Главная / Школьному психологу / Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский Хабаровского края


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол №______ от «_____»____________

2014 г.


« Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

Бунина С.А.________

«____»_____________

2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20 г. Вяземский

Белошниченко Г.А._________

Приказ №___от

«____»______________

2014г.









Рабочая программа

«Тропинка к своему Я»



кружка

«Азбука психологии»

(2 класс)







Автор - составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог









г.Вяземский

2014г.



Пояснительная записка

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание возможности осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.


Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.


Задачи:

1.Мотивирование детей к самопознанию и познанию других людей.

2.Формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления.

3.Развитие социальных и коммуникативных умений , необходимых для установления межличностных отношений друг с другом ,учителем и родителями.

4.Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.

5.Корректирование у детей нежелательных черт характера и поведения.

6.Расширение пассивного и активного словаря обучающихся.


Программа рассчитана на детей 7,6 лет - 8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы.

Прогнозируемые результаты

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков

  • определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

  • делать выводы в результате совместной работы в группе

  • учиться графически оформлять изучаемый материал

  • моделировать различные ситуации

  • усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться договариваться и приходить к общему решению

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов


Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов. 


Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика


Учебно-тематический план


п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Вспомним чувства

5

2,5

2,5

1.1.

Мы рады встрече

1

0,5

0,5

1.2.

Понимаем чувства другого

1

0,5

0,5

1.3

Мы испытываем разные чувства

3

1,5

1,5

2.

Чем люди отличаются друг от друга?

17

8,5

8,5

2.1.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

1

1

2.2.

Хорошие качества людей

2

1

1

2.3

Самое важное хорошее качество

2

1

1

2.4

Кто такой сердечный человек

2

1

1

2.5

Кто такой доброжелательный человек

1

0,5

0,5

2.6

Я желаю добра ребятам в классе

2

1

1

2.7

Какие качества нам нравятся друг в друге

1

0,5

0,5

2.8

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

1

0,5

0,5

2.9

Люди отличаются друг от друга своими качествами

1

0,5

0,5

2.10

Каждый человек уникален

1

0,5

0,5

2.11

В каждом человеке есть светлые и темные качества

2

1

1

3.

Какой Я – Какой Ты?

12

6

6

3.1

Какой я?

1

0,5

0,5

3.2

Какой ты?

2

1

1

3.3

Учимся договариваться

1

0,5

0,5

3.4

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

1

0,5

0,5

3.5

Школьные трудности

4

2

2

3.6

Домашние трудности

2

1

1

3.7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого часов

34




Содержание программы

Программа состоит из двух разделов:

Раздел 1: «Вспомним чувства»

Цели:

- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Темы раздела:

  1. Мы рады встрече

  2. Понимаем чувства другого

  3. Мы испытываем разные чувства


Раздел 2: «Чем люди отличаются друг от друга?»

Цели:

- ознакомить детей с понятием «качества людей»;

- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.


Темы раздела:

  1. Люди отличаются друг от друга своими качествами

  2. Хорошие качества людей

  3. Самое важное хорошее качество

  4. Кто такой сердечный человек

  5. Кто такой доброжелательный человек

  6. Я желаю добра ребятам в классе

  7. Какие качества нам нравятся друг в друге

  8. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

  9. Люди отличаются друг от друга своими качествами

  10. Каждый человек уникален

  11. В каждом человеке есть светлые и темные качества


Раздел 3: «Какой Я – Какой Ты?»

Цели:

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях;

Темы раздела:

  1. Какой я?

  2. Какой ты?

  3. Учимся договариваться

  4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице

  5. Школьные трудности

  6. Домашние трудности

  7. Итоговое занятие


   Методы и приемы

  1. Игры - коммуникации.

  2. Игры – релаксации. Музыка.

  3. Сказки.

  4. Рисование.

  5. Рефлексия.


Формы реализации программы:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы реализации программы:

  • практический;

  • объяснительно – иллюстративный;

  • частично – поисковый;

  • наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

  • учебные пособия;

  • иллюстративный материал;

  • дидактический материал к урокам;

  • методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

  • ИКТ.


Ожидаемый результат:

1.Мотивированы дети к самопознанию и познанию других людей.

2. Обучены распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, пониманию чувства другого человека.

3.Сформирована адекватная установка в отношении школьных трудностей - установка преодоления.

4.Развиты социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом ,учителем и родителями.

5.Повышен уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Сформирована терпимость к мнению собеседника.

6.Скорректированы у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширен пассивный и активный словарь обучающихся.

























Календарно – тематическое планирование



п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Время проведения.

1 Раздел: «Вспомним чувства».


1.

Мы рады встрече

Разминка «Мячик»

Упражнения: «Вспомним чувства», «Чувства – воспоминания», « Рисунок радости»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


2.

Понимаем чувства другого

Разминка «Мячик»

Игры: «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1






3.

Мы испытываем разные чувства

Разминка «Мячик»

Игры: «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


4.

Мы испытываем разные чувства (продолжение)


Разминка «Лишнее слово»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


5.

Мы испытываем разные чувства (продолжение)


Разминка «Реши пример»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


2 Раздел: «Чем люди отличаются друг от друга?».

6.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Разминка «Лишнее слово»

Упражнения: «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса», «Чьи качества»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


7.

Люди отличаются друг от друга своими качествами (продолжение)


Разминка «Кто сегодня молодец»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


8.

Хорошие качества людей

Разминка «Какие качества задуманы»

Упражнения: «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


9.

Хорошие качества людей (продолжение)


Разминка «Какие качества задуманы»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


10.

Самое важное хорошее качество

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


11.

Самое важное хорошее качество (продолжение)


Разминка «Качества - шепотом»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


12.

Кто такой сердечный человек

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»

Работа со сказкой

Рефлексия

1


13.

Кто такой сердечный человек (продолжение)


Разминка «Отгадай качество»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


14.

Кто такой доброжелательный человек

Разминка «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит»,

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


15.

Я желаю добра ребятам в классе

Разминка «Аналогии»

Игры: «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


16.

Я желаю добра ребятам в классе (продолжение)


Разминка «Шифровальщики»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


17.

Какие качества нам нравятся друг в друге

Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе»

Игра: «Снежная королева».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


18.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

Разминка «Неоконченные предложения»

Игра: «Ладошка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


19.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Разминка «Психологическая загадка», «Джунгли»

Игра: «Звездочка».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


20.

Каждый человек уникален


Разминка «Неоконченные предложения», «Кто тебя позвал»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


21.

В каждом человеке есть светлые и темные качества

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка»

Игры: «Темные и светлые мешочки», «Светофорики».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


22.

В каждом человеке есть светлые и темные качества (продолжение)

Разминка «Птичий двор», «Чьи ладошки»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1






3 Раздел: «Какой Я – Какой Ты?».

23.

Какой я?

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка»

Игры: «Цыганка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


24.

Какой ты?

Разминка «Закончи предложения», «Психологическая разгадка»

Игры: «Заяц - Хваста».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


25.

Какой ты? (продолжение)

Разминка «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…».

Игры: «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».

Рефлексия

1


26.

Учимся договариваться


Разминка «Найди игрушку», «Какого цвета твои глаза?»

Работа с тетрадью

Рефлексия


1






27.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

Разминка «Загадай игрушку», «Крылатые качели»

Игры: «Копилка трудностей».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


28.

Школьные трудности

Разминка «Дважды два - четыре».

Игры: «Помоги Сереже».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


29.

Школьные трудности

(продолжение)


Разминка «Изобрази ситуацию».

Работа со сказкой

Рефлексия


1


30.

Школьные трудности (продолжение)

Разминка «Изобрази предмет», «Взвизгните те, кто…».

Игры: «Помоги Сереже».

Работа со сказкой

Рефлексия

1


31.

Школьные трудности (продолжение)

Разминка «Изобрази предмет», «Хлопните те, кто…».

Работа с тетрадью

Рефлексия


1


32.

Домашние трудности

Разминка «Разные ладошки», «Если я улитка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1


33.

Домашние трудности (продолжение)

Разминка «Если я отличник».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1






34.

Итоговое


1


Итого

34









Список используемой литературы

  1. Алан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997.

  2. Андреева А. Русские боги в Зазеркалье. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4 М., 1996, с 112-163.

  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

  4. Бурлачук Л.Ф., Корожаева Е.Ю. психология жизненных ситуаций. М., 1998.

  5. Вайсен Р. И др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

  6. Изард К.Е. эмоции человека. М., 1980.

  7. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

  8. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

  9. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

  10. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

  11. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

  12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеренбург, 2000.

  13. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

  14. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.

  15. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

  16. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1995.

  17. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.



Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс
  • Школьному психологу
Описание:

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

            В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

 

           

 

Автор Жигалина Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 846
Номер материала 37547
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓