Главная / Начальные классы / Рабочая программа кружка "Фольклор земли мордовской"

Рабочая программа кружка "Фольклор земли мордовской"

Рабочая программа курса внеклассной воспитательной работы «Фольклор земли мордовской»



Пояснительная записка


В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора.

Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (2-4 классы) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

Реализацию данной программы можно продолжить в среднем и старшем звене обшеобразовательных учебных заведений.


Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским, татарским народным творчеством музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.


Данная цель реализуется в задачах:


  1. Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.

  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.

  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности..

  4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.

  5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.

  6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.


Основные принципы освоения музыкального искусства Мордовии:


  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.


  1. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.

  2. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.

  3. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.

  4. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности.

Учебно-тематический план



Темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Мы живем в многонациональной семье.

15

3

Осенние посиделки

7

4

Животные в мордовском фольклоре

4

5

Расскажи мне про сказочку

8

6

Вирява и ее владения

1

7

В гостях у Ведявы.

1

8

Роштовань кудо (рождественский дом)

3

9

Трудолюбие и мастерство мордовского народа

10

10

Мордовская свадьба

3

11

Русские и мордовские народные инструменты

2

12

Предания и легенды мордвы .

2

13

Весенние обрядовые праздники. Отчетное мероприятие.

6

14

Посещение мордовского национального театра имени И.М.Яушева

1

15

Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, мордовского республиканского краеведческого музея

1

16

Посещение мордовского республиканского краеведческого музея

1


Итого

68















Содержание программы


Вводное занятие.(2часа)

Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.


Мы живем в многонациональной семье. (15 часов) Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни.

Разучивание: «Умарина» (Э.), «Кавто церат тикше ледить» (Э.), «Эрзянь карть» (Э), «Сурвелесь» (Э.), «Авкай, молян мон вирев» (М.), «Луганяса келунясь» (М.), «Во поле березонька стояла», «Колыбельная», «Я на горку шла», «Во кузнице», «А я по лугу».

Слушание: «Мальчик и мотылек» (Т.), «Нармоннят, нармоннят» (М.)

Осенние посиделки (7часов)

Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.

Разучивание: « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.


Животные в мордовском фольклоре (4 часа)

Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.

«Нумолнэ» (э. песня), «Раужо баран» (э.песня), «Сезяка, сезяка» (потешка), «Бабань ульнесь скалозо» (колыбельная песня). Сказки: «Бука ды верьгиз», «Атя ды овто», «Пустачей», «Кода кискась ялга вешнесь».


Расскажи мне про сказочку (8 часов)

Мордовские, русские, татарские народные сказки.

«Кавто кумт», «Пси нурдт», «Шайтан Иван», «Байский сын и три мешка»(Т.) «Глупые братья» (Т.), «Глухой, слепой и безногий» (Т.)


Вирява и ее владения (1час)

Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.


В гостях у Ведявы (1час)

Ведява - хранительница воды. «Девушка и Водяная» - тат.сказка.

Разучивание: «Тук, тук, пиземне» - закликание; «Лейне» - игра.


Роштовань кудо (рождественский дом)(3 часа)

Колядки, загадки, пляски. Игра « Минек пандонок». Поздравление своих близких с рождеством.



Трудолюбие и мастерство мордовского народа (10 часов)

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы), вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое». Разучивание песни «Роман Аксясь» (М.)


Мордовская свадьба (3 часа)

Знакомство со свадебными обрядами. Сушание обрядовых песен. Разучивание игр «Овтонь киштема», «Яксярго».


Русские и мордовские народные инструменты(2 часа)

Ложки, жужжалки ,свистушки, нудий , акациянь цюцюка, тутушка, чувтонь лопа. Импровизация на ложках песни «Ах, вы, сени, мои сени…»


Предания и легенды мордвы (2 часа)

«Дамай ды Лияна», «Пси седейть», «Тюштя».


Весенние обрядовые праздники (6 часов)

Масленица, Верба, Пасха.

Разучивание: «Кужонь моро» хороводная песня, «Вербань хлыст» - игра, «Кажварч» - игра.

Отчетное мероприятие.


Посещение мордовского национального театра имени И.М.Яушева

Просмотр спектакля для детей.


Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Знакомство с творчеством скульптора, работами мордовских художников


Посещение мордовского республиканского краеведческого музея

Знакомство с бытом древне мордвы. Сравнение мордовских (мокша, эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.








К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:


- виды фольклорных жанров;

- названия обрядовых праздников;

- отличительные особенности русского, мордовских(мокша, эрзя, шокша), татарского национальных костюмов;

-названия народных инструментов;

-различные виды народных промыслов мордвы.


Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой,

-исполнять народные (русские, мордовские) песни;

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

-вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;

- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;

- исполнять на ложках несложные мелодии.


Учебно-материальная база

1. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.

2.Аудиозапись татарских народных песен.

3. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.

4. Диск «Сказки финно-угорских народов».


Список литературы для учителя:

1. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991

2. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998

3. Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск. 2007

4. Г.Тукай. Татарские народные сказки. Казань. 2003

5. Искусство мордвы. Москва, 1957

6. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru


Список литературы для учащихся:


1. Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.И. Тештине. Саранск, 1992

2. Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.И. Чивалдо. Саранск, 1995

3. Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.И. Цёковне. Саранск, 1993

4. Зиновьев Н.В., Зиновьева Т.И. Горниповне. Саранск, 1996

5. Журнал «Чилисема»



Рабочая программа кружка "Фольклор земли мордовской"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа кружка "Фольклор земли мордовской" поможет учителям мордовского (мокшанского, эрзянского) языка для организации внеурочной деятельностиЭтнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных языков в виде предмета, через факультативы и кружки. Рабочая программа курса «Фольклор земли мордовской», разработанная Пучкиной В.В. для работы с младшими школьниками является актуальной для системы образования РМ. Цель рабочей программы: привить младшим школьникам любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить с мордовским, русским, татарским народным творчеством и музыкальным искусством,  воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создание благоприятных условий для межэтнического общения.

                В рабочей программе изложены принципы реализации программы. Содержание курса направлено на ознакомление с фольклором народов, населяющих Республику Мордовия. В программе имеется список рекомендуемой литературы для педагога, реализующего программу, а также литературы для учащихся.

                Таким образом, рабочая программа является своевременной и самостоятельной разработкой педагога и будет востребована системой образования Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения.

Автор Пучкина Валентина Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1646
Номер материала 22912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓