Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса "Проект и творчество"

Рабочая программа курса "Проект и творчество"

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

СОШ №1 «ОЦ»

п.г.т.Стройкерамика

___________ Егоров А.В.

«___»____________2014г.

Согласовано

зам. директора по УВР

______Деревянова Л.П.

«___»___________2014г

Рассмотрено

на заседании ШМО

___________Левченко О.В.

«____»___________2014г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

443528, Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика,

ул. Народная, тел. 999-21-83.







Рабочая программа


курса

«Проект и творчество»

(внеурочная деятельность)

для 2Б класса

учителя начальных классов

Кожаевой Ольги Александровны























2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

  1. Федеральный государ­ственный образовательный стандарт начального общего обра­зования (авторы: член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина, 2011 год, Москва, издательство «Просвещение»)

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2011 год , Москва издательство «Просвещение»)

  3. Примерные программы внеурочной деятельности (В.А.Горский, А.А.Тимофеев и др., 2011 год, Москва, изд. «Просвещение»)

  4. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ», м.р.Волжский, Самарской области

  5. Авторская программа курса «Я – исследователь» (А.И.Савенков, Самара изд.дом Фёдоров, 2011 год), допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 год.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов


























Новые стандарты образования предполагают внесение значимых изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения деятельности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребёнка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Программа «Проект и творчество» опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Проектная деятельность – это одна из задач стандартов нового поколения.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, метода проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.












  1. Цель и задачи курса «Проект и творчество»


Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки проектного поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

  1. Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Предлагаемый порядок действий:

1.Знакомство класса с темой.

2.Выбор подтем (областей знания).

3.Сбор информации.

4.Выбор проектов.

5.Работа над проектами.

6.Презентация проектов.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

  1. Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Проект учащегосяэто дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация, комплексная работа.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация, защита проекта

IV. Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.

  1. Назначение программы.

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знания на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

  1. Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.




  1. Основные методы и технологии.


Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выставка, презентация, мини-конференция.


  1. Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

Средства формирования

личностные

  • формирование у

детей мотивации к обучению;

  • развитие

познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Организация на занятиях парно-групповой работы

регулятивные

  • учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое

действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять

итоговый и пошаговый контроль по результату

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • вырабатывать навыка

решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать

необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск

необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета

коммуникативные

  • учиться выполнять

различные роли в группе;

  • умение

координировать свои усилия с усилиями других;

  • договариваться и

приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • учитывать разные

мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учитывать разные мнения и интересы;

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнера в сотрудничестве;

С учетом целей коммуникации достаточно точно и полно передавать партнеру необходимую информацию




  1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • делать выводы;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать(видеть проблему; анализировать сделанное);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать;

  • проявлять инициативу при поиске способа решения задач

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом

  • газета

  • гербарий

  • журнал

  • коллекция

  • макет

  • наглядные пособия

  • плакат

  • план

  • фотоальбом

  • сказка







  1. Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определенной целевой установкой;

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу.

2 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;

  • делать выводы из фактов;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов;

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами.

3-4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объема информации;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • формулировать простые выводы на основе двух-трех опытов;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний



  1. Учебно-тематическое планирование.


Тематическое планирование 1 класс (33 часа)







Тематическое планирование 2 класс (34 часа).


п\п

Тема

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2

6-7

Цели и задачи исследования.

2

8-9

Организация исследования.

2

10

Подготовка к проекту. Как подготовить сообщение.

1

11-12

Проект «Родной город, село». Выпуск газеты.

2

13-14

Подготовка к защите. Защита проекта.

2

15-16

Сбор материала для исследования.

«О чем может рассказать школьная библиотека?»

Проект.

2

17

«Легенды о животных». Проект.

1

18-19

Сбор материала для исследования.

«Красная книга или возьмем под защиту». Проект.

2

20-22

Коллекционирование.

«Какие коллекции собирают люди» экспресс-исследование.

Сообщение о своих коллекциях.

3

23-24

Сбор материала для исследования.

«Расскажу о профессии мамы (папы, бабушки, дедушки). Проект.

2

25-26

«Как помочь животным в зимнее время»

Индивидуальная консультация.

2

27-28

Мой любимый детский журнал. Индивидуальная консультация.

Сообщение о своем любимом журнале.

2

29-30

Если хочешь быть здоров! Выпуск газеты.

2

31-32

Школа пешехода. Учебный плакат. (Научи друга правилам пешехода).

2

33

Наши проекты «Города России».

1

34

Газета «9 мая - День Победы»

1










  1. Литература.

Для учителя:


  1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2009 г.

  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара «Учебная литература» 2010 г.

  3. Савенков А.И Психология исследовательского обучения. Москва «Академия» 2007 г.

  4. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. Москва «Баллас» 2008 г.


Для обучающихся:


  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Горячев А.В., Иглина Н.И. «Всё знаю, всё смогу». Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе. Москва «Баллас» 2010 г.























Тематическое планирование 2 класс (34 часа).



п\п

Тема

Кол-во часов

Сроки

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1


2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2


4-5

Тема, предмет, объект исследования.

2


6-7

Цели и задачи исследования.

2


8-9

Организация исследования.

2


10

Подготовка к проекту. Как подготовить сообщение.

1


11-12

Проект «Родной город, село». Выпуск газеты.

2


13

Подготовка к защите.

1


14

Защита проекта.

1


15-16

Сбор материала для исследования.

«О чем может рассказать школьная библиотека?»

Проект.

2


17

«Легенды о животных». Проект.

1


18-19

Сбор материала для исследования.

«Красная книга или возьмем под защиту». Проект.

2


20-22

Коллекционирование.

«Какие коллекции собирают люди» экспресс-исследование.

Сообщение о своих коллекциях.

3


23-24

Сбор материала для исследования.

«Расскажу о профессии мамы (папы, бабушки, дедушки). Проект.

2


25-26

«Как помочь животным в зимнее время»

Индивидуальная консультация.

2


27-28

Мой любимый детский журнал. Индивидуальная консультация.

Сообщение о своем любимом журнале.

2


29-30

Если хочешь быть здоров! Выпуск газеты.

2


31-32

Школа пешехода. Учебный плакат. (Научи друга правилам пешехода).

2


33

Наши проекты «Города России».

1


34

Газета «9 мая - День Победы»

1





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

443528, Самарская область, Волжский район, п.г.т. Стройкерамика,

ул. Народная, тел. 999-21-83.


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор ГБОУ СОШ №1 зам. директора по УВР на заседании ШМО

«ОЦ» п.г.т.Стройкерамика ______Деревянова Л.П. _______Левченко О.В. ___________ Егоров А.В. «___»_________2013г. «___»________2013г.

«___»___________2013г



Рабочая программа


курса

«Проект и творчество»

для 3 классов

(внеурочная деятельность)


учителя начальных классов

Кожаевой Ольги Александровны
















2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

1. Федеральный государ¬ственный образовательный стандарт начального общего обра¬зования (авторы: член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина, 2010 год, Москва, издательство «Просвещение»)

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2011 год , Москва издательство «Просвещение»)

3. Примерные программы внеурочной деятельности (В.А.Горский, А.А.Тимофеев и др., 2011 год, Москва, изд. «Просвещение»)

4. Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ», м.р.Волжский, Самарской области

5. Авторская программа курса «Я – исследователь» (А.И.Савенков, Самара изд.дом Фёдоров, 2011 год), допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 год.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов. Протокол №1 от 04.09.2013 г.




























Тематическое планирование 3 класс (34 часа).




п\п

Тема

Кол-во часов

Сроки

1.

Этапы работы над проектом.

1 час


2.

Выбор темы проекта. Подбор материала для проекта.

1 час


3.

Проблема в проекте и её решение.

1 час


4.

Стендовый вариант представления проекта.

1 час


5-6.

Ах, эта осень. (Стендовый проект)

2 часа


7.

Что означают наши имена?

1 час


8-9.

Богатства, отданные людям.

2 часа


10-11.

Берегите воду! Как каждый человек должен беречь воду?

2 часа


12.

Компьютерные презентации.

1 час


13.

Помоги советом своим.

1 час


14-16.

Разнообразие природы родного края.

3 часа


17-18.

Берегите растения! Книжка-малышка.

2 часа


19-20.

Правила друзей природы.

2 часа


21-22.

Грибы съедобные и несъедобные (модель из пластилина).

2 часа


23-24.

Кто нас защищает.

2 часа


25.

Полезные ископаемые у нас дома.

1 час


26-27.

Что будет, если… (экологические прогнозы)

2 часа


28-29.

Золотое кольцо России.

2 часа


30-31.

Музей путешествий.

2 часа


32.

Школа добрых волшебников.

1 час


33.

Подготовка проектной документации к выступлению. Интервью, визитка.

1 час


34.

Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности. (Зачетная работа).

1 час



Рабочая программа курса "Проект и творчество"
  • Начальные классы
Описание:

Новые стандарты образования предполагают внесение значимых изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения деятельности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Исследовательская практика ребёнка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

 

 Программа «Проект и творчество» опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Автор Кожаева Ольга Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 252
Номер материала 39026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓