Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса «Учимся договариваться» (1-2 год обучения)

Рабочая программа курса «Учимся договариваться» (1-2 год обучения)

Внеурочная деятельность 1 класс Кирсанова Т.А.

Рабочая программа курса «Учимся договариваться»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы В.Максаковой и Л. Семиной «Учимся договариваться»( 1-2 год обучения)

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования . Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Описание ценностных ориентиров содержания курса



Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании. Многие ведут интенсивный и интересный поиск его содержания. Гражданско-правовое образование граждан

необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Необходимо, но недостаточно. Знания (гуманитарные, вероятно, в особенности) должны соответствовать моральной зрелости, иначе они в лучшем случае бесполезны, в худшем – могут оказаться и вредными. Примеров тому много.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

«Уверенность  в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Задачи курса: научить ребенка улаживать конфликтные ситуации, смягчать напряженность, быть терпимыми к другим людям, уметь находить общий язык, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом.

Что сделает работу учителя по курсу “Учимся договариваться” успешной? Признание им следующих идей.

  • Ребенок, школьник – это прежде всего человек, то есть “живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение”. Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, – личность, то есть “член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими”, как сказано в Толковом словарике первоклассника. В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.

  • Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.

  • Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.

Работа над курсом “Учимся договариваться” – это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки – средство прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.

Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание уроков, но и их структуру, логику работы в целом и педагогическую технологию – формы и методы проведения уроков и внеурочной работы.

Курс построен с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на “разумное, доброе, вечное”. Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Структура курса

Курс “Учимся договариваться” условно делится на три неравные блока: Я, ТЫ и МЫ. В первом блоке ребенок получает возможность вглядеться в свой внешний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей и ее причины, – то есть ребенок получает возможность понять самого себя. Но изучая себя, он одновременно интенсивно знакомится с другими детьми, потому что каждый одноклассник на этих уроках рассказывает о себе. Более того, чем больше каждый узнает себя, чем лучше начинает осознавать свою единственность и уникальность, тем легче оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единствен в своем роде и что его собственная ценность и ценность других детей определяется тем, что они способны сделать хорошего для других людей. Следовательно, в блоке Я, который по объему – самый большой, уже заложены идеи двух следующих блоков.

Уроки второго блока приводят ребенка к открытию, что всякий человек (в том числе данному ребенку не знакомый, чужой) для кого-то – свой, ТЫ; что всякий человек при этом для себя является личностью, то есть Я; что ТЫ и Я взаимосвязаны и взаимозависимы; что в душевном и духовном смысле личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личное Я как близкое им, родное для них ТЫ; что стать значимым ТЫ для других – непростое дело, требующее значительных осознанных усилий. Очевидно, что в этом блоке диалектическое соотношение понятий Я и ТЫ продолжает осваиваться детьми, дети уже очень близки к осознанию МЫ.

В блоке МЫ ребенок исследует те социальные группы, те объединения людей, в которые он сам непосредственно включен, которые для него наиболее значимы: свою семью и свой класс. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность МЫ не подавляет ТЫ и Я; где Я добровольно ограничивает себя ради ТЫ и МЫ; где люди умеют договариваться между собой. Соглашение о правилах совместной жизни, сформулированное, принятое, подписанное школьниками, становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы в течение первого года.

Предполагается, однако, что с первых же дней – и не только на специальных уроках! – учитель старается вызвать потребность детей договариваться в сложных коллизиях школьной жизни; пользуется всякой возможностью обратить внимание детей на жизненную важность каких-то правил совместной жизни, общих для всех; поддерживает попытки школьников формулировать эти правила, вывешивает их в классе по мере принятия, даже если они звучат коряво, и т.п. Тогда итоговая работа детей над текстом окончательного (для этого года) договора будет восприниматься ими как логическое завершение года, а сам “общественный договор”, содержащиеся в нем правила – как безусловно обязательные для каждого.

Логика курса

Уже первый год работы показал оправданность выбранного расположения уроков от личности к социальной группе, к социуму; от познания себя как индивидуальности к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому. Такая логика работы оправдана, органична и продуктивна, т.к. соответствует возрастным особенностям детей (неосознанный эгоизм, гедонизм, эмоциональность и др. и привычке ребенка к тому, что в семье, как правило, внимание акцентируется на его Я). Вместе с тем за учителем, рискнувшим взяться за данный курс, разумеется, остается право изменить и логику в целом (очевидно, что можно пойти и более традиционным путем: от МЫ), и расположение уроков внутри каждого блока. Эти изменения могут быть вызваны особенностями мироощущения самого педагога, особенностями его учеников, конкретной ситуацией в классе, в жизни отдельных школьников и т.п.

Содержание курса

О содержании курса “Учимся договариваться” (вариант названия “Я-ТЫ-МЫ”) в некоторой мере можно судить по Толковому словарику ученика. Список представленных в нем слов адекватен идеологии курса в целом, целям и задачам гражданско-правового образования на его пропедевтическом этапе. Наиболее важные из них записываются детьми в свои альбомы. Но еще больше понятий, связанных с основными, отрабатывается устно. При этом происходит и расширение словарного запаса школьника и осознание им многозначности большинства слов русского языка, и совершенствование умения оперировать абстрактными понятиями, что чрезвычайно важно для общего развития детей в младшем школьном возрасте.

1 блок «Я» - 15 часов

Знакомимся с новым предметом. Кто я? Как я выгляжу. Расскажу о себе. Мое поведение. Чем я богат. Немного о том, как устроен


2 блок «Ты» -9 часов

Другой человек. Ты - это я. Настроение другого человека. Моя мама. Наша семья.

3 блок «Мы» - 8 часов

Наш класс. Мы договариваемся. Я-ТЫ-МЫ. Итоговое занятие «Наш дружный класс».

Структура занятия

Более подробно содержание курса представлено в конспектах занятий. Чем наполнены эти занятия? Каждое занятие включает в себя “разминку”, цель которой – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, познакомить их друг с другом, поддержать в них взаимный интерес, помочь обрести “мы-чувство”. Предлагаемые разминки могут быть заменены другими, если они служат тем же целям. На этих уроках нет повторения, объяснения нового материала, проверки домашнего задания в классическом виде, зато большое место занимают такие формы, как беседа, дискуссия, работа со словарем, выполнение заданий аналитического (понаблюдай, подумай, вспомни) и творческого (нарисуй, сочини, расскажи) характера.

В процессе самостоятельного изображения ребенок более активно и сознательно сосредотачивается, концентрирует свое внимание на особенностях изображаемого и в то же время проявляет свое истинное, не всегда осознаваемое отношение к себе и другим людям. Эти рисунки дают учителю, психологу богатую информацию о внутреннем мире их автора, о его видении мира, о взаимоотношениях в его семье и пр. Именно поэтому анализ детских работ требует предельной деликатности.

Если ребенок плохо пишет и страдает от этого, то задания типа “напиши” можно заменить на “наклей”. Варианты надписей, которые могут пригодиться первокласснику на уроках, “Кто я?”, “Мое поведение”, “Немного о том, как устроен человек”, “Ты – это я”, “Мы договариваемся” он тоже может найти в конце своего альбома. (Пока альбом не издан специальной книжкой, учитель может с помощью компьютера или ксерокса сделать заготовки и раздать их в нужный момент. Так делали в школах, где создавался этот курс. Если же у Вас нет подобного оборудования, поищите – и найдете! – выход.)

Особый вопрос – оценка ответов, домашних заданий, являющаяся традиционным элементом любого школьного урока. Очевидно, что оценка в баллах в данном случае неуместна и – более того – недопустима. Допустимо же – словесное, интонационное, мимическое выражение своего заинтересованного, уважительного отношения к сказанному, изображенному... Вы можете придти в восторг (Какой молодец! Как интересно!), удивиться (Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!), усомниться в себе (Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так), задуматься (Надо подумать...), уточнить (Почему ты так считаешь?). Но порицать, отвергать мнения детей, оценивать их работу (Это хорошо, это – плохо, не стараешься и т.п.), а также быть категоричным (Только это правильно!) на этих уроках нелепо хотя бы потому, что многие из обсуждаемых вопросов не имеют однозначного ответа, многое в суждениях и восприятии детей не прогнозируемо

и индивидуально. Более того, эти уроки должны помогать ребенку уточнять свое мнение, свое чувство, свою оценку.

Заканчивается урок, как правило, традиционно: дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это не обязательно. А во-вторых, само задание – не традиционно: приклей в тетрадь свою лучшую фотографию, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер... Выполнение заданий такого типа невозможно без помощи взрослых, осуществляя которую старшие становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – старшим, что способствует укреплению и семейных отношений. Совместная работа детей и родителей по выполнению домашних заданий не только не запрещается, а поощряется! Но чтобы ребенок в этой деятельности не оказался одинок, без поддержки близких, поговорите с родителями заранее об особенностях этого курса, о том, какая серьезная роль отведена в нем им – родителям.

Атмосфера занятий

Очевидно, что на занятиях курса “Учимся договариваться” необходимо поддерживать атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности, искренности, уважения к мнению каждого, поиска истины, сотрудничества.

На это работает и отсутствие образцов, которые ребенку надо воспроизвести; ответов, являющихся единственно верными; стандартов, которыми ребенок должен овладеть и с которыми взрослые должны его соотносить, отметок в тетрадях и дневниках. К этому располагают и тексты обсуждаемых рассказов, и разминки, и технология проведения занятий.





Технология организации занятий

Эти занятия организуются так, что на них преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей, диалог и дискуссия. Диалог возможен в разных видах: учитель–ученик, ученик–ученик(и), группа детей–учитель, одна группа детей с другой, дети–родители, родители–педагог и т.д. А монолог учителя практически отсутствует. Почему?

Дело в том, что учитель на этих занятиях, как мы уже говорили, не объясняет новый материал.

Своими вопросами и заданиями он актуализирует жизненный опыт каждого ребенка, он интересуется мнением всех без исключения детей. И дети максимально активно включаются в работу: ведь они верят, что учителю интересно их услышать, а им самим – в силу возрастных особенностей – очень интересно рассказать учителю о себе, обратить на себя его внимание, тем более, что в данной ситуации они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, на кого не хватило времени на занятии, так обижаются, что приходится продолжать тему не один, как предполагалось по плану, а иногда и не два занятия.

Групповая дискуссия

Но учителю важно не только самому выслушать каждого, но и научить детей слышать друг друга, общаться друг с другом, доносить свое сообщение до сверстников, включаться в коллективное обсуждение, приходить к общему мнению, учитывать его в своем поведении. Вот почему такое важное место на уроках занимает дискуссия. Организовать ее, дать первые навыки дискуссии непросто. Основным условием успеха является соблюдение самим учителем ряда правил. О некоторых из них мы уже говорили: нельзя быть категоричным, нельзя раздавать оценки, надо уважать мнение каждого, поддерживать атмосферу свободы и равенства участников дискуссии.

Важно также не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать все версии и добавления, не спешить высказаться самому, стараться исключить императивную интонацию и слова типа “запрещается”, “должен”, “не позволено” и т.п. Не менее важное правило – показывать каждому, что ты его слышишь, выступать на этих дискуссиях не в качестве учителя (человека по определению знающего все и абсолютно верно), но – человека, который, как все люди и как дети (!), сомневается, размышляет, бывает не уверен в чем-то. Учитель завершает всякую дискуссию, но не всегда это означает, что вопрос закрыт, что возникло общее мнение, и что не надо будет к этому вопросу возвращаться.

Мы хорошо понимаем, что это не просто. Мы ведь привыкли быть источником знания, иногда – истины. Сомневаться? В присутствии детей? Да верно ли это с педагогической точки зрения? Поверьте – верно. И очень скоро, работая с курсом “Учимся договариваться”, Вы сами в этом убедитесь.

Тишина на занятии

Не менее важный элемент уроков нашего курса – тишина. Ведь только в тишине можно думать о сложных вопросах своего и вообще человеческого бытия, о человеке среди людей; вспоминать ситуации своей жизни или отраженные в книгах, фильмах; выполнять творческие работы. Это не тишина вымуштрованных дисциплинарными требованиями школьников, а рабочая тишина мыслителей. Разумеется, такая тишина придет в класс не сразу. Ведь мы все время приглашаем каждого высказаться, да и слышать другого пока не научились.

Цветопись

Поскольку важно, чтобы основные идеи курса стали не только известны детям, но и были глубоко усвоены ими, учитель на уроке обращается не только к сознанию, но и к эмоциям ребенка, воздействует на органы его чувств – с помощью музыки, динамичных по сюжету рисунков, ярких цветовых пятен. Об использовании цвета стоит сказать отдельно. Известно, что настроение человека можно выразить с помощью цвета и что у большинства людей определенное настроение связывается на подсознательном уровне с определенным же цветом. Поэтому с помощью цветописи (фиксации настроения с помощью цвета) можно не только следить за эмоциональным состоянием человека, но и воздействовать на него. По настроению детей мы можем достаточно точно судить об эффективности нашей работы с ними. Ситуация, когда настроение какого-то ребенка не совпадает с преобладающим в классе и цветопись это наглядно демонстрирует, может стимулировать процессы самоанализа и самовоспитания даже у младших школьников. Для взрослого же такая ситуация – сигнал того, что этот ребенок требует к себе особого внимания по крайней мере на какой-то период.

Вот почему уже с первого занятия школьникам предлагается отражать свое настроение в конце каждого учебного дня. Для этого на стене вывешивается большой цветок из ватмана, на лепестки которого дети ежедневно приклеивают кружочки разного цвета. При этом учитель сообщает, что, например, желтый кружочек обозначает “мне интересно”, зеленый – “мне не интересно”, красный – “мне хорошо”, синий – “мне плохо”. Возможен и другой вариант. На кончике одного лепестка нарисовано веселое личико, на кончике другого – хмурое. В этом случае кружочки будут разноцветные, и ребенок выбирает любой цвет, чтобы приклеить на “веселый” или “невеселый” лепесток. В этом случае мы не закрепляем в сознании ребенка за определенным цветом определенное настроение, не вмешиваемся в его собственные, присущие только ему ассоциации, а лишь накапливаем наши впечатления от дня на этих лепестках.

Работа с фиксированием настроения требует от учителя определенной пунктуальности: надо иметь запас цветных кружочков (чтобы всегда их хватало всем и был достаточный цветовой выбор), клеящих карандашей (чтобы не было очереди и чтобы ребенок не испачкался жидким клеем), напоминать о процедуре приклеивания, поддерживать в них желание это делать, когда угасает первоначальный интерес и проходит эффект новизны. Но самое трудное – ежедневно анализировать то, что обнаруживается на цветке, и сообщать о своих выводах детям так, чтобы эта работа стимулировала их интерес к самому процессу отражения своего настроения, вселяла оптимизм, поддерживала комфортное состояние, будила интерес к самому себе и умение соотносить свое настроение с настроением других, усиливала процессы образования коллектива.

Планируемые результаты освоения программы (УУД)

Предполагаемые результаты реализации программы.

  1. Результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний

из области психологии и конфликтологии; узнает такое понятие как терпимость и его значение для межличностных отношений

  1. Результаты второго уровня: развитие навыков взаимодействия с другими людьми; осознание своих социальных ролей; ребенок учится понимать свой характер, осознает свою индивидуальность, взаимосвязанность людей.

Результаты третьего уровня: школьник приобретает опыт разрешения спорных ситуаций и конфликтов, навыки владения своими чувствами, опыт выхода из стрессовых ситуаций.


Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;



- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;


    • работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;




Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;





Тематическое планирование курса «Учимся договариваться»

1 «А» класс

урока

п/п

Тема занятия

Виды деятельности/

содержание

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

План

Факт


Знакомимся с новым предметом

Познавательная, игровая

1

03.09.

2012.




Кто я?

Познавательная, игровая

Проблемно – ценностное общение

1

10.09.



3-4.


Как я выгляжу

Осознание своей индивидуальности, понятие терпимости

2

17.09.

24.09.



5.


Расскажу о себе

Осознание своей индивидуальности, непохожести на других людей

1

01.10.



6-7.


Мое поведение

Учимся понимать свой характер

2

08.10.

15.10.



8.


Чем я богат

Осознание своего характера, его значимости для других людей

1

22.10.



9-10.


Немного о том, как устроен человек

Знакомство с органами чувств человека

2

29.10.

12.11.



11-12.


Мое настроение

Особенности эмоционального мира человека

2

19.11.

26.11.



13-14.


Мои чувства

Навыки владения своими чувствами, умение лучше чувствовать другого человека

2

03.12.



10.12.



15.


Я вспоминаю

Обобщённое осознание своего «Я»

1

17.12.





16-17.


Другой человек

Положительная установка на другого человека

2

24.12.

14.01.



  1. 18-19.


Ты - это я

Осознание взаимосвязанности людей

2

21.01.

28.01.



  1. 20.


Настроение другого человека

Развитие эмпатии, укрепление гуманистической направленности детей

1

04.02.




  1. 21-22.


Моя мама

Развитие потребности и навыка обращать внимание на близких, их настроение

2

18.02.



25.02.



  1. 23-24.


Наша семья

Осознание того, что семья – это люди, связанные ответственностью друг за друга

2

04.03.



11.03.



  1. 25-26.


Наш класс

Укрепление чувства коллективизма

2

18.03.

01.04.



  1. 27-28-29.


Мы договариваемся

Выработка соглашения о правилах совместной жизни в классе

3

08.04.

15.04.

22.04.



  1. 30-31-32.


Я-ТЫ-МЫ

Познавательная,

Проблемно- ценностное общение, игровая

3

29.04.

06.05.

13.05.



33.


Итоговое занятие

Наш дружный класс.

Познавательная,

Проблемно- ценностное общение, игровая

1



20.05.





Итого


33






Примечания.





Тематическое планирование курса «Учимся договариваться» 1 «Б» класс

п/п

Тема занятия

Виды деятельности/

содержание

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

План

Факт

1.


Знакомимся с новым предметом

Познавательная, игровая

1

07.09.

2012.



2.


Кто я?

Познавательная, игровая

Проблемно - ценностное общение

1

14.09.



3-4.


Как я выгляжу

Осознание своей индивидуальности, понятие терпимости

2

21.09.



28.09.



5.



Расскажу о себе

Осознание своей индивидуальности, непохожести на других людей

1

05.10.



6-7.


Мое поведение

Учимся понимать свой характер

2

12.10.

19.10.



8.


Чем я богат

Осознание своего характера, его значимости для других людей

1



26.10.



9-10.


Немного о том, как устроен человек

Знакомство с органами чувств человека

2

02.11.

16.11.



11-12.


Мое настроение

Особенности эмоционального мира человека

2

23.11.

30.11.



13-14.


Мои чувства

Навыки владения своими чувствами, умение лучше чувствовать другого челов.

2

07.12.



14.12.



15.


Я вспоминаю

Обобщённое осознание своего «Я»

1

21.12.



16-17.


Другой человек

Положительная установка на другого человека

2

28.12.



18.01.



18-19.


Ты - это я

Осознание взаимосвязанности людей

2

25.01.

01.02.



20.


Настроение другого человека

Развитие эмпатии, укрепление гуманистической направленности детей

1

08.02.



21-22.


Моя мама

Развитие потребности и навыка обращать внимание на близких, их настроение

2

22.02.



01.03.



23-24.


Наша семья

Осознание того, что семья – это люди, связанные ответственностью друг за друга

2

15.03.



22.03.



25-26.


Наш класс

Укрепление чувства коллективизма

2

05.04.

12.04.



27-28.


Мы договариваемся

Выработка соглашения о правилах совместной жизни в классе

2

19.04.

26.04.



29-30-31.


Я-ТЫ-МЫ

Познавательная,

Проблемно- ценностное общение, игровая

3

03.05.

10.05.

17.05.



32.


Итоговое занятие

Наш дружный класс.

Познавательная,

Проблемно- ценностное общение, игровая

1

24.05.





Итого


32






Примечания.1.В связи с совпадением занятий внеурочной деятельности по расписанию с праздничными днями (08.03.2013.-пятница – 1 час) спланировано количество часов: 33 часа- 1 час = 32 часа.



Учёт внеурочных достижений



Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио. IV-ый раздел портфолио «Мои достижения» пополнится в течение 2012-2013 учебного года результатами:



1 класс «Учимся договариваться»



- творческих и исследовательских работ «Кто я?», «Автопортрет», «Чем я богат», «Настроение другого человека», «Мой толковый словарик».



- совместных проектных работ с родителями «Как устроен человек», «Моя мама», Моя семья» (составление родословного дерева), «Наш класс».















Ресурсы и условия реализации программы



Интернет-ресурс

В. Максакова, Л. Семина УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ (Я–ТЫ–МЫ) Для учителя начальной школы (1-2 классы).

school-sector.relarn.ru›prava/school/classes/1-2/



Список используемой литературы

  • Евгеньева Ольга Не хочу, не буду. Учимся договариваться . Детская литература .2005

  • Алберти Р. Э., Эммонс М. Л. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! — СПб.: «Академический проект», 1998. — 190 с.

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М.: Прогресс. 1988. Переиздание: СПб.: Лениздат. 1992. (издания и переиздания частичного перевода).

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с. (издание полного текста)

  • Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск, 1989.

  • Гришина Н. В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. — СПб.: Изд-во «Сова», 1993.

  • Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

  • Данакин Н. С., Дятченко Л. Я. Технология сотрудничества и противоборства. — Белгород, 1993.

  • Данакин Н. С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород: Белгородский Центр социальных технологий, 1995. 316 с.

  • Кволс-Ридлер К. и Б. Пойми себя и других. — СПб., 1993. — С. 103-108. Искусство решения конфликта.

  • Кеннеди Г. Обо всём можно договориться! // ЭКО. 1994. № 1-3.

  • Конфликты в школе. Часть I (Введение в проблему). — СПб.: Центр развития альтернативного образования, 1994. — 52 с.

  • Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992.









17


Рабочая программа курса «Учимся договариваться» (1-2 год обучения)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа курса «Учимся договариваться»

Пояснительная записка

        Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы В.Максаковой и Л. Семиной  «Учимся договариваться»( 1-2 год обучения)

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования . Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы-  как способ  познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Человек, общество и государство нуждаются в гражданско-правовом образовании. Многие ведут интенсивный и интересный поиск его содержания. Гражданско-правовое образование граждан

необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в правовом государстве. Необходимо, но недостаточно. Знания (гуманитарные, вероятно, в особенности) должны соответствовать моральной зрелости, иначе они в лучшем случае бесполезны, в худшем – могут оказаться и вредными. Примеров тому много.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы и социальной ком­петентности. 

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои вза­имоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликт­ных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

«Уверенность  в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

 

Задачи курса: научить ребенка  улаживать конфликтные ситуации, смягчать напряженность, быть терпимыми к другим людям, уметь находить общий язык, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей, быть тактичными и общительными, помочь классу стать дружным коллективом.

Автор Кирсанова Татьяна Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 473
Номер материала 51781
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓