Главная / Начальные классы / Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"

Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"



1.Пояснительная записка


Нормативно – правовыми документами создания данной программы являются:

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Направленность программы «Волшебная палитра» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (4 года обучения).

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–10 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.


Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 7лет;

  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–9 лет;

  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю ( количество часов в неделю 1 час), 33 часа в год.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме – 1 час в неделю (34 часа в год).

Четвертый год обучения предполагает работу с одарёнными детьми. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Режим работы:1 час в неделю (34 часа в год.)


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, отражение в художественных произведениях.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации в плане художественно-эстетического воспитания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности к творческой самореализации.

Ценность индивидуального опыта ребёнка, особенно эстетического: он питает лучшие душевные качества человека – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству

 Ценность искусства, позволяющая заглянуть в незнакомый мир и прочувствовать все по-другому: так, как видел художник, который жил в иное время.


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

-      различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • объяснять эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • учащиеся научатся организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;


2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

  • Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

  • узнавать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся  отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан);

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); составлять композиции с учётом замысла;


  • передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства( цвет, линия, пятно, форма, объём, композиция);

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.


 3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

  • осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, находить ответы.

Предметные результаты:

      различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

      различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

      эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

      узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

      приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

      создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

      использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

      различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

      создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

      наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

      использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий .



6.Содержание учебного предмета, курса

1 класс - «Радужный мир»,

2 класс - « Мы учимся быть художниками»

3 класс - «Мы - художники»

4 класс - «Мы рисуем и исследуем»

1-й класс «Радужный мир»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме

  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.

  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

2-й класс «Мы учимся быть художниками»

На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Теоретическая часть:

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.


3-й класс «Мы - художники»

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.


  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

4 -й класс «Рисуем и исследуем»

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

  • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

  • Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

  • Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

  • Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

  • Композиция. Основные правила композиции:

  • объединение по однородным признакам;

  • соблюдение закона ограничения;

  • основа живой и статичной композиции;

  • группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

  • подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).

  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.

7.Тематическое планирование


1 класс



Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1


Игра.

2

«Что могут краски?»

1


Смешение красок. Рисование радуги.

3

«Изображать можно пятном».

1


Отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Раскрашивание приёмом «размыть пятно».

4

«Изображать можно пятном»..

1


Превращение пятна в зверушку.

5

«Осень. Листопад».

1


Смешение теплых цветов. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.

6

«Силуэт дерева».

1


Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

7.

«Грустный дождик».

1


Рисование образа дождя.

8.

«Изображать можно в объёме».

1


Превращение комка пластилина в птицу. Лепка.

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1


Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1


Изображение спинки ящерки.


11

«Узоры снежинок».

1


Рисование орнамента в круге. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

12

Рисуем дерево тампованием.

1


Создание творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

13

«Зимний лес».




1


Изображение зимнего леса с использованием ограниченной палитры.

14

«Портрет Снегурочки».

1





Рисование портрета Снегурочки.

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1


Изображение фигуры человека в одежде.

16

«Снежная птица зимы»..

1


Рисование орнаментальной композиции.

17

«Дом снежной птицы».

1


Отработка приема «ритм геометрических пятен» в декоре дома – линия зигзаг.

18

«Ёлочка – красавица».

1


Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа.

18

«Кто живёт под снегом».

1


Рисование по представлению.

19

«Красивые рыбы».

1


Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Рисование рыб.

20

«Мы в цирке».

1


Рисование на тему по памяти.

21

«Волшебная птица весны».

1


Рисование на тему.

22

«Моя мама».

1


Творческая работа.

23

«Цветы и травы»

1


Создание композиции с использованием изобразительных свойств графических материалов: фломастеров, мелков.

24

«Цветы и бабочки».

1


Декоративное рисование. Композиция в круге.

25

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».

1


Рисование с переработкой природных форм в декоративно-обобщенные.

26

«Моя семья»

1


Творческая работа. Рассказы детей о своей семье.

27

«Веселые фигуры»



Рисование по представлению.

28

«Домашние питомцы»

1


Рисование натюрморта

29

«Победителям –Слава!

1


Творческая работа. Рассказы детей о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

30

«Весенняя клумба»

1


Рисование первых весенних цветов.

31

«Веселая игра»

1


Творческая работа. Рассказы детей о любимых играх.


32

«Лето, здравствуй!»

1


Творческая работа.

33

«Маленькая галерея»

1


Подготовка выставки работ.




Второй год обучения. Развивающий этап


Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1


Рассказ детей о своих увлечениях. Рисование по теме.


2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1


Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.


3

Конкурс на самый красивый фантик.

1


Рисование на конкурс.

4

Портрет Зайчика – огородника.

1


Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1


Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1


Рисование картин осени

7.

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1


Рисование на конкурс

8.

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1


Рисование по представлению. Рассказывание о любимых героях.

9

Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

1


Рисование портрета мамы.

10

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1


Рисование по памяти. « Любимое домашнее животное».

11

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1


Рисование по теме.

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1


Рисование по теме

13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1


Роспись матрёшки.


14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

1



Рассказ о представлениях детей о космосе. Рисование.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1


Творческая работа в группе.

16

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

1


Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

17

Былинные богатыри. Илья Муромец.

1


. Изображение богатырей по представлению.

18

Рисунки на тему: «Зимние забавы»

1


Рисование по теме


18

Рисование на тему: «Подводное царство»


1


Рисование по представлению на заданную тему.

19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


Прослушивание сказки, иллюстрирование.

20

Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

1


Рисование по представлению на заданную тему.

21

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

1


.

Рисование по представлению на заданную тему.

22

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

1


Изображение пейзажа родного края.

23

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1


Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

24

Рисунки на тему «Любимые герои»

1


Изображение человека и животных художественными средствами.

25

Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

1


Рассказы детей о важности бережного отношения к природе.

Рисование по представлению на заданную тему.

26

Рисование на тему «Родина моя».

1


Передача красоты родного края выразительными средствами.

27

Изготовление праздничной открытки.




Создание простого подарочного изделия

28

Конкурс рисунков: «Слава Победе!»


1


Рассказы детей о героизме нашего народа в дни Вов.

Рисование по представлению на заданную тему.

29

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».


1


Создание сюжетных композиций.

30

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»


1


Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов

31

Рисование на тему: «Весенние картины»



Рассказы детей о весенних изменениях в природе..

Рисование по представлению на заданную тему.

32

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.


1


Изображение сказочных и фантастических персонажей

33

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»


1


Рассказы о любимых игрушках детей.

Рисование по теме

34

Рисование на тему: «Лето красное»


1


Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.








Третий год обучения. Развивающий этап



Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Основы художественной грамоты. 16 ч.

1

Вводное занятие.

1


Рассказ детей о правилах безопасной работы

2

. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1


Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг

3

Натюрморт из трёх предметов.

1


Самостоятельное составление натюрморта.

4

Рисующий свет.

1


Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды.

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1


Рисование по методу ассоциаций.

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1


Рисование по методу ассоциаций.

7.

. « Осенние листья».

1


Зарисовки растений с натуры.

8.

Природная форма – лист.

1


Выполнение тоновой растяжки цвета, акварель.

9

Натюрморт.

1


Рисование натюрморта.

10

«Дворец Снежной королевы».

1


Рисование по представлению.

11-12

Портрет мамы.

2


Рисование по памяти.

13

«Цветы зимы».

1


Рисование на тему.

14-15

«Здравствуй ,праздник Новый год!»

1





Творческая работа по замыслу детей.

16

«Прогулка по зимнему саду»

1


Выполнение композиции с фигурами в движении.

Графика. 8 ч.


17

Вводное занятие, введение в тему.

1


Изучение графических материалов и приспособлений.

18

«Листья и веточки».

1


Рисование с натуры. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

19

«Осенние листья»

1


Выполнение композиции с использованием листьев гербария в качестве матриц.

20

Натюрморт

1


Выполнение наброска рисунков с разных положений.

21

«Село родное»

1


Рисование на тему в технике монотипии.

22

«Терема». .

1


Создание гравюры на картоне.

23

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

1


Изготовление открытки с использованием шаблона и трафарета.

24

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

1


Творческая работа.

Наше творчество. 1ч.

25

«Мир вокруг нас»

1


Рисование с натуры. Гуашь .

Рассказы детей об экологических проблемах окружающей среды.

Техники изобразительного искусства.4ч.


26

Волшебные нитки.


1


Практическая работа с помощью красок и нити.

27

Кляксография.

1


Практическая работа с помощью красок и зубной щетки.

28

Выдувание.

1


Практическая работа с помощью красок.

29

Пальчиковая живопись

1


Практическая работа пальцами

Наше творчество. 5 ч.


30

Рисование по теме: «Победа!»

1


Свободный выбор тем и материалов для исполнения

31

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

1


Свободный выбор тем и материалов для исполнения

32

«Мы рисуем бабочку».


1


Свободный выбор тем и материалов для исполнения

33

Рисование по теме:«Мечты о лете!»




Свободный выбор тем и материалов для исполнения

34

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.

Выставка рисунков. Подведение итогов.

1


Творческая работа.



Четвёртый год обучения. Исследовательский этап

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Основы изобразительной грамоты.13 ч


1

Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».

1


Рисование по памяти.

2

«Деревья».

1


Рисование с натуры.

3

Зарисовка растений с натуры в цвете.

1


Рисование с натуры.

4

Натюрморт.

1


Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой.

5

Осенний натюрморт

1


Рисование ассиметричной композиции.

6

Небо в искусстве..

1


Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

7.

Монотипия. «Отражение в воде».

1


Изображение явлений природы.

8.

«Зимние забавы».

1




Рисование фигуры человека в движении. Личный опыт.

9

« Цветы и травы осени».

1


Свободный выбор живописных средств. Творческая работа.

10

« Скачущая лошадь».

1


Рисование с использованием движения в композиции.

11

«Улицы моего села». .

1


Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

12

«Новогодний бал»

1


Рисование по представлению.

13

Выставки, экскурсии.

1


Обсуждение .

Декоративно – прикладное искусство. 17ч


14

Введение в тему.

1





Обсуждение плана работы.

15

«Цветы».

1


Выполнение эскиза монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись.

16

«Цветы и травы».

1


Выполнение декоративной росписи.

17

«Цветы и бабочки»

1


Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

18

Плакат – вид прикладной графики.


1


Рисование плаката с использованием трафарета и шаблона в изобразительных элементах.

19

Поздравления к 23 февраля.

1


Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

20

Открытка – поздравление к 8 марта.

1


Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.

21-22

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

2


Творческая работа в группе.

23-24

«Осенние листья».

2


Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

25-26

«Туманный день»..

2


Свободная роспись по ткани .

27

Кукольный антураж.

1


Роспись ткани для кукольного платья. Работа над образом.

28

Цветоведение.

1


Изготовление несложных цветов из ткани. Оформление цветка в композиции.

29

Флористика..

1


Создание композиции. Работа в паре.

30

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

1




Наше творчество. 5ч


31

«День Победы»

1


Рисование на тему.

32

Творческая аттестационная работа..

1


Свободный выбор живописных средств.Работа по собственному замыслу.

33

Оформление работ к выставке



Свободный выбор живописных средств. Оформление работ для выставки.

34

«Наша галерея».

1


Выставка творческих работ



8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 


Ддемонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечныйфонд (книгопечатная продукция)

  • Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

П




  • Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…)

П





Методический фонд для учителя

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования (3 набора

  • Коллекция насекомых для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Печатные пособия

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома

  • Гжель

  • Урало-сибирская роспись

  • Полхов-Майдан

  • Мезенская роспись

  • Дымковская игрушка

  • Жостово

  • Введение в цветоведение.

  • Декоративно-прикладное искусство.

Д




  • Плакаты по основным темам изобразительного искусства

Д



  • Портреты художников

Д


Репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету


Д


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Д




Магнитная доска.

Д


Персональный компьютер

Д


Мультимедийный проектор.

Д



Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Волшебная палитра»

Д








Видеофильмы соответствующего содержания

Д




Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


Д


Электронные презентации :

  • Бытовой жанр

  • Художник и дети

  • Исторический жанр

  • Народное художественное творчество

  • Шедевры русской живописи

  • Россия Репина

  • Выдающиеся произведения изобразительного искусства. Скульптура

  • На полях и стройках нашей Родины

  • Анималистический жанр

  • Художник Шишкин

  • Пейзаж



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д



  • Серии фотографий и иллюстраций природы

Д


Фотографии и иллюстрации животных.

Д


Репродукции картин разных художников.

Д


Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Д


Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Д


Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Д


Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Д


Натуральные объекты

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Д



Живые объекты ( комнатные растения)

Д


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский тумбой

Д


Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Д



Настенные доски

Д


Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К



Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике курса «Волшебная палитра»

П




Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

П



Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К



Список литературы


  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.


Рабочая программа кружка "Волшебная палитра"
  • Начальные классы
Описание:

Данная рабочая программа составлена для проведения кружка "Волшебная палитра" по организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС.Составлена в соответствии со всеми разделами программы.Предусматривает внеурочную деятельность учащихся с 1 по 4 класс.Также вместе с рабочей программой представлено тематическое планирование занятий кружка по всем годам обучения в начальной школе.Планирование составлено с учетом возрастных особенностей и развития ребенка младшего школьного возраста.

Автор Ярушина Валентина Анатольевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1993
Номер материала 11851
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓