Главная / Другое / Рабочая программа курса «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Рабочая программа курса «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»


Педагогического и художественного образования

(факультет)


Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2014 г., протокол № __________


Декан факультета ______________ / Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры ПиМНО________________

«___»___________ 2014 г., протокол № __________


Заведующий кафедрой__________/М.А. Ушакова /



Рабочая программа дисциплины

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

(название дисциплины)

Уровень основной образовательной программы

бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ………………..……………………………

Начальное образование


Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Педагогики и методики начального образования

Семестр(ы)……………………………………………

7







Автор-разработчик программы: А.В. Тутолмин, д.п.н., профессор ____________



Рецензент: Г.В. Караваева, к.п.н., доцент ____________________





Глазов 2014

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

4

144


Семестр 7


Трудоемкость

4

144


Аудиторные занятия (всего)

2

72


В том числе:


Лекции

-

28


Лабораторные работы


Практические занятия


26


КСР


18


Другие виды аудиторной работы




Самостоятельная работа (всего)

2

72


В том числе:


Работа с учебниками, методическими материалами и ЦОР


24


Словарь


12


Составление наглядно-графических материалов


12


Разработка проекта


12


Защита проекта


12


Вид промежуточной аттестации - зачет







1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины

(модуль/раздел/тема тематического плана)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Педагогика

3.1.2.

1-2





+

+

+

+

+

+

+

+

Психология

3.1.1.

1-2








+

+

+







2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам

п/п

Разделы и темы дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости1

Код компетенций2

всего

аудиторные

лекц

Практические

лаб

КСР

СРС

Семестр 3

Модуль 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Раздел 1. Введение в предмет


10

5

2

2

-

1

5




Тема 1. . Исторический обзор возникновения и развития дополнительного образования детей.



2

1

1


-

-

1

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2


Тема 2.Стратегия воспитания детей и молодёжи в условиях реализации ФГОС дополнительного образования



4

2


1

-

1

2

Устный ответ


Тема 3. Методическая компетентность педагога дополнительно образования


4

2

1

1

-

-

2

-

2

Раздел 2. Методика и технология обучения в дополнительном образовании


10

5

2

2

-

1

5




Тема 1. Общее понятие о методике педагогической работы и методике работы педагога дополнительно образования




6

3

1

1

-

1

3

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2


Тема 2. Общее понятие о педагогической технологии и специфике технологии работы педагога дополнительного образования



4

2

1

1

-

-

2

Устный ответ

Модуль 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

3

Раздел 3. Игра как модульная технология работы педагога дополнительном образования


20

10

4

4

-

2

10




Тема 1. Методика проведения подвижных и эмоционально-сенсорных игр



6

3

1

1

-

1

3

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Методика проведения интеллектуальных игр



4

2

1

1

-

-

2

Тест


Тема 3. Методика проведения творческих игр



4

2

1

1

-

-

2

Проработка конспектов


Тема 4. Методика проведения ролевых и деловых игр



6

3

1

1

-

1

3

лекций

4

Раздел 4. Занятие как форма организации обучения в творческом объединении детей


20

10

4

4

-

2

10




Тема 1. Ознакомительное занятие


6

3

2

1

-

-

3

Устный ответ

ОК-1

ОК-2

ПК-2



Тема 2. Исполнительское и комбинированное занятие


6

3

1

1

-

1

3

Тест



Тема 3. Творческое и комплексное занятие


8

4

1

2

-

1

4

-

5

Раздел 5. Методика работы педагога дополнительного образования


12

6

2

2

-

2

6




Тема 1. Планирование. Работа на начальном и последующих этапах создания творческого объединения детей



6

3

1

1

-

1

3

Устный ответ

ОК-1 ПК-2

ПК-6

ПК-8


Тема 2. Досуговые программы и технология проведения досуговых занятий


6

3

1

1

-

1

3

-


Тема 3. Метод проектов как технология работы с детьми в дополнительном образовании












Тема 4. Методическая и инновационная деятельность педагога дополнительного образования












Всего – по семестру


72

14

14

-

-

8

36

-



Итого – по дисциплине









зачёт





3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы/Методы

Лекции (час)

Практические/семинарские занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

-

-

2


2

Работа в малых группах

-

14

12

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )


14

14

28 / 39%

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

  • Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

  • Метод «круглый стол»;

4. Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2.»)

5. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели

  2. Промежуточная аттестация: 3 семестр - зачет (14 неделя),

  3. Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.).

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 3 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели);

  2. Промежуточная аттестация: 3 семестр – зачёт


Критерии оценки устного ответа на практическом занятии


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия дополнительного образования, понимает суть современных подходов к образованию школьников; владеет методической культурой музыкального обучения детей.

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных подходов к дополнительному образованию школьников; не в полной мере владеет методической культурой дополнительного образования детей.

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении современных подходов к дополнительному образованию школьников; владеет методикой дополнительного образования детей

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основных подходов к дополнительному образованию школьников; не владеет методикой

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0


Критерии оценки проверочного теста


№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине

0


Критерии оценки контрольной работы


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0


Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.


Формы представления работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад

Доклад — это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв. м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.).

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации.

Требования к стендовому докладу

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1.

При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50см.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления — прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные.

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Рецензия

Рецензия (от лат. гесепsio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.д. Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.

Научная статья

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Реферат

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой:

краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего учителям нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

  1. Готовность учащегося к работе над рефератом

Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. Безусловно, успешность школьника в работе над рефератом будет обеспечена только в том случае, если он самостоятельно примет решение заняться таким видом деятельности.

2. Функции учителя при руководстве реферативной работой учащегося

Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультировании в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. При этом надо заметить, что такая форма внеурочной

деятельности учащихся не носит массовый характер — не каждый ученик даже при поддержке педагога способен определиться в выборе темы и постановке проблемы, самостоятельно работать с несколькими источниками информации.

Несомненно, учитель должен полноценно руководить работой школьников над рефератами, однако ему следует ограничивать свою активность консультативными функциями. Он может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен сам ученик.

3. Сроки выполнения реферата

Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику может понадобиться время для доработки содержания и редактирования текста.

За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой.

4. Структура реферата

Первоначально учащийся готовит развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

введение;

основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

заключение;

список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Iпtегпет, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

5. Процедура защиты реферата

На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово для доклада предоставляется ученику. Экземпляр реферата при этом может находиться у докладчика.

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать

следующие компоненты работы:

содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).

Проект

Проект (от лат. ргоjесtus — брошенный вперед) — замысел, план; разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; предварительный текст какого-либо документа.

Проектирование, по сути, представляет собой процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проектов

1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.

2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследования.



Тематика эссе с методическими материалами. Не предусмотрено

Тематика к методам проектной работы, кейс-методам и т.д. Не предусмотрено.


5.9.Вопросы к зачету по дисциплине.

1. Педагогика ненасилия как методологическая и технологическая основа работы педагога ДО.

2. Педагогическое наследие СТ. и В.Н. Шацких в развитии дополнительного образования детей в России.

3. Развитие детского творчества как направление педагогической работы в ДОД.

4. Актуальные направления ДО детей дошкольного возраста.

5. Содержание, формы и методов работы педагога дополнительного образования с семьей.

6. Специфика работы педагога ДО с разновозрастным объединением.

7. Использование игровых технологий в досуговых программах ДОД.

8. Работа с социально незащищенными детьми как особый предмет ДО.

9. Сравнительный анализ авторских программ педагогов ДО в конкретной образовательной области.

10. Специфика методики работы педагога ДО в конкретной образовательной области.

11. Государственная система дополнительного образования детей: актуальность, 12. вариативность, стратегия развития.

13. Сущность и задачи дополнительного образования детей на современном этапе.

14. Система дополнительного образования в регионе: состояние, тенденция развития.

15. Механизмы обновления содержания дополнительного образования детей в России.

16. Диагностика и программирование обновления дополнительного образования детей и подростков.

17. Дополнительное образование детей и неформальные объединения детей и молодежи.

18. Развитие и становление дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разного типа и вида.

19. Опыт создания детских общественных объединений на базе учреждений дополнительного образования детей.

20. Детская субкультура и ее развитие на современном этапе.

21. Детское движение на современном этапе: состояние, проблемы, пути развития.

22. Профессиональная подготовка педагога дополнительного образования к работе с детьми в разных типах образовательных учреждений.

23. Опыт деятельности лучших педагогов )новаторов, экспериментаторов) дополнительного образования.

24. Социальная роль и позиция взрослых в детском объединении.


Критерии оценки

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков студентов является установленный уровень подготовки и объективная оценка его соответствия с требованием программы.

«Отлично» – оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание изучаемого. Умение логично выстраивать и раскрывать содержание изученного, умение пользоваться теорией и практикой пройденного материала. Уметь аргументировать свои выводы. Свободно владеть профессиональными терминами.

«Хорошо» – оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание изучаемого студентом. Умение объяснять содержание изученного материала, пользоваться теорией и навыками, хорошо владеть профессиональными терминами, однако допускаются одна-две неточности в ответе.

«Удовлетворительно» – оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании изучаемого предмета, умение объяснять взаимосвязь поставленной цели, задачи. Знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями. Ограниченные навыки в практической деятельности. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Недостаточное свободное владение профессиональными терминами. Ряд недостатков в композиции и языке ответе, несоответствующих уровню знаний для данного студента.

«Неудовлетворительно» - оценивается ответ, обнаруживающий незнание существующих вопросов содержания изученного материала, неумение объяснять полученные знания, раскрыть содержание изученного. Незнание элементарных понятий. Слабое владение речью, бедность выразительных средств языка.



6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

  • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

  • Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

  • Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.



7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

7.1. Лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

7.2. Практикум

практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

7.8. Электронные дидактические материалы - не предусмотрено


8. Словарь терминов (глоссарий)


Метод обучения – способ взаимодействия педагога и обучающихся, ведущий к развитию умственных способностей и интересов обучающихся, овладению ими знаниями и умениями, а также использованию их на практике.

Методика – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.

Модель – это мысленный образ, изображение или схема какого-либо процесса или явления.

Мотив – это устойчивая внутренняя побудительная причина поведения или поступка человека.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Наблюдение – относительно самостоятельный, целенаправленный процесс сбора информации путём непосредственного восприятия исследователем процессов или явлений.

Навык – это приобретенное в результате обучения путем многократного повторения и автоматически осуществляемое действие, приводящее к определенному результату.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимися) установленных государством образовательных уровней; это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.

Образовательный мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния и прогнозирование её развития.

Образовательный процесс – это процесс и результат формирования знаний, умений и навыков у обучающихся, их воспитания и развития.

Обучение – это процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения и навыки, развиваются творческие способности, мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.

Обученность – реальный уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями к совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Одаренность – это высокий уровень развития способностей у человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Педагогическая диагностика – система специфической деятельности педагогов, призванная выявить определенные свойства личности для оценки (измерения) результатов обучения и воспитания.

Педагогическая технология – это совокупность педагогических методов, приемов и способов, с помощью которых педагог осуществляет образовательный процесс в объединении и реализует запланированные цели и задачи, а также их научное описание.

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.

Пояснительная записка – это часть учебной программы, в которой определяются цель и задачи изучения данного учебного предмета, даются методические указания о путях реализации программы, основы личной концепции педагога, предполагаемые результаты освоения программы и механизм проверки её результативности.

Принципы обучения – это нормы дидактического поведения педагога, выполнение которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.

Прогноз – заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо на основании определенных данных.

Прогнозирование – разработка прогноза.

Прогнозирование педагогическое – определение предстоящих результатов образовательного процесса.

Программа – это модель совместной деятельности группы людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

Развитие – это процесс физического, умственного и нравственного роста человека, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

Развитие – это процесс последовательных, прогрессивных, внешних и внутренних изменений, которые характеризуются переходом от низших к более совершенным, высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

Развитие личности – процесс формирования личности в результате социализации, обучения и воспитания индивида.

Рейтинг – термин, обозначающий оценку какого-либо явления по заданной шкале.

Результат – конечный итог, ради которого происходили операции, действия.

Результативность обучения – это уровень освоения обучающимися учебного материала, степень их воспитанности, обученности, их оценка на основе положительных изменений в развитии личности. Критерии результативности обучения: образовательная подготовка обучающихся (знания, умения, навыки);уровень воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания)уровень развития психических функций (интеллект, эмоции, воля);творческие способности личности; здоровье и здоровый образ жизни.

Содержание образования – это система знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, овладение которыми закладывает основы для формирования и развития личности.

Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет.

Социализация – осуществляемый в деятельности и общении процесс, в рамках которого общество влияет на личность, протекающий как стихийно, так и в процессе обучения и воспитания.

Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, являющиеся условием его успехов в осуществлении определенного вида деятельности.

Средства обучения – это те материальные и материализованные предметы, которые педагог при изложении учебного материала использует для более эффективного усвоения знаний обучающихся (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, учебная литература, оборудование для лабораторных занятий и т.п.).

Структура – строение, взаимное распоряжение частей, составляющих одно целое.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тестирование – метод получения информации, основанный на выполнении пробных заданий, прохождения испытаний.

Умение – способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия, на основе приобретенных знаний.

Учебно-тематический план – это часть образовательной программы, в которой содержится перечень основных разделов и тем, включенных в программу, их распределение по годам обучения, последовательность изучения учебного материала и количество часов на каждый год обучения.

Форма обучения – построение процесса обучения на учебном занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.


Ансамбль (от французского слова «вместе») – небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.


Группа – это относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.


Кружок – традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.


Клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.


Мастерская – это форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий.


Студия – творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.


Театр – творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.


Школа – форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.


9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов.

Дисциплина/ семестр/

специальность/

преподаватель/

Объем аудиторной работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное (норматив) количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итого-вая форма отчета (миним. балл)

лек

Сем/лаб.

КСР

050100

Педагогика и методика начального образования

Методика обучения в дополнительном образовании

/ 7/

/ Тутолмин А.В.



28



26



18

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3.Контроль посещаемости лабораторных занятий

4. Работа на семинарских занятиях Контрольные мероприятия 1. Составление списка литературы 2. Дорожная карта педагога-3.Технологическая карта 4.Составление программы

Компенсационные мероприятия

1.Подготовка методического материала по теме

2. Написание реферата

3. Электронная презентация темы

28



26



18

45 (9*5)

5

5

5



10

10

10

+ 1 балл за до-полнения;

+ 3 балла за подготовку дополнительного дидактического материала


0 баллов за не-посещение акад. часа по неув. причине;

0 баллов за неготовность или отсутствие на семин. занятии по неув. причине;

- 3 балла за невыполнение задания в установленные сроки

Зачёт







95 б. (60%)



143 б. (90%)

ИТОГО





1593 (без компенсации)


подпись ФИО преподавател

подпись ФИО преподавател





10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине

а) основная литература:

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. - 1997. - №9

2. Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. - М., 2001

3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // Внешкольник.-1996.-№ 31.

4. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 1998

5. Газман О.С. Игра как системная потребность детства./Философия и педагогика каникул. - М., -1998

6. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004

7. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000

8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей.- М.: ГУЦ Владос, 2003

9. Основы педагогического мастерства: Учеб пособие для пед. спец. учеб. заведений. / под ред. И.А. Зязюна.-М., 1989

10. Пель В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе./ Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М., 1999.С. 49

11. Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР.-М., 1990.

12. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. /Б.В. Куприянов и др.; Под ред. А.В. Мудрика. -М.:"Академия", 2004

13. Шацкий С.Т. Наше педагогическое течение //Собр. Соч.:в 2 т.-М.,1980.-Т. 1.

14. Шацкий С.Т. Что такое клуб?// Собр. Соч.: В 2 т. М., 1980-Т.1

б) дополнительная литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.,: Просвещение, 1989

3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. - М.: "Сентябрь", 2004

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - М.:МИРОС, 2002

5. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! - М., 1996- с.35

6. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993

7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М., 2000

8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика, 1997

9. Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника.-М., 1916.- с.13

10. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М., 1997

11. Педагогические технологии./ Под ред. Кукушина В.С. - Ростов н/Д, 2002.- С.65-66

12. Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. -Липецк: "Ориус", 1994



1 Формы текущего контроля успеваемости подразумевают указание на те способы и методические приемы, которые используются для контроля за успеваемостью. Это могут быть: устный ответ на семинар-ском занятии, контрольное тестовое задание, письменная контрольная работа, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в работе круглого стола, коллоквиум, реферат и т.п. Варианты и формы текущего контроля см. в Приложении 1.

2 В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

3 В расчет нормативного балла не вошли часы, отведенные на КСР, т.к. преподаватель планирует их использовать в рамках компенсационных занятий

Рабочая программа курса «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
  • Другое
Описание:

Цель изучения курса по выбору студента формирование целостного представления о методике обучения в дополнительном образовании, оказание методической помощи студентам в организации внеучебной творческой деятельности школьников.

 

Задачи: 1) систематизировать знания у студентов о методике работы педагога дополнительного образования;2) изучить методику проведения подвижных и эмоционально-сенсорных, интеллектуальных и творческих, ролевых и деловых игр; 3) рассмотреть учебное занятие как основную форму организации обучения в творческом объединении детей.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 871
Номер материала 40344
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓