МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ
ВПО «Глазовский государственный педагогический институт
им.
В.Г.Короленко»
Педагогического и художественного образования
(факультет)
Утверждена
на заседании Совета ________________
факультета
«___»___________ 2014 г., протокол №
__________
Декан факультета ______________ / Л.В.
Корнейчук
Рассмотрена
на заседании кафедры ПиМНО________________
«___»___________ 2014 г., протокол №
__________
Заведующий кафедрой__________/
Рабочая
программа дисциплин
«Формирование
креативной компетенции бакалавра педагогики»
(название
дисциплины)
Уровень
основной образовательной программы
|
Бакалавриат
|
Учебный
план по направлению подготовки
|
050100
Педагогики
и методики начального образования
|
Профиль
………………..……………………………
|
Начальное
образование
Дополнительное
образование
|
Форма
обучения …………………………………….
|
очная
|
Кафедра……………………………………………….
|
Педагогики и методики начального
образования
|
Семестр(ы)……………………………………………
|
7
|
|
|
|
|
Автор-разработчик
программы: А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор ____________
Рецензент:
Г.В. Караваева, к.п.н., доцент ____________________
Глазов
2014
1.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы по семестрам
|
Зачетные единицы
|
Часы
|
Общая трудоемкость
|
3
|
108
|
Семестр
7
|
Трудоемкость
|
3
|
72
|
Аудиторные
занятия (всего)
|
1,5
|
54
|
В том числе:
|
Лекции
|
|
22
|
Лабораторные
работы
|
|
Практические
занятия
|
|
22
|
КСР
|
|
10
|
Другие виды
аудиторной работы
|
|
|
Самостоятельная
работа (всего)
|
1,5
|
54
|
В том числе:
|
Работа с учебниками,
методическими материалами и ЦОР
|
|
20
|
Составление
наглядно-графических материалов
|
|
10
|
Саморефлексия
творческого роста
|
|
22
|
Вид аттестации - зачёт
|
|
2
|
|
|
|
|
|
2.
Структура и
содержание дисциплины по модулям, разделам и темам
№ п/п
|
Разделы и
темы дисциплины
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая
самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы
текущего контроля успеваемости
|
Код компетенций
|
|
всего
|
аудиторные
|
лекц
|
Практические
|
лаб
|
КСР
|
СРС
|
|
Семестр 7
|
|
Модуль
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
|
|
1
|
Раздел 1. Системное
понимание современной педагогической действительности
|
|
4
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Системный подход в педагогике.
Педагогическая теория и творчество
педагога.
|
|
|
|
|
-
|
-
|
-
|
|
Устный ответ
|
ОК-1
ОК-2
ПК-2
|
|
2
|
Раздел 2. Компетентностный
подход как научная основа развития теории и практики
педагогического образования
|
|
10
|
5
|
2
|
2
|
-
|
1
|
5
|
|
|
|
|
Профессиональная подготовка педагога.
Профессиограмма бакалавра педагогики.
Онтологические характеристики креативной
компетенции бакалавра педагогики
|
|
|
|
|
-
|
-
|
|
|
Устный ответ
|
ОК-1
ОК-2
ПК-2
|
|
3
|
Раздел 3. Историко-педагогический анализ проблемы
|
|
8
|
4
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
|
|
|
Формирования
креативной компетенции педагога
Проблема
профессионализма педагога в России и за рубежом. Проблема качества профессиональной
подготовки современной России
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 2. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
|
|
|
Раздел
4. Содержание и структура креативной компетенции
|
|
28
|
14
|
6
|
6
|
-
|
2
|
14
|
|
|
|
Креативная
эрудиция – исходный компонент креативной компетенции
Опыт творческой
педагогической деятельности – ключевой компонент креативной компетенции.
Творческая
готовность –системообразующий компонент креативной компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устный ответ
|
ОК-1 ПК-2
ПК-6
ПК-8
|
|
|
Раздел 5. Креативная
компетентность как интегративное качество личности бакалавра педагогики
|
|
28
|
14
|
4
|
6
|
|
4
|
14
|
|
|
|
|
Критерии и
уровни творческой компетентности.
Ведущие
тенденции, принципы и факторы формирования креативной компетенции бакалавра
педагогики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Модель формирования креативной компетенции бакалавра педагогики
|
|
30
|
15
|
6
|
6
|
|
3
|
15
|
|
|
|
|
Общая характеристика модели
педагога.
Авторская модель формирования креативной
компетенции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего – по семестру
|
|
108
|
54
|
22
|
22
|
-
|
10
|
54
|
-
|
|
|
Итого – по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зачёт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Технологии
интерактивного обучения при разных формах занятий
(в
часах)
Формы/Методы
|
Лекции (час)
|
Практические/семинарские занятия
(час)
|
СРС (час)
|
Всего
|
Метод «круглый стол»
|
-
|
-
|
2
|
2
|
Работа в малых группах
|
-
|
14
|
12
|
10
|
Итого интерактивных занятий (часов / % )
|
|
14
|
14
|
28 / 39%
|
В интерактивном обучении могут быть использованы следующие
методы:
·
Работа в команде при выполнении
конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках
самостоятельной работы;
·
Метод
«круглый стол»;
4. Планы и УММ к практическим (семинарским)
занятиям (представлены в папке «Учебно-методические
материалы, п. 5.2.»)
5. Материалы к
текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации
Оценка знаний
студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:
1. Текущий контроль: 5 семестр -
устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя),
письменные контрольные работы (8 и 12 недели
2. Промежуточная аттестация: 5 семестр
- зачет (14 неделя),
Критерии оценки устного ответа на
практическом занятии:
№ п/п
|
Критерий
|
Оценка в баллах
|
1
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме,
умение анализировать музыкально-педагогическую информацию по теме занятия,
правильно определяет основные понятия музыкального искусства, понимает суть современных
подходов к музыкальному воспитанию школьников; владеет методической культурой
музыкального воспитания младших школьников
|
5
|
2
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме,
правильно анализирует музыкально-педагогическую информацию по теме занятия,
допускает неточности в определении основных подходов к музыкальному
воспитанию школьников; не в полной мере владеет методической культурой музыкального
воспитания младших школьников
|
4
|
3
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме,
допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической
науки, затрудняется в определении современных подходов к музыкальному
воспитанию школьников; владеет методической культурой музыкального воспитания
младших школьников
|
3
|
4
|
При
ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может
дать определение основных подходов к музыкальному воспитанию школьников; не владеет
методической культурой музыкального воспитания младших школьников
|
2
|
5
|
Студент
не подготовил задание по неуважительной причине
|
0
|
Тематика
коллоквиумов с методическими
материалами к ним. Не предусмотрено.
Тематика
эссе с методическими материалами. Не предусмотрено
5.1.Вопросы
к зачету по дисциплине.
1. Какова
роль педагога в современном обществе?
2. Дайте
определение профессионально-творческой компетентности педагога (ПТКП).
3. Каковы
основные структурные компоненты креативной компетенции бакалавра педагогики?
4. Как
соотносятся в труде педагога профессиональные и личностные качества?
5. Какой
компонент творческой компетентции бакалавра педагогики выступает в качестве ее
систематизирующего элемента и почему?
6. Как вы
определяете понятие «творческая готовность педагога»?
7. Охарактеризуйте
основное содержание компонентов творческой готовности педагога и обоснуйте их
взаимосвязь друг с другом.
8. Назовите и
раскройте суть основных критериев творческой готовности педагога.
9. Дайте
классификацию профессионально значимых качеств личности педагога.
10. Какие качества
личности педагога можно отнести в группу творчески значимых?
11. Какие качества
являются главными в работе творческого педагога?
12. Дайте определение
понятиям «эмпатия», «рефлексия», «креативность». Какого их значение в развитии
творческой готовности педагога?
13. Дайте определение
понятиям: «проницательность», «коммуникативность», «мобильность». Какого их
значение в развитии творческой готовности педагога?
14. Охарактеризуйте
«интеллигентность», «мотивационную направленность на творчество» как творчески
значимые личностные качества педагога.
15. Что вы понимаете
под профессиональной подготовленностью педагога к творческой деятельности?
16. Что такое
«теоретическая готовность педагога» и каковы ее характеристики?
17. Назовите и кратко
охарактеризуйте категории категории и методологические основы педагогической
эвристики и креативной психологии.
18. Каковы
закономерности творческого саморазвития личности педагога?
19. В чем суть, каковы
цели и современные педагогические технологии обучения, воспитания и творческого
саморазвития школьников?
20. Какие умения
входят в группу смыслотворчества педагога? Кратко охарактеризуйте их.
21. Раскройте суть и
назначение аналитических умений педагога.
22. Дайте развернутую
характеристику прогностическим умениям педагога.
23. Какова роль
проективных умений педагога в реализации творческого подхода к образованию
школьников?
24. Что такое
«рефлексивные умения» и какова их роль в творческом саморазвитии педагога?
25. Что такое
«практическая готовность» и каково ее содержание?
26. Как соотносятся в
труде педагога организаторские и комминикативные умения?
27. Дайте
характеристику группе общепедагогических организаторских умений.
28. Дайте
характеристику группе коммуникативных умений педагога.
29. В чем заключается
творчески развивающий потенциал теоретической и практической готовности
педагога.
30. Каковы основные
критерии уровня сформированности ПТКП?
31. Как грамотно
диагностировать психологическую готовность педагога к творческому труду?
32. Как измерить
уровень развития педагогической эмпатии?
33. Охарактеризуйте
диагностические методики оценки уровня выраженности рефлексивности.
34. Раскройте 1-2
методики определения уровня развития креативности.
35. Как определеить
мотивационную направленность педагога?
36. Как
диагностируется коммуникативность педагога?
37. В чем суть
методики определения уровня сформированности педагогической проницательности?
38. Как
диагностируется интеллектуальная и деятельностная мобильность педагога?
39. Охарактеризуйте
методику оценки уровня выраженности интеллигентности педагога.
40. Каким образом
можно диагностировать креативно-психолого-педагогическую грамотность педагога?
41. Что и как
диагностируется при изучении уровня выраженности практической готовности
педагога?
42. Смоделируйте
структуру системы формирования профессионально творческой компетентности
педагога.
43. Охарактеризуйте
управляющую систему развития профессионально-творческой компетентности
педагога.
44. Из каких подсистем
состоит управляемая система развития профессионально творческой компетентности
педагога?
45. Назовите и
охарактеризуйте системообразующий компонент, обеспечивающий эффективность
формирования профессионально-творческой компетентности педагога.
46. Кратко
охарактеризуйте факторы, средства и методы успешного формирования
профессионально творческой компетентности педагога?.
47. Охарактеризуйте
профессионально-уровневый механизм становления творческой готовности педагога.
48. Раскройте
специфику формирования профессионально творческой компетентности педагога на
разных ступенях возрастного развитиябудущего педагога.
49. Обоснуйте ответ на
вопрос: «От чего, в целом, зависит результативность профессиональной подготовки
педагога?»
50. Каковы те факторы,
которые усиливают формирующее влияние на профессионально-творческую подготовку
педагога?
51. Охарактеризуйте
факторы объективного порядка, влияющие на развитие профессионально-творческой
компетентности педагога.
52. Дайте краткую
характеристику факторам субъективного порядка, способствующим развитию
профессионально-творческой компетентности педагога.
53. Какова
научно-обоснованная совокупность педагогических средств обеспечения
профессионально-творческой подготовки педагога?
54. Раскройте
методический аппарат формирования профессионально-творческой компетентности
педагога.
55. Обоснуйте
необходимость в традиционных методах обобщающего обучения для повышения уровня
креативной грамотности педагога.
56. Охарактеризуйте
методы проблемного характера, способствующие развитию
профессионально-творческой компетентности педагога.
57. Раскройте
специфику творческих методов развития профессионально-творческой компетентности
педагога.
58. Как вы себе
представляете систему педагогических условий формирования
профессионально-творческой компетентности педагога?
59. Охарактеризуйте
группу общих условий эффективности формирования и саморазвития
профессионально-творческой компетентности педагога.
60. Охарактеризуйте
группу частных педагогических условий, влияющих на эффективность формирования и
саморазвития профессионально-творческой компетентности педагога.
61. Охарактеризуйте
группу специфических педагогических условий, непосредственно обеспечивающих эффективность
формирования и саморазвития профессионально-творческой компетентности педагога.
6. Методические
рекомендации для студентов по освоению дисциплины
·
Советы по планированию и организации времени,
необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало
напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская
накапливания долгов.
·
Алгоритм освоения любой темы дисциплины
следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме
литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить
указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из
школьной жизни и художественной литературы.
·
Рекомендации по использованию
материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный
вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических
занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных
терминов и понятий по дисциплине.
7. Учебно-методические и иные
дидактические материалы по освоению дисциплины
7.1.
Авторские лекционные материалы,
(аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).
7.2. Практикум
практикум семинарских занятий не предусмотрен.
лабораторного практикума не предусмотрено.
7.3. Структурно-логические
схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)
7.4. Хрестоматии и
рабочие тетради - не предусмотрено.
7.5. Деловые/ролевые
игры и тренинги - не
предусмотрено.
7.6. Групповые и
индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.
7.7. Практические
(деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено
7.8. Электронные дидактические материалы - не предусмотрено
8. Словарь
терминов (глоссарий)
Беглость
–
один из показателей дивергентного мышления: количество идей, возника-
ющих
в единицу времени.
Вдохновение
–
состояние, связанное с эмоциональным возбуждением и приливом творческих сил.
Воображение
–
способность фантазировать; домысел, плод фантазии; психический познавательный
процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих
реальную
действительность, и создании на этой основе новых представлений.
Восприимчивость
–
один из показателей дивергентного мышления: чувствительность к необычным деталям,
противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро
переключаться с одной идеи на другую.
Вундеркинд
(«чудо-ребенок»)
– ребенок, опережающий своих одногодок в проявлении какой-либо способности;
раннее проявление таланта.
Гениальность
–
высшая степень проявления таланта; благодаря гениальности рождаются идеи, на
многие десятилетия опережающие имеющийся в данный момент уровень развития науки
и искусства.
Дивергентное
мышление –
порождение множества решений на основе однозначных данных.
Задатки
–
врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие
высокий уровень проявления психических и психомоторных функций.
Инсайт
–
внезапное, интуитивное осознание решения проблемы, долгое время не
поддававшееся человеку.
Интеллект
–
система высших психических функций, которая обеспечивает адаптацию
человека
к изменяющимся условиям среды и успешное решение возникающих перед ним проблем
и задач; общая способность к познанию и решению проблем.
Интуиция
–
процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных
рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ
получения которых мы не можем объяснить.
Конвергентное
мышление – нахождение
единственно правильного решения задачи при наличии многих условий.
Коэффициент
интеллекта (IQ)
– количественная мера интеллекта; определяется отношением умственного возраста
к хронологическому; измеряется с помощью батареи тестов.
Креатив
–
творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, нестандартным
действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативность
–
способность к творчеству, к преобразованию информации при отказе от
стереотипных способов мышления; независимый фактор одаренности.
Метафоричность
–
один из показателей креативности: готовность работать в фантастическом,
«невозможном» контексте, склонность использовать символические, ассоциативные
средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и,
напротив, в сложном – простое.
Мечта
–
предмет желаний, созданный путем представления или воображения.
Одаренность
–
то же, что талантливость (С. И. Ожегов); сочетание ряда способностей,
обеспечивающих высокую успешность (уровень и своеобразие) выполнения какой-либо
деятельности.
Одаренный
ребенок –
ребенок, выделяющийся своими достижениями в том или ином виде деятельности.
Озарение – см.
инсайт.__
Оригинальность
–
один из показателей дивергентного мышления: способность производить «редкие»
идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов.
Склонность
–
предрасположенность, постоянное влечение к чему– или кому-нибудь.
Способность
–
ярко выраженное проявление какой-либо познавательной или психо-моторной
функции, обусловленное врожденными задатками.
Талант
–
выдающиеся врожденные (природные) качества, особые природные данные(С. И.
Ожегов).
Творчество
–
создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей (С. И.Ожегов).
Творчество - это целенаправленная
обработка невербальной информации без участия памяти внимания.
Мышление – это целенаправленная обработка вербальной информации
с участием памяти внимания.
Креативность – целенаправленная обработка невербальной информации
с участием памяти внимания. Креативность – формирование шаблонов
творчества и применения его для решения конкретных задач, из большого
количества маленьких шаблонов формируются более крупные шаблоны, шаблоны
постоянно изменяются.
Внимание - особое звено в цепочке поставки информации человеку
(определением не является).
Память внимания – способность человека сохранять и использовать
информацию о том, как поступить вниманию в каждой конкретной ситуации.
Логика – это связи участков памяти человека.
Аттракция (от лат. attractic —
притяжение) — способность педагога обладать притягательной силой, очаровывать
окружающих людей, быть обаятельным, открытым.
Эмпатия — умение педагога тонко чувствовать другого человека, его
переживания, мотивы поступков и реакцию на внешнюю среду; это понимание
душевно-эмоционального состояния ближнего, сопереживание этого состояния вместе
с ним.
Рефлексия — это способность педагога
осознавать себя, свои психические состояния, видеть себя со стороны и
чувствовать, как тебя оценивают другие люди. Если педагог в достаточной мере
обладает вышеперечисленными качествами, его педагогический стиль отличается
тактом, он умеет слушать и слышать. На основе конструктивной критики и
самокритики он в состоянии адекватно оценивать как свою, так и чужую
деятельность. Все это и многое другое позволяет педагогу на основе
сотрудничества с учениками успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Фантазия
–
способность к творческому воображению, измышлению; также – нечто надуманное,
неправдоподобное, несбыточное.
Эвристика
–
быстрые, упрощенные по сравнению с рациональным обдумыванием способы (или
правила) принятия решения.
9.
Рейтинг-план оценки успеваемости студентов.
Творчество в педагогичес-кой деятельности/ 7/
Тутолмин А.В.
|
22
|
22
|
10
|
1.
Контроль посещаемости лекций
2.
Контроль посещаемости семинарских занятий
3.
Работа на семинарских занятиях
Контрольные
мероприятия
1. Анализ учебной, научно-педагогической
, научно-популярной литературы
2. Разработка
педагогического глоссария
3. Контрольная
работа.
Компенсационные
мероприятия
1.
Подготовка методического материала по темам.
2.
Написание научной статьи.
3
Электронная презентация темы.
|
22
22
10
60
(12*5)
5
5
5
/ 15
5
5
5
/15
|
+
1 балл за дополнение
+ 5
баллов за подготовку методического материала
|
-1
балл непосеще
ние
акад.
часа по
неуважи
тельной
причине
- 3
балла неготов
ность
- 3
балла за
Невыполне
ние
задания
в
установ
ленные
сроки
|
экзамен
допуск
к экзамену- 71 б. (60%)
«автомат»
-
107 б.
(90 %)
|
10.
Список основной и дополнительной литературы по дисциплине
·
а) основная
литература:
1. Андреев
В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996.
2. Балашов
М.М., Лукъянова М.И. Личностно-ориентированный подход к образованию:
обоснование и сущность. – Ульяновск, 1999.
3. Балашов
М.М., Лукъянова М.И. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего
обучения в условиях образовательного учреждения. – Томск, 2001.
4. Белухин
Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч.1-2, - М.:
Воронеж, 1996.
5. Бонэ Э.
Развитие мышления: три пятидневных курса. – Минск, 1997.
6. Вульфов
Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку
учителя. – М., 1995.
7. Гезеев
В.В., Лизинский В.М. Учитель в зеркале психологии. – М., 1993.
8. Гозман
Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. – М., 1995.
9. Гриндер
М., Лойд Л. НЛП в педагогике. – М., 2001.
10. Гройсман А.Л.
Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и
паратеатральной психологии. – М., 1998.
11. Громкова
М.П.Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2003.
12. Дереклеева Н.И.
Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М., 2004.
13. Дереклеева Н.И.
Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
14. Доровской А.И.,
Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.
15. Ерофеева Н.Ю.
Настольная книга руководителя. – Ижевск, 1997.
16. Злобин В.Л.,
Зусман А.В.Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения.
– Кишинев, 1988.
17. Илюшечкин В.И.
Увлекательная педагогика. – Краснодар, 1992.
18. Кан-Калик В.А.,
Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1991.
19. Карнеги Д. Как
завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.
20. Козырева А.Ю.
Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994.
б)
дополнительная литература:
- Алейников А.Г. (1989). О
креативной педагогике. // Вестник высшей школы. № 12, 29-34.
- Алейников А. (1992).
Креативная мета-педагогика. Время “Ч”. Alma Mater// Вестник высшей школы.
№ 1, 1992, 34-39.
- Иванов И.П. (1992). Педагогика
коллективных творческих дел. Киев: «Освита».
- Морозов А.В. Чернилевский Д.В.
(2004). Креативная педагогика и психология, Академический проект
- Наседкина Светлана Михайловна.
(2004). Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения
иностранным языкам в лингвистических гимназиях (На материале немецкого
языка). Дис. ... канд. пед. наук: Москва, 222 c.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.