Главная / Информатика / Рабочая программа кружка по информатике "Первые шаги робототехнике" (3-4 класс)

Рабочая программа кружка по информатике "Первые шаги робототехнике" (3-4 класс)

Пояснительная записка


Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде программирование в программах исполнителях Робот, Чертежник, Черепашки, которые объединяют в себе специально скомпонованные для занятий в группе – это выполнений заданий по программированию, создание конечных проектов на защиту, участие с этими проектами в различных конкурсах, а также тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

Программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и

как профессиональная деятельность, с другой стороны, в информационном

обществе приобретает все большее значение.

Данный курс позволит для начальной школы познакомиться с тремя

исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими

конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также

даст возможность поработать в прямоугольной системе координат и овладеть

некоторыми геометрическими знаниями и навыками. Конечно, не все

учащиеся на данном этапе готовы к освоению всех этих знаний и умений, тем

более, что курс наполнен межпредметными связями опережающего

характера, но большое количество разноуровневых задач, алгоритмов

различной степени сложности и объема дают возможность каждому ребенку

развиваться в этом направлении индивидуально, получая удовлетворение от

своих личных успехов и удач. Одновременно с этим, есть возможность

выявить ребят, которые хорошо логически мыслят и уже готовы к решению

простейших задач алгоритмизации и программирования, а это позволит в

дальнейшем подготовить их к программированию на языках высокого уровня

и, возможно, определит их будущий профиль обучения.

Рабочая программа по курсу «Первые шаги в роботехнику» для 3-4 класса составлена на основе системы "Исполнители", авторские права на которую принадлежат учителю школы №163 г. С-Петербурга, доктору технических наук К.Ю.Полякову.

Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в

неделю).

Цель программы:

пропедевтическая подготовка школьников по программированию.

Задачи:

развитие у учащихся абстрактного, логического и алгоритмического

мышления;

индивидуализация процесса образования посредством

дифференцирования заданий по уровню сложности и объему, что

призвано обеспечить эффективность самостоятельной работы учащихся;

обучение основам моделирования и программирования, выявление

программистских способностей школьников;

развитие межпредметных связей: обучение основам координатного метода

на плоскости, приобретение навыков геометрических построений,

владения геометрическим языком, использования его для описания

предметов окружающего мира, пространственных представлений и

изобразительных умений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок, включающий в себя

объяснение нового материала, составление конспекта и выполнение

практических заданий в тетради или на компьютере, направленных на

закрепление изученного материала, с учетом требований СанПИН.

Формы текущего и тематического контроля знаний, умений, навыков

учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью самостоятельных и

практических работ, а также устного опроса.

Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме

контрольной практической работы.

Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

1

Исполнители и алгоритмы

3

2

Исполнитель Робот

13

3

Исполнитель Черепаха

9

4

Исполнитель Чертежник

9


Итого:

34



Содержание учебного курса


Исполнители и алгоритмы – 3 часа.

Введение. Исполнители, виды Исполнителей. Среда Исполнителя. Система

команд Исполнителя (СКИ). Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы

представления алгоритма. Основные алгоритмические конструкции.

Практические и самостоятельные работы:

Составление словесного алгоритма.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны

знать/ понимать:

технику безопасности при работе в кабинете информатики;

понятие «Исполнитель», виды Исполнителей;

что в себя включает среда Исполнителя, какие команды могут входить

в систему команд Исполнителя, ошибки при работе Исполнителя;

понятие «алгоритм», свойства алгоритма;

каким образом можно представить алгоритм;

что собой представляют линейный алгоритм, алгоритм с ветвлением и

циклический алгоритм.

уметь:

приводить примеры Исполнителей и определять их СКИ;

составлять простейшие алгоритмы действий Исполнителя;

проверять выполнение свойств алгоритма;

различать типы алгоритмов.

Исполнитель Робот – 13 часов.

Исполнитель Робот. Среда Робота. Система команд Робота. Среда системы

«Исполнители». Простейшие задачи для Робота. Создание задач для Робота.

Цикл с заранее известным числом шагов. Цикл с условием. Условный

оператор.

Практические и самостоятельные работы:

Загрузка задачи и выполнение программы.

Создание задачи для Робота.

Решение задачи с использованием линейного алгоритма.

Решение задачи с использованием цикла «Повтори».

Решение задачи с использованием цикла «Пока».

Решение задачи с использованием условного оператора.

Решение разнотипных разноуровневых задач для Робота.

Контрольная работа №1 по теме «Исполнитель Робот».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.

среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;

систему команд Робота и ошибки выполнения команд;

виды и структуру циклов;

структуру и правила использования условного оператора;

структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово,

до курсора, полностью);

уметь:

находить в каталоге готовые лабиринты и программы;

создавать свои лабиринты;

создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;

сохранять свои лабиринты и программы;

пользоваться шаблонами;

различать задачи с различными алгоритмическими структурами;

отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».

Исполнитель Черепаха – 9 часов.

Среда Черепахи. Система команд Черепахи. Система координат в среде

Черепахи. Углы. Многоугольники. Цвет. Окружность.

Практические и самостоятельные работы:

Определение координат точки.

Работа с углами.

Рисование многоугольников.

Создание цветного рисунка.

Рисование окружностей.

Решение разнотипных разноуровневых задач для Черепахи.

Контрольная работа №2 по теме «Исполнитель Черепаха».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

среду Черепахи;

систему команд Черепахи;

прямоугольную систему координат;

углы: прямой, развернутый, острый, тупой;

направления поворота вправо-влево;

понятия «радиус окружности», «центр окружности»;

коды основных цветов и правила закрашивания объектов;

уметь:

определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;

определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;

задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;

задавать параметры окружности;

создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и

размещения объектов;

создавать программы для рисования данного объекта или группы

объектов с использованием различных алгоритмических структур.

Исполнитель Чертёжник – 9 часов.

Среда Чертёжника. Система команд Чертёжника. Вектор. Форматы цвета.

Процедуры.

Практические и самостоятельные работы:

Создание простейшей программы для Чертёжника.

Работа с векторами.

Использование формата RGB для задания цвета.

Решение задачи с использованием процедуры.

Решение разнотипных разноуровневых задач для Чертёжника.

Контрольная работа №3 по теме «Исполнитель Чертёжник».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/ понимать:

среду Чертёжника;

систему команд Чертёжника;

понятие «вектор»;

два формата для задания цвета;

понятие «процедура»;

уметь:

определять направление и рассчитывать длину вектора;

задавать цвет с помощью формата RGB;

использовать процедуры;

создавать программы для рисования данного объекта или группы

объектов с использованием различных алгоритмических структур.



























Календарно-тематический план


Урока

Тема урока

Элементы содержания

Формы контроля

Дата проведения

Исполнители и алгоритмы – 3 часа

1 урок


Введение. Исполнители

и их виды. Среда и

система команд

Исполнителя.


Инструктаж по технике безопасности. Предмет изучения. Понятие

«Исполнитель». Примеры Исполнителей. Виды Исполнителей. Среда

Исполнителя. Система команд Исполнителя (СКИ).

Просмотр видеоролика

1 неделя


2 урок


Алгоритм и его

свойства. Способы

представления

алгоритма


Понятие «алгоритм». Примеры алгоритмов. Какими свойствами

должен обладать алгоритм. Каким образом можно представить

алгоритм. Составление словесного алгоритма.

с\р

2 неделя

3 урок


Основные алгоритми-

ческие конструкции.


Виды алгоритмов; линейный, с ветвлением, циклический. Примеры

простейших алгоритмов различных конструкций.


3 неделя


Исполнитель Робот– 13 часов

1 урок


Исполнитель Робот.

Среда и система

команд Робота.


Что собой представляет Исполнитель Робот. Какие объекты входят в

среду Робота, назначение этих объектов и правила поведения Робота.

Какие команды Робот понимает и умеет выполнять. Какие ошибки

могут возникать в работе Робота.

Просмотр видеоролика

4 неделя

2 урок


Среда системы

«Исполнители».

Знакомство со средой «Исполнители». Запуск программы. С какими

Исполнителями работает программа. Структура окна программы.

Исполнители». Меню и рабочие кнопки. Что собой представляет

лабиринт для Робота и программа для конкретного лабиринта.

Режимы выполнения программы: пошаговый, до курсора,

полностью. Демонстрация задачи для Робота. Правила написания

программы для Робота.


Просмотр видеоролика

5 неделя


3 урок


Простейшая задача для

Робота.


Рассмотрение лабиринта и готовой программы для Робота. Анализ

возможных ошибок. Загрузка задачи и выполнение программы.

Пр/р

Создание проекта учащ.

6 неделя

4 урок


Создание задачи для

Робота


Создание нового лабиринта и постановка задачи для Робота.

Решение данной задачи.

Пр/р

Создание проекта учащ.

7 неделя

5 урок


Решение линейных

задач для Робота.


Линейный алгоритм в задачах для Робота. Постановка задачи, анализ

лабиринта, словесный алгоритм решения задачи. Написание, ввод,

редактирование и выполнение программы.

Пр/р

Создание проекта учащ.

8 неделя

6 урок


Решение линейных

задач для Робота.


Постановка задач с линейным алгоритмом по вариантам. Написание,

ввод, редактирование и выполнение программ.

С/р

Создание проекта учащ.

9 неделя

7 урок


Цикл с заранее

известным числом

шагов.


Рассмотрение задачи с повторяющимися блоками команд алгоритма.

Цикл «Повтори», правила применения и записи цикла. Выполнение

программы с использованием цикла «Повтори».


Пр/р

Создание проекта учащ.

10 неделя

8 урок


Цикл с заранее

известным числом

шагов.

Решение задачи с использованием цикла «Повтори»

С/р

Создание проекта учащ.

11 неделя

9 урок

Цикл с условием

Рассмотрение задачи, в которой заранее неизвестно число

повторений блоков команд алгоритма. Цикл «Пока», правила

применения и записи цикла, условия. Выполнение программы с

использованием цикла «Пока».

Пр/р

Создание проекта учащ.

12 неделя

10 урок

Цикл с условием

Решение задачи с использованием цикла «Пока».

С/р

Создание проекта учащ.

13 неделя


11 урок

Условный оператор

Рассмотрение задачи с применением алгоритма с ветвлением.

Условный оператор «Если». Формы оператора и правила записи.

Выполнение программы с условным оператором

Пр/р

Создание проекта учащ.

14 неделя

12 урок

Условный оператор.

Решение задачи с использованием условного оператора.

С/р

Создание проекта учащ.

15 неделя

13 урок

Контрольная работа №1

Исполнитель Робот

Защита проектов по теме «Исполнитель Робот»

16 неделя

Исполнитель Черепаха – 9 часов

1 урок


Исполнитель Черепаха.

Среда и система

команд Черепахи


Что собой представляет Исполнитель Черепаха. Какие задачи решает

Черепаха. Какие команды понимает и умеет выполнять Черепаха.

Система координат в среде Черепахи. Определение координат точки.

С/р

Просмотр видеоролика

17 неделя

2 урок

Углы. Работа с углами.


Понятие угла. Развернутый угол, прямой, острый, тупой. Поворот

вправо-влево на данный угол. Работа с углами


С/р

18 неделя

3 урок


Многоугольники.

Рисование

многоугольников


Понятие «многоугольник», виды многоугольников, углы в многоугольниках. Простейшая задача на рисование многоугольника.

Построение графической модели. Характеристики данного многоугольника.

Пр/р

19 неделя

4 урок


Рисование

Многоугольников.


Постановка задачи. Написание, ввод, редактирование и выполнение

программы.

С/р

20 неделя

5 урок

Цвет.

Как задать цвет линии и цвет заливки замкнутого контура. Правила

использования цвета. Создание цветного рисунка.

Пр/р

21 неделя

6 урок


Окружность. Рисование

Окружностей.


Понятие «окружность», «радиус», «центр». Рисование окружностей.

Пр/р

22 неделя

7 урок


Решение задач для

Черепахи


Линейный алгоритм в задачах для Черепахи. Постановка задачи по

вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение

программы.

С/р

23 неделя

8 урок


Решение задач для

Черепахи


Циклический алгоритм в задачах для Черепахи. Постановка задачи

по вариантам. Написание, ввод, редактирование и выполнение

программы.

С/р


24 неделя


9 урок

Контрольная работа №2

«Исполнитель Черепаха».

Создание мини-проекта.

25 неделя

Исполнитель Чертёжник – 9 часов


1 урок


Исполнитель

Чертёжник. Среда и

система команд Чертёжника


Что собой представляет Исполнитель Чертёжник. Какие задачи

решает Чертёжник. Какие команды понимает и умеет выполнять

Чертёжник. Что общего и чем отличаются СКИ Черепахи и

Чертёжника.

Просмотр видеоролика

26 неделя


2 урок

Вектор. Понятие вектора.

Понятие вектора. Направление и длина вектора. Работа с вектором.

С/р

27 неделя


3 урок


Решение задач с

применением вектора


Постановка задачи, модель задачи, алгоритм решения задачи.

Написание, ввод, редактирование и выполнение программы.

Пр/р

28 неделя

4 урок


Решение задач для

Чертёжника


Постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и

выполнение программы.

С/р

29 неделя

5 урок

Форматы цвета.

Два формата задания цвета линий и цвета заливки. Примеры записи

цветов и оттенков. Постановка и решение задачи с применением

формата RGB.

Пр/р

30 неделя

6 урок

Процедуры.

Понятие процедуры. Пример процедуры. Постановка и решение

задачи с использованием процедуры.

Пр/р

31 неделя

7 урок


Использование

процедур.


Решение задачи с использованием процедуры.

С/р

32 неделя

8 урок

Решение задач для

Чертёжника.

Постановка задач по вариантам. Написание, ввод, редактирование и

выполнение программы.

С/р

33 неделя

9 урок

Контрольная работа №3 по теме «Исполнитель Чертёжник».


Исполнитель Чертёжник.

Защита проектов

34 неделя
















Перечень учебно-методических средств обучения

1. Гаврюкова Г.А. Дидактические материалы по теме «Исполнители». –

Рязань, 2011.

2. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.

3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.

4. http://kpolyakov.narod.ru.

Программа «Исполнители» работает под управлением операционной

системы Windows. После разархивации программа сразу же находится в

работоспособном состоянии и не требует никаких дополнительных настроек.

Справочная система построена в виде сжатого гипертекста в формате HTML.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные и программные средства:

Компьютеры

Проектор

Принтер

ОС Windows

Программы Microsoft Office

Система «Исполнители».




15


Рабочая программа кружка по информатике "Первые шаги робототехнике" (3-4 класс)
  • Информатика
Описание:

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования,причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

      Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде программирование в программах исполнителях Робот, Чертежник, Черепашки, которые объединяют в  себе специально скомпонованные для занятий в группе – это выполнений заданий по программированию, создание   конечных проектов на защиту, участие с этими проектами в различных конкурсах, а также тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

       Программирование как тема курса информатики, с одной стороны, и

как профессиональная деятельность, с другой стороны, в информационном

обществе приобретает все большее значение.

Данный курс позволит для начальной школы познакомиться с тремя

исполнителями и их системами команд, с основными алгоритмическими

конструкциями, с основами моделирования и программирования, а также

даст возможность поработать в прямоугольной системе координат и овладеть

некоторыми геометрическими знаниями и навыками.

Автор Исаева Юлия Валерьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1320
Номер материала 43059
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓