Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский Хабаровского
края
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ФИО
Протокол №______ от «_____»____________
2014 г.
|
« Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20
г. Вяземский
Бунина С.А.________
«____»_____________
2014г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №20 г. Вяземский
Белошниченко Г.А._________
Приказ №___от
«____»______________
2014г.
|
Рабочая
программа
«Тропинка
к своему Я»
кружка
«Азбука
психологии»
(2 класс)
Автор -
составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог
г.Вяземский
2014г.
Пояснительная записка
Второклассник начинает учиться в совершенно
ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к
школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно
полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о
собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной
деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих
достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется
острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых
детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если
ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое
значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся
получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные
недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых
детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать.
Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно
смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с
педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание
уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности
и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути,
это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в
стремлении принимать и отдавать.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет
серьезное внимание возможности осознавать собственные трудности, их причины и
находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок,
проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность
посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с
собственными.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к
своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.
Новизна данной рабочей
программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования
2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение
видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы
положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации
деятельности предполагают уровневую
оценку в
достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых
результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом,
администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды
деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать
себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое
место в школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивирование детей к
самопознанию и познанию других людей.
2.Формирование адекватной
установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления.
3.Развитие социальных и
коммуникативных умений , необходимых для установления межличностных отношений
друг с другом ,учителем и родителями.
4.Повышение уровня самоконтроля
в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Формирование терпимости к мнению собеседника.
5.Корректирование у детей
нежелательных черт характера и поведения.
6.Расширение пассивного и
активного словаря обучающихся.
Программа рассчитана на детей 7,6 лет - 8 лет. Занятия проводятся 1
раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 –
40 минут.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет
свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы.
Прогнозируемые результаты
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
ü учиться отреагировать свои чувства
в отношении учителя и одноклассников
ü учиться прогнозировать последствия
своих поступков
ü определять и формулировать цель
в совместной работе с помощью учителя
ü учиться высказывать своё
предположение в ходе работы с различными источниками информации.
ü строить речевое высказывание в
устной форме
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в
различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
ü делать выводы в результате
совместной работы в группе
ü учиться графически оформлять
изучаемый материал
ü моделировать различные ситуации
ü усваивать разные способы
запоминания
информации
Коммуникативные
УУД:
ü учиться позитивно проявлять себя в
общении
ü учиться договариваться и приходить
к общему решению
ü учиться понимать эмоции и поступки
других людей
ü овладевать способами позитивного
разрешения конфликтов
Средства формирования УУД: словесные
методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод
наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности,
анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к
условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические,
ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого
самовыражения (литературное, художественное и др. виды
творчества), методы психической саморегуляции и тренировки
психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая
гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании
традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности,
наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности,
доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для
преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное
значение.
К результатам обучения относятся психологические
знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы
психической деятельности), психологические умения (чем
для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он
приобретает в процессе обучения), навыки (привычка
мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт
творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности,
формирование эмоционально-целостного отношения к психологической
реальности и действительности в целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно
работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский
язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами
психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных
курсов.
Межпредметные связи могут
выражаться:
·
в проведении
совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных
на компьютерах);
·
в подготовке
исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных
исследований, анализ психологической литературы);
·
в включении в
тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и
др. предметов.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика
Учебно-тематический план
№п
|
Наименование разделов и тем
|
Общее кол-во учебных часов
|
В том числе:
|
теоретических
|
практических
|
1.
|
Вспомним чувства
|
5
|
2,5
|
2,5
|
1.1.
|
Мы рады
встрече
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.2.
|
Понимаем
чувства другого
|
1
|
0,5
|
0,5
|
1.3
|
Мы
испытываем разные чувства
|
3
|
1,5
|
1,5
|
2.
|
Чем люди отличаются друг от друга?
|
17
|
8,5
|
8,5
|
2.1.
|
Люди
отличаются друг от друга своими качествами
|
2
|
1
|
1
|
2.2.
|
Хорошие
качества людей
|
2
|
1
|
1
|
2.3
|
Самое
важное хорошее качество
|
2
|
1
|
1
|
2.4
|
Кто
такой сердечный человек
|
2
|
1
|
1
|
2.5
|
Кто
такой доброжелательный человек
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.6
|
Я желаю
добра ребятам в классе
|
2
|
1
|
1
|
2.7
|
Какие
качества нам нравятся друг в друге
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.8
|
Какими
качествами мы похожи и чем отличаемся
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.9
|
Люди
отличаются друг от друга своими качествами
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.10
|
Каждый
человек уникален
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2.11
|
В
каждом человеке есть светлые и темные качества
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Какой Я – Какой
Ты?
|
12
|
6
|
6
|
3.1
|
Какой
я?
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.2
|
Какой
ты?
|
2
|
1
|
1
|
3.3
|
Учимся
договариваться
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.4
|
Трудности
второклассника в школе, дома, на улице
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3.5
|
Школьные
трудности
|
4
|
2
|
2
|
3.6
|
Домашние
трудности
|
2
|
1
|
1
|
3.7
|
Итоговое
занятие
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Итого часов
|
34
|
|
|
Содержание
программы
Программа
состоит из двух разделов:
Раздел 1: «Вспомним чувства»
Цели:
- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.
Темы раздела:
1. Мы рады встрече
2. Понимаем чувства другого
3.
Мы испытываем
разные чувства
Раздел 2: «Чем люди отличаются друг от друга?»
Цели:
- ознакомить детей с понятием «качества людей»;
- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.
Темы раздела:
1. Люди отличаются друг от друга
своими качествами
2. Хорошие качества людей
3. Самое важное хорошее качество
4. Кто такой сердечный человек
5. Кто такой доброжелательный человек
6. Я желаю добра ребятам в классе
7. Какие качества нам нравятся друг в
друге
8. Какими качествами мы похожи и чем
отличаемся
9. Люди отличаются друг от друга
своими качествами
10. Каждый человек уникален
11.
В каждом
человеке есть светлые и темные качества
Раздел 3: «Какой Я – Какой Ты?»
Цели:
- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных
качеств;
- учить детей находить положительные качества во всех людях;
Темы раздела:
1. Какой я?
2. Какой ты?
3. Учимся договариваться
4. Трудности второклассника в школе,
дома, на улице
5. Школьные трудности
6. Домашние трудности
7.
Итоговое
занятие
Методы и приемы
1.
Игры - коммуникации.
2.
Игры – релаксации. Музыка.
3.
Сказки.
4.
Рисование.
5.
Рефлексия.
Формы реализации программы:
·
фронтальная;
·
парная;
·
групповая;
·
индивидуальная.
Методы реализации программы:
·
практический;
·
объяснительно
– иллюстративный;
·
частично –
поисковый;
·
наблюдение.
Учебно – методическое обеспечение:
·
учебные пособия;
·
иллюстративный
материал;
·
дидактический
материал к урокам;
·
методические
рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;
·
ИКТ.
Ожидаемый
результат:
1.Мотивированы дети к самопознанию
и познанию других людей.
2. Обучены распознаванию
эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, пониманию чувства другого
человека.
3.Сформирована адекватная
установка в отношении школьных трудностей - установка преодоления.
4.Развиты социальные и
коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений
друг с другом ,учителем и родителями.
5.Повышен уровень самоконтроля
в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Сформирована терпимость к мнению собеседника.
6.Скорректированы у детей
нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширен пассивный и активный
словарь обучающихся.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Содержание занятия
|
Кол-во часов
|
Время проведения.
|
1 Раздел: «Вспомним чувства».
|
|
1.
|
Мы рады
встрече
|
Разминка
«Мячик»
Упражнения:
«Вспомним чувства», «Чувства – воспоминания», « Рисунок радости»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
2.
|
Понимаем
чувства другого
|
Разминка
«Мячик»
Игры:
«Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
3.
|
Мы
испытываем разные чувства
|
Разминка
«Мячик»
Игры:
«Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим»
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
4.
|
Мы
испытываем разные чувства (продолжение)
|
Разминка
«Лишнее слово»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
5.
|
Мы
испытываем разные чувства (продолжение)
|
Разминка
«Реши пример»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
2 Раздел: «Чем люди отличаются друг от друга?».
|
6.
|
Люди
отличаются друг от друга своими качествами
|
Разминка
«Лишнее слово»
Упражнения:
«Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса», «Чьи качества»
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
7.
|
Люди
отличаются друг от друга своими качествами (продолжение)
|
Разминка
«Кто сегодня молодец»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
8.
|
Хорошие
качества людей
|
Разминка
«Какие качества задуманы»
Упражнения:
«Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в
подарок»
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
9.
|
Хорошие
качества людей (продолжение)
|
Разминка
«Какие качества задуманы»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
10.
|
Самое важное
хорошее качество
|
Разминка
«Найти лишнее слово»
Игры:
«Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью»
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
11.
|
Самое
важное хорошее качество (продолжение)
|
Разминка
«Качества - шепотом»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
12.
|
Кто
такой сердечный человек
|
Разминка
«Найти лишнее слово»
Игры:
«Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
13.
|
Кто
такой сердечный человек (продолжение)
|
Разминка
«Отгадай качество»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
14.
|
Кто
такой доброжелательный человек
|
Разминка
«Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит»,
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
15.
|
Я желаю
добра ребятам в классе
|
Разминка
«Аналогии»
Игры:
«Как ведет себя человек», «Я желаю добра».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
16.
|
Я желаю
добра ребятам в классе (продолжение)
|
Разминка
«Шифровальщики»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
17.
|
Какие
качества нам нравятся друг в друге
|
Разминка
«Зеленый крокодил в синей шляпе»
Игра:
«Снежная королева».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
18.
|
Какими
качествами мы похожи и чем отличаемся
|
Разминка
«Неоконченные предложения»
Игра:
«Ладошка».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
19.
|
Люди
отличаются друг от друга своими качествами
|
Разминка
«Психологическая загадка», «Джунгли»
Игра:
«Звездочка».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
20.
|
Каждый
человек уникален
|
Разминка
«Неоконченные предложения», «Кто тебя позвал»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
21.
|
В
каждом человеке есть светлые и темные качества
|
Разминка
«Неоконченные предложения», «Психологическая загадка»
Игры:
«Темные и светлые мешочки», «Светофорики».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
22.
|
В
каждом человеке есть светлые и темные качества (продолжение)
|
Разминка
«Птичий двор», «Чьи ладошки»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
3 Раздел: «Какой Я – Какой Ты?».
|
23.
|
Какой
я?
|
Разминка
«Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка»
Игры:
«Цыганка».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
24.
|
Какой
ты?
|
Разминка
«Закончи предложения», «Психологическая разгадка»
Игры:
«Заяц - Хваста».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
25.
|
Какой
ты? (продолжение)
|
Разминка
«Неоконченные предложения», «Топните те, кто…».
Игры:
«Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».
Рефлексия
|
1
|
|
26.
|
Учимся
договариваться
|
Разминка
«Найди игрушку», «Какого цвета твои глаза?»
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
27.
|
Трудности
второклассника в школе, дома, на улице
|
Разминка
«Загадай игрушку», «Крылатые качели»
Игры:
«Копилка трудностей».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
28.
|
Школьные
трудности
|
Разминка
«Дважды два - четыре».
Игры:
«Помоги Сереже».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
29.
|
Школьные
трудности
(продолжение)
|
Разминка
«Изобрази ситуацию».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
30.
|
Школьные
трудности (продолжение)
|
Разминка
«Изобрази предмет», «Взвизгните те, кто…».
Игры:
«Помоги Сереже».
Работа
со сказкой
Рефлексия
|
1
|
|
31.
|
Школьные
трудности (продолжение)
|
Разминка
«Изобрази предмет», «Хлопните те, кто…».
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
32.
|
Домашние
трудности
|
Разминка
«Разные ладошки», «Если я улитка».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
33.
|
Домашние
трудности (продолжение)
|
Разминка
«Если я отличник».
Работа
со сказкой
Работа
с тетрадью
Рефлексия
|
1
|
|
34.
|
Итоговое
|
|
1
|
|
Итого
|
34
|
|
Список используемой
литературы
1.
Алан Дж. Ландшафт
детской души. СПб.-Минск, 1997.
2.
Андреева А. Русские боги
в Зазеркалье. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4
М., 1996, с 112-163.
3.
Бреслав Г.М.
Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
4.
Бурлачук Л.Ф., Корожаева
Е.Ю. психология жизненных ситуаций. М., 1998.
5.
Вайсен Р. И др. Обучение
жизненным навыкам в школах. М., 1996.
6.
Изард К.Е. эмоции
человека. М., 1980.
7.
Крайг Г. Психология
развития. СПб., 2000.
8.
Луньков А.И. Как помочь
ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
9.
Миллс Дж., Кроули Р.
Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.
10.
Мухина В.С. Детская
психология. М., 1999.
11.
Оклендер В. Окна в мир
ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.
12.
Психическое здоровье
детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.
Дубровиной. Екатеренбург, 2000.
13.
Практическая психология
образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
14.
Прутцманн П. Дружный
класс как маленькая планета. СПб., 1998.
15.
Психологический словарь
/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
16.
Руководство
практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред.
А.Д. Андреевой. М., 1995.
17.
Хухлаева О.
В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.