Главная / Школьному психологу / Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский Хабаровского края


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол №______ от «_____»____________

2014 г.


« Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

Бунина С.А.________

«____»_____________

2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20 г. Вяземский

Белошниченко Г.А._________

Приказ №___от

«____»______________

2014г.









Рабочая программа


Внеурочной деятельности

кружка

«Азбука психологии»

(4 класс)







Автор- составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог









г.Вяземский

2014г.




Пояснительная записка


Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Цель программы: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • Развитие опыта творческой деятельности;

  • Создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

  • Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;

  • Расширение рамок общения школьников с социумом;

  • Формирование чувств уважения к друзьям и одноклассникам, любви к близким.


Программа рассчитана на детей 10лет - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.


Прогнозируемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и    расслаблением

  • извлекать необходимую информацию  из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов. 

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Учебно-тематический план

п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

«Кто Я? Мои силы, мои возможности».

18

9

9

1.1.

Мое лето.

1

0,5

0,5

1.2.

Как я изменился летом?

1

0,5

0,5

1.3

Кто Я?

1

0,5

0,5

1.4

Какой я - большой или маленький?

1

0,5

0,5

1.5

Расту = взрослею?

1

0,5

0,5

1.6

Мои способности

1

0,5

0,5

1.7

Мои интересы

1

0,5

0,5

1.8

Мой выбор, мой путь.

1

0,5

0,5

1.9

Мой путь к успеху

1

0,5

0,5

1.10

Мой внутренний мир.

1

0,5

0,5

1.11

Уникальность моего внутреннего мира.

1

0,5

0,5

1.12

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1

0,5

0,5

1.13

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

1

0,5

0,5

1.14

Мой внутренний мир и мой друзья

1

0,5

0,5

1.15

Мои друзья мальчики и девочки

1

0,5

0,5

1.16

Мой класс

1

0,5

0,5

1.17

Мои одноклассники - какие они?

1

0,5

0,5

1.18

Конфликты в классе

1

0,5

0,5

2.

«Я расту, я изменяюсь».

3

1,5

1,5

2.1.

Мое детство.

1

0,5

0,5

2.2.

Мое настоящее

1

0,5

0,5

2.3

Я изменяюсь

1

0,5

0,5

3.

«Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

6

3

3

3.1

Кто такой свободный человек?

1

0,5

0,5

3.2

Права и обязанности школьника

1

0,5

0,5

3.3

Что такое «право на уважение»?

1

0,5

0,5

3.4

Права и обязанности.

1

0,5

0,5

3.5

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

1

0,5

0,5

3.6

Как разрешать конфликты мирным путем?

1

0,5

0,5

4

«Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

7

3,5

3,5

4.1

Мое будущее.

1

0,5

0,5

4.2

Мой будущий дом

1

0,5

0,5

4.3

Хочу вырасти здоровым человеком!

1

0,5

0,5

4.4

Моя будущая профессия

1

0,5

0,5

4.5

Мое близкое будущее

1

0,5

0,5

4.6

Что нового меня ждет в 5 классе

1

0,5

0,5

4.7

Итоговое занятие.

1

0,5

0,5

Итого часов


16,5

16,5


Содержание программы

Содержание программы отражает основные направления  работы и включает следующие разделы:

1 Раздел: «Кто Я? Мои силы, мои возможности».

Цели:

- помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;

- помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость.

Темы раздела:

  1. Мое лето.

  2. Как я изменился летом?

  3. Кто Я?

  4. Какой я - большой или маленький?

  5. Расту = взрослею?

  6. Мои способности.

  7. Мои интересы.

  8. Мой выбор, мой путь.

  9. Мой путь к успеху

  10. Мой внутренний мир.

  11. Уникальность моего внутреннего мира.

  12. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

  13. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

  14. Мой внутренний мир и мой друзья.

  15. Мои друзья мальчики и девочки.

  16. Мой класс.

  17. Мои одноклассники - какие они?

  18. Конфликты в классе.

2 Раздел: «Я расту, я изменяюсь».

Цели:

- помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения;

- помочь детям научиться планировать цели и пути самоизменения.

Темы раздела:

  1. Мое детство.

  2. Мое настоящее

  3. Я изменяюсь

3 Раздел: «Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

Цели:

- помочь детям осознать личную свободу и свободу другого;

-помочь им понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей;

- помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей.

Темы раздела:

  1. Кто такой свободный человек?

  2. Права и обязанности школьника

  3. Что такое «право на уважение»?

  4. Права и обязанности

  5. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

  6. Как разрешать конфликты мирным путем?

4 Раздел: «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

Цели:

-дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего;

- помочь детям понять, что будущее начинается в настоящем;

Темы раздела:

  1. Мое будущее

  2. Мой будущий дом

  3. Хочу вырасти здоровым человеком!

  4. Моя будущая профессия

  5. Мое близкое будущее

  6. Что нового меня ждет в 5 классе

  7. Итоговое занятие.

 Методы и приемы

  1. Игры - коммуникации.

  2. Игры – релаксации. Музыка.

  3. Сказки.

  4. Рисование.

  5. Рефлексия.

Формы реализации программы:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

  • учебные пособия;

  • иллюстративный материал;

  • дидактический материал к урокам;

  • методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

  • ИКТ.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.


Ожидаемый результат

  • Созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • Развит опыт творческой деятельности;

  • Созданы условия для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;

  • Развит опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества детей;

  • Расширены рамки общения школьников с социумом;

  • Формирование чувств уважения к друзьям и одноклассникам, любви к близким.

Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Время проведения.

1 Раздел: «Кто Я? Мои силы, мои возможности».


1.

Мое лето.

Разминка

Упражнения: «Я - четвероклассник»

Рисунок «Лето»

Рефлексия

1


2.

Как я изменился летом?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия



3.

Кто Я?

Разминка

Упражнения: «Я - четвероклассник»

Работа со сказкой

Рефлексия

1






4.

Какой я - большой или маленький?

Разминка

Беседа

Игры: «Я сам», « Любимая игра»

Рефлексия

1


5.

Расту = взрослею?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


6.

Мои способности

Разминка

Упражнения: «Что такое способности?»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


7.

Мои интересы

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


8.

Мой выбор, мой путь.

Разминка

Упражнения: «Выбор пути»

Работа с рисунками

Рефлексия

1


9.

Мой путь к успеху

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


10.

Мой внутренний мир.

Разминка

Упражнения: «Чужие рассказы»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


11.

Уникальность моего внутреннего мира.

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


12.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

Разминка «Кто сегодня молодец»

Упражнения: «Маленькая страна»

Рефлексия

1


13.

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

Разминка

Упражнения: «Кому я могу все рассказать о себе?», «Мой самый интересный сон»

Рефлексия

1


14.

Мой внутренний мир и мой друзья

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


15.

Мои друзья мальчики и девочки

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


16.

Мой класс

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


17.

Мои одноклассники - какие они?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


18.

Конфликты в классе

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


2 Раздел: «Я расту, я изменяюсь».

19.

Мое детство.

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Кто в какую игрушку превратиться»

Рисунок «Любимая фотография»

Рефлексия

1


20.

Мое настоящее


Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


21.

Я изменяюсь

Разминка

Игра: «Раньше и сейчас»

Упражнение: « Каким я буду, когда вырасту?»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


3 Раздел: «Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно?».

22.

Кто такой свободный человек?

Разминка

Работа со сказкой

Игра: « Любимая игра»

Рефлексия

1


23.

Права и обязанности школьника

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия

1


24.

Что такое «право на уважение»?

Разминка

Упражнение «Закончи рассказы».

Игра: « Любимая игра»

Рефлексия

1


25.

Права и обязанности.

Разминка

Беседа «Пять самых главных правил»

Упражнение «Пять самых главных правил», «Билль о правах»

Рефлексия

1






26.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам

Разминка

Игра: «Закончи предложение».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


27.

Как разрешать конфликты мирным путем?

Разминка

Игра: «Разыграй конфликт».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


4 Раздел: «Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?».

28.

Мое будущее.

Разминка

Рисунок «Я в настоящем, я в будущем»

Беседа

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


29.

Мой будущий дом

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


30.

Хочу вырасти здоровым человеком!

Разминка

Беседа

Игра: «Мусорное ведро».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


31.

Моя будущая профессия

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


32.

Мое близкое будущее

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


33.

Что нового меня ждет в 5 классе

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


34.

Итоговое занятие.

Разминка «Если я отличник».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1






Итого

34






Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.


  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.



  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2004г.-168с.


  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.



  1. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 класса/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-248 с.


  1. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2004.-176 с.



  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.


  1. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.



  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.


Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 4 класс
  • Школьному психологу
Описание:

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются  анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.

            Самое важное свойство этого возраста- особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво  впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

 

             Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Автор Жигалина Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1148
Номер материала 37560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓