Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Мир информатики» (2 класс)

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Мир информатики» (2 класс)

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

МБОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано:

зам по УВР _______Т.Л.Иванова

«____» ________ 201__г


Утверждаю:

Директор школы ________Н.А. Костенкова

Приказ № ______ от ______ 201__г










Рабочая программа курса

по внеурочной деятельности

«Мир информатики»


2 класс

(I ступень обучения, базовый уровень)


(1час в неделю, всего 35 часов)







Составитель:

Учитель начальных классов Губа С.А.,

учитель первой квалификационной категории




2014-2015 учебный год

с. Косиха

Пояснительная записка

Факультативный курс «Мир информатики» в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, на факультативном курсе целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией. Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в без машинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

Цели изучения информатики в начальной школе:

  1. освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;

  2. овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  3. развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  4. воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  1. формирование общеучебных умений: логического и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);

  2. формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию).

  3. привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики по данной программе, необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии".

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  1. отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;

  2. формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

  3. индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

  4. овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

  5. соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.

Приложение 1

Учебно – тематический план.

п/п

Разделы, темы учебного курса

Количество часов

Теоретические

Практические

Контрольные работы

Лабораторные работы




Примерная

или авторская программа

Рабочая программа

1.

Ведение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.



1







2.

Компьютер.



3

3






3.

Знакомимся с простым текстовым редактором

БЛОКНОТ.




1

2






4.

Компьютерная графика.



3

3






5.

Информация.



6

3






6.

Элементы логики.



2







7.

Множества.



3







8.

Информационные модели. Алгоритмы.



3







9

Чему мы научились.



1








Итого:

34

34



































Содержание курса

1.Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

2.Компьютер.

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютер: системный блок (процессор, память) монитор, колонки, клавиатура, мышь, принтер. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

3.Знакомимся с простым текстовым редактором БЛОКНОТ.

Простой текстовый редактор. Назначение программы. Структура окна.

Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, перемещение текста. Исправление ошибок.

4. Компьютерная графика.

Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создать и сохранить рисунок.

5.Информация.

Информация. Сведения. Пиктограммы. Источники информации: рисунок, песня, текст, видео, ощущения. Виды информации: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусовая. Граф. Каталог. Информационные процессы. Информатика. Приёмник и источник информации. Поиск информации: общение, наблюдение, прослушивание, чтение, просмотр. Анализ информации. Средства хранения информации: книги, видеокассеты, дискеты, компакт-диски, жесткие диски компьютера, сайты Интернета. Средства передачи информации: СМС, электронное письмо, телеграмма, открытка, разговор, радио и телевизионная передача. Средства обработки информации: калькулятор, компьютер.

6.Элементы логики.

Результат получения информации. Суждение истинное и ложное. Обработка информации различными способами.

7.Множества.

Объединение предметов (элементов) на основе общих свойств или признаков.

8.Информационные модели. Алгоритмы.

Алгоритмы. Последовательность. Лабиринты. Условный и линейный алгоритмы. Цикл. Исполнитель. Программа. Модель. Моделирование. Информационные модели: смайлики.

9.Чему мы научились.

Приложение 2

Тематический (поурочный) план изучения курса по внеурочной деятельности

«Мир информатики»



Номер

урока

Пункт

учебника


Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Виды контроля и

обратной

связи

Информационные ресурсы


Личностные (ЛУУД)

Метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД)

Предметные

Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики (1ч)

1


Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.


-актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры.

Регулятивные УУД:

составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:

владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

уметь структурировать знания.

-знать технику безопасности при работе с компьютером. Правила работы с компьютером.

Текущий

Инструктаж.

Презентация «История развития вычислительной техники»


Компьютер (6ч)

2


Компьютер и его основные устройства.


-актуализация сведений из личного жизненного опыта: пример с компьютером, который уже знаком учащимся.

Регулятивные УУД: цель, понять, знать, уметь — структура нацелена на деятельностное обучение. Познавательные УУД: развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Коммуникативные УУД: организовать работу в группах во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.)

-знать устройство компьютера.

Названия и назначения основных устройств персонального компьютера.

-уметь пользоваться

Текущий

Презентация «Компьютер», Тетрадь-пособие по информатике 2 класс.

3


Системный блок.


Текущий

Презентация «Устройство компьютера», Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

4


Мышь.


Текущий

Презентация «Что такое компьютерная мышь», Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

5


Клавиатура.



Текущий

Презентация «Клавиатура», Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

6


Рабочий стол.


Текущий

Компьютер

7


Окна. Кнопки управления окном.


Текущий

Компьютер

Знакомимся с простым текстовым редактором БЛОКНОТ (3ч)

8


Знакомство с текстовым редактором БЛОКНОТ.


-актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с записками, берестяной грамотой, камнем, магнитными дисками, следами на снегу.

Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


-уметь создавать тексты в программе текстовый редактор Блокнот.

-уметь использовать клавиатуру и мышь при работе текстовым редактором Блокнот.

Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

9


Панель инструментов.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

10


Работа в в текстовом редакторе.


Текущий

Компьютер. Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

Компьютерная графика (6ч)

11


Компьютерная графика


- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

-само

определение,

-смысло

образование.


Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

-уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;

-уметь использовать клавиатуру и мышь при работе в графическом редакторе Paint.

Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

12


Программа Paint. Панель инструментов.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

13


Программа Paint.Работа карандашом, кистью, ластиком, заливкой.


Текущий

Компьютер

14


Программа Paint.Инструменты рисования: прямоугольник, эллипс, многоугольник, скругленный прямоугольник.


Текущий

Компьютер

15


Программа Paint. Линия, кривая, масштаб. Выделение.


Текущий

Компьютер

16


Программа Paint.Рисование открытки.


Текущий

Компьютер

Информация (9ч)

17


Понятие информации. Как мы ее получаем


- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

-само

определение,

-смысло

образование.


Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


-уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;

-уметь находить общий признак предмета и группы предметов;

-уметь конструировать фигуру из её частей;

-уметь решать задачи с помощью графов;

- уметь работать с информационными карточками.

Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

18


Способы представления и передачи информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

19


Виды информации.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

20


Информационные процессы


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

21


Поиск и анализ информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

22


Организация деятельности человека по преобразованию информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

23


Средства хранения информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

24


Средства передачи информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

25


Средства обработки информации


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

Элементы логики (2ч)

26


Элементы логики. Суждение истинное и ложное.


- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

-само

определение,

-смысло

образование.


Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


-уметь находить истинное и ложное суждение;

-уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

27


Элементы логики. Сопоставление.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

Множества (3ч)

28


Множества.


- адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,

-само

определение,

-смысло

образование.


Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


-иметь понятие о множестве;

-уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

29


Отношения между множествами.

Объединение множеств.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

30


Правила. Действия по правилам.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

Информационные модели. Алгоритмы (4ч)

31


Исполнитель.


- само

определение,

- смысло

образование,

- нравствен

но-этическая ориентация.


Регулятивные УУД:

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

практические задания нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.

Коммуникативные УУД:

задания нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Познавательные УУД:

- овладеть общими приемами решения задач,

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


-уметь решать задачи комбинаторного типа;

-знать способы представления информации;

-уметь составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);

-уметь записывать алгоритмы;

-уметь работать с исполнителем.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

32


Модели.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

33


Алгоритм. Понятие алгоритма.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

34


Способы представления алгоритма.


Текущий

Тетрадь-пособие по информатике 2 класс

Чему мы научились (1ч)

35


Чему мы научились


-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.


Регулятивные УУД:

-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.

Познавательные УУД:

-использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД:

-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

-выслушивание собеседника и ведение диалога;

-признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

рефлексия

Текущий



Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

1. Технологический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание медиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

2. Логико-алгоритмический компонент

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

Учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;

  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);

  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;

  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);

  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;

  • понятия алгоритма, исполнителя, блок-схема;

  • знать систему команд алгоритмического языка стрелок;

  • иметь представление о координате точки и координатной плоскости;

  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);

  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;

  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные с анализом исходных данных;

  • решать логические задачи;

  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;

  • приводить примеры массивов, работать с одним и несколькими массивами в пределах изученного материала;

  • упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (по возрастанию и убыванию);

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;

  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;

  • кодировать информацию одним из изученных способов;

  • уметь выполнять и составлять линейные алгоритмы, алгоритмы с повторяющимися действиями для Исполнителя Колобка;

  • организовать информацию в виде базы данных и составлять запросы к базе данных в пределах изученного материала;

  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";

  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;

  • работать с положительными, отрицательными числами и алгоритмами на координатной плоскости;

  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера (при наличии ПК).

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учебно-методическое обеспечение

1. А.ВГорячев «Информатика в играх и задачах» – издательство Москва «Баласс» - 2002 г

2. Матвеева Н.В. и др. Информатика. 3 класс. – М: БИНОМ 2004

3. Ж. Пиаже Генезис числа у ребенка /Избранные психологические труды/., М. Международная педагогическая академия 1994г.

4. А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко Программа курса «Информатика 1-4» Просвещение: ИНТ, 2008

5. Суворова Н.И. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгогритмы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002

6. «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;

7. «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер с возможностью выхода в Интернет;

  • интерактивная доска;

  • проектор.

Приложение 3

Лист корректировки рабочей программы курса по внеурочной деятельности

«Мир информатики»

(2014-2015 учебный год)


п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту






































































Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Мир информатики» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

        Факультативный курс «Мир информатики» в начальной школе вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, на факультативном курсе целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией. Материал курса излагается с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.

Данный курс информатики для начальной школы предназначен для общеобразовательных учебных заведений с использованием компьютеров и в без машинном варианте. Жестких ограничений к компьютерам и программному обеспечению нет (можно использовать любые современные компьютеры и программное обеспечение, имеющиеся в наличии в школе).

Автор Губа Светлана Анатольевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 783
Номер материала 19008
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓