Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс

Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20», г.Вяземский  Хабаровского края

 

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол №______ от «_____»____________

2014 г.

 

« Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 20 г. Вяземский

 Бунина С.А.________

«____»_____________

2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №20  г. Вяземский

Белошниченко Г.А._________

Приказ №___от

«____»______________

2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Рабочая программа

«Тропинка к своему Я»

 

 

кружка

«Азбука психологии»

(2 класс)

 

 

 

 

 

 

Автор - составитель: Жигалина О.С., педагог - психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Вяземский

2014г.

 

 

Пояснительная записка

          Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

         В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

         Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение приобретает тема  «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

         Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

         Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание возможности осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные  школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными.

 

          Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

  Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности учащихся по каждой теме.

 

Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

 

Задачи:

1.Мотивирование детей к самопознанию и познанию других людей.

2.Формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей - установки преодоления.

3.Развитие  социальных  и  коммуникативных  умений ,  необходимых  для установления межличностных отношений друг с другом ,учителем и родителями.

4.Повышение  уровня  самоконтроля  в  отношении  проявления  своего эмоционального  состояния  в  ходе  общения.  Формирование  терпимости  к мнению собеседника.

5.Корректирование у детей нежелательных черт характера и поведения.

6.Расширение пассивного и активного словаря обучающихся.

 

Программа рассчитана на детей 7,6 лет - 8 лет.  Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятий 35 – 40 минут.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                   1.Введение в тему.

                   2.Развёртывание темы.

                   3.Индивидуализация темы.

                   4.Завершение темы.

Прогнозируемые результаты

Метапредметными результатами изучения  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

ü учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников

ü учиться прогнозировать последствия своих поступков

ü определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя

ü учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

ü строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

ü находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

ü делать выводы в результате совместной работы в группе

ü учиться графически оформлять изучаемый материал

ü моделировать различные ситуации

ü усваивать разные способы запоминания информации                

Коммуникативные УУД:        

ü учиться позитивно проявлять себя в общении

ü учиться договариваться и приходить к общему решению

ü учиться понимать эмоции и поступки других людей

ü овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

 

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. 

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

·                                 в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);

·                                 в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);

·                                 в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов. 

 

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика

 

Учебно-тематический план

 

№п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных  часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Вспомним чувства

5

2,5

2,5

1.1.

Мы рады встрече

1

0,5

0,5

1.2.

Понимаем чувства другого

1

0,5

0,5

1.3

Мы испытываем разные чувства

3

1,5

1,5

2.

Чем люди отличаются друг от друга?

17

8,5

8,5

2.1.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

2

1

1

2.2.

Хорошие качества людей

2

1

1

2.3

Самое важное хорошее качество

2

1

1

2.4

Кто такой сердечный человек

2

1

1

2.5

Кто такой доброжелательный человек

1

0,5

0,5

2.6

Я желаю добра ребятам в классе

2

1

1

2.7

Какие качества нам нравятся друг в друге

1

0,5

0,5

2.8

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

1

0,5

0,5

2.9

Люди отличаются друг от друга своими качествами

1

0,5

0,5

2.10

Каждый человек уникален

1

0,5

0,5

2.11

В каждом человеке есть светлые и темные качества

2

1

1

3.

Какой Я – Какой Ты?

12

6

6

3.1

Какой я?

1

0,5

0,5

3.2

Какой ты?

2

1

1

3.3

Учимся договариваться

1

0,5

0,5

3.4

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

1

0,5

0,5

3.5

Школьные трудности

4

2

2

3.6

Домашние трудности

2

1

1

3.7

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Итого часов

34

 

 

 

Содержание программы      

                                                                                                                   Программа состоит из двух разделов:   

Раздел 1: «Вспомним чувства»

Цели:

- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Темы раздела:

1.     Мы рады встрече

2.     Понимаем чувства другого

3.     Мы испытываем разные чувства

 

Раздел 2: «Чем люди отличаются друг от друга?»

Цели:

- ознакомить детей с понятием «качества людей»;

- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

 

Темы раздела:

1.     Люди отличаются друг от друга своими качествами

2.     Хорошие качества людей

3.     Самое важное хорошее качество

4.     Кто такой сердечный человек

5.     Кто такой доброжелательный человек

6.     Я желаю добра ребятам в классе

7.     Какие качества нам нравятся друг в друге

8.     Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

9.     Люди отличаются друг от друга своими качествами

10. Каждый человек уникален

11. В каждом человеке есть светлые и темные качества

 

Раздел 3: «Какой Я – Какой Ты?»

Цели:

- помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств;

- учить детей находить положительные качества во всех людях;

Темы раздела:

1.     Какой я?

2.     Какой ты?

3.     Учимся договариваться

4.     Трудности второклассника в школе, дома, на улице

5.     Школьные трудности

6.     Домашние трудности

7.     Итоговое занятие

 

   Методы и приемы

1.     Игры - коммуникации.

2.     Игры – релаксации. Музыка.

3.     Сказки.

4.     Рисование.

5.     Рефлексия.

 

Формы реализации программы:

·                                 фронтальная;

·                                 парная;

·                                 групповая;

·                                 индивидуальная.

Методы реализации программы:

·                                 практический;

·                                 объяснительно – иллюстративный;

·                                 частично – поисковый;

·                                 наблюдение.

Учебно – методическое обеспечение:

·                                 учебные пособия;

·                                 иллюстративный материал;

·                                 дидактический материал к урокам;

·                                 методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков;

·                                 ИКТ.

 

Ожидаемый результат:

1.Мотивированы дети к самопознанию и познанию других людей.

2. Обучены распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу, пониманию чувства другого человека.

3.Сформирована адекватная установка в отношении школьных трудностей - установка преодоления.

4.Развиты  социальные  и  коммуникативные  умения  ,  необходимые  для установления межличностных отношений друг с другом ,учителем и родителями.

5.Повышен  уровень  самоконтроля  в  отношении  проявления  своего эмоционального  состояния  в  ходе  общения.  Сформирована  терпимость  к мнению собеседника.

6.Скорректированы у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширен пассивный и активный словарь обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема

Содержание занятия

Кол-во часов

Время проведения.

1 Раздел: «Вспомним чувства».

 

1.

Мы рады встрече

Разминка «Мячик»

Упражнения: «Вспомним чувства», «Чувства – воспоминания», « Рисунок радости»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

2.

Понимаем чувства другого

Разминка «Мячик»

Игры: «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

 

 

 

 

3.

Мы испытываем разные чувства

Разминка «Мячик»

Игры: «Сочини рассказ», «Режим дня», «Рисуем режим»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

4.

Мы испытываем разные чувства (продолжение)

 

Разминка «Лишнее слово»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

5.

Мы испытываем разные чувства (продолжение)

 

Разминка «Реши пример»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

2 Раздел: «Чем люди отличаются друг от друга?».

6.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Разминка «Лишнее слово»

Упражнения: «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса», «Чьи качества»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

7.

Люди отличаются друг от друга своими качествами (продолжение)

 

Разминка «Кто сегодня молодец»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

8.

Хорошие качества людей

Разминка «Какие качества задуманы»

Упражнения: «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество в подарок»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

9.

Хорошие качества людей (продолжение)

 

Разминка «Какие качества задуманы»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

10.

Самое важное хорошее качество

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

11.

Самое важное хорошее качество (продолжение)

 

Разминка «Качества - шепотом»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

12.

Кто такой сердечный человек

Разминка «Найти лишнее слово»

Игры: «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качеств», «Мягкое сердце»

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

13.

Кто такой сердечный человек (продолжение)

 

Разминка «Отгадай качество»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

14.

Кто такой доброжелательный человек

Разминка «Найти лишнее слово», «Какое слово не подходит»,

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

15.

Я желаю добра ребятам в классе

Разминка «Аналогии»

Игры: «Как ведет себя человек», «Я желаю добра».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

16.

Я желаю добра ребятам в классе (продолжение)

 

Разминка «Шифровальщики»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

17.

Какие качества нам нравятся друг в друге

Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе»

Игра: «Снежная королева».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

18.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся

Разминка «Неоконченные предложения»

Игра: «Ладошка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

19.

Люди отличаются друг от друга своими качествами

Разминка «Психологическая загадка», «Джунгли»

Игра: «Звездочка».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

20.

Каждый человек уникален

 

Разминка «Неоконченные предложения», «Кто тебя позвал»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

21.

В каждом человеке есть светлые и темные качества

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка»

Игры: «Темные и светлые мешочки», «Светофорики».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

22.

В каждом человеке есть светлые и темные качества (продолжение)

Разминка «Птичий двор», «Чьи ладошки»

Работа с тетрадью

Рефлексия

1     

 

 

 

 

 

3 Раздел: «Какой Я – Какой Ты?».

23.

Какой я?

Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая разгадка»

Игры: «Цыганка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

24.

Какой ты?

Разминка «Закончи предложения», «Психологическая разгадка»

Игры: «Заяц - Хваста».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

25.

Какой ты? (продолжение)

Разминка «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…».

Игры: «Я задумал мальчика…», «Интервью», «Прослушивание интервью».

Рефлексия

1

 

26.

Учимся договариваться

 

Разминка «Найди игрушку», «Какого цвета твои глаза?»

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

 

 

 

 

27.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице

Разминка «Загадай игрушку», «Крылатые качели»

Игры: «Копилка трудностей».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

28.

Школьные трудности

Разминка «Дважды два - четыре».

Игры: «Помоги Сереже».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

29.

Школьные трудности

(продолжение)

 

Разминка «Изобрази ситуацию».

Работа со сказкой

Рефлексия

 

1

 

30.

Школьные трудности (продолжение)

Разминка «Изобрази предмет», «Взвизгните те, кто…».

Игры: «Помоги Сереже».

Работа со сказкой

Рефлексия

1

 

31.

Школьные трудности (продолжение)

Разминка «Изобрази предмет», «Хлопните те, кто…».

Работа с тетрадью

Рефлексия

 

1

 

32.

Домашние трудности

Разминка «Разные ладошки», «Если я улитка».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

33.

Домашние трудности (продолжение)

Разминка «Если я отличник».

Работа со сказкой

Работа с тетрадью

Рефлексия

1

 

 

 

 

 

34.

Итоговое

 

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Алан Дж. Ландшафт детской души. СПб.-Минск, 1997.

2.     Андреева А. Русские боги в Зазеркалье. Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4 М., 1996, с 112-163.

3.     Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.

4.     Бурлачук Л.Ф., Корожаева Е.Ю. психология жизненных ситуаций. М., 1998.

5.     Вайсен Р. И др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.

6.     Изард К.Е. эмоции человека. М., 1980.

7.     Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

8.     Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

9.     Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». М., 1996.

10. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

11. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

12. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеренбург, 2000.

13. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

14. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.

15. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

16. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1995.

17. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа кружка "Азбука психологии" 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

            В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и  возможностях, о собственных достоинствах и недостатках. Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа модифицирована на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе). Автор – Хухлаева О.В.

 

           

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 675
    • DOCX 194 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жигалина Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жигалина Ольга Сергеевна
    Жигалина Ольга Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3736
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Трансформационные игры в работе психолога

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Нейропсихологические технологии раннего вмешательства

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 290 человек из 67 регионов

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 22 регионов