Программа краеведческого
кружка
«Память»
Пояснительная записка.
Программа кружка «Память»
туристско-краеведческой направленности разработана Киселевой Юлией Васильевной,
учителя МАОУ Партизанской СОШ, Тюменской области.
Основные направления в
деятельности кружка – изучение истории родного края и села.
Педагогическая
целесообразность
данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая
родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана
помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе
истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является
наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально-
экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество
опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для
одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в
краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного
процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению
истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания,
предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы.
Целью образовательной
программы кружка
«Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к
историческому наследию нашей страны, родного края, поселка Партизан.
Задачи:
1. Образовательные:
·
овладение
обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
·
развитие
навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с
историческими источниками;
·
овладение
навыками оформления полученных материалов в творческих работах.
3. Воспитательные:
·
воспитание
гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному
наследию.
Программа предусматривает
использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой
художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной
связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут
использоваться на уроках и во внеклассной работе.
Данная
программа включает в себя следующие направления:
1.
Практическое: использовать
приобретенную информацию, уметь использовать ряд навыков и умений полученных в
изучении истории села;
2.
Социокультурное: расширить
объем знаний об истории поселка Партизан, Абатского района;
3.
Учебно-познавательное: обработать полученную информацию,
способствовать расширению кругозора обучающихся, умение самоорганизовывать
учебную деятельность.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной
программы 10-14 лет.
Сроки реализации
программы – 1 год
(30 часов).
Условия реализации
программы.
Материально-техническое обеспечение:
·
стеллажи – 4;
·
стенды – 3
·
ПК в
комплекте;
·
принтер;
·
сканер.
Формы занятий.
Ведущей формой
организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно
проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для
подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в
подгруппах.
Наряду с групповой формой
работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в
поисково-исследовательскую деятельность».
Режим занятий.
Продолжительность занятий
|
Периодичность в неделю
|
Количество часов в неделю
|
Количество часов в год
|
1 час
|
1 раз
|
1 часа
|
31 часа
|
Прогнозируемый
результат и способы определения результативности.
В ходе реализации
программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем
результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать:
историю своего края, поселка Партизан, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
·
работать с
историческими источниками;
·
проводить
экскурсии, тематические классные часы;
·
оформлять
полученные материалы в творческих работах.
Формами подведения
итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных
краеведческих викторинах, конкурсах, конференция.
Учебно-тематический план.
Раздел
|
|
|
|
теория
|
практика
|
всего
|
I.
Введение.
|
1
|
1
|
2
|
II. История
родного края.
|
2
|
2
|
4
|
III.
Документоведение.
|
1
|
2
|
3
|
IV.
Введение в поисково-исследовательскую деятельность.
|
2
|
2
|
4
|
V.
Этнография родного края.
|
2
|
2
|
4
|
VI.
Методика подготовки и проведения экскурсий.
|
1
|
1
|
2
|
VII.
Абатский район в истории страны.
|
2
|
2
|
4
|
VIII.
История нашего села.
|
2
|
3
|
5
|
IX. Итоговое занятие.
|
–
|
3
|
3
|
Всего
|
13
|
18
|
31
|
Содержание программы.
Тема «История родного
края» – 4 часа.
Теория: знакомство с
историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и
освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся
работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школы.
Тема
«Документоведение» – 3 часа.
Теория: знакомство с
классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных
исторических источников.
Практика: учащиеся
помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.
Тема «Введение в
поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.
Теория: знакомство с
источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами
работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также
требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление
индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих
работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Этнография
родного края» – 4 часа.
Теория: знакомство с
этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление
тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема «Методика подготовки
и проведения экскурсий» – 2 часа.
Теория: знакомство с
видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение
экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «Абатский район в
истории страны» – 4 часа.
Теория: изучения история
родного края.
Практика: творческий
отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение
экскурсий, поездки.
Тема «История нашего
села» – 5 часов.
Теория: изучение истории
поселка Партизан, основных вех его развития.
Практика: составление
схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан,
оформление папок, походы по местам боевой славы.
Методическое
обеспечение программы.
Используемые технологии:
·
технология
проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
·
технология
активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
·
технология
коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных
технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными
видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями поселка
Партизан, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий,
поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение
викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства
с историей,
культурой и бытом жителей
Абатского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и
походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные
навыки.
Библиографический
список.
1.
Дереклеева
Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И.
Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
2.
Журавлёва О.Н.
Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва –
Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
3.
Лутовинов В.И.
В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея
Первозванного», 1999- 207с.
4.
Митрофанов К.
Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г.
Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
5.
Родин А.Ф.,
Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский -
М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
6.
Савидова Е.П.
Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской
деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
7.
Селевко Г.К.
Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий,
2005.-320с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
|
Название мероприятия
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
1.
|
Введение
(1ч)
|
|
|
2.
|
Тема «История
родного края» – 4 часа.
|
|
|
Теория: знакомство с
историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и
освещением данных вопросов в периодической печати. (2ч)
|
|
|
Практика:
учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды
школы (2ч)
|
|
|
3.
|
Тема
«Документоведение» – 3 часа.
|
|
|
Теория: знакомство с
классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения
вещественных исторических источников. (1ч)
|
|
|
Практика: учащиеся
помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.(2ч)
|
|
|
4.
|
Тема «Введение в
поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.
|
|
|
Теория: знакомство с
источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами
работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также
требованиями, оформлением и критериями защиты работы. (2ч)
|
|
|
Практика: составление
индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита
своих работ; проведение тематических классных часов. (2ч)
|
|
|
5.
|
Тема «Этнография
родного края» – 4 часа.
|
|
|
Теория: знакомство с
этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией. (2ч)
|
|
|
Практика: оформление
тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы. (2ч)
|
|
|
6.
|
Тема «Методика
подготовки и проведения экскурсий» – 2 часа.
|
|
|
Теория: знакомство с
видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. (1ч)
|
|
|
Практика: проведение
экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села. (1ч)
|
|
|
7.
|
Тема «Абатский район
в истории страны» – 4 часа.
|
|
|
Теория: изучения
история родного края. (2ч)
|
|
|
Практика: творческий
отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение
экскурсий, поездки. (2ч)
|
|
|
8.
|
Тема «История нашего
села» – 5 часов.
|
|
|
Теория: изучение
истории поселка Партизан, основных вех его развития. (2ч)
|
|
|
Практика: составление
схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан,
оформление папок, походы по местам боевой славы. (3ч)
|
|
|
9.
|
Итоговое занятие. (3ч)
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.