Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа курса «Литература» 5 класс для основного общего образования

Рабочая программа курса «Литература» 5 класс для основного общего образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Еланская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО

решением методического совета

учителей внедряющих ФГОС ООО МБОУ Еланской СОШ

протокол № ____________ от 31.08.2013

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР МБОУ Еланской СОШ

_______________________ Е.В.Костромина

31.08.2013













Рабочая программа

курса «Литература» 5 класс

для основного общего образования

















Составитель:

Сурмач Н.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ Еланской СОШ




2014




Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе авторской программы Т.Ф.Курдюмовой в соответствии с требованиями ФГОС основного общего

образования. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5—9 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.


Описание места учебного предмета в учебном плане школы

Предмет «Литература» в учебном плане МБОУ Еланской СОШ в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе по 3 часа в неделю, 105 часов в год.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель изучения предмета «Литература»: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием.

Задачи:

  •  формирование гуманистического мировоззрения;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Результаты освоения предмета

Предметные:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и

адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,

использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)



Содержание

Происхождение и развитие литературы.(1ч)

Литература-искусство слова

Мифы народов мира.(4ч)

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».

Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(15ч)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора.

Былины(3ч)

Русский народный эпос –былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола. Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке.

Русские народные сказки.(3ч)

Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки. Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира.(1ч)

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь".

Малые жанры фольклора.(4ч)

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики. Загадка как один из видов фольклора. Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот. Песни, частушки. Песня как форма словесно музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр.(3ч)

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка". Исполнение народной

драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.

Русская литература XIX века.(37ч)

Русская классическая литература XIX века.(7ч)

Русская классическая литература XIX века.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осѐл и Мужик». Мораль басен. Герои басен. Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе. В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады.«Спящая царевна». Сюжет и герои сказки.

А.С. Пушкин(7ч)

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма"Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.

М.Ю. Лермонтов(2ч)

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»

Н.В. Гоголь(3ч)

Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести

Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота».

И.С. Тургенев(8ч)

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму".Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».

Поэтический образ Родины.(4ч)

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю.Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них –у дуба, у берѐзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.

Героическое прошлое России.(6ч)

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир» Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-

эпопея.(Анализ эпизода). М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки рома

на). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения. Итоговый урок по литературе XIX века.

Литература XX века.(29ч)

Связь веков.(1ч)

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики.

Литературные сказки XIX –XX веков.(14ч)

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К.

Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб». Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена. А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова. Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо». Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. Дж. Родари "Сказки по телефону"-

отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта "Сказок по телефону». Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону». Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) –героиня сказок. Игра словами в сказке « Аня в стране чудес». Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с фольклором. Мал

ые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр. Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Заключительный урок по теме «Литературные сказки XXвека».

Проза русских писателей XX века .(4ч)

И.С. Шмелѐв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с

«бледнолицым братом» -Антоном Чеховым. Двойное название рассказа. Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой». Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождѐн прочитанной книгой. Комическая развязка. Очерк А.И. Куприна «Мой полет».

Поэтический образ Родины.(3ч )

А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черѐмуха». М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).

Героическое прошлое России.(1ч )

Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой

Отечественной войне.

Современная литература.(7ч )

В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро". Автобиографическое произведение писателя.

Сюжет и композиция рассказа. Борьба героя с трудностями. Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои еѐ книг. Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».

Путешествия и приключения на страницах книг.(16ч )

Покорение пространства и времени.(13ч)

Роман «Робин Крузо» и его автор. Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо». Р.Э. Распэ

"Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота. Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена». М. Твен "Приключения Тома Сойера".

Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера». Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера". А. Линдгрен "Приключения Калле

Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.

Новая жизнь знакомых героев.(3ч )

Н.С. Гумилѐв "Орѐл Синдбада", «Маркиз де Карабас». В. Лесьмян « Новые приключения

Синдбада-морехода». Итоговый урок по теме « Путешествия и приключения».

Итоги.(3ч )

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплѐте". Просмотр и обсуждение кинофильма.


Тематическое планирование


N п/п


Наименование раздела, темы

Количество уроков

всего

Из них развития речи


Происхождение и развитие

литературы.


1



Мифы народов мира

4



Устное народное творчество

(ФОЛЬКЛОР)


15



Русская литература XIX века.

37

2


Литература XX века.

29

1


Путешествия и приключения на

страницах книг


16



Итоги

3







Итого


105


Планирование уроков литературы 5 класс


№ п.п.


Наименование тем, разделов

Колич

ество

часов


Характеристика основных видов

деятельности учащихся


Планируемые результаты (УУД)



Происхождение и развитие литературы

1



1


Литература-искусство слова



Знакомство с

учебником, его с

рубриками.





Мифы народов мира

4



2

1

Мифы и мифология


1

Чтение текстов и их обсуждение. Пересказ.

Работа в группах по освоению

нового материала с использованием дополнительных источников

информации: статей, ЦОР

(работа с ноутбуками).

Иллюстрирование к

прочитанным мифам

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Структурирование информации

2. Поиск информации

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию,

представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст:

иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и

просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного

(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями,

справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-

следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собствен-ное мнение и позицию, аргументировать еѐ.

3. Задавать вопросы,необ-ходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обос-новывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями


3

2

Календарные мифы. Масленица


1

4

3

Мифы о сотворении мира


1

5

4

Знакомство с мифами о Геракле.

Миф « Золотые яблоки Гесперид»

1



Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).

15


6

1

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Теория.

Фольклор. Жанры фольклора


1

Чтение. Пересказ.

Подробный и сжатый пересказ.Ответы на вопросы.Выявление характерныхособенностей жанров фольклора. Нахождение сходства и различий.Выявление

художественных

особенностей и приемов

сказок и былин. Элементарный языковой анализ. Разделение на тематические группы.

Работа со словарями и

литературоведческими

справочниками.

Выявлять характерные для волшебной сказки особенности.

Чтение и анализ сказки

Выразительное чтение,

Составление план

а, объяснение значений устаревших слов.

Инсценирование.

Сочинение собственных сказок, былин, загадок, частушек, пословиц

Объяснение смысла

Пословиц.

Составлять словарную статью

Знакомство с особенностями

анекдота как жанра,

придумывание собственных анекдотов

Знакомство с особенностями

песни, частушки.

Сочинение и исполнение

Собственных произведений.

Составление книжки-

малышки «Песни и частушки моей семьи»




Былины

3

7

1

Русский народный эпос –былины. Циклы былин. Теория. Былина. Сюжет былины. Гипербола


1

8

2

Былина « Три поездки Ильи Муромца»


1

9

3

Былины и их герои в живописи и музыке


1



Русские народные сказки

3

10

1

Сказка как популярный жанр народного творчества Теория. Сказка. Виды сказок

1

11

2

«Царевна-лягушка». Теория. Художественные особенности волшебной сказки


1

12

3

Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка»


1



Сказки народов мира.

1

13

1

Богатство отражения жизни в сказках народов мира. "Тысяча и одна ночь"


1



Малые жанры фольклора

4

14

1

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Богатство и разнообразие тематики


1

15

2

Загадка как один из видов фольклора


1

16

3

Анекдот как один из малых жанров фольклора. Сказка-анекдот.


1

17

4

Песни, частушки. Песня как форма словесно-

музыкального искусства. Теория. Песня, частушка. Рифма. Музыка в произведениях фольклора


1



Русский народный театр

3

18

1

Народный театр в истории русской культуры. "Озорник Петрушка"

1

19

2

Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах


1

20

3

Итоговый урок по теме фольклор

1



Русская литература XIX века

37





Русская классическая литература XIX века


7

Выразительное чтение,

пересказ. Подробный и сжатый пересказ.


Чтение по ролям.


Выявление темы и идеи художественного произведения.


Выявление авторской позиции.

Отыскивание портретной характеристики героя.


Объяснение значений устаревших слов.


Работа с литературоведческими

понятиями: род, жанр, басня, баллада, поэма, стихотворение,

повесть, сюжет, герой, автор, лирический герой.


Определение лиро-эпических жанров


Иллюстрирование, определение

смысла, морали басен.


Инсценирование, создание отзыва на инсценировку.


Определение двусложных

размеров.


Обучение рифмовке.

Сочинение собственных

стихотворений с учетом знаний о двусложных размерах.


Создание слайд-презентаций, выступления учащихся.


Составление рекламы по

Прочитанному произведению.


Составление элементарных

вопросов для интервью с

героем.


Обучение выразительному

чтению.


Элементарный ассоциативный

анализ поэтических текстов.


Поиск художественных средств выразительности: эпитетов, метафор, сравнений, звукописи.


Определение фантастического и реального в тексте


Словесное рисование.


Обучение анализу эпизода.


Обучение сочинению.


Обучение созданию отзыва на прочитанное произведение.


Создание словариков

незнакомых слов прочитанного произведения.


Создание литературных газет и журналов


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать

тему, проблему и цели урока.


2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Структурирование информации


2. Пользоваться изучающим видом чтения.


3. Извлекать информацию,

представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст:

иллюстрация, таблица, схема).


4. Пользоваться ознакомительным и

просмотровым чтением.


5. Излагать содержание прочитанного(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.


6. Пользоваться словарями,

справочниками.


7. Осуществлять анализ и синтез.


8. Устанавливать причинно-

следственные связи.


9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


2. Формулировать

собственное мнение и

позицию, аргументировать еѐ.


3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


4. Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.


5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.


6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.


7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

зрения.


8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями


21

1

Русская классическая литература XIX века

1

22

2

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова

1

23-24

3-4

Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осѐл и Мужик». Мораль басен. Герои басен.


2

25

5

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе

1

26

6

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Трагические события баллады


1

27

7

«Спящая царевна». Сюжет и герои сказки

1



А.С. Пушкин

7

28

1

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог)


1

29

2

Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая

1

30

3

Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая

1

31

4

Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья

1

32

5

Поэма "Руслан и Людмила". Обобщение

1

33

6

Повествование, описание, рассуждение

1

34

7

Родна природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина


1



М.Ю. Лермонтов

2

35

1

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества «Парус»

1

36

2

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете»


1



Н.В. Гоголь

3

37

1

Н.В.Гоголя цикл повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

38

2

Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

1

39

3

Фантастическое и реальное в повести

Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота»


1



И.С. Тургенев

8

40

1

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму"

1

41

2

Герасим в доме барыни

1

42

3

Герасим и Татьяна

1

43

4

Герасим и Муму

1

44

5

Богатырский поступок

1

45-46

6-7

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

2

47

8

Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму»

1



Поэтический образ Родины.

4

48

1

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь»


1

49

2

Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья»


1

50

3

Автор и его отношение к природе в

строках лирических стихов. Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них –у дуба, у берѐзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха


1

51

4

Стихотворные размеры


1



Героическое прошлое России.


6

52

1

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Патриотическая тема в стихотворении


1

53

2

Композиция и идейное содержание стихотворения

М.Ю.Лермонтова «Бородино»


1

54

3

Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир»


1

55

4

Петя Ростов в партизанском отряде. Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. Теория. Роман-эпопея.(Анализ эпизода)


1

56

5

М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Фрагмент из инсценировки романа). Диалог в инсценировке. Теория. Инсценировка прозаического произведения


1

57

6

Итоговый урок по литературе

XIX век


1



Литература XX века

29





Связь веков

1


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать

тему, проблему и цели урока.


2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своейработы.


Познавательные

УУД

1. Структурирование информации


2.Пользоваться изучающим видом чтения.


3. Извлекать информацию,

представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).


4. Пользоваться ознакомительным и

просмотровым чтением.


5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

подробно, сжато, выборочно.


6. Пользоваться словарями,

справочниками.


7. Осуществлять анализ и синтез.


8. Устанавливать причинно-

следственные связи.


9. Строить рассуждения


Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


2. Формулировать

собственное мнение и

позицию, аргументировать еѐ.


3. Задавать вопросы, необходимые для

организации собственной

деятельности.


4. Осознавать важность

коммуникативных умений в жизни человека.


5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать тексты

различного типа, стиля, жанра.


6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения


7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения.


8. Выступать перед аудито-

рией сверстников с сообщениями


58

1

Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Теория. Тема лирики


1

Выразительное чтение,

пересказ.


Подробный и сжатый

пересказ.


Чтение по ролям.


Выявление темы и идеи

художественного произведения.


Выявление авторской позиции.


Отыскивание портретной

характеристики героя.


Объяснение значений

устаревших слов


Работа с литературоведческими

понятиями: литературная

сказка, повесть.


Инсценирование.


Создание слай-презентаций,

выступления учащихся.


Составление элементарных

вопросов для интервью с

героем.


Обучение выразительному

чтению.


Элементарный ассоциативный

анализ поэтических текстов.


Поиск художественных средств выразительности: эпитетов, метафор, сравнений, звукописи.


Определение фантастического и реального в тексте.


Словесное рисование.


Анализ эпизода.


Обучение сочинению.


Обучение созданию отзыва на

прочитанное произведение.


Создание словариков

незнакомых слов прочитан-ного произведения.


Создание литературных газет и журналов




Литературные сказки XIX –XX веков


14

59

1

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Теория. Пути рождения сказок. К. Паустовский "Рождение сказки", «Теплый хлеб»


1

60

2

Внеклассное чтение .Викторина по сказкам Х.К. Андерсена

1

61

3

А. Платонов "Волшебное кольцо". Герои сказки Платонова

1

62

4

Б.В. Шергин. «Волшебное кольцо». Народные сказки в переработке Б.В. Шергина. Герои сказки «Волшебное кольцо»


1

63-64

5-6

Дж. Даррелл «Говорящий сверток». Защита животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны


2

65-66

7-8

Дж. Родари "Сказки по телефону"-отклик на стрем

ление людей XX века к краткости и оперативности. Дж. Родари "Старые пословицы". Лаконизм и афористичность повествования

как характерная черта "Сказок по телефону»


2

67

9

Внеклассное чтение. Джанни Родари « Сказки по телефону»

1

68

10

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков "Аня в стране чудес".Алиса (она же Аня) –героиня сказок


1

69

11

Игра словами в сказке « Аня в стране чудес»

1

70

12

Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно". Смысл двойного названия повести. Связь произведения с

фольклором. Малые формы фольклора на страницах произведения. Теория. Фэнтези как жанр


1

71

13

Особенности жанра повести Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно"


1

72

14

Заключительный урок по теме «Литературные сказки

XXвека


1



Проза русских писателей XX века


4

73

1

И.С. Шмелѐв "Как я встречался с Чеховым. За карасями". Встреча юных рыболовов с«бледнолицым братом» -Антоном Чеховым. Двойное название рассказа.


1

74

2

Внеклассное чтение. Рассказ И.С. Шмелева « На святой»

1

75

3

Е.И. Замятин "Огненное А". Рассказ о мечте подростков начала XX века. Сюжет, который рождѐн прочитанной книгой. Комическая развязка


1

76

4

Очерк А.И. Куприна «Мой полет»

1



Поэтический образ Родины

3

77

1

А.А. Блок «На лугу», «Ворона». С. Есенин «Пороша», «Ночь», «Черѐмуха»


1

78

2

М.М.Пришвин «Времена года»


1

79

3

Миф наших братьев меньших( стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке» и В.В Маяковского

« Хорошее отношение к лошадям»)


1




Героическое прошлое России

1

80

1

Стихи А.Т.Твардовского, А.А.Ахматовой, Р.Г.Гамзатова, А,И.Фатьянова о Великой Отечественной войне

1



Современная литература

7

81

1

В.П. Астафьев « Игра», "Васюткино озеро".

Автобиографическое произведение писателя. Сюжет и композиция рассказа

1


2

В.П. Астафьев "Васюткино озеро". Борьба героя с трудностями.

1

82

3

Герой рассказа В.П. Астафьева « Васюткино озеро».

1

83

4

Сочинение по рассказу В.П. Астафьева « Васюткино озеро»

1

84-85

5-6

Т.Янссон "Последний в мире дракон". Утверждение права современной литературы на сказку. Мумми-

тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которых придумала и нарисовала художница, как герои еѐ книг.


2

86

7

Итоговый урок по темам «Современная литература

XXвека»


1



Путешествия и приключения на страницах книг

16




Покорение пространства и времени

13

Выразительное чтение,

пересказ.


Подробный и сжатый

пересказ.


Чтение по ролям.


Выявление темы и идеи

художественного произведения.


Выявление авторской позиции.

Представление прочитанной

книги, реклама книги.


Работа с литературоведческими

терминами: гротеск, гипербола, литота, сюжет и композиция


87

1-2

Роман «Робин Крузо» и его автор

2

88

3

Герой романа Д. Дефо « Робинзон Крузо»

1

89

4

Р.Э. Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена". Теория. Гротеск. Гипербола. Литота


1

90

5

Игровой урок по книге Р.Э. Распэ « Приключения барона Мюнхгаузена»


1

91

6

М. Твен "Приключения Тома Сойера"

1

92

7

Внеклассное чтение. Герой романа М. Твена « Приключение Тома Сойера»


1

93

8

Игровой урок по роману М. Твена "Приключения Тома Сойера»


1

94-95

9-10

А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста".


2

96

11

Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле Блюмквиста»


1

97

12-13

Сюжет и композиция художественного произведения

2



Новая жизнь знакомых героев

3

98

1

Н.С. Гумилѐв "Орѐл Синдбада", «Маркиз де Карабас»


1

99

2

В. Лесьмян « Новые приключения Синдбада-морехода»

1

100

3

Итоговый урок по теме « Путешествия и приключения»

1



Итоги.

3



101

1

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе

1



102

2

Контрольная работа по курсу литературы 5 класса

1

103

3

Анализ контрольной работы. Литература для летнего чтения

1










Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения



БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1

Стандарт основного общего образования по литературе

1.2

Примерная программа основного общего образования по литературе

1.3

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в 2-х частях) «Литература. 5 кл.» авт. –сост.Курдюмова Т.Ф.. –2изд. –М.: ООО«Дрофа», 2012

1.4

Художественная литература

1.5

Справочно-энциклопедическая литература


ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1

Портреты писателей


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1

Электронное приложение к учебнику

3.2

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по всему курсу

литературы

3.3

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности


ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

4.1

Экран навесной

4.2

Компьютер

4.3

Мультимедиа проектор




Рабочая программа курса «Литература» 5 класс для основного общего образования
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Рабочая программа по литературе для V класса составлена на основе авторской программы Т.Ф.Курдюмовой в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

 

Автор Сурмач Наталья Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 327
Номер материала 40066
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓