Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа курса по внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» (2 класс)

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» (2 класс)

Скачать материал

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи

МБОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа»

 

Согласовано:                              

зам по УВР _______Т.Л.Иванова

«____» ________ 201__г

 

           Утверждаю:

           Директор школы ________Н.А. Костенкова

            Приказ № ______ от ______  201__г

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса

по внеурочной деятельности

«ЛЕГО - конструирование»

 

2 класс

(I ступень обучения, базовый уровень)

 

(1час в неделю, всего 34 часа)

 

 

 

                           

 

 

                                                                                                              Составитель:

                                                               Учитель начальных классов Губа С.А.,

                учитель первой квалификационной категории

 

 

2014-2015 учебный год

с.Косиха

Пояснительная записка

           Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO  как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию  на занятиях ЛЕГО – конструирования.

           Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО- конструирования с применением компьютерных технологий.

Курс является интегрированный с курсом «Технология».

Обоснование курса

Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Цели работы курса:

1.       Организация занятости школьников во внеурочное время.

2.       Всестороннее развитие личности учащегося:

·          Развитие навыков конструирования

·          Развитие логического мышления

·          Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, краеведения,  физики, информатики, математики.

3.       Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах

Основными задачами занятий  ЛЕГО-конструирования являются:

• обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;

• развивать творческие способности и логическое мышление детей;

• развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

• развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;

• развивать умения творчески подходить к решению задачи;

• развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда ЛЕГО позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия ЛЕГО-конструированием помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся ЛЕГО-конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической.

Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Категория слушателей, для которых предназначена программа

Настоящая программа учебного курса предназначена для учащихся 2 классов, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Занятия проводятся в группах (5-6 человек) 1 раз в неделю по 35 минут.

Виды и направления внеурочной деятельности

           Основным направлением курса «ЛЕГО- конструирование» во внеурочной деятельности  является проектная  и трудовая деятельность младших школьников.

 

Учебно – тематический план.

 п/п

Разделы, темы учебного курса

Количество часов

Теоретические

Практические

Контрольные работы

Лабораторные работы

 

 

 

Примерная

или авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение.  Знакомство с конструктором ЛЕГО.

1

1

1

 

 

 

 

 

 

2.

Роботы в нашей жизни. Виды роботов, применяемые в современном мире.

1

1

1

 

 

 

 

 

 

3.

О сборке и программировании.

2

2

2

 

 

 

 

 

 

4.

Название и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей.

2

2

2

 

 

 

 

 

 

5.

Основы построения конструкций. Простые механизмы и их применение.

2

2

2

 

 

 

 

 

 

6.

Нападающий.

 

2

2

 

2

 

 

 

 

 

7

Вратарь.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

8

Умная вертушка.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

9

Порхающая птица.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

10

Спасение от великана.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

11

Непотопляемый парусник.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

12

Голодный аллигатор.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

13

Рычащий лев.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

14

Обезьянка-барабанщик.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

15

Танцующие птицы.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

16

Спасение самолета.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

17

Ликующие болельщики.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

18

Конструируем сами. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Итоговое занятие.

2

2

 

2

 

 

 

 

 

 

Итого:

34

34

8

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Забавные механизмы

В разделе «Забавные механизмы» основной предметной областью является физика. На занятии «Танцующие птицы» учащиеся знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Учащиеся изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.

Звери

В разделе «Звери» основной предметной областью является технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» учащиеся программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

Футбол

Раздел Футбол сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» ученики подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» ученики используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.

Приключения

Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи, модель используется для драматургического эффекта. На занятии «Спасение самолёта» осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» ученики исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» учащиеся последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса

4 этапа обучения

Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.

 

Установление взаимосвязей

При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

 

Конструирование

Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. Можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.

 

Рефлексия

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они

укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым

опытом. Учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели.

 

Развитие

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тематический (поурочный) план изучения курса по внеурочной деятельности

«ЛЕГО - конструирование»

 

Номер

урока   

Пункт

учебника

 

Тема урока

Дата

Планируемые образовательные результаты изучения раздела

Виды контроля и

обратной

связи

Информационные ресурсы

 

Личностные (ЛУУД)

Метапредметные (КУУД, ПУУД, РУУД)

Предметные

1

 

Введение.  Знакомство с конструктором ЛЕГО.

 

Личностные результаты: формирование следующих умений:

-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

 

 

Познавательные УУД:

-определять, различать и называть детали конструктора,

-конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

-уметь работать по предложенным инструкциям.

-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

 

Коммуникативные УУД:

 

-уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

-уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

 

 

Знать, что входит в состав конструктора.

 

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

2

 

Роботы в нашей жизни. Виды роботов, применяемые в современном мире.

 

Знать о разновидностяхсовременных роботов.

 

компьютер, проектор

3-4

 

О сборке и программировании.

 

 

 

конструктор LEGO,

Программное обеспечение LEGO Education WeDo,

компьютер, проектор

 

5-6

 

Название и назначение деталей. Изучение типовых соединений деталей.

 

Знакомство с названием и назначением деталей. Изучение типовых соединений деталей.

 

конструктор LEGO,

Программное обеспечение LEGO Education WeDo,

компьютер, проектор

 

7-8

 

Основы построения конструкций. Простые механизмы и их применение.

 

 

 

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

9-10

 

Нападающий.

 

 

Создание программ для исследования. Постановка эксперимента.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

11-12

 

Вратарь.

 

 

Создание программ для исследования. Постановка эксперимента.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

13-14

 

Умная вертушка.

 

 

Создание программ для исследования.

Постановка эксперимента.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

15-16

 

Порхающая птица.

 

 

Создание программ для исследования.

Проведение испытаний.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

17-18

 

Спасение от великана.

 

 

Написание сценария с диалогами для трёх главных героев

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

19-20

 

Непотопляемый парусник.

 

 

Описание логической последовательности событий

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

21-22

 

Голодный аллигатор.

 

 

Создание программ для исследования.

Проведение испытаний.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

23-24

 

Рычащий лев.

 

 

Создание программ для исследования.

Проведение испытаний.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

25-26

 

Обезьянка-барабанщик.

 

 

Постановка эксперимента. Создание программ для исследования.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

27-28

 

Танцующие птицы.

 

 

Создание программ для исследования. Проведение испытаний.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

29-30

 

Спасение самолета.

 

 

Использование интервью для получения информации.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

31-32

 

Ликующие болельщики.

 

 

Числовые характеристики повторяющегося движения.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

33-35

 

Конструируем сами. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Итоговое занятие.

 

 

Постановка эксперимента. Создание программ для исследования.

конструктор LEGO.

компьютер, проектор

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «ЛЕГО-конструирование» во 2 классе является формирование следующих умений:

·         оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

·         называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

·         самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

·         уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

·         уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

Знания и умения, полученные учащимися в ходе реализации программы:

·               Знание основных принципов механики;

·               Умение классифицировать материал для создания модели;

·               Умения работать по предложенным инструкциям;

·               Умения творчески подходить к решению задачи;

·               Умения довести решение задачи до работающей модели;

·               Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

·               Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 

Учебно-методическое обеспечение

1.      Злаказов А. С. Уроки ЛЕГО-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г.А.Горшков, С. Г. Шевалдина. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. — 120с.ил. — (ИКТ в работе учителя).

2.      Машины, механизмы и конструкции с электроприводом. ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя. – М.: ИНТ- 80с.

 

Материально-техническое обеспечение:

·         Компьютер.

·         Проектор

·         Комплекты ЛЕГО- конструкторов

 

Приложение 3

Лист корректировки рабочей программы курса по внеурочной деятельности

«ЛЕГО - конструирование»

(2014-2015 учебный год)

 

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения

по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «ЛЕГО - конструирование» (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

           Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO  как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию  на занятиях ЛЕГО – конструирования.

           Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению ЛЕГО- конструирования с применением компьютерных технологий.  

Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 545
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Губа Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Губа Светлана Анатольевна
    Губа Светлана Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 34513
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе