Главная / Начальные классы / Рабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида.

Рабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида.


Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»



«Рекомендовано»

На заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель методического объединения:


_______________Н.М. Шумкова

Протокол № ____ от __________ 2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР КГБС(К)ОУ«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

___________ Е.А.Бородина

Протокол № ____ от __________ 2014 г.


«Утверждаю»

Директор КГБС(К)ОУ

«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

_____________Г.В. Саманчук

Приказ № ____ от __________ 2014 г.



Рабочая программа

по коррекционным занятиям

для учащихся 3 класса на 2014 – 2015 уч. год.

рабочая программа составлена на основе практического пособия

« Организация и содержание коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта» под редакцией Д.В. Упорова





Составитель: Зеленчукова Л.В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Завьялово, Завьяловский район, Алтайский край 2014 год.


Пояснительная записка к программе коррекционных занятий

по развитию психомоторики и сенсорных процессов.


Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Упорова Д.В.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю. Для изучения курса по рабочей программе коррекционных занятий в 3классе подобран весь необходимый учебно-методический материал: «Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачёва, «Графические диктанты» Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова, Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, Г.П.Попова, «35 занятий по подготовке детей к школе (развитие речи, письмо, счёт, чтение)» Л.А.Костарёва, «Весёлые домашние задания» М.Султанова.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и построена с учётом своеобразия их психических процессов.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского: -об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; -о структуре дефекта и возможностях его компенсации; -о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; -об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей, требуют обязательного учёта психофизических особенностей каждого ребёнка, создания необходимых условий для полноценного развития, становления его как субъекта учебной деятельности.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе. Достижение цели предполагает решение ряда задач:

-обогащение чувственного познавательного опыта (умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

-формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно- временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвет, вкус, запах, ритм, звук)

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Совершенствование всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного, является необходимой для развития познавательной деятельности, чтобы познакомится с предметом практически (потрогать руками, сжать, погладить, показать). Разные виды деятельности это возможность для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по окончании.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает следующие разделы:

-Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

-Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

-Восприятие пространства; времени;

-Восприятие особых свойств, предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

-Тактильно-двигательное восприятие

-Кинестетическое и кинетическое развитие;

-Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

Все запланированные формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создать основу для успешного усвоения учащимися программных знаний; даёт возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:


К концу года:

Знать: -семь цветов радуги (называть и определять на предметах),

-называть формы предметов,

- место проживания и учебы,

- сведения о себе и семье,

- имена и отчества педагогов и детей,

- времена года,

- дни недели,

- определять и называть время суток,

- правила поведения,

- 2- 3 игры, считалочки.


Уметь:

-ориентироваться в пространстве,

- конструировать несложные предметы,

- работать с трафаретом,

- завязывать шнурки и узелки,

- самостоятельно обслужить себя,

- ухаживать за растениями,

- выполнять несложные поручения,

-определять запах, цвет.







Тема урока

Кол-во часов


Цели и задачи


Основные понятия


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3ч


1.

Экскурсия «Щедрая осень».

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентация в пространстве;

Времена года,


2.

Игры с осенью. «Листья в саду».

1

Формировать умения самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Виды листьев.


3.

Оригами «Рыбки».

1

Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Цветная бумага, геометрические фигуры


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. 3ч


4.

Графический диктант «Слон».

1

Зрительное определение отличительных признаков.

Палитра, клетка.


5.

«Ветнянки-вырезанки»

1

Классификация геометрических фигур.

Цветная бумага, белая бумага.


6.

Работа с конструктором «Замок».

1

Анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине; исправление недостатков моторики.

Конструктор.


Восприятие пространства. 3ч


7.

Игры с осенью.

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Времена года.


8.

Практическое занятие. «Осень».

1

Формировать умения выполнять работу по инструкции.

Салфетки, мулине, трафарет.


9.

Пространственная ориентировка на листе бумаги (листок-цветок).

1

Сформировать навыки ориентации на плоскости бумаги.

Лист бумаги, цветные карандаши.


Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества) 2ч


10.

«Волшебный мешочек».

1

Исправление недостатков; различие и сравнение разных предметов на вкус, запах

Овощи, муляжи.


11.

Травушка-муравушка (осязание лечебные травы).

1

Определение на ощупь плоскостных предметов. Собственные ощущения.

Лекарственные травы


Тактильно- двигательное восприятие .


12.

Определи на ощупь (трафарет).

1

Развитие и координация движения кисти рук и пальцев.

Трафареты.


13.

«Розы» - раскатываем пластилин.

1

Целенаправленность действий по инструкции педагога.

Пластилин.


Кинестетическое и кинетическое развитие. 2ч

14.

Мимика «Имитация повадок».

1

Развитие зрительного восприятия; умение изображать животных

Пиктограммы. Животные.

15.

«Я рисую радость».

1

Актуализация жизненного опыта.

Краски, палитра.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2ч

16.

Фенологический рассказ.

1

Формировать умения давать полное описание явлений и объектов.

Рассказ.

17.

Игра на музыкальных инструментах.

1

Определять последовательность событий.

Музыкальные инструменты.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2ч

18.

Пересчитаем все на свете.

1

Обогащение чувственно- познавательного опыта на основе формирования наблюдать, сравнивать, выделять.

Картина.

19

Нахождение отличительных признаков «Зарядка для ума».

1

Развитие глазомера.

Картина.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3ч


20.

Разучивание игры «Вызов номеров».

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентироваться в пространстве.

Игра, мяч, обруч, бант, шнур.


21

«Забавные кляксы».

1

Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Клякса, акварель.


22

Нарисуй продолжение истории.

1

Развитие мелкой моторики рук; обогащение словарного запаса, формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи и на рисунке.

История, рассказ.


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 4ч


23

Корректурная проба с геометрическими фигурами.

1

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости.

Геометрические фигуры


24.

Изготовление геометрического конструктора.

1

Формировать умения узнавать предметы по заданным признакам.

Геометрические фигуры.


25

Конструирование из геометрических фигур. «Машина».

1

Коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе целенаправленного восприятия форм, конструкции предмета.

Конструктор, геометрические фигуры.


26

Конструирование из геометрических фигур «Башенка».

1

Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического формирования восприятия форм, цвета, свойств.

Конструктор, геометрические фигуры.


Восприятие пространства 1ч


27

«Ожившие точки».

1

Развитие зрительного воображения, формирование точности выполнения задания.

Предметы.


Тактильно-двигательное восприятие.


28

Работа с комбиблоком. Изготовление грузового корабля.

1

Формировать умения составлять серии предметов и их изображений по разным признакам.

Комбиблоки. Грузовой корабль.


29

Работа с комбиблоком. Изготовление лодки индейцев (каноэ, пирога).

1

Давать полное описание объектов, учить видеть временные рамки своей деятельности.

Комбиблоки.


30

Работа с комбиблоком. Изготовление поезда.

1

Формировать навыки самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Комбиблоки.


31

Работа с комбиблоком. Изготовление замка.

1

Сформировать навыки самостоятельной работы

Комбиблоки.


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2ч


32

Графический диктант. «Медведь».

1

Формирование точности целенаправленности движений и действий.

Диктант. Медведь.


33

Нарисуем музыку.

1

Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир.

Ноты, музыка.



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 3ч

34

Следящая нить (краски, нитки, бумага)

1

Развитие координации движений руки и глаз

Краски, нитки, бумага

35

Экскурсия. Лепим из снега

1

Развитие воображения и координации движений

Формочки

36

Рука пожеланий (обведи ладонь, напиши)

1

Формирование умения работать карандашом

Картон, ножницы,

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование 3ч

37

«Частичка сердца»

1

Формирование сенсорных эталонов, плоскостных геометрических фигур

Геометрические фигуры

38

Графический диктант «Пароход»

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги

Трафарет, образец

39

Конструирование «башня»

1

Развитие глазомера, координации движений

Конструктор

Восприятие пространства 2ч

40

Фенологический рассказ «В зимнем лесу»

1

Развитие слухового восприятия окружающей природы

Рассказ

41

«Волшебный веер» (сгибание бумаги влево, вправо)

1

Целенаправленность выполнения движений

Бумага

Восприятие особых свойств предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества) 2ч

42

Собственные ощущения: холодный, горячий, кислый, горький, сладкий, солёный.

1

Развитие особых свойств путём ощущения

Фрукты, овощи

43

«Душистая полянка»

1

Развитие особых свойств путём обоняния

Лекарственные травы

Тактильно-двигательное восприятие 3ч

44

«Кукла- закрутка» (ткань, бумага)

1

Формирование умения скручивать лоскутки ткани

Ткань, вата, бумага

45

Снаряди свою куклу- закрутку

1

Движение в заданном направлении

образец

46

«Звёздочка за 1 минуту»

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги

Карандаши, бумага

Кинестетическое и кинетическое развитие 2ч

47

Выразительность движений (имитация игры на музыкальных инструментах)

1

Целенаправленность выполнения движений

Карточки

48

Выполнение упражнений по заданию учителя (звери, птицы)

1

Развитие слухового восприятия, обозначение словом, положения движений тела

Карточки

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2ч

49

Нарисуем музыку

1

Развитие слухового восприятия

Диск

50

Загадочные картинки

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

Рисунки

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 3ч

51

«Отгадай, найди, раскрась»

1

Дифференцированное зрительное восприятие

Схемы

52

53

«Зоопарк на столе» « Эти забавные зверюшки»

2

Целенаправленность выполнения движений

Образец


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков 3ч

54

Штриховка и развитие речи: «Любимый герой»

1

Обогащение познавательного интереса на основе наблюдений

Штриховка

55

Всё делаем сами своими руками

1

Привитие санитарно – гигиенических навыков

Инструкция

56

Точечные рисунки

1

Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

Точка

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 4ч

57

Весёлый поезд

1

Умение ориентироваться на плоскости листа

Плоскость (доска)

58

Пароход

1

Умение классифицировать геометрические фигуры

Фигура

59

Рисуем узоры

1

Умение анализировать и сравнивать предметы по признакам

Предмет

60

Закончи ряд

1

Формирование пространственной ориентировки

Объект

Восприятие пространства 2ч

61

Богатырские забавы

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации

Забавы

62

Нарисуй наоборот


Развитие слухоголосовых координаций

Наоборот

Восприятие времени 2ч

63

Фонологический рассказ «В весеннем лесу»

1

Умение определять последовательность событий

Рассказ

64

Букварь здоровья

1

Умение выделять части суток и порядок дней недели

Сутки, дни, недели

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 2ч

65

Животное – игрушка или друг

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игрушка, друг

66

Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек

1

Формирование способности эстетически оформлять работы

Геометрические фигуры

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти 2ч

67

Отгадай, найди, раскрась

1

Коррекция тактильно – двигательных мышц рук

Движение

68

«Во саду, ли, в огороде»

1

Развитие диалогически связной речи, эмоционально окрашенной

Огород, сад

69

Забавы «Румяные щёчки»

1

Коррекция движений крупной и мелкой моторики

Забава

70

Мы итоги подведём и отдыхать пойдём

1

Закрепить полученные знания и умения

Задание





Рабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида.
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Упорова Д.В.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю. Для изучения курса по рабочей программе коррекционных занятий в 3классе подобран весь необходимый учебно-методический материал: «Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачёва, «Графические диктанты» Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова, Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, Г.П.Попова, «35 занятий по подготовке детей к школе (развитие речи, письмо, счёт, чтение)» Л.А.Костарёва, «Весёлые домашние задания» М.Султанова.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и построена с учётом своеобразия их психических процессов.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского:                                                                          

Автор Зеленчукова Лидия Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 2843
Номер материала 2665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓