Главная / Логопедия / Рабочая программа кружка для детей 3-4 лет "Пальчиковые игры"

Рабочая программа кружка для детей 3-4 лет "Пальчиковые игры"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

«ДЕТСКИЙ САД № 3»

Республика Коми г. Ухта









hello_html_688d9ac1.gif



hello_html_19688271.png























Группа «Василек»

Руководитель: Хомченко Л.Ф.

Время проведения:

Понедельник, четверг

16:00-16:15

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

«ДЕТСКИЙ САД № 3»

Республика Коми г. Ухта





hello_html_4fe5944b.gif





















Руководитель кружка:

воспитатель первой квалификационной категории

Хомченко Любовь Федоровна







2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ





  1. Пояснительная записка……………………………… ….… 4 стр.



  1. Содержание программы…………………………………...5 - 9 стр.



  1. Учебно-тематический план………………………………...10 стр.



  1. Примерное тематическое планирование материала: ….11- 14 стр.



  1. Литература……………………………………………………15 стр.



  1. Список детей ………………………………………………16 стр.



  1. Табель посещаемости кружка……………………….....17-20 стр.



  1. Приложения ……………………………………………. .... . 21 стр.

  1. Анкета для родителей «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

  2. Самомассаж рук

  3. Массаж карандашами

  4. Массаж грецким орехом

  5. Массаж мячиками

  6. Массаж шишкой

  7. Массаж фасолью, горохом

  8. Статистические упражнения

  9. Пальчиковые игры

  10. Инсценировки

  11. Консультативный материал для родителей






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.





Актуальность:     

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е.В. Черных), другие – теневому театру (А.В. Мельникова), третьи лепке, конструированию (З.И. Богатеева), четвёртые – упражнения с пальчиками (Т.В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Пальчиковые игры»

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

  Новизна программы:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:


Обучающие:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

  2. Знакомить детей с названием пальчиков

  3. Формировать навыки исполнительского мастерства.


Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

  4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

  5. Развивать память, звуковую культуру речи.


Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.

  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.


Принципы работы по развитию моторики


Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:


1 Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур .


2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 15-20 минут и предполагают использование следующих форм:

  • Беседа,

  • художественное слово

  • дидактическая игра

  • физические упражнения

  • индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:


Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • пальчиковые игры

  • инсценировки

  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются природный материал (желуди, орехи, фасоль), карандаши, пуговицы, мячи-ежики.

В разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценированния, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Мы используем пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры – инсценировки, проведённые в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. «Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

У инсценировок с помощью пальчикового театра (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:


Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети


должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность

  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту


должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности

  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек

  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.



Организационные принципы

Программа кружка «Пальчиковые игры» адресована дошкольникам младшего возраста и рассчитана на 1 года обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек . Занятия проводятся два раза в неделю с 1 октября по 31 мая

Год обучения

Количество детей в группе

Время проведения занятия

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

1 год

15

Понедельник

четверг

16.00 – 16.15

2

8

6– январь

62



Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям

  • дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.

  • насколько точно выполняется действие;

  • способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз

  • точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

  • способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.


  • Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, , ориентировка в пространстве

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.


ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

уровень

Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В)

6 баллов

СРЕДНИЙ (С)

4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н)

до 3 баллов





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема занятий

Количество занятий

Октябрь

Вводная беседа


«Дружные ребята»

« Играем в ладушки»

«Мои любимые животные»

«Дикие животные»


2

2

2

2

Ноябрь

«Человечки»

«Помощники»

«Рыбки»

«Транспорт»

2

2

2

2

Декабрь

«Зима»

«Звери зимой»

«Птичья столовая»

«Маленькой елочке холодно зимой»

2

2

2

2

Январь

«Зимние забавы»

«Теремок»

«Жили у бабуси два веселых гуся»

2

2

2

Февраль

«Семья»

«Пилим и строгаем - папе помогаем»

«Бойцы-молодцы»

«Мамины помощники»

2

2

2

2

Март

«Цветок для мамы»

«Солнышко»

«Весна пришла»

«Травка зеленеет»

2

2

2

2

Апрель

«Домик»

«Отправляемся в полет»

«Капельки»

«Цветочек радуется солнышку»

2

2

2

2

Май

«Дружба»

«Мы идем на парад»

«Мои вещи»

«Вот и лето наступило»

2

2

2

2


ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Месяц

Неделя

Тема занятий

Материал для занятий

ОКТЯБРЬ

1

Моя группа

  1. Вводная беседа

«Дружные ребята»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

  2. Статистическое упражнение « Пальчики здороваются»

  3. Пальчиковая игра «Дружба»


2

Мой дом

«Играем ладушки»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Прятки», «Добывание огня»

  2. Статические упражнения «Стол», «Стул»

  3. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

  4. П/и «Найди свой домик» (по окончании музыки)


Карандаши


3

Домашние

животные

«Мои любимые животные»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой № 1, 2, 3.

  2. Статическое упражнение «Мышка», «Кошка»

  3. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»

  4. Пальчиковый театр «Репка»


Шишки



Пальчиковый театр «Репка»

4

Дикие животные

«Дикие животные»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли

  2. Статическое упражнения «Заяц», «Волк и лиса»

  3. Пальчиковая игра «В лесу»

  4. Инсценировка «Колобок»


Семена фасоли



Иллюстрации к сказке«Колобок»

НОЯБРЬ

1

Я - человек

«Человечки»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук

  2. Статическое упражнение «Человечки»

  3. Пальчиковая игра «Моя семья»

  4. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки)



палочки с верёвоч-кой, к середине которой привязана игрушка

2

Профессия -швея

«Помощники»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Волчек», «Утюжок»

  2. Статическое упражнение «Ножницы»

  3. Пальчиковая игра «Профессии в саду»

  4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»


Карандаши.




Чудесный мешо-чек, игрушки

3

Предметы вокруг нас - аквариум

«Рыбки»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками

1-4

  1. Статистическое упражнение «Рыбка»

  2. Пальчиковая игра «Пять рыбок»

  3. П/и «Щука и рыбки» (с элементами статистич. упражнений)


Массажные мячики




Маска щуки

4

Транспорт

«Транспорт»

  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Подъемный кран», «Вертолет».

  2. Статистическое упражнение «Лодка»

  3. Пальчиковая игра «Транспорт»

  4. Инсценировка «Звери хотят покататься на машине»


Карандаши

ДЕКАБРЬ

1

Здравствуй, зима

«Зима»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Зимняя разогревалочка»

  2. Статистическое упражнение «Снежок»

  3. Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

  4. Игра «Собери снежки» (собрать на скорость «снежки»)







Поролоновые снежки

2

В лесу зимой

«Звери зимой»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом

1, 2, 3

  1. Статистическое упражнение «Медведь»

  2. Пальчиковая игра «Зимой в лесу»

  3. Инсценировка укр.н.с. «Рукавичка»



Карандаш

3

Птичья столовая

«Птичья столовая»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком с фасолью

  2. Статистическое упражнение «Птичка»

  3. Пальчиковая игра «Птичья столовая»

  4. Теневая игра «К нам прилетели птички»


Шарики с фасолью



Экран, прожектор

4

Скоро Новый год

«Маленькой елочке холодно зимой»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой № 1, 2, 3.

  2. Статистическое упражнение «Елка»

  3. Пальчиковая игра «Ёлочка»

  4. Инсценировка «Как украшали елку»



Шишки



Картинка елки новогодней

ЯНВАРЬ

2

Зимние забавы

«Зимние забавы»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

  2. Статистическое упражнение «Мостик»

  3. Пальчиковая игра «Зимние забавы»

  4. Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки )



Карандаши



палочки с верёвочкой

3

В гостях у сказки

«Теремок»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками № 5-8

  2. Статистические упражнения «Домик»

  3. Пальчиковая игра «Терем-теремок»

  4. Инсценировка р.н.с. «Теремок»



Массажные мячики

4

Народные промыслы

«Жили у бабуси два весёлых гуся»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом № 4-6

  2. Статистическое упражнение «Гусь»

  3. Пальчиковая игра «Гуси нападают»

  4. Обыгрывание р.н.песни «Жили у бабуси два весёлых гуся»



Грецкие орехи

ФЕВРАЛЬ

1

Моя семья

«Семья»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

  2. Статистическое упражнение «Очки»

  3. Пальчиковая игра «Дружная семья»

  4. Инсценировка «Малыш-непоседа»


2

Гордое звание -

Мужчина








«Пилим и строгаем — папе помогаем»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой № 1, 2, 3.

  2. Статистическое упражнение «Клещи»

  3. Пальчиковая игра «Гвозди»

  4. Инсценировка «Как мы помогаем папе»



Шишки

3

Наша армия сильна

«Бойцы-молодцы»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком с горохом

  2. Статистическое упражнение «Пушки»

  3. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»

  4. Соревнования



Шарики с горохом

4

Мамы всякие нужны

«Мамины помощники»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком

9-12

  1. Статистическое упражнение «Кольцо»

  2. Пальчиковая игра «Мамина помощница»

  3. Инсценировка «Как мы помогаем маме»



Массажные мячики

МАРТ

1

Моя мама

«Цветок для мамы»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Качалка», «Ладошка»

  2. Статистическое упражнение «Цветок»

  3. Пальчиковая игра «Алые цветочки»

  4. Инсценировка «Подарок маме»



Карандаши.

2

Приметы весны

«Солнышко»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук .

  2. Статистическое упражнение «Солнечные лучи»

  3. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

  4. Инсценировка «Утренние лучи»


3

Весна в природе

«Пришла весна»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой № 1, 2, 3.

  2. Статистическое упражнение «Дерево»

  3. Пальчиковая игра «Пришла весна»

  4. Инсценировка «Две лягушки»


4

Весна в искусстве

«Травка зеленеет»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом № 7-8

  2. Статистическое упражнение «Птенчики в гнезде»

  3. Пальчиковая игра «Радуга»

  4. Инсценировка «Птица и птенчики»


АПРЕЛЬ

1

Фантазеры

«Домик»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шариком с горохом.

  2. Статистическое упражнение «Дом с балконом»

  3. Пальчиковая игра «Я хочу построить дом»

  4. Инсценировка «Большое и маленькое»


2

Космос

«Отправляемся в полет»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком № 12-16

  2. Статистическое упражнение «Бинокль»

  3. Пальчиковая игра «Космос»

  4. Игра «Кто быстрее долетит до планеты»







Веревки с ракета-ми на палочках

3

Маленькие исследователи

«Капель»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Пианино», «Эстафета».

  2. Статистическое упражнение «Бочка»

  3. Пальчиковая игра «Капельки»

  4. Инсценировка «Сосулька»

Карандаши.

4

Люди искусства

«Цветочек радуется солнышку»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев

  2. Статистическое упражнение «Цветок»

  3. Пальчиковая игра «Хризантемы»

  4. Инсценировка «Весна»


МАЙ

1

Мир, труд, май

«Дружба»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом 9 -10.

  2. Статистическое упражнение «Цепочка»

  3. Пальчиковая игра «Дружба»

  4. Инсценировка «Девятый птенец»



Грецкие орехи.

2

  1. мая

«Мы идем на парад»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук

  2. Статистическое упражнение «Флажки»

  3. Пальчиковая игра «Парад»

  4. Инсценировка «Зайчики и лиса»


3

Я- гражданин

«Мои вещи»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шарик с горохом

  2. Статистическое упражнение «Шарик»

  3. Пальчиковая игра «Мои вещи»

  4. Инсценировка «Сосчитай предметы»



Мячик с горохом

4

Скоро лето!

«Вот и лето наступило»


  1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой № 1, 2, 3

  2. Статистическое упражнение «Жук»

  3. Пальчиковая игра «Лето»

  4. Инсценировка «Путешествие в лес»


Список литературы
  1. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

  2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

  4. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.

  6. Журналы «Дошкольное воспитании»: Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительне моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова; Д/в №6, 2002г. «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева; Д/в №2, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев; Д/в №3, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

  8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.\

  9. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»

  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008..

  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

  12. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

  13. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002..

  14. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.



САЙТЫ

  1. http://www.boltun-spb.ru/mini.html

  2. http://ru.scribd.com/doc/83527094/Методика-обследования-мелкой-моторики

  3. http://dob.1september.ru/articles/2010/10/14

  4. http://lib.rus.ec/b/190627/read







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?


Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок).

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы

1 ГРУППА.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КИСТЕЙ РУК:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

2 ГРУППА.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ УСЛОВНО СТАТИЧЕСКИЕ:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.


3 ГРУППА.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ ДИНАМИЧЕСКИЕ:

- развивают точную координацию движений;

-учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.


Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых развитие происходит своевременно.























ПРИЛОЖЕНИЕ

1



Рабочая программа кружка для детей 3-4 лет "Пальчиковые игры"
  • Логопедия
Описание:

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Автор Хомченко Любовь Федоровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 4078
Номер материала 34562
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓