Инфоурок География Другие методич. материалыРабочая программа краеведческого кружка "Память"

Рабочая программа краеведческого кружка "Память"

Скачать материал

Программа краеведческого кружка

«Память»

 

Пояснительная записка.

Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана  Киселевой Юлией Васильевной, учителя МАОУ Партизанской СОШ, Тюменской области.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы.

 

Целью образовательной программы кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, поселка Партизан.

Задачи:

1. Образовательные:

·                     овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

·                     развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;

·        овладение навыками оформления полученных материалов в  творческих работах.

3. Воспитательные:

·                     воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Данная программа включает в себя следующие направления:

1.     Практическое: использовать приобретенную информацию, уметь использовать ряд навыков и умений полученных в изучении истории села;

2.     Социокультурное: расширить объем знаний об истории поселка Партизан, Абатского района;

3.     Учебно-познавательное: обработать полученную информацию, способствовать расширению кругозора обучающихся, умение самоорганизовывать учебную деятельность.

 

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-14 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (30 часов).

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

 

·                     стеллажи – 4;

·                     стенды – 3

·                     ПК в комплекте;

·                     принтер;

·                     сканер.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

 

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

 

 

Режим занятий.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 часа

31 часа

 

 

 

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, поселка Партизан, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

·                     работать с историческими источниками;

·                     проводить экскурсии, тематические классные часы;

·                     оформлять полученные материалы в   творческих работах.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференция.

Учебно-тематический план.

Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

I. Введение.

1

1

2

II.  История родного края.

2

2

4

III. Документоведение.

1

2

3

IV. Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

2

2

4

V. Этнография родного края.

2

2

4

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.

1

1

2

VII. Абатский район в истории страны.

2

2

4

VIII. История нашего села.

2

3

5

IX. Итоговое занятие.

3

3

Всего

13

18

31

 

 

Содержание программы.

Тема «История родного края» – 4 часа.

Теория: знакомство с историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школы.

Тема «Документоведение» – 3 часа.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.

Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Тема «Этнография родного края» – 4 часа.

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 2 часа.

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Тема «Абатский район в истории страны» – 4 часа.

Теория: изучения история родного края.

Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.

 

Тема «История нашего села» – 5 часов.

Теория: изучение истории поселка Партизан, основных вех его развития.

Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан, оформление папок, походы по местам боевой славы.

 

 

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

·                     технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);

·                     технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

·                     технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями поселка Партизан, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей,

 

культурой и бытом жителей Абатского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.                 Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

2.                 Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

3.                 Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

4.                 Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

5.                 Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

6.                 Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

7.                 Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Название мероприятия

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение (1ч)

 

 

2.

Тема «История родного края» – 4 часа.

 

 

Теория: знакомство с историей основания и легендами поселка Партизан, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати. (2ч)

 

 

 

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школы (2ч)

 

 

3.

Тема «Документоведение» – 3 часа.

 

 

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. (1ч)

 

 

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея.(2ч)

 

 

 

4.

Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 4 часа.

 

 

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. (2ч)

 

 

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. (2ч)

 

 

 

5.

Тема «Этнография родного края» – 4 часа.

 

 

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией. (2ч)

 

 

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы. (2ч)

 

 

 

6.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 2 часа.

 

 

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. (1ч)

 

 

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села. (1ч)

 

 

 

7.

Тема «Абатский район в истории страны» – 4 часа.

 

 

 

Теория: изучения история родного края. (2ч)

 

 

Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. (2ч)

 

 

 

 

8.

Тема «История нашего села» – 5 часов.

 

 

Теория: изучение истории поселка Партизан, основных вех его развития. (2ч)

 

 

Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о поселке Партизан, оформление папок, походы по местам боевой славы. (3ч)

 

 

 

9.

Итоговое занятие. (3ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа краеведческого кружка "Память""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка.

Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана  Киселевой Юлией Васильевной, учителя МАОУ Партизанской СОШ, Тюменской области.

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

 

Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 935 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 470
    • DOCX 86 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Киселева Юлия Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Киселева Юлия Васильевна
    Киселева Юлия Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4991
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе