Главная / Начальные классы / Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Азбука родного края»

Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Азбука родного края»

Пояснительная записка



Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Азбука родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г.;

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (начальная школа) (М.: Просвещение, 2011);

-методическими рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 № 01-03/06321;

-Уставом МКОУ Липяговская ООШ

- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»


Цели:




  • пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств



Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • приобретать знания о природе родного края, его истории, населении, быте, культуре, обычаях и традициях своего народа;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.



Воспитательные:

  • сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, культуре, природе, сохранению традиций региона;

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  • развивать нравственные и эстетические чувства;

  • развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • формировать навыки правильного взаимодействия с природой.

  • развивать творческие способности, научно-исследовательские умения.





Общая характеристика программы


Программа курса «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа «Азбука родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории села, города, области. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.


Описание места данной программы в учебном плане


Программа «Азбука родного края» составлена для учащихся 9 - 10 лет и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 36 часов в год.


Результаты изучения программы



Обучающиеся должны знать:

  • название региона, родного города (села);

  • символику региона, города, школы;

  • традиции русского народа и семьи,

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • правила ТБ в кружке.



Обучающиеся должны уметь:

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа; составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.


























Учебно-тематический план

Период обучения

Сроки

Название темы


Всего часов

I четверть

с 01.09 по 02.11

Занятия населения в древности

1



Такие разные профессии

1



Профессии в моей семье

1



Экскурсии на предприятия (почта)

1



Экскурсии на предприятия (магазин)

1



Экскурсии на предприятия (мастерская)

1



Уборка территории памятника

1



Мой дом

1



Мир твоего дома

1

II четверть

с 11.по 30.12

Жизнь каждого члена семьи

1



Отношения в семье

1



Моя родословная

1



Я и мое имя

1



Родная школа

1



Трудовая жизнь в школе

1



Составление макета «Школа -мой дом»

1



Составление макета «Школа -мой дом»

1

III четверть

с 14.01 по 23.03

Народные праздники и обряды

1



Новый год

1



Рождественские колядки

1



Обобщение по пройденным темам

1



Мое село

1



Заочное путешествие по древнему Воронежу

1



Крестьянская изба

1



Крестьянский быт.

1



История одежды. История вещей

1



Язык народа

2

IV четверть

с 01.04 по 25.05

Наше село сейчас

1



Экскурсия по селу

2



Уборка территории памятника

2



«Знатоки родного края»

3



Итоговое занятие




Итого

37


Развернутое тематическое планирование





№ п\п


Название темы

Кол-во часов


Элементы содержания

Дата


Примечание

План.

Факт.

1

Занятия населения в древности

1

Основные занятия сельских жителей в древности

02.09



2

Такие разные профессии

1

Какие сейчас профессии у сельских тружеников

09.09



3

Профессии в моей семье

1

Профессии взрослых членов семьи

16.09



4

Экскурсии на предприятия (почта)

1


23.09



5

Экскурсии на предприятия (магазин)

1


30.09



6

Экскурсии на предприятия (мастерская)

1


07.10



7

Уборка территории памятника

1


14.10



8

Мой дом

1

Понятие «дом»: дом-жилище, дом-семья, дом-это место жизни человека

21.10



9

Мир твоего дома

1

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома.

28.10



10

Жизнь каждого члена семьи

1

Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Семейные вечера и праздники.

11.11



11

Отношения в семье

1

Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах.

18.11



12

Моя родословная

1

Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

25.11



13

Я и мое имя

1

Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку?

02.12



14

Родная школа

1

История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы

09.12



15

Трудовая жизнь в школе

1

Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения

16.12



16

Составление макета «Школа -мой дом»

1

Необходима предварительная подготовка материала

23.12



17

Составление макета «Школа -мой дом»

1

Необходима предварительная подготовка материала

30.12



18

Народные праздники и обряды

1

Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура

06.01



19

Новый год

1

Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах

13.01



20

Рождественские колядки

1

Праздник Рождество Христово

20.01



21

Обобщение по пройденным темам

1

Обобщение знаний учащихся

27.01



22

Мое село

1

Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей

03.02



23

Заочное путешествие по древнему Воронежу

1


10.02



24

Крестьянская изба

1

Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Какие магические знаки защищали постройку

17.02



25

Крестьянский быт.

1

Назначение предметов крестьянского быта

24.02



26

История одежды. История вещей

1

Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме Воронежского края

03.03



27

Язык народа

1

Сказки, пословицы, поговорки русского народа

10.03



28

Язык народа

1

Сказки, пословицы, поговорки русского народа

17.03



29

Наше село сейчас

1

Жизнь нашего села в современное время

24.03



30

Экскурсия по селу

1


31.03



31

Экскурсия по селу

1


07.04



32

Уборка территории памятника

1


14.04



33

Уборка территории памятника

1


21.04



34

«Знатоки родного края»

1

Обобщение изученного за год

28.04



35

«Знатоки родного края»

1

Обобщение изученного за год

05.05



36

«Знатоки родного края»

1

викторина

12.05



37

Итоговое занятие

1

Подведем итоги

19.05











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973.

  3. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М., 2001г.

  4. Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение , 2011.

  5. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975.

  6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии. М., 2002г.

  7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972.


9


Рабочая программа кружка по туристско- краеведческому направлению «Азбука родного края»
  • Начальные классы
Описание:

Программа курса «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Программа «Азбука родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо  хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

Автор Докучаева Елена Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1011
Номер материала 17181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓