Главная / Физика / Рабочая программа курса «Наука опытным путем»

Рабочая программа курса «Наука опытным путем»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнедеревенская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области




Принято Утверждено

педагогическим советом приказ № ____ от

протокол № «___»_______2014г

«__»_______2014 директор школы:____

Л.В. Лукьянчикова





Рабочая программа курса

«Наука опытным путем»

6 класс



2014-2015 учебный год











Составитель

учитель физики

Белых О.В.









2014 г.


Пояснительная записка


Источники составления программы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987

  2. Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312 с изменениями и дополнениями

  3. Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 № 1-678.

  4. Основная образовательная программа основного общего образования 5-6 классы, реализующая федеральные государственные стандарты основного общего образования на 2014-2015 учебный год в МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области


Целями изучения являются:формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.

Задачи:

  • формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;

  • формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Для реализации программы внеурочной деятельности «Наука опытным путем» в основной школе необходимо, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:

  1. Сбор информации.

  2. Наблюдение явления или эксперимент.

  3. Анализ.

  4. Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.

  5. Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.

Предполагается также

  • проведение обучающимися практических (лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное моделирование;

  • демонстрация учителем большого количества экспериментов;

  • использование наглядных пособий, в том числе видеоматериала, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, моделей и т.п

Общая характеристика учебного курса

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.

Курс «Наука опытным путем» в 6 классе является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования

Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.

Программа построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее понятия закрепляются при изучении новых разделов, экспериментально подтверждаются при демонстрациях и в лабораторных работах.


Описание места учебного курса в учебном плане.


По учебному плану МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» курс «Наука опытным путем» рассчитан на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:


Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения научной информации.

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Общими предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

В познавательной сфере:

  • знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;

  • умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;

  • умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;

  • умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с работой механизмов, переработкой веществ.

В трудовой сфере:

  • проводить физический и химический эксперименты.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Частными предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:

  • формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук, техники и технологий;  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;

  • формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;

  • осознание необходимости применения достижений физики и химии для рационального природопользования;

  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф










Содержание курса

Механические явления (11 ч)

Понятие о механическом движении. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).

Механическое движение в природе и технике.

Наблюдение относительности механического движения.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

Измерение пути и времени движения. Измерение скорости движения.

Звук как источник информации об окружающем мире.

Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Звуки в физике, природе, музыке"

Ознакомление с источниками звука.

Тепловые явления (9 ч)

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

Плавление и отвердевание.

Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

Наблюдение испарения и конденсации воды. Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения воды.

Теплопередача.

Световые явления (15 ч)

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней. Наблюдение теней и полутеней.

Отражение света. Изучение отражения света.

Зеркала. Наблюдение отражения света в зеркале.

Преломление света. Наблюдение преломления света.

Линзы. Получение изображений с помощью линзы.

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

Глаз и очки.

Миражи

Радуга.

«Световые явления физики в творчестве художников...

Опыты со светом







Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

предметные

метапредметные

личностные

познавательные

коммуникативные

Регулятивные

1



Механические явления




Ученики овладеют научной терминологией научатся наблюдать и описывать механическое движение, различать движение по видам, проводить наблюдения, измерять путь и скорость тела ,пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, объяснять возникновение звуковых волн


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспекта, рисунка, схемы.


Ученик получит возможность оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать вопросы. Обосновывать свои выводы и умозаключения, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.


Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Уметь оценивать степень успеха или неуспеха своей образовательной деятельности.


Ученик получит возможность овладеть средствами описания движения, проводить классификацию движений по траектории и пути, наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить, соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения






Демонстрировать уровень знаний об окружающем мире. Наблюдать и описывать различные виды механических движений, измерять путь и скорость, различать источники звука


2

Тепловые явления

Ученики научатся различать агрегатные состояния вещества и объяснять это различие с точки зрения молекулярного строения, объяснять явления плавления и кристаллизации, объяснять причины парообразования и конденсации, различать виды энергии, измерять температуру.


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Выделять и формулировать познавательную цель.

умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


Ученик получит возможность выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение эффективно сотрудничать в группе: распределять функции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и индивидуальными возможностями.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.

Использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы.

Определять направления своего развития

Ученик получит возможность устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности,


имеют представление о молекулах, атомах, диффузии;

описывают взаимодействие молекул вещества;

производят очистку воды, определяют влажность воздуха



3

Световые явления

Ученики научатся приводить примеры различных источников света. объяснять экспериментальные факты,. объяснять свойства зеркал, различать линзы, применять полученные знания для решения практических , научатся объяснять отражение и преломление света,


Выделять качественные и количественные характеристики объектов. Выбирать наиболее эффективные способы и подходы к выполнению заданий. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Выдвигать и формулировать проблему, намечать действия и осуществляют их, осуществлять поиск и отбор необходимой информации

Ученик получит возможность слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга, умение договариваться между собой. Эффективно сотрудничать с учителем и со сверстниками, вести диалог, искать решения, оказывать поддержку Умение представлять конкретное содержание и представлять его в нужной форме.

Управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировать, контролировать, корректировать свои действия и оценки успешности усвоения. Принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий. Выделять и осознавать то, что уже усвоено, на каком уровне, намечать пути устранения пробелов.

Ученик получит возможность развить монологическую и диалогическую речь, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Объясняют причину образования тени, определяют тип зеркал, понимают причину дефектов зрения





Календарно-тематическое планирование



п\п



Раздел



Тема урока



Количество часов



Дата проведения

план

факт

1.1

Механические явления (11 ч)


Понятие о механическом движении. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).


1

2.09


1.2

Механическое движение в природе и технике.


1

9.09


1.3

Наблюдение относительности механического движения.

1

16.09


1.4

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

1

23.09


1.5

Измерение пути и времени движения. Измерение скорости движения.

1

30.09


1.6

Звук как источник информации об окружающем мире.

1

7.10


1.7-1ю8

Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

2

14.10

21.10


1.9-1.10

Звуки в физике, природе, музыке"

2

28.10

11.11


1.11

Ознакомление с источниками звука

1

18.11


2.12

Тепловые явления (9 ч)


Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

1

25.11


2.13

Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

1

2.12


2.14

Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

1

9.12


2.15

Плавление и отвердевание.

1

16.12


2.16

Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

1

23.12


2.17

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

1

30.12


2.18


Наблюдение испарения и конденсации воды.

1

14.01


2.19

Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения

1

20.01


2.20

Теплопередача

1

27.01


3.21-3.22

Световые явления (15 ч)


Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

2

3.02

10.02


3.23

Прямолинейное распространение света, образование теней. Наблюдение теней и полутеней.

1

17.02


3.24

Отражение света. Изучение отражения света.

1

24.02


3.25

Зеркала. Наблюдение отражения света в зеркале.

1

3.03


3.26

Преломление света. Наблюдение преломления света.

1

10.03


3.27


Линзы. Получение изображений с помощью линзы.

1

17.03


3.28-3.29

Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).

2

24.03

7.04


3.30

Миражи

1

14.04


3.31

Радуга.

1

21.04


3.32

«Световые явления физики в творчестве художников...

1

28.04


3.33-3.35

Опыты со светом

4

5.05

12.05

19.05

26.05
















Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса:

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1987

2. Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 № 1-677.

3. Учебный план МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № от 30.08.2014

Печатные пособия:

1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.

2. «Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.

3. «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

4. «Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.

5. Слайдовые презентации учителя.

6. Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

7. Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Экран

Аудио колонки

Информационные ресурсы:

Интернет

Планируемые результаты изучения курса:

Обучающийся научится:

Наблюдать и описывать различные типы физических явлений.

Описывать известные свойства тел, соответствующие им физические величины и способы их измерения.

распознавать физические явления

описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсацию, кипение, плавление, Объяснять причину возникновения света, приводят примеры естественных и искусственных источников света

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);



Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о механических, тепловых и световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и световых явлениях.





Рабочая программа курса «Наука опытным путем»
  • Физика
Описание:

Пояснительная записка

 

Источники составления программы:

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010  №  1987

2.         Федеральный базисный учебный план и примерный учебный  план для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312 с изменениями и дополнениями

3.         Региональный базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 № 1-678.

4.          Основная образовательная программа основного общего образования 5-6 классы, реализующая федеральные государственные стандарты основного общего образования на 2014-2015 учебный год в  МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области

 

Целями изучения являются:формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.

Задачи:

            формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;

формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов

Автор Белых Олеся Валерьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 350
Номер материала 8210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓