочей тетрадью. Проекты делятся на компьютерные и бескомпьютерные. В первом случае дети выполняют работу на компьютере, во втором — работают с тетрадью проектов. Компьютерную составляющую можно найти на сайте http://info.seminfo.ru (в разделе «Методические ресурсы»).


Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

личностные

метапредметные

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить своё выступление и выступать графическим сопровождением;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;




Содержание курса внеурочной деятельности


Тема раздела

Содержание раздела

Правила игры

Понятие о правилах игры

Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов.

Области (1 ч.)

Подсчёт областей в картинке.

Цепочка (7 ч.)


Понятия, связанные с порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней года.

Мешок (2 ч.)

Мешок бусин цепочки

Основы логики высказываний (4 ч.)


Понятия есть/нет для элементов цепочки. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык (6 ч.)


Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты). Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Знаки в русском тексте: знаки препинания. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь.

Основы теории алгоритмов (в течение всего года)


Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре.

Математическое представление информации (2 ч.)


Двумерная таблица для мешка – использование таблицы для классификации объектов по одному и по двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте.

Решение практических задач (4 ч.)


Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Построение календаря на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года (проект «Мой календарь»)

Решение практических задач. ИКТ-квалификация (4 ч.)


Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).

Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач (3 ч.)




Тематическое планирование

2 класс


Номер

темы

Название темы

Число часов

Характеристика деятельности учащихся



1-2

Истинные и ложные утверждения.

2

Строить логически грамотные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Определять истинность утверждений об элементах, цепочках, мешках. Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.

3

Сколько всего областей.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число областей картинки, используя формальный алгоритм.

4

Слово.

1

Осваивать знаковую систему языка – анализировать слово как цепочку знаков. Выделять, строить и достраивать слово по описанию. Именовать объекты, использовать имена для указания объектов. Строить рассуждения, включающие понятие «все разные» и имена объектов.

5

Имена.

1

6

Все разные.

1

7

Проект «Разделяй и властвуй»

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе очень похожих фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

8

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

1

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять утверждения, которые не имеют смысла для данного объекта. Выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, содержащему понятия: характеризующие порядок элементов с конца, «раньше/позже», в том числе избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Строить логически грамотные рассуждения, избегая ситуаций бессмысленности утверждений. Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

9

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1

10-11

Раньше, позже.

2

12

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

13

Проект «Новогодняя открытка»

1

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи). Классифицировать предметы по одному, двум и более признакам. Использовать трафареты для классификации по двум признакам.

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов.

14

Алфавитная цепочка.

1

Осваивать знаково-символическую систему русского и иностранных языков – анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания), знакомиться с буквами латинского алфавита, упорядочивать русские и латинские буквы по алфавиту. Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма.

15-16

Словарь.

2

17-18

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

2

19

Знаки препинания.

1

20-21

Латинский алфавит.

2

22

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1

23

Проект «Наши рецепты».

1

Составлять небольшой текст – рецепт кулинарного блюда. Вводить текст с клавиатуры, работать в стандартном текстовом редакторе – печатать и оформлять рецепт своего блюда по образцу.

24-25

Мешок бусин цепочки.

2

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек, мешков, таблиц. Строить мешок бусин цепочки. Выделять, достраивать, строить цепочку по мешку ее бусин и описанию, содержащему понятия частичного порядка. Проводить классификацию объектов с использованием таблицы. Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице. Приобретать навыками адаптации в окружающем мире: строить календарь на текущий год, отмечать в этом календаре государственные, семейные праздники и памятные даты, упорядочивать даты в календарном порядке, использовать календарь для получения информации о месяцах и днях года.

26-27

Цепочка (отсчет от любой бусины)

2

28-29

Таблица для мешка (двумерная)

2

30

Календарь.

1

31

Проект «Мой календарь».

1

32

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1

33-34

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».

2

Строить текст в письменной форме – небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце.

Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать программу подготовки презентации – подготовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст, с использованием макета слайда. Набирать текст с клавиатуры. Готовить сообщение и выступать с графическим сопровождением.


Календарно-тематическое планирование. 2 класс


Тема занятия

Кол-во часов

В том числе

Виды (формы) организации внеурочной деятельности обучающихся

теория

практика

1-2

Истинные и ложные утверждения.

2

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

3

Сколько всего областей.

1

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

4

Слово.

1

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

5

Имена.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

6

Все разные.

1

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

7

Проект «Разделяй и властвуй»

1


1

Занятие-практикум

8

Отсчитываем бусины от конца цепочки.

1

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

9

Если бусины нет. Если бусина не одна.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

10-11

Раньше, позже.

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

12

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

13

Проект «Новогодняя открытка»

1


1

Комбинированное тематическое занятие

14

Алфавитная цепочка.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

15-16

Словарь

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

17-18

Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

19

Знаки препинания.

1

0,5

0,5

Комбинированное тематическое занятие

20-21

Латинский алфавит.

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

22

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

23

Проект «Наши рецепты».

1


1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

24-25

Мешок бусин цепочки.

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

26-27

Цепочка (отсчет от любой бусины)

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

28-29

Таблица для мешка (двумерная)

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум

30

Календарь.

1

1


Комбинированное тематическое занятие

31

Проект «Мой календарь».

1


1

Занятие-практикум

32

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

1


1

Комбинированное тематическое занятие

33-34

Проект «Мой лучший друг/ Мой любимец».

2

1

1

Комбинированное тематическое занятие

Занятие-практикум


Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Информатика. Учебник для нач. шк. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение, 2013

2. Информатика. Рабочая тетрадь. / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко. — М.: Просвещение, 2013

3. Информатика. Тетрадь проектов. /А.Л. Cемёнов, Т.А. Рудченко. — М.: Просвещение, 2013.

1. Методическое пособие для учителя к 1 части курса («Информатика 2»)

2. Методическое пособие для учителя к 2 части курса («Информатика 2»)

3. Методическое пособие для учителя к 3 части курса («Информатика 2»)


Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

АРМ учителя

1


экран

1


МФУ

1


доска

1



Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы интернета


Электронная версия книги для учителя www.int-edu.ru

http://school-collection.edu.ru/





Приложение



Мониторинговая карта определения личностных и метапредметных результатов освоения курса



ФИ учащегося

теоретическая подготовка

практическая подготовка

организационные умения и навыки

итоги на конец года

0 срез

1 полугодие

2 полугодие

0 срез

1 полугодие

2 полугодие

0 срез

1 полугодие

2 полугодие




























































































































































































































Способ отслеживания результатов – наблюдение, устный контроль, практическая работа.





рабочая программа курса внеурочной деятельности "Информатика" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика" (2класс) по программе Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. содержит:

  • перечень нормативных документов
  • пояснительную записку
  • общую характеристику курса
  • личностные и метапредметные результаты 
  • содержание курса
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
  • мониторинговую карту определения личностных и метапредметных результатов освоения курса
Автор Кожевникова Татьяна Ивановна
Дата добавления 14.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 500
Номер материала 56313
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓