Главная / Математика / Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы планиметрии" (9 класс)

Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы планиметрии" (9 класс)

Название документа ╥╢ 9 ИЙЕдд.doc


Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору ««Избранные вопросы планиметрии» составлена на основе авторской программы элективного курса «Красота и гармония» (Сагателова Л.А).

Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что раздел ««Избранные вопросы планиметрии», как компонент образования, направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий.

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Курс предназначен для учащихся 9 классов, введен в соответствии с запросом учащихся (анкетирование учащихся).

Основная цель курса:
создание в совокупности с другими разделами математики базы для развития способностей учащихся и повышение их уровня понимания степени своего интереса к предмету, оценка возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и практической подготовки при решении геометрических задач.
Достижение данной цели влечет реализацию следующих задач:
1) Научить учащихся применять имеющиеся теоретические знания при решении задач.

2) Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
3) Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Общими принципами отбора содержания программы являются: системность,

целостность, научность. Программа является модернизированной, состоит из четырех разделов:

1) Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости;

2) Золотая пропорция;

3) Симметрия вокруг нас;

4) Решение задач по планиметрии (по материалам ГИА).

Курс по выбору содержит вопросы, которым в базовом курсе школьной математики уделено мало времени. Раздел «Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости» поможет учащимся изучить основы аналитической геометрии, а также научиться решать широкий класс задач, в которых используется метод координат. Разделы «Золотая» пропорция и «Симметрия вокруг нас» направлены на интеграцию знаний, способствуют формированию общекультурной компетентности учащихся. Задачи четвертого раздела вызывают у учащихся затруднения. Учитывая, что задания части II на ГИА содержат задания из курса планиметрии возникает необходимость усиления геометрической линии обучения математике. Итоги предыдущих лет показали, что учащиеся с данными заданиями справлялись хуже, а иногда даже не приступали к их решению, что связано с малым опытом решения геометрических задач. Одно из назначений данного раздела восполнить этот пробел. Данный раздел предполагает систематизирование полученных знаний по планиметрии, формирование пространственного представления, а так же обеспечивает подготовку к государственному итоговому экзамену по геометрии в 9 классе. Данный курс по выбору является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний.

Содержание учебного материала соответствует целям и задачам как базового, так и профильного обучения. Принцип отбора содержания связаны с преемственностью частей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач, и задач повышенного уровня сложности.

Формы организации занятий - сочетание лекционных за­нятий, бесед с выполнением практических и творческих работ (реферат, доклад, презентация). При подборе материалов для творческих работ учащимся рекомендуется использование ресурсов Интернет и программы PowerPoint. Итоговая аттестация планируется в форме зачёта.

Основные методы обучения, виды деятельности учащихся.

На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и час­тично-поисковый методы (в зависимости от учебного материа­ла), реализуется блочно-модульное обучение. При самостоятельном решении задач в основном используется поисковый метод. В процессе выполнения практических заданий по четырем разделам курса у учащихся сформируются навыки: доказательства математических предложений, построения геометрических тел, работы с дополнительной литературой, навык отбора материала с использованием современных электронно-технических средств.

Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется после изучения каждого раздела в форме самостоятельных и творческих работ (доклад, реферат, презентация). Итоговый контроль - в форме зачета.

Прогнозируемые результаты обучения.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. По окончании изучения данного курса учащиеся узнают:

- уравнение прямой в отрезках;

- нахождение угла между прямыми;

- нахождение расстояния от точки до прямой;

- нахождение расстояния между параллельными прямыми;

- понятия «золотая пропорция, золотое сечение, применение этих понятий в

природе, скульптуре, архитектуре;

- понятие симметрии, симметрия в физике, природе, симметрия в искусстве,

геометрических преобразованиях;

научатся:

- решать простейшие задачи аналитической геометрии;

- решать задачи, связанные с «золотой пропорцией»;

- видеть симметрию в природе, архитектуре, математике.

Ожидаемый результат: повышение интереса к математике, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка учащихся к ГИА.










Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

всего

теория

практика


Простейшие задачи аналитической геометрии


8


3


5


«Золотая пропорция»


8



3


5


Симметрия вокруг нас

8

5

3


Решение задач по всему курсу планиметрии (по материалам ГИА)


10

2

8


«Круглый стол» (зачет)


1

1


Итого

35

14

21




























Содержание курса



Тема 1. Простейшие задачи аналитической геометрии(8 часов)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.Декартовы координаты на плоскости. Деление отрезка в данном отношении.

2.Площадь треугольника.

3.Прямая и виды её уравнений. Уравнение прямой, проходящей через данную точку и имеющей данный угловой коэффициент. Уравнение прямой, проходящей через две данные точки.

4.Общее уравнение прямой. Уравнение прямой в отрезках.

5.Взаимное расположение прямых на плоскости. Угол между прямыми. Условие параллельности и перпендикулярности прямых.

6.Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

7.Решение задач по всему курсу.

8.Проверочная работа.


Тема 2. «Золотая» пропорция. (8 часов)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.«Золотая» пропорция. Общие сведения.

2.«Золотая» пропорция и связанные с нею соотношения.

3. «Золотое» сечение и связанные с нею соотношения. Возвышенный треугольник. Пятикопеечная звезда.

4. «Золотая» пропорция в природе.

5. «Золотое» сечение в архитектуре и скульптуре.


Тема 3. Симметрия вокруг нас. (8 часов)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.Симметрия. Виды симметрий.

2.Симметрия фигур. Распределение по классам симметрий.

3.Симметрия в природе.

4.Симметрия в физике: симметрия законов природы.

5.Симметрия в искусстве: архитектуре, музыке, литературе.

6.Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

7.Симметричные многочлены от двух переменных.

8.Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.




Тема 4.(11 часов)

Предполагает рассмотреть следующие вопросы:

1.Решение треугольников.

2 Четырехугольники.

3.Решение задач по теме «Площади»

4.Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности»

5. «Круглый стол»






Перечень литературы


Литература для учителя

Литература для ученика

Интернет-ресурсы

Алтынов П.И. Геометрия. Тесты. 7 – 9 классы.

М.:Дрофа,2006

Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ГИА-2014. Изд. «Легион», 2013

ГИА 2015 Математика

ege.yandex.rumathematics-Gia/


Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г.

Задачи по геометрии 7 – 11 Изд.М.: «Просвещение», 2010

Энциклопедический словарь юного математика.М.:Педагогика,2004.

Открытый банк задач ГИА по математике

mathgia.ru

Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика. Подготовка к ГИА-2014. Изд. «Легион», 2013


Рабинович Е.М. /Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2007

Сдам ГИА 2015 sdamgia.ru

Сагателова Л.А.

Элективные курсы. Геометрия. КРАСОТА И ГАРМОНИЯ.

8-9 классы.

Изд. «Учитель», 2006















Название документа КТП.doc

Кhello_html_m5dcfcab7.gifалендарно-тематическое планирование


зан

Кол.

Час.

Дата

План факт

Цель

Тема занятия

Форма организации

занятия

Способы

деятельности

учащихся

Образовательный

продукт






Тема 1. Простейшие задачи аналитической геометрии (8ч)




1

1

4.09


Рассмотреть понятие системы координат и координаты точки на плоскости; вывести формулу для координаты точки, делящей отрезок в данном отношении

Декартовы координаты на плоскости. Деление отрезка в данном отношении.


Вводная лекция.


Восприятие и осмысление нового материала

Конспект занятия

2

1

11.09


Вывести формулу площади треугольника, вершины которого заданы координатами; прививать навык самостоятельного решения задач

Площадь треугольника.

Практическая работа

Анализ проблемных ситуаций. Решение тематических заданий

Конспект

3

1

18.09


Вывести уравнение прямой с угловым коэффициентом; вывести уравнение прямой, проходящей через две данные точки.

Прямая и виды её уравнений.


Фронтальный опрос.

Практикум

Анализ проблемных ситуаций. Решение тематических заданий

Конспект

4

1

25.09


Познакомить учащихся с общим уравнением прямой; вывести уравнение прямой в отрезках; закрепить изученный материал в ходе решения задач.

Рассмотреть возможные случаи расположения прямых на плоскости; развивать логическое мышление.

Общее уравнение прямой. Уравнение прямой в отрезках.


Лекция



5


1




2.10



Взаимное расположение прямых на плоскости. Угол между прямыми.

Устная работа.

Практикум

Восприятие и осмысление нового материала.

Решение тематических заданий

Конспект

6

1

9.10


Вывести формулу для определения расстояния от точки до прямой; способствовать развитию навыка решения задач

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.


Практикум

Взаимопроверка

работ

самостоятельного решения.

Конспект.

Устный

анализ ошибок

выполненных заданий

7

1

16.10


Систематизировать знания учащихся; закрепить навыки в решении задач

Решение задач по теме: «Простейшие задачи аналитической геометрии».

Практикум

Взаимопроверка

работ

самостоятельного решения

Конспект.


8

1

23.10


Проверить уровень усвоения знаний

Проверочная работа.

Практикум

Решение тестовых заданий

Конспект






Тема 2. «Золотая» пропорция (8ч)




9,


10

1





1

30.10





15.11


Ввести понятие «золотая пропорция»; способствовать применению знаний к решению задач

«Золотая» пропорция. Общие сведения.


«Золотая» пропорция и связанные с нею соотношения.

Беседа

Осмысление нового материала. Монолог между учителем и учащимися.


Конспект.

11,

12

2

22.11






29.11


Способствовать выработке навыка в решении задач на «золотое» сечение и связанные с ним соотношения; рассмотреть «золотой» прямоугольник и его свойства; рассмотреть возвышенный треугольник и пятиконечную звезду.

«Золотое» сечение и связанные с ним соотношения.


Возвышенный треугольник. Пятикопеечная звезда.

Практическое занятие





Работа с дополнительной литературой

Творческая работа на выбор

«Возвышенный треугольник» или

«Пятикопеечная звезда».

13,14

2

6.12






13.12


Познакомить учащихся с «золотой» пропорцией в природе; продемонстрировать разнообразие применения золотого сечения и связанные с ним соотношения в реальной жизни.

«Золотая» пропорция в природе.


«Золотая» пропорция в живой природе.



Беседа,

практикум

Работа с дополнительной литературой

Презентация (д.з)


15,

16

2

20.12

27.12


Расширить представление о

сферах применения математики; расширить общекультурный кругозор учащихся.

«Золотое сечение в архитектуре и скульптуре»



Эстетико-математическая конференция.

Восприятие материала, анализ



Доклад по теме «Золотое сечение в архитектуре русских храмов»





Тема 3. Симметрия вокруг нас (8ч.)





17,

18

2



Рассмотреть различные виды симметрии и их свойства; познакомить учащихся с зеркальной симметрией.


Симметрия. Виды симметрий.

Симметрия фигур.


Распределение по классам симметрий.

Лекция, практикум

Восприятие и осмысление нового материала.

Работа с дополнительной литературой

Творческая работа «Зеркальная симметрия»


19,20

2



Познакомить учащихся с различными видами симметрии в мире живой и неживой природы; познакомить с симметрией физических законов.

Симметрия в природе.



Симметрия в физике: симметрия законов природы.

Беседа.


Работа с дополнительной литературой

Творческая

работа «Симметрия в природе» (д,з)

21,

22

2



Познакомить учащихся с тем, как используются различные виды симметрии в архитектуре, живописи, литературе

Симметрия в искусстве: архитектуре, музыке, литературе.



Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

Устная беседа с элементами активного слушания.

Практикум

Работа с дополнительной литературой

Творческая

работа «Симметрия в искусстве»

23

1



Познакомить учащихся с симметричными многочленами от двух переменных; научить решать симметричные системы уравнений

Симметричные многочлены от двух переменных.

Лекция

Восприятие и осмысление нового материала, конспектирование


Конспект

24

1



Повторить понятие четной и нечетной функции; способствовать развитию навыков построения графиков функций с опорой на преобразования симметрии.

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Беседа.


Работа в парах. Самостоятельная работа



Конспект






Тема 4. Решение задач по всему курсу планиметрии (по материалам (ГИА) (11ч.)




25

1



Повторить и систематизировать изученный материал по теме “Решение треугольников»; совершенствовать навыки решения задач.

Решение треугольников.

Беседа.


Решение практических задач.



Конспект

26,

27

2



Обобщить знания учащихся по теме «Четырехугольники»; повторить определения, свойства и признаки 

четырехугольников;

совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, память, познавательный  интерес.

Четырехугольники.

Практикум.


Работа в парах.

Взаимопроверка.





Конспект

28,

29

2



Закрепить знания, умения и навыки по теме  «Площади», совершенствовать навыки решения задач.

Решение задач по теме «Площади».

Практикум.

Решение тестовых заданий

Конспект

30,

31

2



Обобщить теоретический материал 8 класса по данной теме, проверить умение работать с текстом, совершенствовать навыки решения задач.

Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности».

Практикум.

Решение тестовых заданий



Конспект

32,33,

34

3



Совершенствовать навыки решения задач.

Решение задач по всему курсу планиметрии.

Практикум.

Самостоятельная работа.

Конспект

35

1



Проверить уровень усвоения знаний

«Круглый стол».

Практикум

Зачет «Решение задач по планиметрии»

Конспект


Рабочая программа курса по выбору "Избранные вопросы планиметрии" (9 класс)
  • Математика
Описание:

 

         Рабочая программа  курса по выбору ««Избранные вопросы планиметрии» составлена на основе авторской программы элективного курса  «Красота и гармония» (Сагателова Л.А).

         Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что раздел ««Избранные вопросы планиметрии», как компонент образования, направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий.

 

        Курс содержит вопросы, которым в базовом курсе школьной математики уделено мало времени, состоит из четырёх разделов.

 

 Четвертый раздел предполагает систематизирование  полученных знаний по планиметрии, формирование пространственного представления, а так же обеспечивает подготовку к государственному итоговому экзамену по геометрии в 9 классе. Данный курс по выбору является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности математических знаний.

 

Автор Павлова Ядвига Никифоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 729
Номер материала 24069
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓