Главная / Директору-завучу / Рабочая программа курса «Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики»

Рабочая программа курса «Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»


Педагогического и художественного образования

(факультет)


Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2014 г., протокол № __________


Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры ПиМНО________________

«___»___________ 2014 г., протокол № __________


Заведующий кафедрой__________/



Рабочая программа дисциплин


«Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики»

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогики и методики начального образования

Профиль ………………..……………………………

Начальное образование

Дополнительное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Педагогики и методики начального образования

Семестр(ы)……………………………………………

7







Автор-разработчик программы: А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор ____________



Рецензент: Г.В. Караваева, к.п.н., доцент ____________________





Глазов 2014

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

3

108

Семестр 7

Трудоемкость

3

72

Аудиторные занятия (всего)

1,5

54

В том числе:

Лекции


22

Лабораторные работы


Практические занятия


22

КСР


10

Другие виды аудиторной работы



Самостоятельная работа (всего)

1,5

54

В том числе:

Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР


20

Составление наглядно-графических материалов


10

Саморефлексия творческого роста


22

Вид аттестации - зачёт


2



  1. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам


п/п

Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости1

Код компетенций2

всего

аудиторные

лекц

Практические

лаб

КСР

СРС

Семестр 7

Модуль 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ

1

Раздел 1. Системное понимание современной педагогической действительности


4

2

2




2




Системный подход в педагогике.


Педагогическая теория и творчество педагога.







-

-

-


Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

2

Раздел 2. Компетентностный подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования


10

5

2

2

-

1

5




Профессиональная подготовка педагога.

Профессиограмма бакалавра педагогики.

Онтологические характеристики креативной компетенции бакалавра педагогики





-

-



Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

3

Раздел 3. Историко-педагогический анализ проблемы


8

4

2

2



4




Формирования креативной компетенции педагога

Проблема профессионализма педагога в России и за рубежом. Проблема качества профессиональной подготовки современной России












Модуль 2. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ


Раздел 4. Содержание и структура креативной компетенции


28

14

6

6

-

2

14



Креативная эрудиция – исходный компонент креативной компетенции

Опыт творческой педагогической деятельности – ключевой компонент креативной компетенции.

Творческая готовность –системообразующий компонент креативной компетенции









Устный ответ


ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Раздел 5. Креативная компетентность как интегративное качество личности бакалавра педагогики


28

14

4

6


4

14




Критерии и уровни творческой компетентности.

Ведущие тенденции, принципы и факторы формирования креативной компетенции бакалавра педагогики












Раздел 6. Модель формирования креативной компетенции бакалавра педагогики


30

15

6

6


3

15




Общая характеристика модели педагога.

Авторская модель формирования креативной компетенции












Всего – по семестру


108

54

22

22

-

10

54

-



Итого – по дисциплине









зачёт



3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы/Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

-

-

2


2

Работа в малых группах

-

14

12

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )


14

14

28 / 39%

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

  • Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

  • Метод «круглый стол»;



4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2.»)



5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 5 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели

  2. Промежуточная аттестация: 5 семестр - зачет (14 неделя),


Критерии оценки устного ответа на практическом занятии:

п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия музыкального искусства, понимает суть современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует музыкально-педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не в полной мере владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении современных подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не владеет методической культурой музыкального воспитания младших школьников

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0



Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.


Тематика эссе с методическими материалами. Не предусмотрено


5.1.Вопросы к зачету по дисциплине.

  1. Какова роль педагога в современном обществе?

  2. Дайте определение профессионально-творческой компетентности педагога (ПТКП).

  3. Каковы основные структурные компоненты креативной компетенции бакалавра педагогики?

  4. Как соотносятся в труде педагога профессиональные и личностные качества?

  5. Какой компонент творческой компетентции бакалавра педагогики выступает в качестве ее систематизирующего элемента и почему?

  6. Как вы определяете понятие «творческая готовность педагога»?

  7. Охарактеризуйте основное содержание компонентов творческой готовности педагога и обоснуйте их взаимосвязь друг с другом.

  8. Назовите и раскройте суть основных критериев творческой готовности педагога.

  9. Дайте классификацию профессионально значимых качеств личности педагога.

  10. Какие качества личности педагога можно отнести в группу творчески значимых?

  11. Какие качества являются главными в работе творческого педагога?

  12. Дайте определение понятиям «эмпатия», «рефлексия», «креативность». Какого их значение в развитии творческой готовности педагога?

  13. Дайте определение понятиям: «проницательность», «коммуникативность», «мобильность». Какого их значение в развитии творческой готовности педагога?

  14. Охарактеризуйте «интеллигентность», «мотивационную направленность на творчество» как творчески значимые личностные качества педагога.

  15. Что вы понимаете под профессиональной подготовленностью педагога к творческой деятельности?

  16. Что такое «теоретическая готовность педагога» и каковы ее характеристики?

  17. Назовите и кратко охарактеризуйте категории категории и методологические основы педагогической эвристики и креативной психологии.

  18. Каковы закономерности творческого саморазвития личности педагога?

  19. В чем суть, каковы цели и современные педагогические технологии обучения, воспитания и творческого саморазвития школьников?

  20. Какие умения входят в группу смыслотворчества педагога? Кратко охарактеризуйте их.

  21. Раскройте суть и назначение аналитических умений педагога.

  22. Дайте развернутую характеристику прогностическим умениям педагога.

  23. Какова роль проективных умений педагога в реализации творческого подхода к образованию школьников?

  24. Что такое «рефлексивные умения» и какова их роль в творческом саморазвитии педагога?

  25. Что такое «практическая готовность» и каково ее содержание?

  26. Как соотносятся в труде педагога организаторские и комминикативные умения?

  27. Дайте характеристику группе общепедагогических организаторских умений.

  28. Дайте характеристику группе коммуникативных умений педагога.

  29. В чем заключается творчески развивающий потенциал теоретической и практической готовности педагога.

  30. Каковы основные критерии уровня сформированности ПТКП?

  31. Как грамотно диагностировать психологическую готовность педагога к творческому труду?

  32. Как измерить уровень развития педагогической эмпатии?

  33. Охарактеризуйте диагностические методики оценки уровня выраженности рефлексивности.

  34. Раскройте 1-2 методики определения уровня развития креативности.

  35. Как определеить мотивационную направленность педагога?

  36. Как диагностируется коммуникативность педагога?

  37. В чем суть методики определения уровня сформированности педагогической проницательности?

  38. Как диагностируется интеллектуальная и деятельностная мобильность педагога?

  39. Охарактеризуйте методику оценки уровня выраженности интеллигентности педагога.

  40. Каким образом можно диагностировать креативно-психолого-педагогическую грамотность педагога?

  41. Что и как диагностируется при изучении уровня выраженности практической готовности педагога?

  42. Смоделируйте структуру системы формирования профессионально творческой компетентности педагога.

  43. Охарактеризуйте управляющую систему развития профессионально-творческой компетентности педагога.

  44. Из каких подсистем состоит управляемая система развития профессионально творческой компетентности педагога?

  45. Назовите и охарактеризуйте системообразующий компонент, обеспечивающий эффективность формирования профессионально-творческой компетентности педагога.

  46. Кратко охарактеризуйте факторы, средства и методы успешного формирования профессионально творческой компетентности педагога?.

  47. Охарактеризуйте профессионально-уровневый механизм становления творческой готовности педагога.

  48. Раскройте специфику формирования профессионально творческой компетентности педагога на разных ступенях возрастного развитиябудущего педагога.

  49. Обоснуйте ответ на вопрос: «От чего, в целом, зависит результативность профессиональной подготовки педагога?»

  50. Каковы те факторы, которые усиливают формирующее влияние на профессионально-творческую подготовку педагога?

  51. Охарактеризуйте факторы объективного порядка, влияющие на развитие профессионально-творческой компетентности педагога.

  52. Дайте краткую характеристику факторам субъективного порядка, способствующим развитию профессионально-творческой компетентности педагога.

  53. Какова научно-обоснованная совокупность педагогических средств обеспечения профессионально-творческой подготовки педагога?

  54. Раскройте методический аппарат формирования профессионально-творческой компетентности педагога.

  55. Обоснуйте необходимость в традиционных методах обобщающего обучения для повышения уровня креативной грамотности педагога.

  56. Охарактеризуйте методы проблемного характера, способствующие развитию профессионально-творческой компетентности педагога.

  57. Раскройте специфику творческих методов развития профессионально-творческой компетентности педагога.

  58. Как вы себе представляете систему педагогических условий формирования профессионально-творческой компетентности педагога?

  59. Охарактеризуйте группу общих условий эффективности формирования и саморазвития профессионально-творческой компетентности педагога.

  60. Охарактеризуйте группу частных педагогических условий, влияющих на эффективность формирования и саморазвития профессионально-творческой компетентности педагога.

  61. Охарактеризуйте группу специфических педагогических условий, непосредственно обеспечивающих эффективность формирования и саморазвития профессионально-творческой компетентности педагога.


6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

  • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

  • Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

  • Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.



7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.1. Авторские лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

7.2. Практикум

практикум семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрено.

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

7.8. Электронные дидактические материалы - не предусмотрено


8. Словарь терминов (глоссарий)

Беглость – один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возника-

ющих в единицу времени.

Вдохновение – состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.

Воображение – способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих

реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений.

Восприимчивость – один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую.

Вундеркинд («чудо-ребенок») – ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности; раннее проявление таланта.

Гениальность – высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки и искусства.

Дивергентное мышление – порождение множества решений на основе однозначных данных.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.

Инсайт – внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не поддававшееся человеку.

Интеллект – система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию

человека к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем и задач; общая способность к познанию и решению проблем.

Интуиция – процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.

Конвергентное мышление – нахождение единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.

Коэффициент интеллекта (IQ) – количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

Креативность – способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.

Метафоричность – один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном – простое.

Мечта – предмет желаний, созданный путем представления или воображения.

Одаренность – то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей, обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо деятельности.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.

Озарение – см. инсайт.__

Оригинальность – один из показателей дивергентного мышления: способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.

Склонность – предрасположенность, постоянное влечение к чему– или кому-нибудь.

Способность – ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психо-моторной функции, обусловленное врожденными задатками.

Талант – выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные(С. И. Ожегов).

Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И.Ожегов).

Творчество - это целенаправленная обработка невербальной информации без участия памяти внимания.
Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации с участием памяти внимания.
Креативность – целенаправленная обработка невербальной информации с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов творчества и применения его для решения конкретных задач, из большого количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны постоянно изменяются.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации человеку (определением не является).
Память внимания – способность человека сохранять и использовать информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.
Логика – это связи участков памяти человека.
Аттракция (от лат. attractic — притяжение) — способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обаятельным, открытым. 
Эмпатия — умение педагога тонко чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков и реакцию на внешнюю среду; это понимание душевно-эмоционального состояния ближнего, сопереживание этого состояния вместе с ним.

Рефлексия — это способность педагога осознавать себя, свои психические состояния, видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие люди. Если педагог в достаточной мере обладает вышеперечисленными качествами, его педагогический стиль отличается тактом, он умеет слушать и слышать. На основе конструктивной критики и самокритики он в состоянии адекватно оценивать как свою, так и чужую деятельность. Все это и многое другое позволяет педагогу на основе сотрудничества с учениками успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Фантазия – способность к творческому воображению, измышлению; также – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

Эвристика – быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или правила) принятия решения.


9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов.


Творчество в педагогичес-кой деятельности/ 7/ Тутолмин А.В.

















22


22


10

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

  1. Анализ учебной, научно-педагогической , научно-популярной литературы

2. Разработка педагогического глоссария

3. Контрольная работа.


Компенсационные мероприятия

1. Подготовка методического материала по темам.

2. Написание научной статьи.

3 Электронная презентация темы.



22


22


10

60 (12*5)



5



5

5

/ 15




5

5

5

/15

+ 1 балл за дополнение


+ 5 баллов за подготовку методического материала

-1 балл непосеще

ние

акад. часа по

неуважи

тельной

причине


- 3 балла неготов

ность


- 3 балла за

Невыполне

ние задания

в установ

ленные сроки

экзамен



допуск к экзамену- 71 б. (60%)


«автомат» -

107 б. (90 %)







10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

а) основная литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.

  2. Балашов М.М., Лукъянова М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию: обоснование и сущность. – Ульяновск, 1999.

  3. Балашов М.М., Лукъянова М.И. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения. – Томск, 2001.

  4. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч.1-2, - М.: Воронеж, 1996.

  5. Бонэ Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. – Минск, 1997.

  6. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. – М., 1995.

  7. Гезеев В.В., Лизинский В.М. Учитель в зеркале психологии. – М., 1993.

  8. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995.

  9. Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. – М., 2001.

  10. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. – М., 1998.

  11. Громкова М.П.Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.

  12. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М., 2004.

  13. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.

  14. Доровской А.И., Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.

  15. Ерофеева Н.Ю. Настольная книга руководителя. – Ижевск, 1997.

  16. Злобин В.Л., Зусман А.В.Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. – Кишинев, 1988.

  17. Илюшечкин В.И. Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992.

  18. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1991.

  19. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.

  20. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.

б) дополнительная литература:

  1. Алейников А.Г. (1989). О креативной педагогике. // Вестник высшей школы. № 12, 29-34.

  2. Алейников А. (1992). Креативная мета-педагогика. Время “Ч”. Alma Mater// Вестник высшей школы. № 1, 1992, 34-39.

  3. Иванов И.П. (1992). Педагогика коллективных творческих дел. Киев: «Освита».

  4. Морозов А.В. Чернилевский Д.В. (2004). Креативная педагогика и психология, Академический проект

  5. Наседкина Светлана Михайловна. (2004). Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в лингвистических гимназиях (На материале немецкого языка). Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 222 c.



1Формы текущего контроля успеваемости подразумевают указание на те способы и методические приемы, которые используются для контроля за успеваемостью. Это могут быть: устный ответ на семинар-ском занятии, контрольное тестовое задание, письменная контрольная работа, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в работе круглого стола, коллоквиум, реферат и т.п. Варианты и формы текущего контроля см. в Приложении 1.

2 В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

Рабочая программа курса «Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики»
  • Директору-завучу
Описание:

Курс по выбору ориентирован на новую отрасль педагогической науки – креативную педагогику. Отличительной чертой элективного курса «Формирование креативной компетенции бакалавра педагогики» является то, что его содержание направлено на создание положительной мотивации у будущегопедагога-воспитателя к личностному и профессиональному росту, самосовершенствованию, выработкеумений видеть проблемы своей профессии и находодить неординарные их решения,видеть перспективу развития сферы образования, быть конкурентоспособным всовременномобразовательном пространстве.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 613
Номер материала 40385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓