Главная / Начальные классы / Рабочая программа кружка "Знакомые незнакомцы" 2-4 классы

Рабочая программа кружка "Знакомые незнакомцы" 2-4 классы

Название документа Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение1.docx

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Белогорск







Рабочая программа кружка

«Знакомые незнакомцы»

Направление : научно – познавательная деятельность

2 – 4 классы





Учитель: Вечирко Наталья Михайловна





















г. Белогорск

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерные программы внеурочной деятельности,

планируемых результатов внеурочной деятельности. Программа кружка разработана по направлению научно – познавательная деятельность.

Содержание кружка направлено на достижение таких целей:

  • знакомство с дикорастущими, декоративными, лекарственными растения Амурской области и их использованием в хозяйственной деятельности человека;

  • формирование научного познания и осмысления ребёнком опыта общения с природой и людьми.


Основными задачами реализации содержания кружка являются:

  • Формирование уважительного отношения к природе родного края и соблюдение правил поведения в природе;

  • Формирование коммуникативных навыков взаимодействия в социуме;

  • Развивать интерес к окружающему миру, расширять словарный запас детей, умению связанно и последовательно рассказать текст по плану;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, классифицировать.


Специфика кружка «Знакомые незнакомцы» состоит в том, что он соединяет в равной мере природоведческие, литературоведческие, краеведческие и лексические знания о растительности своего края.

Значение курса состоит в том, что дети будут знакомиться с растениями родного края, узнавать их внешний вид, описывать, зарисовывать, ставить опыты, учиться наблюдать ними, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила поведения в природе.

Кружок «Знакомые незнакомцы» реализует межпредметные связи, тем самым закрепляет умения детей, полученные на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, технологии.

Общая характеристика курса

В основе курса « Знакомые незнакомцы» осуществляется идея многообразия растительности родного края, бережного отношения к нему. В основе методики преподавания будут использоваться проблемно – поисковый метод, наблюдения за природой, выполнение практических работ, работы исследовательского характера, диалоги, различные творческие задания. Для успешного освоения курса будут проводиться эксурсии в природу, на станцию юннатов и т. д. Занятия могут проходить в учебном классе, на улице, в лесу, на пришкольном участке, в парке, на станции юннатов.

При выполнении практических работ учащиеся будут учиться распознавать природные объекты с использованием атласа определителя для начальной школы, справочников по растительности Амурской области.

Результаты освоения курса

В результате изучения курса « Знакомые незнакомцы» будут достигнуты

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину и свой родной край;

2) формирование уважительного мнения к иному мнению;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных ценностей;

4) развитее навыков сотрудничества со взрослыми м и сверстниками в разных ситуациях;





Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в связи с поставленной задачей;

  4. активное использование речевых средств и ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  5. использование различных способов поиска информации в справочниках, в сети Интернет, сбор, анализ и способ передачи информации в связи с познавательными и коммуникативными задачами кружка навыками;

  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовым понятиям, установления причинно – следственных связей, построение рассуждений;

  7. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать точку зрения другого человека, высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  8. умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

  1. сформировать уважительное отношение к своей Родине и родному краю, к культуре нашей страны;

  2. осознание целостности окружающего мира, освоение норм экологической грамотности, соблюдение правил нравственного поведения в природе;

  3. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, сравнение и т. д)

  4. Развитие навыков устанавливать и выяснять причинно – следственные связи.









Содержание курса (102 ч)

Курс строится на основе изучаемой темы по окружающему миру 2 – 4 класс: растения и их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия необходимые для жизни растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдения.

Изучение курса ведется по темам:

  1. Растения пришкольного участка (травы, кустарники деревья)

  2. Растения луга

  3. Растения леса

  4. Растения водоема

  5. Декоративные растения

  6. Лекарственные растения







































Тематическое планирование

2 класс (34ч)

Характеристика деятельности учащихся

1.

Травянистые дикорастущие растения на пришкольном участке (экскурсия)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

2) находить, показывать и называть и травянистые растения;

3)практическая работа в паре рассматривать и показывать части растений друг другу;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу;

5)соблюдать правила поведения в природе

2 - 4.

Травянистые дикорастущие растения на пришкольном участке

1) Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) называть растения и описывать его по плану;

3) практическая работа в паре сравнивать растения, находить общее и отличие;

3) практическая работа в паре сравнивать растения, находить общее и отличие

5 -6.

Декоративные травянистые растения пришкольного участка (экскурсия)

1) Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) показывать и называть и декоративные травянистые растения;

3) практическая работа в группе сравнивать растения, находить общее и отличие;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

5)соблюдать правила поведения в природе

7.

Лекарственные дикорастущие растения на пришкольном участке

1) Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)практическая работа в группе: рассматривать растения, добывать информацию для получения новых знаний из источников;

3)отвечать на итоговые вопросы и оценивать

свою работу

8.

Дикорастущие травянистые растения возле твоего дома

1) Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) рассматривать рисунки, гербарии, добывать информацию из атласа определителя, авторского текста;

3) практическая работа в группе сравнивать растения, находить общее и отличие;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

9.

Наши проекты:

«Дикорастущие травянистые растения»

1) Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) работать в паре: распределить, обязанности, готовить рисунки или фотографию;

3) выпуск собственной книжки малышки;

4) презентация книжки;

5) оценить свою работу и свои достижения

10.

Кустарники пришкольного участка (экскурсия)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

2)находить, показывать и называть кустарники;

3)практическая работа в паре рассматривать и показывать части растений друг другу;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

5)соблюдать правила поведения в природе

11 .

Кустарники пришкольного участка

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)классифицировать предметы по видам;

3) рассматривать рисунки, гербарии, добывать информацию из атласа определителя, авторс- кого текста;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

12 -13

Деревья пришкольного участка

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу;

5)соблюдать правила поведения в природе

14.

Деревья пришкольного участка

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)классифицировать предметы по видам;

3) рассматривать рисунки, гербарии, добывать информацию из атласа определителя, авторс- кого текста;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

15.

Деревья возле твоего дома

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) работа в группе: рассматривать фотографии, рисунки, называть деревья, добывать информацию из авторского текста;

Классифицировать растения по их видам;

3) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

16.

Деревья на нашей улице (экскурсия)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)практическая работа в группе: находить дерево по его описанию, называть его правильно, сравнить с другим деревом, найти сходство и отличие;

3) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу;

5)соблюдать правила поведения в природе

17.

Экскурсия на станцию юннатов

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) называть и определять растения по их видам: деревья, кустарники, травы;

3)определять растения по атласу определителю;

4) работать вместе со взрослыми: готовит рассказ о понравившемся растении

18.

Лекарственные деревья

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)работа в группе: добывать информацию из справочников, атласа определителя и авторских текстов;

3) подготовить рассказ о дереве по плану и пересказать;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

19

Наши проекты: «Деревья»

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) работать в паре: распределить, обязанности, готовить рисунки или фотографию;

3) выпуск собственной книжки малышки;

4) презентация книги;

5) оценить свои достижения;

20 -21.

Учимся составлять кроссворды о растениях

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в группе: отобрать загадки, нарисовать кроссворд;

3)обменяться кроссвордами и разгадать их;

4)оценить свою работу

22.

Учимся составлять загадки о растениях

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)практическая работа в паре: составить загадку по опорным словам, нарисовать рисунок к загадке;

3) загадать загадку;

4) оценить свою работу с товарищем

23.

Роль растений в жизни человека

(Аппликация из природных материалов)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)сравнивать свойства различных природных материалов, соотносить форму и цвет, отбирать необходимые материалы для работы, анализировать изделие;

3) составить план работы над изделием, выработать критерии оценки;

4) изготовить изделие;

5) оценить свои достижения

24.

Растения в изображении художников

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) рассматривать картину и составлять по ней рассказ описание;

3) нарисовать своё любимое растение;

4) оценить свою работу и свои достижения

25.

Изображение растений в декоративно – прикладном творчестве






1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) рассматривать, анализировать изделия, сравнивать орнаменты, осваивать способ разметки деталей рисунка на бумаге, выполнить аппликацию из бумаги;

3) оформить изделие по собственному замыслу;

4) оценить свои достижения

26.

Народные пословицы, поговорки, песни о растениях

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) читать выразительно пословицы и поговорки. Объяснять их смысл.

3) читать, выражая настроения произведения;

4) работа в парах: придумать рассказ по пословице или спеть русую народную песню

27.

Народные приметы о растениях

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) учиться добывать информацию из журналов, Интернета;

3) систематизировать информацию и оформить в виде листовки, газеты;

4) оценить свою работу и свои достижения

28.

Растения в парке (экскурсия)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) находить, показывать и называть знакомые растения;

3)практическая работа в паре рассматривать и определять виды растений, сравнивать растения;

4) отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу;

5)соблюдать правила поведения в природе

29 -30

Раннецветущие растения

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в парах: рассматривать, сравнивать, называть вид растения;

3) искать информацию в атласе определителе;

4) выявлять изменения в жизни растений с приходом весны;

5) составить рассказ о растении по плану;

6) Оценить свою работу

31

Практическая работа. Выращивание декоративных растений для клумбы

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в парах: составить план работы, соблюдать технику ; безопасности при работе с инструментами;

3) оценить свою работу;

32.

Экскурсия на СЮН


33.

Подведение итогов за год. Презентация изделий. Выставка работ


34

КВН




3 класс (34 ч)

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1.

Цветы. Какие они?

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

2) практическая работа в группах: сравнить цветы, составить план рассказа описания цветка и рассказать о нём по плану;

3) оценить свою работу;

2.

Экскурсия на луг

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)наблюдать за растениями и насекомыми луга;

3) находить известные растения;

4) соблюдать правила поведения на лугу;


3 - 5 .

Травянистые растения, открытых мест не имеющие крупных ярких цветов(конский щавель, мятлик, пырей ползучий, подорожник и др.)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) находить растения в атласе определителе, сравнивать их, искать информацию, составлять рассказ о растении по плану;




6 - 9

Травянистые растения, открытых мест с белыми и пёстрыми цветами( ромашка, нивняк, тысячелистник, фиалка и т. д)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа : находить растения в атласе определителе, в гербарии, сравнивать их, искать информацию, составлять рассказ о растении по плану;

3) составлять книжку о растениях;

4) оценивать свою работу и свои достижения

10 – 14

Травянистые растения открытых мест с жёлтыми цветами( лапчатка гусиная, саранка, чистотел, купальница, гусиный лук и др)



1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в группах : находить растения в атласе определителе, в гербарии, сравнивать их, искать информацию, составлять рассказ о растении по плану;

3)отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

15 - 19

Травянистые растения , открытых мест, лиловыми цветами( клевер луговой, розовый, иван –чай, гвоздика –травянка, василёк луговой и др.)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) находить информацию и рассказывать о растении по плану;

3) сравнивать, анализировать, делать выводы;

4) презентовать понравившееся растение;

5) оценивать свою работу

20 - 25

Травянистые растения, открытых мест, с красными, голубыми, синими, фиолетовыми цветами(сон – трава, герань луговая, фиалка, ирис, чина луговая, колокольчик

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) находить информацию в справочниках, атласе определителе, сравнивать дикорастущие растения и декоративное растения

3) работать в группах над проектами: составить презентацию, альбом или книжку малышку;

4) оценивать свою работу и свои достижения

26

Растения заливных лугов ( незабудка, фиалка, ирис, калужница)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в группах: находить растения в атласе определителе, в гербарии, сравнивать их, искать информацию,

анализировать составлять рассказ о растении по плану, составлять памятку поведения на лугу;

3)отвечать на итоговые вопросы и оценивать свою работу

27

Растения ядовитые

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) находить информацию, описывать растения по плану;

3) практическая работа: изготовить книжку малышку

29

Растения в легендах

Наши проекты

  • определить цель проекта;

  • распределить обязанности ;

  • собирать материал, составить рассказ; презентовать проект

30.

В стране кроссвордов

1)Подобрать загадки, описание растения;

2) составить кроссворд о растениях открытого места;

3) отгадать кроссворд своих товарищей;

4) оценить свою работу

31 -33

Исчезающие растения. Растения, занесённые в Красную книгу

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) работать в парах : выявлять причины исчезновения изучаемых растений, предлагать меры по их охране, формулировать выводы из изученного материала; подготовит сообщение о растениях с помощью дополнительной литературы, Интернета

34

Цветы – украшение Земли (итоговое мероприятие)



4 класс

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1.

Экскурсия на водоём

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) Находить и называть знакомые растения

3) Сравнивать травянистые луга и водоёма, находить их сходство и отличия, особенности водных растений

2 -3.

Растения водоёмов, не имеющих крупных ярких цветов (ряска, рдест, рогоз, осока, камыш)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2)Практическая работа в группах: описывать водные растения по плану, выявлять отличительные особенности водных растений;

3) сравнивать природные особенности луга и водоёма;

4) формулировать выводы, подводить итоги, оценивать свои достижения

4 - 6

Растения водоёмов с белыми цветами (кувшинка, водокрас, стрелолист, вех ядовитый и др.)

7 - 8

Растения водоемов с жёлтыми цветами (кубышка жёлтая, купальница, ирис жёлтый, калужница болотная)

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в группах: обсуждать способы приспособления растений к жизни в воде;

3) создать памятку по правилам

поведения на водоёмах;

4) формулировать выводы, подводить итоги, оценивать свои достижения

9 - 10

Растения водоёмов с розовыми, синими, фиолетовыми цветами

11.

Наши проекты «Водные растения»

  1. определить цель проекта;

  2. распределить обязанности ;

собирать материал, составить рассказ; презентовать проект

12 -15.

Травянистые растения леса с белыми цветами

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) практическая работа в парах: определять с помощью атласа – определителя растения леса;

3) сравнивать растения леса с декоративными растениями, растениями водоёма; находить общее и различие;

4) устанавливать причинно- следственные связи в деятельности человека в лесу, на водоёмах и лугу

5) предлагать способы охраны исчезновения растений;

6) составить памятку поведения в лесу;

7) формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

16 -19

Травянистые растения леса с жёлтыми цветами

21 - 24

Травянистые растения с красными, розовыми, синими, фиолетовыми цветами

1)Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

2) Находить и определять названия растений: выявлять экологические связи в лесу;

3) обсуждать нарушение экологических связей по вине человека;

4)предлагать пути решения экологической проблемы;

5) формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы

25

Лесные ягоды

26 -27

Грибы съедобные

28

Грибы несъедобные

29 -30

Красная книга. Амурской области. Лекарственные растения

31.

Экскурсия на СЮН. Декоративные растения

1) наблюдать декоративные растения;

2) определять их с помощью атласа определителя;

3) составить календарь цветочных растений

32

Презентация проектов

1) искать информацию и готовить тексты сообщений;

2) искать фотографии, рисунки к слайдам;

3)выступать с сообщением на кружке;

4) оценивать свои достижения по выполнению проекта

33 -34

Подведение итогов и оценка своих достижений за год. Выставка достижений.

1)выполнить тесты с выбором ответа;

2) оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов;

3)адекватно оценивать свои знания в соотвествии с набранными баллами;

4) выбрать по своему усмотрению материал для выставки;

5) оформить выставку совместно с товарищами














Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение , 2011

  2. Плешаков А.А. «От земли до неба» Атлас – определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

  3. Плешаков А.А. «Зелёные страницы». Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010

  4. Плешаков А.А., Румянцев А. А «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012

  5. Карпенко М. Т. «Сборник загадок».- М,: Просвещение, 1988

  6. Введенская, Саакьян Р. Я. «Наш родной язык». – М.: Просвещение, 1971

  7. Волина В.В. «Учимся играя». – М.: Новая школа , 1994

  8. Бурдуковский В.П., Быстров А. Н., Груздев Г.А и др. «Географический словарь Амурской области» Б,: Хабаровское книжное издательство, 1978

  9. Усенко Н.В. «Дары уссурийской тайги». - Хабаровское книжное издательство, 1978

  10. Фруентов Н.К. «Лекарственные растения Дальнего Востока».

  11. ШорыгинаТ.А. «Цветы. Какие они?» – М,: Издательство ГНОМ и Д, 2004

  12. Шорыгина Т.А « Кустарники. Какие они?» – М,: Издательство ГНОМ и Д, 2004

  13. Онегов А.С. «На лугу» – М.: Издательство «Малыш» 1984

  14. Онегов А.С. «На берегу озера» – М.: Издательство «Малыш» 1989

  15. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины» – М.: Просвещение,1998



Натуральные объекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Игры

Настольные игры по тематике «Окружающий мир» (лото, растения леса, луга, поля)

Название документа ФИО автора конкурсных материалов.doc

ФИО автора конкурсных материалов


Вечирко Наталья Михайловна


Место его работы


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10, г. Белогорск




Название программы

«Знакомые незнакомцы»


Направление ВУД

научно-познавательное


Класс


2 - 4


Рабочая программа кружка "Знакомые незнакомцы" 2-4 классы
  • Начальные классы
Описание:

Программа кружка  составлена  в соответствии ФГОС для    углубления  знаний детей о растительности Амурской области

Автор – составитель программы учитель начальных классов Вечирко Наталья Михайловна, I квалификационная категория.

Программа создана в соответствии с ФГОС, программы внеурочной деятельности НОО для общеобразовательных школ.

Программа  составлена с учетом возрастных особенностей детей. Срок реализации данной программы – 3 года.

В основе курса  «Знакомые незнакомцы» осуществляется идея многообразия растительности родного края,  бережного отношения к нему. В основе методики преподавания педагог будет использовать  проблемно – поисковый метод, наблюдения за природой,  выполнение практических работ, работы исследовательского характера,  различные творческие задания.

Цель программы:знакомство с  дикорастущими, декоративными,   лекарственными  растения Амурской области и   их  использованием в хозяйственной деятельности человека; формирование научного познания и осмысления ребёнком опыта общения с природой и людьми.

Задачи программы: Формирование уважительного отношения  к природе  родного края и соблюдение правил поведения в природе; Формирование коммуникативных навыков  взаимодействия в социуме;Развивать интерес к окружающему миру, расширять словарный запас детей, умению связанно и последовательно рассказать текст   по плану; Развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно –  следственные связи, делать обобщения, классифицировать.

Содержание программы соответствует нормативным документам и состоит из:

- рецензии;

-пояснительной записки;

- общая характеристика курса;

- результат освоения курса;

- содержания;

-тематического планирования;

- материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Актуальность программы велика в свете того, что обучающиеся начальной школы узнают растительный мир своего региона, используются метапредметные связи, овладевают умением работать со справочками и ИКТ технологиями.

 

 

Автор ВЕЧИРКО НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1210
Номер материала 15866
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓