Главная / Начальные классы / рабочая программа курса " Доноведение " для 1 класса

рабочая программа курса " Доноведение " для 1 класса

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы курса «Доноведение» для начальной школы ( авт. Е.Ю.Сухаревская), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка».

Программа реализуется для учащихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком на 2014-2015 уч.г. :

Количество часов в неделю : 1 час

в год : 32 часа

Цели - формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи курса

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.












II .Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.











Содержательные линии

Умения

Навыки

1.«Я и Окружающий мир».








  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице.

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

2.«Природа Донского края».

3.«Человек и природа».

  • -особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

4.«Жизнь на Дону».

5.«Яркие страницы истории земли Донской».







  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края.

-приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);






Особенности оценки проекта:


В рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим программам прилагается график проектной деятельности на учебный год.

В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность обучающихся» планируется составление плана действий по проекту.

В начальных классах предусматривается работа в системе над формированием у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.

Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.. В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя ученика.чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта, отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На следующем занятии учащиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение учеников в команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Учащиеся под руководством учителя, родителей оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.2лист-план действий обучающегося по подготовке проекта, 3лист-продукт проектной деятельности: рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки,чертеж, ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 5-7 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель,доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом . Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

  • Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

  • Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

  • Употребляйте только понятные вам термины.

  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

  • Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

В ходе презентации ученики учатсяаргументировано излагать свои мысли, идеи,анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал,показывается результат практическойреализации и воплощения приобретенныхзнаний и умений

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников.

Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.










Ш.Содержание курса



Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (24ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 5ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии1

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»











IV Программно-методическое обеспечение:

1.Книгопечатная продукция.

1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г

2)Е.Ю.Сухаревская. Доноведение. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.

2.Комплект учебников для учащихся:

  1. Е.Ю.Сухаревская. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе. – Ростов – на – Дону., «БАРО - ПРЕСС», 2009.

  2. Е.Ю.Сухаревская. Доноведение: Рабочая тетрадь (1 класс). – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2013.


3.Методические пособия:

  1. Е.Ю. Сухаревская, Е.А. Зыбина. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1класс. – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2011.


4.Дополнительная литература:

1. Л.С. Ильюков. Очерки древней истории Донского края.- Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2004.

  1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов –на- Дону: ЗАО «Книга», 2005.

5.Информационно – техническое обеспечение:

  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.

  • ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

  • ДИСКИ:

-Веселый зоопарк

-Самые умные. Вопросы о животных.

-Самые опасные животные

-Детская энциклопедия о животных

-Лекарственные растения

-Природа России

-Детская энциклопедия о животных

-Животные России

  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ:

-Емельянова Т.В. Интерактивный урок по природоведению: «Мой край родной».

-Рыбалко Е.И. Интерактивный урок по природоведению: «Мир вокруг нас».

-Базолий О.С. Интерактивный урок по природоведению: «Природа живая и неживая»

-Видеофильмы. Природоведение (1-3 ч.).


V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

ДАТА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1

1.09

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

Вводная беседа о предмете «Доноведение». (Учебник стр. 3-4) Раскрашивание картинки.

Поздравления детей с Днём знаний. Слушание вводной беседы о предмете «Доноведение». Создание рисунков на заданную тему.


2

8.09

Родной край.

Беседа о родном крае (Учебник стр. 7-14). Чтение учителем стихотворения «С чего начинается Родина?» (Учебник стр. 5-6) Составление рассказа по картинке.

Участие в беседе о родном крае. Слушание стихотворения «С чего начинается Родина?» Создание рисунков на заданную тему. Активное участие в составлении рассказа по картинке.

Рассказа по картинке «Родной край»

3

15.09

Времена года.

Чтение учителя (страничка для чтения стр. 15-16). Беседа обо всех временах года. Разгадывание кроссворда. Экскурсия по пришкольному участку. Раскрашивание картинок .

Участие в беседе и в разгадывании кроссворда на данную тему. Сбор необходимой информации. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе о своих наблюдениях.

Создание рисунков на заданную тему.


4

22.09

Осень. Осенние месяцы.

Разгадывание кроссворда Чтение учителем рассказа (учебник стр. 17-18), стихотворения об осени. Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки .

Сбор необходимой информации. Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Создание рисунков на заданную тему. Подбор стихов к конкурсу и их чтение наизусть.

Конкурс чтецов стихотворения об осени.

5

29.09

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

Сбор необходимой информации. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе о своих наблюдениях.

Подбор стихов к конкурсу и их декламирование. Участие в сборе природного материала.

Конкурс стихотворений об осени.

6

6.10

Осенние изменения в природе.

Чтение учителя (страничка для чтения стр. 18-19). Беседа об осенних изменениях в природе. Раскрашивание картинки.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Создание рисунков на заданную тему.


7

13.10

Растения осенью.

Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Разгадывание загадок о деревьях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе о дикорастущих и культурных растениях. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему. Участие в изготовлении поделки из природного материала

Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

20.10

Листья жёлтые летят…

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Раскрашивание листьев. Изготовление аппликации из листьев.

Помощь в организации выставки. Слушание рассказов своих одноклассников. Участие раскрашивании листьев и в изготовлении аппликации из листьев.

Выставка поделок из плодов деревьев.

9

27.10

Занятия людей осенью

Чтение учителя. Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Сбор необходимой информации. Создание рисунков на заданную тему.

Составление рассказа по картинке «Занятия людей осенью»

10

10.11

Что растёт на огороде и в саду?

Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?». Разгадывание загадок, кроссворда. Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе об овощах. Работа в группах: обсуждение и решение проблем: «Что не является овощем, «Чем опасны ядовитые растения?» . Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему.

Составление рассказа по картинкам на тему «Что растёт на огороде и в саду?»

11

17.11

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Активное участие в беседе о культурных зерновых растениях края. Работа в группах: обсуждение и решение проблем: «Как отличить пшеницу от ржи?». «Что из чего изготавливают?». Участие в изготовлении поделок из природного материала .Помощь в организации выставки.

Выставка поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

24.11

Жизнь животных осенью.

Чтение учителя (страничка для чтения). Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) . Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в обсуждении и решении проблем: «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем.


13

1.12

Осень в моём краю.

Обобщающая беседа. Декламирование стихотворений. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

Принятие участия в беседе «Осень в моём краю». Подбор стихов к конкурсу и их декламирование. Создание рисунков на заданную тему.

Конкурс стихотворений на тему: «Осень в моём краю».


14

8.12

Экскурсия.

Экскурсия. Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе о своих наблюдениях.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Подбор стихов к конкурсу и их декламирование.

Конкурс стихотворений о зиме.

15

15.12

Зимняя сказка.

Беседа о зимних месяцах. Чтение учителя (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о зимних месяцах. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Работа с источниками информации. Создание рисунков на заданную тему.


16

22.12

Зимние изменения в природе.

Беседа о признаках зимы. Чтения учителя (учебник стр. 21-23) Представление своих сочинений. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о признаках зимы. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Представление своего сочинения и слушание сочинений своих одноклассников. Создание рисунков на заданную тему

Представление сочинений учащихся «Зимняя сказка»

17

29.12

Жизнь животных зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Работа в группах: решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Участие в составлении рассказа и его чтение в классе.

Составление рассказа на тему «Жизнь животных зимой»

18

12.01

Живой уголок.

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

Проведение наблюдений на экскурсии. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему.

Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

19

19.01

Занятия людей зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Работа с источниками информации. Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе «Чем могут заниматься люди зимой?». Создание рисунков на заданную тему. Участие в составлении рассказа по картинке и его чтение своим одноклассникам.

Составление рассказа по картинке по теме «Занятия людей зимой.»

20

26.01

Весна. Весенние месяцы.

Беседа о весенних месяцах. Чтение учителя (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о весенних месяцах. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Создание рисунков на заданную тему.


21

2.02

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе об изменениях в природе края. Подбор стихов к конкурсу и их декламирование.

Конкурс стихотворений о весне.

22

9.02

Весенние изменения в природе.

Чтение учителя (учебник стр. 24-25). Беседа о весенних изменениях. Устное сочинение. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о весенних изменениях в природе. Участие в составлении устного сочинения. Создание рисунков на заданную тему.

Устное сочинение на тему «Весенние изменения в природе»

23

2.03

Растения весной.

Чтение учителя (учебник стр. 25-27).Беседа «Что происходит с растениями весной?» . Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Участие в беседе «Что происходит с растениями весной?». Создание рисунков на заданную тему.


24

16.03

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителя (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

Сбор необходимой информации. Участие в беседе. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков на тему: «Птицы и животные весной».

Выставка рисун-ков на тему: «Птицы и живот-ные весной»

25

30.03

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителя (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Работа с источниками информации. Участие в беседе «Чем могут заниматься люди весной?». Создание рисунков на заданную тему. Составление и чтение сочинения на тему: «Занятия людей весной».

Сочинение на тему: «Занятия людей весной».

26

6.04

Экскурсия.

Чтение учителя (учебник стр. 28-30). Экскурсия. Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края.

Конкурс стихотворений о лете.

27

13.04

Летние изменения в природе.

Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителя или хорошо читающего ребёнка (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок.

Сбор необходимой информации. Участие в беседе о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Рассказ материала, подготовленного дома. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему.

Выставка рисунков на тему: «Лето»

28

20.04

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему.

Составление плана действий по выполнению проекта.

Коллективный проект

«Обитатели луга»

29

27.04

Что растёт у водоёма?

Экскурсия .

Чтение учителя (учебник стр. 53-62). Беседа о водоёмах края. Рисование.

Беседа «Как вести себя на водоёме».Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Работа с источниками информации. Участие в беседе «Как вести себя на водоёме».

Выставка рисунков на тему: «Берегите р. Сал!»

30

11.05

Жизнь животных летом.

Беседа «Как вести себя на водоёме».Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Раскрашивание картинок.

Сбор необходимой информации. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков на тему: «Птицы и животные летом».

Выставка рисунков на тему: «Птицы и животные летом»

31

18.05

Занятия людей летом.

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Участие в беседе «Чем могут заниматься люди летом?». Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту .Составление и чтение сочинения на тему: «Занятия людей летом».

Сочинение на тему: «Занятия людей летом»


32

25.05

Обобщающее занятие.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

Работа с источниками информации. Составление рассказа о сезонных изменениях в природе. Чтение рассказа своим одноклассникам. Создание рисунков на заданную тему.



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ – СОШ № 1 ____________________ /Безверхова В.И./

сл.Большая Мартыновка

от__________________ 2014 г. № ____ ____________________ 2014 г


Председатель методическогосовета ___________ /Басюк Е.П./



Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка

Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл.Большая Мартыновка

_____________ И.В.Реуцкова

Приказ от ____________ № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса « Доноведение»

Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1 класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Количество часов в год: 32 часа.

Учитель: Бундуки Наталья Евгеньевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО,

программы курса «Доноведение» для начальной школы ( авт. Е.Ю.Сухаревская), ), «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.БольшаяМартыновка».





График выполнения проектов на занятиях внеурочной деятельности :



  • Коллективный проект по Доноведению «Обитатели луга» - 20 апреля;






1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

рабочая программа курса " Доноведение " для 1 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе  программы курса   «Доноведение»  для начальной школы ( авт. Е.Ю.Сухаревская),«Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл.Большая Мартыновка».

Программа реализуется для учащихся 1 класса. В соответствии с  календарным учебным графиком на 2014-2015 уч.г. :

Количество часов           в неделю : 1 час

                                           в год : 32 часа

Цели- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

 Задачи курса

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               II.Планируемые результаты освоения программы.

 

Учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

-находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

-проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

-ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Основной формой учёта результатов внеурочной деятельности является портфолио.

 

 

 

 

 

Содержательные линии

                  Умения    

                       Навыки

1.«Я и Окружающий мир».

 

 

 

 

 

 

 

-      объекты неживой и живой природы Ростовской области;

-      правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

-      родственные связи в семье;

-      правила поведения в общественных местах и на улице.

- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

2.«Природа Донского края».

3.«Человек и природа».

-      -особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

-      водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

-      полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

-различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

4.«Жизнь на Дону».

5.«Яркие страницы истории земли Донской».

 

 

 

 

 

 

-       государственную символику Ростовской области, своего района;

-      важнейшие события в истории родного края;

-      народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

иметь представления:

-      о связях между живой и неживой природой родного края;

-      о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;

-      об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

-      об истории родного края.

-приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

- описывать наиболее важные события истории родного края;

- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

 

 

 

Особенности оценки проекта:

 

В рабочей программе в разделе «Содержание учебного предмета» отражаются  направления проектной деятельности обучающихся; к рабочим  программам  прилагается  график проектной деятельности на учебный год.

В календарно-тематическом планировании по всем предметам учебного плана при выполнении проектов в графе « Деятельность  обучающихся» планируется  составление   плана действий по проекту.

В начальных классах  предусматривается работа в  системе  над формированием  у обучающихся умений составлять личных план действий по проекту.

 Проекты разрабатываются и защищаются обучающимися в соответствии с графиком проектной деятельности на учебный год;

Отметки «5», «4», «3», «2» по проекту  не выставляются. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат..  В целях мотивации нужна оценка проекта через голосование: ученикам выдаются бюллетени, на которых они пишут фамилию, имя ученика.чей проект больше понравился. Возможна оценка проектов по номинациям: креативность( оригинальность ) ; информационность ; художественность; аккуратность и т. д.

Школьники, добившиеся особых результатов в выполнении проекта,  отмечаются дипломами, грамотами, подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, выполнявший проект. Для этого необходимо выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект победил в какой-нибудь номинации.

Работа над проектом осуществляется согласно следующих этапов:

Подготовительный этап. Подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта для самостоятельной работы. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Этап планирования. На следующем занятии учащиеся под руководством учителя обговаривают план действий по выполнению проекта. Возможно объединение учеников в  команды для выполнения коллективного проекта. Учитель выслушивает идеи детей, подсказывает, как найти источники сбора материала и методы его обработки. Дополнительно проговариваются требования к оформлению результатов работы. Если проект объемный, учитель заранее готовит литературу, которой могут воспользоваться дети, определяет области поисковой деятельности.

Этап исследования. Детьми совместно со взрослыми (педагогами, родителями) производится сбор и уточнение информации. Дети делятся результатами собранных материалов. Происходит развитие познавательной активности, самостоятельности. Учащиеся в группах, а затем в классе совместно уточняют, как будет представлен проект: выставка, презентация, отчет, альбом, видеофильм, мероприятие и др.

Этап оформления материалов. Учащиеся под руководством учителя, родителей  оформляют результаты в соответствие с принятыми правилами.

Требования к оформлению технического(конструкторского); познавательного или информационного; социального проектов:

Титульный лист: тема проекта(его тип), оборудование, данные об авторе проекта.2лист-план действий обучающегося  по подготовке проекта,  3лист-продукт проектной деятельности:  рисунок, театрализация сказки, газета, сценарий , учебное пособие, опорные карточки по теме, разработка памяток, кукольные постановки,чертеж,  ролевая игра, реклама, доклад-информация, буклет и т.д.; презентация ( не более 5-7 слайдов)

Требования к оформлению исследовательского проекта (виды: презентация, схема-модель,доклад):

1.Тема в виде вопросительного предложения; данные об авторе проекта.

2.Актуальность(зачем изучается эта тема?)

3.План действий .

4.Информация.

5.Вывод или «Мое маленькое открытие»

Этап презентации. Это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация продукта работы, небольшое индивидуальное или коллективное выступление детей с рассказом как именно они работали над проектом . Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда.

Памятка для обучающихся, защищающих проект.

ü  Огласите название вашего проекта, объясните, почему вы выбрали эту тему.

ü  Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут.

ü  Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

ü  Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

ü  Употребляйте только понятные вам термины.

ü  Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

ü  Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

ü  Старайтесь ответить на все вопросы обучающихся по своему проекту.

ü  На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

ü  Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

ü  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

ü  Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

     В ходе презентации ученики  учатсяаргументировано излагать свои мысли, идеи,анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал,показывается результат практическойреализации и воплощения приобретенныхзнаний и умений

Этап рефлексии. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Обучающиеся участвуют в обсуждении проектов, осуществляют устную самооценку.

Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников.

Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.

Ш.Содержание курса

 

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (24ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 5ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии[1]

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной  город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

 

 

 

   

 

 

IV Программно-методическое обеспечение:

1.Книгопечатная продукция.

1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г

2)Е.Ю.Сухаревская. Доноведение.  Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.

2.Комплект учебников для учащихся:

1.      Е.Ю.Сухаревская. Природа и история  родного края: Книга для чтения в начальной школе. – Ростов – на – Дону., «БАРО - ПРЕСС», 2009.

2.      Е.Ю.Сухаревская. Доноведение: Рабочая тетрадь (1 класс). – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2013.

 

3.Методические пособия:

1.      Е.Ю. Сухаревская, Е.А. Зыбина. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 1класс. – Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2011.

 

4.Дополнительная литература:

      1.   Л.С. Ильюков. Очерки древней истории Донского края.- Ростов – на – Дону: «БАРО - ПРЕСС», 2004.

2.      Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов –на- Дону: ЗАО «Книга», 2005.

5.Информационно – техническое обеспечение:

l  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.

l  ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

l  ДИСКИ:

-Веселый зоопарк

            -Самые умные. Вопросы о животных.

            -Самые опасные животные

            -Детская энциклопедия о животных

            -Лекарственные растения

           -Природа России

           -Детская энциклопедия о животных

           -Животные России

l  ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ:

-Емельянова Т.В. Интерактивный урок по природоведению: «Мой край родной».

 -Рыбалко Е.И. Интерактивный урок по природоведению: «Мир   вокруг   нас».

 -Базолий О.С. Интерактивный урок по природоведению: «Природа живая и неживая»

 -Видеофильмы. Природоведение (1-3 ч.).

 

V.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

  ДАТА

ТЕМА УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1

1.09

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

Вводная беседа о предмете «Доноведение». (Учебник стр. 3-4) Раскрашивание картинки.

Поздравления детей с Днём знаний.  Слушание вводной беседы о предмете «Доноведение». Создание рисунков на заданную тему.

 

2

8.09

Родной край.

Беседа о родном крае (Учебник стр. 7-14). Чтение учителем стихотворения «С чего начинается Родина?» (Учебник стр. 5-6) Составление рассказа по картинке.

Участие в беседе о родном крае. Слушание стихотворения «С чего начинается Родина?» Создание рисунков на заданную тему. Активное участие в составлении рассказа по картинке.

Рассказа по картинке «Родной край»

3

15.09

Времена года.

Чтение учителя (страничка для чтения стр. 15-16). Беседа обо всех временах года. Разгадывание кроссворда. Экскурсия по пришкольному участку. Раскрашивание картинок .

Участие в беседе и в разгадывании кроссворда на данную тему. Сбор необходимой информации. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе   о своих наблюдениях.

 Создание рисунков на заданную тему.

 

4

22.09

Осень. Осенние месяцы.

Разгадывание кроссворда Чтение учителем рассказа (учебник стр. 17-18), стихотворения об осени. Беседа об осенних месяцах.  Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки .

Сбор необходимой информации. Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Создание рисунков на заданную тему. Подбор стихов к конкурсу и их  чтение наизусть.

Конкурс   чтецов   стихотворения об  осени.

5

29.09

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

Сбор необходимой информации. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе   о своих наблюдениях.

Подбор стихов к конкурсу и их  декламирование. Участие в сборе природного материала.

Конкурс стихотворений об  осени.

6

6.10

Осенние изменения в природе.

Чтение учителя (страничка для чтения стр. 18-19). Беседа об  осенних изменениях в природе.  Раскрашивание картинки.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации.  Сбор необходимой информации. Создание рисунков на заданную тему.

 

7

13.10

Растения осенью.

Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Разгадывание загадок о деревьях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе  о дикорастущих и культурных растениях. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему. Участие  в изготовлении поделки из природного материала

Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

20.10

Листья жёлтые летят…

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Раскрашивание листьев. Изготовление аппликации из листьев.

Помощь в организации выставки. Слушание рассказов своих одноклассников. Участие  раскрашивании листьев и в изготовлении аппликации из листьев.

Выставка поделок из плодов деревьев.

9

27.10

Занятия людей осенью

Чтение учителя. Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Сбор необходимой информации.  Создание рисунков на заданную тему.

Составление рассказа по картинке «Занятия людей осенью»

10

10.11

Что растёт на огороде и в саду?

Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о  съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?». Разгадывание загадок, кроссворда. Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе об овощах. Работа в группах: обсуждение и решение проблем: «Что не является овощем, «Чем опасны ядовитые растения?» . Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему.

Составление рассказа по картинкам на тему «Что растёт на огороде и в саду?»

11

17.11

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Активное участие в беседе о культурных зерновых растениях края.  Работа в группах: обсуждение и решение проблем: «Как отличить пшеницу от ржи?». «Что из чего изготавливают?». Участие в изготовлении поделок из природного материала .Помощь в организации выставки.

Выставка поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

12

24.11

Жизнь животных осенью.

 Чтение учителя (страничка для чтения). Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в обсуждении и решении проблем: «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем.

 

13

1.12

Осень в моём краю.

Обобщающая беседа. Декламирование стихотворений. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

Принятие участия в беседе «Осень в моём краю». Подбор стихов к конкурсу и их  декламирование. Создание рисунков на заданную тему.

Конкурс стихотворений на тему: «Осень в моём краю».

 

14

8.12

Экскурсия.

Экскурсия. Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края. Участие в беседе   о своих наблюдениях.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Подбор стихов к конкурсу и их  декламирование.

Конкурс стихотворений о зиме.

15

15.12

Зимняя сказка.

Беседа о зимних месяцах. Чтение учителя (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о зимних месяцах. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Работа с источниками информации. Создание рисунков на заданную тему.

 

16

22.12

Зимние изменения в природе.

Беседа о признаках зимы. Чтения учителя (учебник стр. 21-23) Представление своих сочинений. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о признаках зимы. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Представление своего сочинения и слушание сочинений своих одноклассников. Создание рисунков на заданную тему

Представление сочинений учащихся «Зимняя сказка»

17

29.12

Жизнь животных зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Работа в группах: решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Участие в составлении рассказа и его чтение в классе.

Составление рассказа на тему «Жизнь животных зимой»

18

12.01

Живой уголок.

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

Проведение наблюдений на экскурсии. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему.

Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

19

19.01

Занятия людей зимой.

Чтение учителя (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

Работа с источниками информации.  Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе «Чем могут заниматься люди зимой?». Создание рисунков на заданную тему. Участие в составлении рассказа  по картинке и его чтение своим одноклассникам.

Составление рассказа по картинке по теме «Занятия людей зимой.»

20

26.01

Весна. Весенние месяцы.

Беседа о весенних месяцах. Чтение учителя (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о весенних месяцах.  Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Создание рисунков на заданную тему.

 

21

2.02

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в беседе об изменениях в природе края. Подбор стихов к конкурсу и их  декламирование.

Конкурс стихотворений о весне.

22

9.02

Весенние изменения в природе.

Чтение учителя (учебник стр. 24-25). Беседа о весенних изменениях. Устное сочинение. Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе о весенних изменениях в природе. Участие в составлении устного сочинения. Создание рисунков на заданную тему.

Устное сочинение на тему «Весенние изменения в природе»

23

2.03

Растения весной.

Чтение учителя (учебник стр. 25-27).Беседа «Что происходит с растениями весной?» . Раскрашивание картинок.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Участие в беседе «Что происходит с растениями весной?». Создание рисунков на заданную тему.

 

24

16.03

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителя (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

Сбор необходимой информации. Участие в беседе. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков  на тему: «Птицы и животные весной».

Выставка рисун-ков на тему: «Птицы и живот-ные весной»

25

30.03

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителя (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Работа с источниками информации. Участие в беседе «Чем могут заниматься люди весной?».  Создание рисунков на заданную тему.  Составление  и чтение сочинения на тему: «Занятия людей весной».

Сочинение на тему: «Занятия людей весной».

26

6.04

Экскурсия.

Чтение учителя (учебник стр. 28-30). Экскурсия. Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о лете.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Целенаправленное простейшее наблюдение за сезонными изменениями родного края.

Конкурс стихотворений о лете.

27

13.04

Летние изменения в природе.

Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителя или хорошо читающего ребёнка (страничка для чтения). Разгадывание кроссворда. Раскрашивание картинок.

Сбор необходимой информации. Участие в беседе о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Рассказ материала, подготовленного дома. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему.

Выставка рисунков на тему: «Лето»

28

20.04

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Подготовка к конкурсу загадок и участие в нем. Создание рисунков на заданную тему.

Составление плана действий по выполнению проекта.

Коллективный проект

«Обитатели луга»

29

27.04

Что растёт у водоёма?

Экскурсия .

Чтение учителя (учебник стр. 53-62). Беседа о водоёмах края. Рисование.

Беседа «Как вести себя на водоёме».Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма.

Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Работа с источниками информации. Участие в беседе «Как вести себя на водоёме».

Выставка рисунков на тему: «Берегите р. Сал!»

30

11.05

Жизнь животных летом.

Беседа «Как вести себя на водоёме».Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Раскрашивание картинок.

Сбор необходимой информации. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков на тему: «Птицы и животные летом».

Выставка рисунков на тему: «Птицы и животные летом»

31

18.05

Занятия людей летом.

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Участие в беседе «Чем могут заниматься люди летом?». Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту .Составление  и чтение сочинения на тему: «Занятия людей летом».

Сочинение на тему: «Занятия людей летом»

 

32

25.05

Обобщающее занятие.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

Работа с источниками информации. Составление рассказа  о сезонных изменениях в природе. Чтение рассказа своим одноклассникам. Создание рисунков на заданную тему.

 


[1] Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

 

 

 

 

 

Автор Бундуки Наталья Евгеньевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2003
Номер материала 19843
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓