Главная / Математика / Рабочая программа КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи» (5 класс)

Рабочая программа КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи» (5 класс)


РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МС

протокол №________

от___.___.2014г.


УТВЕРДЖАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ____________

О.М. Сапожкова

Приказ №____

от___.___.2014г.




Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАССЫ: 5В

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 35

В НЕДЕЛЮ: 1

ПЛАНИРОВАНИЕ


УЧЕБНИК (АВТОР):


ФИО УЧИТЕЛЯ: Музалева Елена Олеговна



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (35 часов в год).

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Цели курса:

  • расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.


Задачи курса:

  • закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

  • формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;

  • вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.

  • активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;

  • поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов;

  • воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.


Особенности программы.

Принципы.

Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на занятии такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

10. Индивидуализация темпа работы.


В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.


Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- задачи на проценты,

- решение геометрических задач.


Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.


Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.


Основные формы проверки знаний:

  • тестирование;

  • личная олимпиада;

  • математические соревнования


Межпредметные связи: экономика, естествознание.



Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;

  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

  • успешно выступать на математических соревнованиях.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;

  • научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;

  • научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 5 классов: Учеб. пособие / Составители А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 78 с.

  2. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995

  3. Математика. Дидактические материалы, Москва, «Просвещение», 2000

  4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.(500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.

  6. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.

  7. http://mathworld.ru/

  8. http://www.develop-kinder.com

  9. http://lineyka.inf.ua

  10. http://nsportal.ru/nikolaeva-elena-vasilevna











Календарно-тематического планирования

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические материалы

Экскурсии

Примечание

Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

1

Происхождение чисел

1




Теория

2

Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер

1





3

Числовые множества

1





4

Магический квадрат

1

0,5




5

Числовые головоломки

1


1



Текстовые задачи ( 12 часов)

6

Логические задачи

1





7

Решение логических задач

1

1




8

Задачи на переливание

1





9

Решение задач на переливание

1

1




10

Задачи на взвешивание

1





11

Решение задач на взвешивание

1

1




12

Задачи на перевозки и переправы

1





13

Решение задач на перевозки и переправы

1

1




14

Задачи проценты (смеси и сплавы)

1





15

Решение задач на проценты

1

1




16

Конкурс «Лучший решатель»



1



17

Решение задач от противного


0,5

0,5



Графы на плоскости (4 часа)

18

Теория графов

1




теория

19

Элементы теории графов

1





20

Применение элементов теории графов к решению задач

1

1




21

Решение задач с помощью графов

1


1



Геометрические задачи (7 часов)

22

Треугольник. Задачи с треугольниками

1

0,5




23

Четырехугольники. Геометрические головоломки

1

0,5




24

Знакомство с пространственными телами

1





25

Задачи на разрезание

1

0,5




26

Решение задач на разрезание

1

1




27

Задачи со спичками

1

0,5




28

Решение задач со спичками

1

1




Математические соревнования, ребусы (7 часов)

29

Математические ребусы

1





30

«Ребусомания»

1





31

«Устная олимпиада»

1





32

«Умники и умницы»

1





33

«Интеллектуальный марафон»

1





34

«Математическая карусель»

1


1



35

Математические кроссворды

1


1










Рабочая программа КРУЖКА ПО МАТЕМАТИКЕ «Занимательные математические задачи» (5 класс)
  • Математика
Описание:

Курс «Занимательные математические задачи» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать своивозможности, приобрести уверенность в своих силах.

Автор Музалева Елена Олеговна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 3574
Номер материала 45787
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓