Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса коррекционных занятий «Пластилинография» в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа курса коррекционных занятий «Пластилинография» в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области









Рабочая программа курса коррекционных занятий «Пластилинография» в 1 классе.













Учитель начальных классов: Соболева Елена Константиновна.







Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то , письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений для коррекционных занятий с первоклассниками было выбрано рисование картин пластилином - пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом .

Пластилинография – это один из новых видов работы в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с первоклассниками.

Цель курса коррекционных занятий: совершенствовать умения в изобразительной деятельности через применение нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Задачи курса

Образовательные:

1 Освоить передачу простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

2 Освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Коррекционно-развивающие:

1 Развивать изобразительные умения посредством пластиллинографии.

2 Развивать тонкие и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, глазомер, память.

Воспитательные:

1 Воспитывать интерес к предмету, желание выполнять работу хорошо.

2 Поддерживать проявление фантазии в применении собственных замыслов.

Общее количество часов – 34, (34 учебные недели).

Количество часов в неделю – 1 час.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы программы

Количество часов

Плоскостная лепка

8

Полуобъёмное изображение предметов на плоскости

13

Плоскостная лепка и использованием природного материала

7

Создание картин по предложенному сюжету

6



п/п

Тема

Основные понятия

Методическое обеспечение урока

Коррекционная работа

Виды работ

Межпред-метные связи

Кол-во часов. Дата по факту.

Примечание

I четверть

1

Листик кленовый

Свойства пластилина

Предметные картинки

Развитие моторики руки

Беседа о природе осенью, ее красоте

Развитие речи

1


2

Гроздь винограда

Пластичность, стек.

Образец

Различение формы предмета

Техника пластилинографии,приемы выполнения декоративных налепов


Трудовое обучение.

1


3

Яблоки поспели

Приемы пластилинографии.

Натуральная наглядность (яблоки)

Различение цвета предмета



Создание образа посредством цвета и объема.

Рисование

1


4

Астры в вазе

Приемы лепки на плоскости.

Цветы в вазе.

Эстетическое восприятие.

Освоение навыков работ с пластилином.

Развитие речи

1


5

Грибы грибочки выросли в лесочке.

Грибы, их название.

Муляжи, предметные картинки.



Развитие восприятия.



Формирование обобщенного понятия о грибах.

Обучение грамоте.

1


6

Божья коровка, улети на небо.

Насекомые, окружающий мир.

Сюжетные картинки.

Развитие мелкой моторики.

Анализ образца, использование инструкции.


Развитие речи.

1


7

Фрукты

Приемы лепки

Образец, натуральная наглядность

Развитие зрительного внимания.

Игра «Отгадай загадку».

Развитие речи

1


8

Мои игрушки

Приемы лепки.

Любимые игрушки.

Развитие зрительного внимания.

Практическая работа

Рисование

1


II четверть

1

Картины осени

Пейзаж, времена года, красота осенней природы.

Сюжетные картинки

Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства цвета.

Беседа о красоте природы осенью.

Практическая работа

Развитие речи. Рисование.

1


2

Яблоки на тарелочке.

Фрукты, натюрморт.

Предметные картинки. Муляжи.

Развитие связной речи, памяти.

Викторина: «Отгадай загадки».

Обучение грамоте.

1


3

Мои домашние питомцы. Котенок.

Домашние животные.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие внимания и памяти.

Викторина «Отгадай загадки».

Развитие речи.

1


4

Снежинка.

Снегопад ,зима.

Образец, сюжетные картинки.

Развитие глазомера.

Беседа о зиме, красоте снежинок. Творческая деятельность.

Рисование

1


5

Снеговик.

Свойства пластилина.

Образец. Картина: Забавы детей зимой.

Развитие мелкой моторики рук, воображения.

Рисование пластилином. Беседа о детских забавах.

Обучение чтению. Развитие речи.

1


6

Игрушка новогодняя.

Елочные игрушки и украшения. Выпуклое изображение в лепке.

Образец. Елочные игрушки.

Мелкая моторика рук, творческое воображение.

Беседа о празднике. Отгадывание загадок.

Рисование. Математика.

1


7

Елка новогодняя огоньками светится.










Выпуклое изображение. Композиция.

Сюжетные картинки. Новогодняя елка в классе.

Творческое воображение. Мелкая моторика.

Беседа об истории праздника. Творческая деятельность.

Рисование.

1


III четверть

1

Помоги птицам зимой. Снегирь.

Снегирь. Кормушка, пернатые друзья, перелетные и зимующие птицы.

Сюжетные и предметные картинки.

Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства цвета.

Беседа о птицах, помощи им зимой.

Практическая работа

Развитие речи. Рисование.

1


2

Динозаврики, может вы попрятались в Африке...

Динозавр, прошлые времена. Композиция.

Рисунки, картинки.

Развитие связной речи, памяти, кругозора.

Беседа, практическая работа.

Обучение грамоте.

1


3

«Творю ,что хочу».

Сюжет.

Предметные и сюжетные картинки.

Развитие внимания и памяти.

Викторина «Отгадай загадки».

Развитие речи.

1


4

Поздравляю папу с Днем Защитника Отечества.

Праздник, Отечество, защитники.

Образец, сюжетные картинки.

Развитие глазомера, связной речи.

Рассказ о истории праздника. Творческая деятельность.

Рисование

1


5

Украшение для мамы.

Праздник, поздравление.

Образец. Сюжетные картинки.

Развитие мелкой моторики рук, воображения, восприятие цвета и размера.

Беседа о истории праздника. Творческая деятельность.

Обучение чтению. Развитие речи.

1


6

Мир похож на цветной луг.

Природа, красота.

Образец. Сюжетные картинки.

Мелкая моторика рук, творческое воображение, глазомер, цветовосприятие.

Беседа о красоте родной природы, цветах. Викторина «Узнай цветок

Рисование. Математика.

1


7

Подводный мир.

Обитатели подводного мира, форма предмета (шарообразная, овальная).

Сюжетные картинки.

Творческое воображение. Мелкая моторика. Эстетическое восприятие.

Беседа об обитателях подводного мира. Творческая деятельность.

Рисование.

1


8

Для любимой мамочки. Композиция из цветов и листьев.

Форма цветов. Свойства пластилина. Техника безопасности.

Рисунки цветов. Образец.

Развитие восприятия цвета и формы, мелкой моторики.

«Отгадай загадки» (загадки о цветах).

Развитие речи.

1


9

Веселый зоопарк.

Обитатели зоопарка.

Предметные картинки. Образец на доске.

Развитие творческого воображения.

Беседа о зоопарке и его жителях. Практическая работа.

Изобразительное искусство.

1


10

Дом, в котором я живу.

Правило техники безопасности при работе пластилином.

Образец, картинки.

Творческое воображение. Мелкая моторика. Эстетическое восприятие.

Беседа . Творческая деятельность.

Развитие речи.

1


IV четверть

1

В мире животных.

Животные наших лесов.

Сюжетные картинки

Развитие зрительного восприятия, памяти, чувства цвета.

Беседа о животном мире лесов .

Практическая работа

Развитие речи. Рисование.

1


2

Волшебное яичко.

Праздник, ПАСХА.

Сюжетные картинки.

Развитие связной речи, памяти, эмоционального восприятия.

Беседа об истории праздника.

Обучение грамоте.

1


3

Весна идет, весне дорогу.

Первоцветы, бережное отношение к природе.

Предметные и сюжетные картинки. Натуральная наглядность (первые цветы).

Развитие внимания и памяти.

Беседа о первоцветах. Рисование пластилином.

Развитие речи.

1


4

Проснулись жуки, червячки и другие насекомые.

Насекомые. Правила поведения в природе

Образец, сюжетные картинки.

Развитие глазомера, восприятие цвета и формы.

Беседа о насекомых. Творческая деятельность.

Рисование

1


5

Полетели в космос.

Свойства пластилина. Космос, ракета, Ю. Гагарин.

Образец. Книга о космосе.

Развитие мелкой моторики рук, воображения.

Рисование пластилином. Беседа о космосе.

Обучение чтению. Развитие речи.

1


6

Птицы наших лесов. Дятел – лесной доктор.

Насекомые, лесной доктор.

Образец. Предметные и сюжетные картинки.

Мелкая моторика рук, творческое воображение.

Беседа о пользе птиц. Отгадывание загадок.

Рисование. Математика.

1


7

На лесной полянке. Земляника.

Выпуклое изображение. Композиция.

Сюжетные картинки.

Творческое воображение. Мелкая моторика. Познавательный интерес к природе.

Беседа о разнообразии мира растений. Творческая деятельность.

Рисование.

1


8

В мире цветов. Незабудки.

Названия цветов.

Рисунки, картинки.

Активная работа пальцев рук.

Беседа о красоте цветов на лугу.

Развитие речи

1


9

Здравствуй, лето!

Создание композиции из отдельных деталей

Сюжетные картинки.

Сборник загадок.

Развитие чувства цвета, эстетического восприятия.

Беседа о лете. Отгадывание загадок.

Изобразительная деятельность.

1




Рабочая программа курса коррекционных занятий «Пластилинография» в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа курса коррекционных занятий "Пластилинография" для 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида содержит: пояснительную запску, распределение учебных часов по разделам курса, календарно- тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа. 

Цель курса: совершенствовать умения в изобразительной деятельности через применение нетрадиционных приемов работы с пластилином в технике пластилинографии.

Важная роль в формировании головного мозга, познавательных способностей, становления речи учащихся принадлежит развитию кисти руки. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, для коррекционных занятий с первоклассниками, обучающимися по программе VIII вида, было выбрано рисование картин пластилином - пластилинография.

 

Автор Соболева Елена Константиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1741
Номер материала 51974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓