Главная / История / Рабочая программа краеведческого кружка "Память"

Рабочая программа краеведческого кружка "Память"

Программа краеведческого кружка

«Память»



Пояснительная записка.

Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана Киселевой Юлией Васильевной, учителя МАОУ Партизанской СОШ, Тюменской области.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы.



Целью образовательной программы кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, поселка Партизан.

Задачи:

1. Образовательные:

  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;

  • овладение навыками оформления полученных материалов в творческих работах.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Данная программа включает в себя следующие направления:

  1. Практическое: использовать приобретенную информацию, уметь использовать ряд навыков и умений полученных в изучении истории села;

  2. Социокультурное: расширить объем знаний об истории поселка Партизан, Абатского района;

  3. Учебно-познавательное: обработать полученную информацию, способствовать расширению кругозора обучающихся, умение самоорганизовывать учебную деятельность.



Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-14 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (30 часов).

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:



  • стеллажи – 4;

  • стенды – 3

  • ПК в комплекте;

  • принтер;

  • сканер.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.



Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».





Режим занятий.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 часа

31 часа







Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, поселка Партизан, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;

  • проводить экскурсии, тематические классные часы;

  • оформлять полученные материалы в творческих работах.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференция.

Учебно-тематический план.

Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

I. Введение.

1

1

2

II. История родного края.

2

2

4

III. Документоведение.

1

2

3

IV. Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

2

2

4

V. Этнография родного края.

2

2

4

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.

1

1

2

VII. Абатский район в истории страны.

2

2

4

VIII. История нашего села.

2

3

5

IX. Итоговое занятие.

3

3

Всего

13

18

31





Содержание программы.

Тема «История родного края» – 4 часа.

Теория: знакомство с историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школы.

Тема «Документоведение» – 3 часа.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.

Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Тема «Этнография родного края» – 4 часа.

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 2 часа.

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Тема «Абатский район в истории страны» – 4 часа.

Теория: изучения история родного края.

Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.



Тема «История нашего села» – 5 часов.

Теория: изучение истории поселка Партизан, основных вех его развития.

Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан, оформление папок, походы по местам боевой славы.





Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);

  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями поселка Партизан, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей,



культурой и бытом жителей Абатского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.



















Библиографический список.



  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

  2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

  3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

  4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

  6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Название мероприятия

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение (1ч)



2.

Тема «История родного края» – 4 часа.



Теория: знакомство с историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати. (2ч)





Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школы (2ч)



3.

Тема «Документоведение» – 3 часа.



Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. (1ч)



Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.(2ч)




4.

Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.



Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. (2ч)



Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. (2ч)




5.

Тема «Этнография родного края» – 4 часа.



Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией. (2ч)



Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы. (2ч)




6.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 2 часа.



Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. (1ч)



Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села. (1ч)




7.

Тема «Абатский район в истории страны» – 4 часа.





Теория: изучения история родного края. (2ч)



Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. (2ч)






8.

Тема «История нашего села» – 5 часов.



Теория: изучение истории поселка Партизан, основных вех его развития. (2ч)



Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан, оформление папок, походы по местам боевой славы. (3ч)




9.

Итоговое занятие. (3ч)















Рабочая программа краеведческого кружка "Память"
  • История
Описание:

Пояснительная записка.

Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана  Киселевой Юлией Васильевной, учителя МАОУ Партизанской СОШ, Тюменской области.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

 

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Автор Киселева Юлия Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 29136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓