муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнедеревенская
средняя общеобразовательная школа»
Льговского
района Курской области
Принято
Утверждено
педагогическим советом приказ
№ ____ от
протокол
№ «___»_______2014г
«__»_______2014 директор
школы:____
Л.В.
Лукьянчикова
Рабочая
программа курса
«Наука
опытным путем»
6
класс
2014-2015
учебный год
Составитель
учитель
физики
Белых
О.В.
2014
г.
Пояснительная записка
Источники составления программы:
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 № 1987
2.
Федеральный
базисный учебный план и примерный учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования РФ от 09.03.2004 г №1312 с изменениями и дополнениями
3.
Региональный
базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки
Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами
комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 №
1-678.
4.
Основная
образовательная программа основного общего образования 5-6 классы, реализующая
федеральные государственные стандарты основного общего образования на 2014-2015
учебный год в МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Льговского района Курской области
Целями
изучения являются:формирование умений наблюдать
природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и
творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
—
формировать у обучающихся умение
безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
—
формировать навыки исследовательской
деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
—
создать условия для формирования
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения
выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ.
Общая характеристика организации учебного
процесса:
Для
реализации программы внеурочной деятельности «Наука опытным путем» в основной
школе необходимо, предоставить возможность индивидуальных исследований и
групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования
научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:
1.
Сбор информации.
2.
Наблюдение явления или эксперимент.
3.
Анализ.
4.
Выработка гипотезы, чтобы объяснить
явление.
5.
Разработка теории, объясняющей феномен,
основанный на предположениях, в более широком плане.
Предполагается
также
—
проведение обучающимися практических
(лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное
моделирование;
—
демонстрация учителем большого количества
экспериментов;
—
использование наглядных пособий, в том
числе видеоматериала, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов,
блок-схем, моделей и т.п
Общая характеристика учебного
курса
Как школьный предмет,
физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует
интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Физика занимает особое
место среди школьных дисциплин.
Курс «Наука опытным
путем» в 6 классе является дидактическим условием преемственности обучения в
системе непрерывного физического образования
Программа
поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия,
устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных
исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания,
значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением
сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями
жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки
безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения
точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления
научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном
анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных
закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения
физики, химии, биологии.
Программа
построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее
понятия закрепляются при изучении новых разделов, экспериментально
подтверждаются при демонстрациях и в лабораторных работах.
Описание места
учебного курса в учебном плане.
По учебному плану МБОУ «Верхнедеревенская
СОШ» курс «Наука опытным путем» рассчитан на 35 часов в год с проведением
занятий 1 раз в неделю. Содержание курса отвечает требованию к организации
внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей,
содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать
простор воображению.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностными результатами изучения курса
«Наука опытным путем» являются:
¾
готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и личностному самоопределению;
¾
сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности,
¾
сформированность познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
¾
убежденность в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий
для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;
¾
формирование ценностных отношений друг к
другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметными
результатами изучения курса «Наука опытным
путем» являются:
¾
использование умений и навыков различных
видов познавательной деятельности, применение основных методов познания
(системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
¾
понимание различий между исходными фактами
и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения
известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки
теоретических моделей процессов или явлений;
¾
формирование умений работать в группе с
выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды
и убеждения, вести дискуссию;
¾
умение генерировать идеи и определять
средства, необходимые для их реализации;
¾
приобретение опыта самостоятельного
поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и
новых информационных технологий для решения познавательных задач;
¾
умение определять цели и задачи
деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
¾
использование различных источников для
получения научной информации.
¾
формирование умений воспринимать,
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической
формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с
поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,
находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
¾
развитие монологической и диалогической
речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
¾
освоение приемов действий в нестандартных
ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными
результатами изучения курса «Наука опытным путем»
являются:
В познавательной сфере:
¾
знания о природе важнейших физических и
химических явлений окружающего мира и понимание смысла физических и химических
законов, раскрывающих связь изученных явлений;
¾
умения пользоваться методами научного
исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты;
¾
умения обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
¾
умения обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
¾
умения структурировать изученный материал
и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
¾
умения применять теоретические знания на
практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
¾
анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
работой механизмов, переработкой веществ.
В трудовой сфере:
¾
проводить физический и химический
эксперименты.
В сфере безопасности
жизнедеятельности:
¾
оказывать первую помощь при отравлениях,
ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Частными предметными результатами
изучения курса «Наука опытным путем» являются:
—
формирование представлений о закономерной связи и
познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о
системообразующей роли физики и химии для развития других естественных наук,
техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики и химии;
—
формирование первоначальных представлений о
физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования
материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о
строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком физики;
—
формирование первоначальных систематизированных
представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
—
формирование умений устанавливать связи между
реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в
микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от
состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
—
приобретение опыта применения научных методов
познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых
экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием
аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности
погрешностей любых измерений;
—
понимание физических основ и принципов действия
(работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов,
промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
—
осознание необходимости применения достижений
физики и химии для рационального природопользования;
—
развитие умения планировать в повседневной жизни
свои действия с применением полученных знаний законов механики,
электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
—
формирование представлений о нерациональном
использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как
следствие несовершенства машин и механизмов;
—
формирование представлений о значении естественных
наук в решении современных экологических проблем, в том числе в
предотвращении техногенных и экологических катастроф
Содержание курса
Механические явления (11 ч)
Понятие о механическом движении.
Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное,
движение по окружности, колебательное).
Механическое движение в природе и
технике.
Наблюдение относительности
механического движения.
Путь и время движения. Скорость
движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
Измерение пути и времени движения.
Измерение скорости движения.
Звук как источник информации об
окружающем мире.
Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Звуки в физике,
природе, музыке"
Ознакомление с источниками звука.
Тепловые
явления (9 ч)
Изменение
объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.
Наблюдение
изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
Наблюдение
изменения объема тела при нагревании и охлаждении.
Плавление
и отвердевание.
Таяние
снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.
Испарение
жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.
Наблюдение
испарения и конденсации воды. Изучение испарения жидкостей. Наблюдение
охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения воды.
Теплопередача.
Световые
явления (15 ч)
Свет
как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды,
Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное
распространение света, образование теней. Наблюдение теней и полутеней.
Отражение
света. Изучение отражения света.
Зеркала.
Наблюдение отражения света в зеркале.
Преломление
света. Наблюдение преломления света.
Линзы.
Получение изображений с помощью линзы.
Оптические
приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение
приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз
и очки.
Миражи
Радуга.
«Световые
явления физики в творчестве художников...
Опыты
со светом
Календарно-тематическое
планирование
№
п\п
|
Раздел
|
Тема
урока
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
план
|
факт
|
1.1
|
Механические явления (11 ч)
|
Понятие о механическом движении. Разнообразные виды
механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности,
колебательное).
|
1
|
2.09
|
|
1.2
|
Механическое движение в природе и
технике.
|
1
|
9.09
|
|
1.3
|
Наблюдение относительности
механического движения.
|
1
|
16.09
|
|
1.4
|
Путь и время движения. Скорость
движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.
|
1
|
23.09
|
|
1.5
|
Измерение пути и времени движения.
Измерение скорости движения.
|
1
|
30.09
|
|
1.6
|
Звук как источник информации об
окружающем мире.
|
1
|
7.10
|
|
1.7-1ю8
|
Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
|
2
|
14.10
21.10
|
|
1.9-1.10
|
Звуки в физике,
природе, музыке"
|
2
|
28.10
11.11
|
|
1.11
|
Ознакомление
с источниками звука
|
1
|
18.11
|
|
2.12
|
Тепловые явления (9 ч)
|
Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел
при нагревании и охлаждении.
|
1
|
25.11
|
|
2.13
|
Наблюдение изменения длины тела при нагревании и
охлаждении.
|
1
|
2.12
|
|
2.14
|
Наблюдение изменения объема тела при нагревании и
охлаждении.
|
1
|
9.12
|
|
2.15
|
Плавление и отвердевание.
|
1
|
16.12
|
|
2.16
|
Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и
стали, изготовление деталей отливкой.
|
1
|
23.12
|
|
2.17
|
Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при
испарении.) Конденсация.
|
1
|
30.12
|
|
2.18
|
|
Наблюдение
испарения и конденсации воды.
|
1
|
14.01
|
|
2.19
|
Изучение
испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение
кипения
|
1
|
20.01
|
|
2.20
|
Теплопередача
|
1
|
27.01
|
|
3.21-3.22
|
Световые
явления (15 ч)
|
Свет как источник информации человека об окружающем
мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
|
2
|
3.02
10.02
|
|
3.23
|
Прямолинейное распространение света, образование
теней. Наблюдение теней и полутеней.
|
1
|
17.02
|
|
3.24
|
Отражение света. Изучение отражения света.
|
1
|
24.02
|
|
3.25
|
Зеркала. Наблюдение отражения света в зеркале.
|
1
|
3.03
|
|
3.26
|
Преломление света. Наблюдение преломления света.
|
1
|
10.03
|
|
3.27
|
|
Линзы. Получение изображений с помощью линзы.
|
1
|
17.03
|
|
3.28-3.29
|
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный
аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и
зеркал).
|
2
|
24.03
7.04
|
|
3.30
|
Миражи
|
1
|
14.04
|
|
3.31
|
Радуга.
|
1
|
21.04
|
|
3.32
|
«Световые явления физики в творчестве художников...
|
1
|
28.04
|
|
3.33-3.35
|
Опыты со светом
|
4
|
5.05
12.05
19.05
26.05
|
|
Описание
учебно-методического и материально-технического
обеспечения
образовательного процесса:
Нормативно-правовая
база:
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 № 1987
2. Региональный
базисный учебный план ,утвержденный приказом комитета образования и науки
Курской области № 1-421 от 23. 03.2007 (с изменениями, утвержденными приказами
комитета образования и науки Курской области от 17.08.12 и от 11.06.2013 №
1-677.
3. Учебный
план МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный
приказом № от 30.08.2014
Печатные
пособия:
1. Физика и химия 5-6 классы «Дрофа», 2006г. А.Е. Гуревич.
2.
«Занимательная физика 1-2ч» Я.И. Перельман.
3.
«Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»Москва «Вако», 2006г. Л.А.
Горлова.
4.
«Физика. Человек. Окружающая среда» А.П. Рыженков.
5.
Слайдовые презентации учителя.
6.
Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
7.
Занимательные опыты и эксперименты, Ф. Ола и др.-М,4 Айрис- пресс, 2006.
Технические
средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Экран
Аудио колонки
Информационные
ресурсы:
Интернет
Планируемые
результаты изучения курса:
Обучающийся научится:
Наблюдать и описывать различные типы
физических явлений.
Описывать известные свойства тел,
соответствующие им физические величины и способы их измерения.
распознавать физические явления
описывать
и объяснять физические явления: испарение, конденсацию,
кипение, плавление, Объяснять причину возникновения света, приводят примеры
естественных и искусственных источников света
•
осуществлять самостоятельный
поиск информации естественнонаучного содержания
с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз-данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков,
математических символов, рисунков и структурных схем);
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о механических, тепловых и
световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведенияв окружающей среде;
• приводить примеры практического использования
физических знаний о механических, тепловых и световых явлениях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.