Главная / Школьному психологу / Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 3 класс

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский Хабаровского края


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол №______ от «_____»____________

2014 г.


« Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

Бунина С.А.________

«____»_____________

2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20 г. Вяземский

Белошниченко Г.А._________

Приказ №___от

«____»______________

2014г.









Рабочая программа

кружка

«Азбука психологии»

( 3 класс)















Автор-составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог









г.Вяземский

2014г.


Пояснительная записка


К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это - явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я- фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Основная цель программы: формирование  позитивного отношения к себе и школе, семье.

Основные задачи:

  • Формирование психологического здоровья.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • Формирование позитивного отношение к своему «Я».

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности.

  • Развитие навыков социального поведения.

  • Создание возможностей для самовыражения.

  • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

  • Развитие способности ребенка к  сопереживанию.

  • Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.

  • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.


Программа рассчитана на детей 9лет - 10 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Прогнозируемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.


Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов. 

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.





Учебно-тематический план


п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Я - фантазер

11

5,5

5,5

1.1.

Я - третьеклассник

1

0,5

0,5

1.2.

Кого можно назвать фантазером?

1

0,5

0,5

1.3

Я умею фантазировать

1

0,5

0,5

1.4

Мои сны

1

0,5

0,5

1.5

Я умею сочинять

1

0,5

0,5

1.6

Мои мечты

2

1

1

1.7

Мои качества

1

0,5

0,5

1.8

Каким меня видят окружающие?

1

0,5

0,5

1.9

Мой характер

1

0,5

0,5

1.10

Фантазии и ложь

1

0,5

0,5

2.

Я и моя школа

5

2,5

2,5

2.1.

Я и моя школа

1

0,5

0,5

2.2.

Что такое лень?

1

0,5

0,5

2.3

Я и мой учитель

2

1

1

2.4

Как справляться с «Немогучками»

1

0,5

0,5

3.

Я и мои родители

4

2

2

3.1

Я и мои родители

1

0,5

0,5

3.2

Я умею просить прощение

1

0,5

0,5

3.3

Я взрослею

1

0,5

0,5

3.4

Почему родители наказывают детей

1

0,5

0,5

4.

Я и мои друзья

7

3,5

3,5

4.1

Настоящий друг

1

0,5

0,5

4.2

Умею ли я дружить

2

0,5

0,5

4.3

Трудности в отношениях с друзьями

2

0,5

0,5

4.4

Ссора и драка

2

0,5

0,5

5.

Что такое сотрудничество?

7

3,5

3,5

5.1

Что такое сотрудничество?

2

0,5

0,5

5.2

Я умею понимать другого

1

0,5

0,5

5.3

Я умею договариваться с людьми

1

0,5

0,5

5.4

Мы умеем действовать сообща

1

0,5

0,5

5.5

Что такое коллективная работа?

1

0,5

0,5

5.6

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого часов

34

16,5

16,5




Содержание программы

Раздел 1 : «Я - фантазер».

Цели: помощь детям в осознании ценности умения фантазировать, развитие креативных способностей детей

Темы раздела:

  1. Я – третьеклассник.

  2. Кого можно назвать фантазером?

  3. Я умею фантазировать.

  4. Мои сны.

  5. Я умею сочинять.

  6. Мои мечты.

  7. Мои качества.

  8. Каким меня видят окружающие?

  9. Мой характер.

  10. Фантазии и ложь.

Раздел 2 : «Я и моя школа».

Цели:

- помощь детям в осознании особенности позиции ученика;

- предоставление учащимся возможности отреагировать свои чувства в отношении учителя;

-помощь детям в принятии учителя таким, какой он есть.

Темы раздела:

  1. Я и моя школа

  2. Что такое лень?

  3. Я и мой учитель.

  4. Как справляться с «Немогучками».

Раздел 3 : «Я и мои родители».

Цели:

- помощь детям в осознании требований родителей, сопоставлении их со своими возможностями и желаниями;

- обучение детей способам разрешения конфликтов с родителями.


Темы раздела:

  1. Я и мои родители.

  2. Я умею просить прощение.

  3. Я взрослею.

  4. Почему родители наказывают детей.

Раздел 4 : «Я и мои друзья».

Цели:

- помощь детям в осознании качества настоящего друга;

-подведение учащихся к осознанию собственного умения дружить.

Темы раздела:

  1. Настоящий друг

  2. Умею ли я дружить

  3. Трудности в отношениях с друзьями

  4. Ссора и драка

Раздел 5 : «Что такое сотрудничество?».

Цель – дать детям представление о понятии «сотрудничество».

Темы раздела:

  1. Что такое сотрудничество?

  2. Я умею понимать другого

  3. Я умею договариваться с людьми

  4. Мы умеем действовать сообща

  5. Что такое коллективная работа?

  6. Итоговое занятие

   Методы и приемы

  1. Игры - коммуникации.

  2. Игры – релаксации. Музыка.

  3. Сказки.

  4. Рисование.

  5. Рефлексия.

Формы реализации программы:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

  • учебные пособия;

  • иллюстративный материал;

  • дидактический материал к урокам;

  • методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

  • ИКТ.



Ожидаемый результат.


  • Сформировано психологическое здоровье.

  • Воспитаны нравственные чувства и этическое сознание.

  • Сформировано позитивное отношение к своему «Я».

  • Сформировано ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Повышена  уверенность в себе и развита самостоятельность.

  • Развиты навыки социального поведения.

  • Созданы возможности для самовыражения.

  • Выработано у детей адекватное отношение к ошибкам и неудачам.

  • Развиты способности ребенка к  сопереживанию.

  • Сформировано позитивное отношение к сверстникам и коммуникативным навыкам.

  • Развиты навыки саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.





































Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Время проведения.

Раздел 1 : «Я - фантазер».


1.

Я - третьеклассник

Разминка

Упражнения: «Что интересно третьекласснику»

Рисунок идеальной школы

Рефлексия

1


2.

Кого можно назвать фантазером?

Разминка

Упражнения: «Небылицы»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


3.

Я умею фантазировать

Разминка

Игры: «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна»

Рефлексия

1





4.

Мои сны

Разминка

Беседа

Упражнение «Рисунок сна»

Рефлексия

1


5.

Я умею сочинять

Разминка

Упражнения: «Вредные советы»

Рисунок «Вредные советы» Рефлексия

1


6.

Мои мечты

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия

1


7.

Мои мечты

(продолжение)

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


8.

Мои качества

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


9.

Каким меня видят окружающие?

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


10.

Мой характер

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


11.

Фантазии и ложь

Разминка

Игра: «Правда и ложь»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


Раздел 2 : «Я и моя школа».

12.

Я и моя школа

Разминка

Упражнения: «Неоконченные предложения», «Школа на планете Наоборот»

Рефлексия

1


13.

Что такое лень?

Разминка

Упражнение: «Существо по имени Лень»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


14.

Я и мой учитель

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия

1


15.

Я и мой учитель

(продолжение)

Разминка

Упражнения в тетради

Рефлексия

1


16.

Как справляться с «Немогучками»

Разминка

Игры: «Кто такие Немогучки»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


Раздел 3 : «Я и мои родители».

17.

Я и мои родители

Разминка

Рисунок «Семья»

Рефлексия

1


18.

Я умею просить прощение

Разминка

Игры: «Не буду просить прощение».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


19.

Я взрослею

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


20.

Почему родители наказывают детей

Разминка

Упражнения: «Неоконченные предложения»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


Раздел 4 : «Я и мои друзья».

21.

Настоящий друг

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия


1


22.

Умею ли я дружить

Разминка

Упражнение «Нужно ли уметь дружить».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


23.

Умею ли я дружить

(продолжение)

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


24.

Трудности в отношениях с друзьями

Разминка

Беседа о мальчике

Работа со сказкой

Рефлексия

1


25.

Трудности в отношениях с друзьями

(продолжение)

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


26.

Ссора и драка

Разминка

Упражнение «Неоконченные упражнения».

Беседа о мальчике

Рефлексия

1


27.

Ссора и драка

(продолжение)

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


Раздел 5 : «Что такое сотрудничество?».

28.

Что такое сотрудничество?

Разминка

Упражнение « Что такое сотрудничество?».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


29.

Что такое сотрудничество?

(продолжение)

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


30.

Я умею понимать другого

Разминка

Работа со сказкой

Рефлексия

1





31.

Я умею договариваться с людьми

Разминка

Упражнение «Я умею договариваться».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


32.

Мы умеем действовать сообща

Разминка

Игры: «Мы вместе».

Рисунок «Мой класс»

Рефлексия

1


33.

Что такое коллективная работа?

Разминка.

Упражнение « Что мы хотим пожелать друг другу?».

Коллективный плакат»

Рефлексия

1


34

Итоговое занятие

Разминка

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


Итого

34




























Список используемой литературы

  1. Алан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997.

  2. Андреева А. Русские боги в Зазеркалье. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4 М., 1996, с 112-163.

  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  4. Бурлачук Л.Ф., Корожаева Е.Ю. психология жизненных ситуаций. М., 1998.

  5. Вайсен Р. И др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  6. Изард К.Е. эмоции человека. М., 1980.

  7. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

  8. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

  9. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

  10. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

  11. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

  12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеренбург, 2000.

  13. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

  14. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.

  15. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

  16. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1995.

  17. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 3 класс
  • Школьному психологу
Описание:

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

 

              Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Автор Жигалина Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1003
Номер материала 37553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓