ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним
из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики
и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая
моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребенка
Уровень
развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная речь.
Еще
во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на
развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с
участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на
деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На
кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в
центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать
на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого
пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с
желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно
сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не
только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь
развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что
простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь ребенка.
А
известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем
ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее.
И
наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам
«Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как
оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь:
такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное
воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект –
это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение
малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
Необходимость
развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные,
занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают
большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии
детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поскольку
проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной,
воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении,
обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до
поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая
нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы
решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных
условий, систему занятий с детьми.
Учитывая
возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения
индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во
второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали
игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив
работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них
отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому
театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию
(З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева)
и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка
«Пальчиковые игры»
Данная
программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего
дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной
координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.
Новизна программы:
· обучение детей
проводится с трехлетнего возраста;
· подобран и
систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой
моторики, в соответствии с лексической темой;
· занятия по данной
программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется
ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает
психического напряжения.
Педагогическая
целесообразность заключается в том, что на занятиях включает
не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди,
орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять
сюжет сказок, изображать героев.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и
координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить
детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая
их с движениями
2. Знакомить
детей с названием пальчиков
3. Формировать
навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
1. Развивать
умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать
способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать
творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать
гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
5. Развивать
память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
1. Воспитывать
в детях усидчивость.
2. Воспитывать
внимательность к выполнению заданий.
3. Способствовать
созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность
коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1 Принцип
осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия
желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например:
«Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или
разгибаются?» и т.п.
Данный принцип
полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур .
2. Принцип
развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у
разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть
программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу
следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для
него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия
комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для
закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной
двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку
быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. На первом занятии детей
знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания
повторяются. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 15-20 минут и
предполагают использование следующих форм:
· Беседа,
· художественное
слово
· дидактическая игра
· физические
упражнения
· индивидуальная
корректировка действий.
Направленность
программы:
Программа
включает в себя следующие разделы:
·
пальчиковая
гимнастика
·
пальчиковые
игры
·
инсценировки
·
игры
и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами
упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость,
подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на
ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на
самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию
хорошего тонуса.
В
разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными
потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы
отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их
деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения
взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных
историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх»,
«вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все
пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
Скороговорки
всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные
движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести
скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом
проделывать вместе с детьми. В процессе работы над скороговоркой менять темп,
интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации,
помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
В разделе “Игры
и действия с предметами” для формирования тонких движений рук,
совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и
оптико-пространственных представлений используются предметы различные по
размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются
природный материал (желуди, орехи, фасоль), карандаши, пуговицы, мячи-ежики.
В
разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского
творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценированния, в
которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные
представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Мы
используем пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры
– инсценировки, проведённые в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и
медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Популярен «Театр пальчиков».
Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть
«напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. «Театр рукавичек» требует от
взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети
надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.
У
инсценировок с помощью пальчикового театра (где действуют пальцы и руки)
большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук,
умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Срок реализации программы:
Программа
рассчитана на 1 года обучения.
Ожидаемые
результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь
по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
·
названия
пальцев рук, их очередность
·
народные
потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие
тексту
должны уметь:
·
управлять
своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
·
согласовывать
движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
·
ориентироваться
в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
·
выполнять
движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
·
у
детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Организационные принципы
Программа кружка «Пальчиковые игры»
адресована дошкольникам младшего возраста и рассчитана на 1 года обучения.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы
занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому
ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка
должна составлять не более 15 человек . Занятия проводятся два раза в
неделю с 1 октября по 31 мая
Год обучения
|
Количество детей в группе
|
Время проведения занятия
|
Количество занятий
|
в неделю
|
в месяц
|
в год
|
|
1 год
|
15
|
Понедельник
четверг
|
16.00 – 16.15
|
2
|
8
6–
январь
|
62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг
уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом
этапах (сентябрь, май).
Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование
по следующим показателям
·
дифференцированности движений рук и
пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания
на одном виде деятельности.
–
насколько точно выполняется действие;
–
способность к переключению с одного
движения на другое, трудности нахождения поз
–
точность движений пальцев рук,
дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
–
способность синхронно выполнять движения
обеими руками.
Оценка
в баллах:
·
Развитие
речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в
пространстве
- Знание народных потешки,
скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия
пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;
- Ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Оценка
в баллах:
ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ
ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
уровень
|
Количество
баллов
|
ВЫСОКИЙ
(В)
|
6
баллов
|
СРЕДНИЙ
(С)
|
4-5
баллов
|
НИЗКИЙ
(Н)
|
до
3 баллов
|
Список
литературы
1.
Абраменко
В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2.
Безруких
М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
3.
Белая
А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
4.
Белкина
В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль,
Академия развития, 2001.
5.
Гаврина
С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль:
“Академия Холдинг”, 2002.
6. Журналы
«Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно –
оздоровительне моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. «Современные
пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова; Д/в №6, 2002г. «Упражнения для
оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева; Д/в №2, 2004г. «Физическая
культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев; Д/в №3, 2004г. «Физическая
культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев
7.
Климанова
Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8.
Лукашина
М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.\
9.
Методическая
разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны
«Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»
10.
Нагибина
Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”,
2008..
11.
Узорова
О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
12.
Черенкова
Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
13.
Шульгина
В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. –
Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002..
14.
Цвынтарный
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.
САЙТЫ
1. http://www.boltun-spb.ru/mini.html
2. http://ru.scribd.com/doc/83527094/Методика-обследования-мелкой-моторики
3. http://dob.1september.ru/articles/2010/10/14
4. http://lib.rus.ec/b/190627/read
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК
ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?
Выполнение
упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в
речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности
речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками
создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому,
учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Малыш учится
концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
Если ребенок будет
выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его
речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями.
Развивается память
ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и
последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).
У малыша
развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории.
В результате
освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения
разделены на три группы
1 ГРУППА.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
КИСТЕЙ РУК:
-
развивают подражательную способность, достаточно просты и не
требуют тонких дифференцированных
движений;
-
учат напрягать и расслаблять мышцы;
-
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
-
учат переключаться с одного движения на другое.
2
ГРУППА.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ УСЛОВНО СТАТИЧЕСКИЕ:
-
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более
точных движений.
3
ГРУППА.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ ДИНАМИЧЕСКИЕ:
-
развивают точную координацию движений;
-учат
сгибать и разгибать пальцы рук;
-
учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или
какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых развитие происходит
своевременно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.