Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по туристско-
краеведческому направлению «Азбука родного края» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина
России и в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
инструктивно-методическими документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря
2012г.;
-приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от
22.09.2011 № 2357);
-постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», примерной основной образовательной программой
образовательного учреждения (начальная школа) (М.: Просвещение, 2011);
-методическими рекомендациями по формированию
учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования от 24.08.2012 № 01-03/06321;
-Уставом МКОУ Липяговская ООШ
- Национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа»
Цели:
·
пробуждение у школьников
интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира,
формирование нравственных и патриотических чувств
Задачи:
Образовательные:
§
формировать представления
о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
§
приобретать знания о
природе родного края, его истории, населении, быте, культуре, обычаях и
традициях своего народа;
§
сформировать навыки
экологически грамотного и безопасного поведения; научить видеть и понимать
красоту живой природы;
§
познакомить детей с
существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
§
сформировать
уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края,
культуре, природе, сохранению традиций региона;
§
воспитать в ребенке лучшие
духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым
поступкам, чистым помыслам и чувствам;
§
воспитывать у детей
ответственное отношение к окружающей среде;
§
воспитывать такие
личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
§
развивать нравственные и
эстетические чувства;
§
развивать умения
воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса;
§
формировать навыки
правильного взаимодействия с природой.
§
развивать творческие
способности, научно-исследовательские умения.
Общая характеристика программы
Программа
курса «Азбука
родного края»
составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную
адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей
обучающихся. В основе программы - развитие личности ребенка посредством
знакомства с историей родного края.
Программа
«Азбука родного края» является актуальной т.к. занимается решением важной
проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с
прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать
свои истоки, культуру, обычаи.
Изучение родного края
необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте
закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение
– благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю,
Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и
бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые
находятся непосредственно на территории села, города, области. Данная
программа способствует усилению познавательного интереса к предметам
окружающего мира и литературного чтения. Краеведение является эффективным
способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии
развития.
Описание места данной программы в учебном плане
Программа «Азбука родного края» составлена для учащихся 9 - 10 лет и
рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу,
всего 36 часов в год.
Результаты изучения программы
Обучающиеся должны знать:
§
название региона, родного
города (села);
§
символику региона, города,
школы;
§
традиции
русского народа и семьи,
§
правила экологически
грамотного и безопасного поведения в природе;
§
условия жизни животных в
естественных условиях, и животных, вошедших в Красную книгу;
§
окружающий растительный
мир, роль растений в жизни людей;
§
существующие в природе
взаимосвязи растений, животных и человека;
§
правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
§
видеть и понимать красоту
живой природы;
§
вести простейшие
наблюдения в природе;
§
проводить самостоятельно
наблюдения в природе;
§
распознавать в окружающем
мире растения и животных, которые изучали;
§
сравнивать природные
объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
§ самостоятельно находить в учебнике и дополнительных
источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или
рассказа; составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и
великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Учебно-тематический план
Период
обучения
|
Сроки
|
Название
темы
|
|
Всего
часов
|
|
I
четверть
|
с
01.09 по 02.11
|
Занятия населения в древности
|
1
|
|
|
|
Такие разные профессии
|
1
|
|
|
|
Профессии в моей семье
|
1
|
|
|
|
Экскурсии на предприятия (почта)
|
1
|
|
|
|
Экскурсии на предприятия (магазин)
|
1
|
|
|
|
Экскурсии на предприятия (мастерская)
|
1
|
|
|
|
Уборка территории памятника
|
1
|
|
|
|
Мой дом
|
1
|
|
|
|
Мир твоего дома
|
1
|
|
II
четверть
|
с
11.по 30.12
|
Жизнь каждого члена семьи
|
1
|
|
|
|
Отношения в семье
|
1
|
|
|
|
Моя родословная
|
1
|
|
|
|
Я и мое имя
|
1
|
|
|
|
Родная школа
|
1
|
|
|
|
Трудовая жизнь в школе
|
1
|
|
|
|
Составление макета «Школа -мой дом»
|
1
|
|
|
|
Составление макета «Школа -мой дом»
|
1
|
|
III
четверть
|
с
14.01 по 23.03
|
Народные праздники и обряды
|
1
|
|
|
|
Новый год
|
1
|
|
|
|
Рождественские колядки
|
1
|
|
|
|
Обобщение по пройденным темам
|
1
|
|
|
|
Мое село
|
1
|
|
|
|
Заочное путешествие по древнему Воронежу
|
1
|
|
|
|
Крестьянская изба
|
1
|
|
|
|
Крестьянский быт.
|
1
|
|
|
|
История одежды. История вещей
|
1
|
|
|
|
Язык народа
|
2
|
|
IV
четверть
|
с
01.04 по 25.05
|
Наше село сейчас
|
1
|
|
|
|
Экскурсия по селу
|
2
|
|
|
|
Уборка территории памятника
|
2
|
|
|
|
«Знатоки родного края»
|
3
|
|
|
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
|
Итого
|
37
|
|
Развернутое тематическое
планирование
№ п\п
|
Название темы
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Дата
|
Примечание
|
План.
|
Факт.
|
1
|
Занятия населения в древности
|
1
|
Основные занятия сельских жителей в
древности
|
02.09
|
|
|
2
|
Такие разные профессии
|
1
|
Какие сейчас профессии у сельских тружеников
|
09.09
|
|
|
3
|
Профессии в моей семье
|
1
|
Профессии взрослых членов семьи
|
16.09
|
|
|
4
|
Экскурсии на предприятия (почта)
|
1
|
|
23.09
|
|
|
5
|
Экскурсии на предприятия (магазин)
|
1
|
|
30.09
|
|
|
6
|
Экскурсии на предприятия (мастерская)
|
1
|
|
07.10
|
|
|
7
|
Уборка территории памятника
|
1
|
|
14.10
|
|
|
8
|
Мой дом
|
1
|
Понятие «дом»: дом-жилище, дом-семья,
дом-это место жизни человека
|
21.10
|
|
|
9
|
Мир твоего дома
|
1
|
Обряды и обычаи, связанные со строительством
дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома.
|
28.10
|
|
|
10
|
Жизнь каждого члена семьи
|
1
|
Состав семьи. Знакомство с терминами
родства. Семейные вечера и праздники.
|
11.11
|
|
|
11
|
Отношения в семье
|
1
|
Этика и психология семейных взаимоотношений
в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах.
|
18.11
|
|
|
12
|
Моя родословная
|
1
|
Знакомство с понятиями: поколение, потомки,
предки. События, которые отразились в истории семьи.
|
25.11
|
|
|
13
|
Я и мое имя
|
1
|
Что означают наши имена? Что такое фамилия и
отчество? Как родители выбирают имя ребенку?
|
02.12
|
|
|
14
|
Родная школа
|
1
|
История школы. Возведение здания, его
назначение, реконструкция в разные годы
|
09.12
|
|
|
15
|
Трудовая жизнь в школе
|
1
|
Знакомство с режимом школы, общими правилами
поведения
|
16.12
|
|
|
16
|
Составление макета «Школа -мой дом»
|
1
|
Необходима предварительная подготовка
материала
|
23.12
|
|
|
17
|
Составление макета «Школа -мой дом»
|
1
|
Необходима предварительная подготовка
материала
|
30.12
|
|
|
18
|
Народные праздники и обряды
|
1
|
Как в старину отмечали праздники, обрядовая
культура
|
06.01
|
|
|
19
|
Новый год
|
1
|
Как к нам пришел праздник? Как отмечают
Новый год в других странах
|
13.01
|
|
|
20
|
Рождественские колядки
|
1
|
Праздник Рождество Христово
|
20.01
|
|
|
21
|
Обобщение по пройденным темам
|
1
|
Обобщение знаний учащихся
|
27.01
|
|
|
22
|
Мое село
|
1
|
Понятие малой родины. Первоначальные
исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей
|
03.02
|
|
|
23
|
Заочное путешествие по древнему Воронежу
|
1
|
|
10.02
|
|
|
24
|
Крестьянская изба
|
1
|
Как выбирали место для постройки дома? Кто
принимал участие в строительстве? Какие магические знаки защищали постройку
|
17.02
|
|
|
25
|
Крестьянский быт.
|
1
|
Назначение предметов крестьянского быта
|
24.02
|
|
|
26
|
История одежды. История вещей
|
1
|
Традиционный народный костюм: праздничный и
будничный. Особенности в костюме Воронежского края
|
03.03
|
|
|
27
|
Язык народа
|
1
|
Сказки, пословицы, поговорки русского народа
|
10.03
|
|
|
28
|
Язык народа
|
1
|
Сказки, пословицы, поговорки русского народа
|
17.03
|
|
|
29
|
Наше село сейчас
|
1
|
Жизнь нашего села в современное время
|
24.03
|
|
|
30
|
Экскурсия по селу
|
1
|
|
31.03
|
|
|
31
|
Экскурсия по селу
|
1
|
|
07.04
|
|
|
32
|
Уборка территории памятника
|
1
|
|
14.04
|
|
|
33
|
Уборка территории памятника
|
1
|
|
21.04
|
|
|
34
|
«Знатоки родного края»
|
1
|
Обобщение изученного за год
|
28.04
|
|
|
35
|
«Знатоки родного края»
|
1
|
Обобщение изученного за год
|
05.05
|
|
|
36
|
«Знатоки родного края»
|
1
|
викторина
|
12.05
|
|
|
37
|
Итоговое занятие
|
1
|
Подведем итоги
|
19.05
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы
внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное
общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение,
1973.
3. Вяткин
Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. «Туризм и спортивное ориентирование» М.,
2001г.
4. Данилюк А.Я., КондаковА.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. М.: Просвещение , 2011.
5. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М.,
Детская литература, 1975.
6. Куликов
В.М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии.
М., 2002г.
7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.
Изд-во ДОСААФ, 1972.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.