Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа курса МХК

Рабочая программа курса МХК

им.Героя России Дм.Ерофеева

с.Топчиха,Топчихинского района,Алтайского края.


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы

______ _______ (Кравцова Т.В..) _______ (Чепкин С.М.)

Протокол № ___ от Приказ № ___ от

« __ » ____________ 2014 г. « __ » _____________ 2014 г. « __ » ___________ 2014 г.





Рабочая программа учебного курса

Мировая художественная культура

для 10-11 класса

на 2014-2015 учебный год


Автор-составитель;учитель истории Девивье И.С.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _________ от

« ____ » ____________ 2014 г.

2014-2015 учебный год









Пояснительная записка

«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 класса» составлена на основе

1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»).

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по искусству. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart)

  1. Программы образовательных учреждений. Мировая художественная культура 10-11 класс (базовый уровень) Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2013.




Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура средневекового Востока» и «Художественная культура Возрождения».В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура концаXIX–XX века».

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.


Сроки реализации программы; 2014-2015 учебный год

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели задачи курса:


помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.




Основные дидактические принципы.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по свое сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа, в ней особо подчёркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК – процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личным интересам и вкусам. Возможность выбора в основной и профильной школе – залог успешного развития творческих способностей школьников.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в ряде профилей, в том числе в социально - гуманитарном и филологическом, а также в образовательных учреждениях универсального обучения.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;устанавливать несложные реальные связи и зависимости;оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ .владеть основными формами публичных выступлений;понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.


Формы проведения занятий:

урок-лекция;

урок – пресс-конференция;

комбинированный урок;

урок в Историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.


Оценки и формы контроля.

Устный контроль:

фронтальный опрос, направленный на диагностику теоретических знаний;

индивидуальный опрос;

собеседование по теме,

2. Письменный контроль:

тестирование,

творческая работа,

письменный ответ,

составление глоссария по изученному материалу


Формы контроля и возможные варианты его проведения

Критерии оценивания:

При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
Оценивание итогов обучения делится на :
текущее оценивание в течение учебного года;
итоговое оценивание(четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).


Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:
за контрольную работу;
за практическую работу;
за тестовую работу;
за презентацию
за устные ответы

При оценивании устного ответа учащегося на 5-9кл оценка ставится:
за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
за исправление ответов учащихся
за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
за работу с историческими источниками и их анализ
за выполнение домашней работы;
за работу в группах по какой-либо теме;
за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
за ролевую игру или викторину
за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
за исторический диктант
за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
за тестовую работу
за письменный реферат
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
за составление плана
за исторический диктант
за сочинение- рассуждение по определённой теме (200-400 слов)
за тестовую работу
за реферат
работу с различными историческими источниками
Итоговое оценивание
Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые,
Четвертные и курсовые оценки выставляются на основании не менее трёх текущих оценок.
Оценивание устных ответов:
.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
.Оценка «4ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Оценка «1» - 19- 0 %






Тематическое планирование курсаМХК

Тема урока


10 класс

Форма контроля

Вид контроля

Кол-во часов

1

Художественная культура

первобытного мира



3

2

Художественная культура

Древнего мира.



14

3

Художественная культура

Средних веков

Новое искусство Арс нова




14

4

Художественная культура Дальнего и Ближнего

Востока в Средние века




4


ИТОГО



35


11 класс




1.

Художественная культура

эпохи Возрождения




9

2

Художественная культура

XVII в.




5

3

Художественная культура

XVIII – первой половины

XIX в.




8

4

Художественная

культура второй половины

XIX – начала XX в.

7 Х




6

5

Художественная культура

XX в.

6 Модернизм



7


ИТОГО



35




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

час

Тип урока

Оснащение

Методы и формы

Форма контроля

Д/з

Дата

План

Дата

факт


Миф — основа ранних представлений

о мире.

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

Т

Материал об историческом прошлом





Славянские земледельческие обряды.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени




Зарождение искусства.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО





Месопотамия

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

§1 с.8-12-прочитать, в.7




Древний Египет

1

Комбинированный

ТСО.

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

§2 с.13-18-прочитать, в.5




Древний Египет

1

Комбинированный

Дидактический

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§3 с.18-23-прочитать, 1с.23-24-а1нализ до1кумента




Древняя Индия

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО

1




Буддийские культовые сооружения –

символ космоса и божественного

присутствия

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

СР

П1.4 прочитать.вопросы.




Древняя Америка

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

П 5 читать.в 2.7.9




Крито-микенская культура

1

Повторения и закрепления

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

1

П6 ответить на вопросы




Древняя Греция

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Эволюция греческого рельефа от

архаики до высокой классики

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов




Скульптура Древней Греции от

архаики до поздней классики

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

Т

§8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов




Синтез восточных и античных

традиций в эллинизме

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО

§9 с.51-55-прочитать, в.3-5




Древний Рим

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

ПО





Планировка римского дома

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

ПО





Раннехристианское искусство

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПО

§10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа




Византия и Древняя Русь

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПО





Топографическая и временна ясимволика храма

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

П 5.6.7-ответ на вопросы




Византийский стиль в мозаичном

Декоре

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Византийский стиль в иконописи

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§11 с.61-65-прочитать, в.6




Икона

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПР

§12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа




Формирование московской школы

иконописи.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

СР

§13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа




Московская архитектурная школа

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

СР

§14 с.76-80-прочитать




Фресковые росписи на тему

Величания Богородицы

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО


§16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа




Дороманская культура

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа




Романская культура

1

Повторения и закрепления

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

Т

§18 с.96-100-прочитать, в.6




Готический храм — образ мира.

1


ТСО.

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Основные этапы развития

готического стиля

1

Изучения новых знаний

Дидактический

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

ПО

§19 с.101-106-прочитать




Проторенессанс в Италии

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи 1индивидуфльные

Т

§20 с.107-111-прочитать




Аллегорические циклы Арс нова.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

Фронтальные

СР

§21 с.112-116-прочитать, в.6




Специфика Аре нова на Севере.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа




Художественная культура Дальнего и

Ближнего Востока

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные


ПО





Китай

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

§23 с.124-129-прочитать, анализ поэм




Япония

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

§24 с.129-133-прочитать, с.133-анализ документа




Образ рая в архитектуре мечетей.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

§25 с.135-138-прочитать




Образ мусульманского рая в

архитектуре дворцов.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО

§26 с.139-143-прочитать, анализ 1законов Солона




11 класс










Гуманизм- основа мировоззрения

эпохи Возрождения

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПО

Материал об историческом прошлом




Образ площади и улицы в

Живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени




Высокое Возрождение

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Эстетика Высокого Возрождения в

Скульптуре

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

§1 с.8-12-прочитать, в.7




Венецианская школа живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

Т

§2 с.13-18-прочитать, в.5




Особенности Северного

Возрождения

1

Повторения и закрепления

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО

§3 с.18-23-прочитать, с.23-24-анализ документа




Мистический характер

Возрождения в Германии

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Светский характер возрождения

во Франции

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

п.4 прочитать.вопросы.




Ренессанс в Англии


1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

П 5 читать.в 2.7.9




Новое мировосприятие в эпоху

борокко и его отражение в

искусстве

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО

П6 ответить на вопросы




Специфика русского барокко

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§20 с.107-111-прочитать




Живопись барокко.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

СР

§7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов




Музыка барокко

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

СР

§8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов




Искусство классицизма


1

Изучения новых знаний

Дидактический

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

1

§9 с.51-55-прочитать, в.3-5




Истоки рококо в живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§20 с.107-111-прочитать




Музыка Просвещения

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

УО





Образ «идеального» города в

классических ансамблях Парижа и

Петербурга

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

§10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа




Имперский стиль в архитектуре

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО





Неоклассицизм в живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§20 с.107-111-прочитать




Зарождение музыкальной

классической школы в России.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО





Романтический идеал и его

воплощение в музыке

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

ПО

§11 с.61-65-прочитать, в.6




Живопись романтизма

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПО

§12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа




Социальная тематика в живописи

1

Повторения и закрепления

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

Т

§13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа




Направления в развитии русской

музыки.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

ПО

§14 с.76-80-прочитать




Лирико-психологическое начало в

Музыке

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО


§16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа




Основные черты импрессионизма в

Живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

ПР

§17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа




Символизм в живописи


1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Прблемного обучения.

фронтальные

СР

§18 с.96-100-прочитать, в.6




Воплощение идеи абсолютной

красоты в искусстве модерна.

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§20 с.107-111-прочитать




Мифотворчество - характерная

черта русского модерна в живописи

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

УО

§19 с.101-106-прочитать




Модернизм в живописи

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

УО

§20 с.107-111-прочитать




Модернизм в архитектуре

1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

Т

§21 с.112-116-прочитать, в.6




Синтез в искусстве 20 века

Кинематограф

1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные



ПО

§22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа




Стилистическая разнородность в

музыке 20 века


1

Комбинированный

ТСО.

Дидактический

материал

Развивающего обучения.

Индивидуальные.и фронтальные

ПО





Постмодернизм


1

Изучения новых знаний

ТСО.

Дидактический

материал

Развитие критического мышления,

Фронтальныеи индивидуфльные

Т

§23 с.124-129-прочитать, анализ поэм




В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций», «Художественная культура Античности», «Художественная культура Средних веков», «Средневековая культура средневекового Востока», «Художественная культура Возрождения».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).


Художественная культура Античности

Крито-микенская культура. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Христианская символика.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.


Художественная культура Средних веков

София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».


Художественная культура средневекового Востока

Китай. Вечная гармония инь и янь – основа китайской культуры. Ансамбль храма в Пекине. Япония. Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений.Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».


Художественная культура Возрождения

Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Учебно-методический комплекс


Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2011год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2012 год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»



Оформление дополнений и изменений

Утверждаю:

Директор школы:

_____________________С.М.Чепкин

____ _____________2013-2014год.

ТЕМА

ДАТА ПО ПЛАНУ

ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ

ПРИЧИНА

























































Рабочая программа курса МХК
  • ИЗО, МХК
Описание:

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Автор Девивье Ирина Сергевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 337
Номер материала 33363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓