- 03.10.2020
- 4124
- 201
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы курса «Доноведение» для начальной школы ( авт. Е.Ю.Сухаревская),«Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка».
Программа реализуется для учащихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком на 2014-2015 уч.г. :
Количество часов в неделю : 1 час
в год : 32 часа
Цели- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи курса
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
II.Планируемые результаты освоения программы.
Учащиеся могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
-находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.
Содержательные линии
Умения
Навыки
1.«Я и Окружающий мир».
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице.
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
2.«Природа Донского края».
3.«Человек и природа».
- -особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
-различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
4.«Жизнь на Дону».
5.«Яркие страницы истории земли Донской».
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края.
-приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
Особенности оценки проекта:
В рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим программам прилагается график проектной деятельности на учебный год.
В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность обучающихся» планируется составление плана действий по проекту.
В начальных классах предусматривается работа в системе над формированием у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.
Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;
Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя ученика.чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.
Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.
Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:
Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.
Этап планирования. На следующем занятии учащиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение учеников в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.
Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.
Этап оформления материалов. Учащиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.
Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:
Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта, 3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки,чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 5-7 слайдов)
Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель,доклад):
1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.
2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)
3.План действий .
4.Информация.
5.Вывод или «Мое маленькое открытие»
Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом . Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.
Памятка для обучающихся, защищающих проект.
ü Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.
ü Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.
ü Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
ü Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
ü Употребляйте только понятные вам термины.
ü Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
ü Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
ü Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.
ü На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
ü Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
ü После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
ü Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
В ходе презентации ученики учатсяаргументировано излагать свои мысли, идеи,анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал,показывается результат практическойреализации и воплощения приобретенныхзнаний и умений
Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.
Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников.
Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.
Ш.Содержание курса
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (24ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 5ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии[1]
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
IV Программно-методическое обеспечение:
1.Книгопечатная продукция.
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г
2)Е.Ю.Сухаревская. Доноведение. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.
2.Комплект учебников для учащихся:
1. Е.Ю.Сухаревская. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. – Ростов – на – Дону., «БАРО - ПРЕСС», 2009.
2. Е.Ю.Сухаревская. Доноведение: Рабочая тетрадь (1 класс). – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2013.
3.Методические пособия:
1. Е.Ю. Сухаревская, Е.А. Зыбина. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1класс. – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2011.
4.Дополнительная литература:
1. Л.С. Ильюков. Очерки древней истории Донского края.- Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2004.
2. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов –на- Дону: ЗАО «Книга», 2005.
5.Информационно – техническое обеспечение:
l ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.
l ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
l ДИСКИ:
-Веселый зоопарк
-Самые умные. Вопросы о животных.
-Самые опасные животные
-Детская энциклопедия о животных
-Лекарственные растения
-Природа России
-Детская энциклопедия о животных
-Животные России
l ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ:
-Емельянова Т.В. Интерактивный урок по природоведению: «Мой край родной».
-Рыбалко Е.И. Интерактивный урок по природоведению: «Мир вокруг нас».
-Базолий О.С. Интерактивный урок по природоведению: «Природа живая и неживая»
-Видеофильмы. Природоведение (1-3 ч.).
V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
6 656 393 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бундуки Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.