Инфоурок Начальные классы Рабочие программыРабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида.

Рабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида.

Скачать материал

 

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

 

«Рекомендовано»

На заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель методического объединения:

 

_______________Н.М. Шумкова

Протокол № ____ от __________ 2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР КГБС(К)ОУ«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

                   ___________ Е.А.Бородина

  Протокол № ____ от __________ 2014 г.

 

«Утверждаю»

Директор КГБС(К)ОУ

«Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

_____________Г.В. Саманчук

Приказ № ____ от __________ 2014 г.

 

 

                                                                                    Рабочая программа

по коррекционным занятиям

для учащихся 3 класса на 2014 – 2015 уч. год.

рабочая программа составлена на основе практического пособия

« Организация и содержание коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта»    под редакцией Д.В. Упорова

 

 

 

 

Составитель: Зеленчукова Л.В.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Завьялово, Завьяловский район, Алтайский край 2014 год.

Пояснительная записка                                                                                                            к программе  коррекционных занятий                                                  

по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

 

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Упорова Д.В.

Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю. Для изучения курса по рабочей программе коррекционных занятий в 3классе подобран весь необходимый учебно-методический материал: «Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачёва, «Графические диктанты» Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова, Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, Г.П.Попова, «35 занятий по подготовке детей к школе (развитие речи, письмо, счёт, чтение)» Л.А.Костарёва, «Весёлые домашние задания» М.Султанова.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и построена с учётом своеобразия их психических процессов.

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского:                                                                          -об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка;                                                                                                                             -о структуре дефекта и возможностях его компенсации;                                                                                                                                                                    -о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи;                                                                                                                                                             -об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей, требуют обязательного учёта психофизических особенностей каждого ребёнка, создания необходимых условий для полноценного развития, становления его как субъекта учебной деятельности.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет цель: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребёнку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе. Достижение цели предполагает решение ряда задач:

-обогащение чувственного познавательного опыта (умение наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

-формирование на основе  активизации работы всех органов чувств,  адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно- временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых  координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир (цвет, вкус, запах, ритм, звук)

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Совершенствование   всех видов анализаторов:  зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного,  является необходимой для развития познавательной деятельности, чтобы  познакомится с предметом практически   (потрогать руками, сжать, погладить, показать). Разные виды деятельности это возможность для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по окончании.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает следующие разделы:

-Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

-Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

-Восприятие пространства; времени;

-Восприятие особых свойств,  предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

-Тактильно-двигательное восприятие

-Кинестетическое и кинетическое развитие;

-Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

Все запланированные формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создать основу для успешного усвоения учащимися программных знаний; даёт возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.

 

                        Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

 

 К концу года:

 Знать:                                                                                                                                                                                                -семь цветов радуги (называть и определять на предметах),

-называть формы предметов,

- место проживания и учебы,

- сведения о себе и семье,

- имена и отчества педагогов и  детей,

- времена года,

- дни недели,

- определять и называть время суток,

- правила поведения,

- 2- 3 игры, считалочки.

 

   Уметь:

-ориентироваться в пространстве,

- конструировать несложные предметы,

- работать с трафаретом,

- завязывать шнурки и узелки,

- самостоятельно обслужить себя,

- ухаживать за растениями,

- выполнять несложные поручения,

-определять запах, цвет.

 

 

 

 

 

 

                  Тема урока

Кол-во часов

 

                Цели и задачи

 

Основные понятия

 

                                      Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.  3ч

 

1.

Экскурсия «Щедрая осень».

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентация в пространстве;

Времена года,

 

2.

Игры с осенью. «Листья в саду».

1

Формировать умения  самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Виды листьев.

 

3.

Оригами «Рыбки».

1

Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Цветная бумага, геометрические фигуры

 

                                                     Восприятие формы, величины, цвета, конструирование.  3ч

 

4.

Графический диктант «Слон».

1

Зрительное определение отличительных признаков.

Палитра, клетка.

 

5.

«Ветнянки-вырезанки»

1

Классификация геометрических фигур.

Цветная бумага, белая бумага.

 

6.

Работа с конструктором «Замок».

1

Анализировать и сравнивать предметы по форме, цвету, величине; исправление недостатков моторики.

Конструктор.

 

                                                          Восприятие пространства. 3ч

 

7.

Игры с осенью.

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

Времена года.

 

8.

Практическое занятие. «Осень».

1

Формировать умения выполнять работу по инструкции.

Салфетки, мулине, трафарет.

 

9.

Пространственная ориентировка на листе бумаги (листок-цветок).

1

Сформировать навыки ориентации на плоскости бумаги.

Лист бумаги, цветные карандаши.

 

                                  Восприятие особых свойств  предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества) 2ч

 

10.

«Волшебный мешочек».

1

Исправление недостатков; различие и сравнение разных предметов на вкус, запах

Овощи, муляжи.

 

11.

Травушка-муравушка (осязание лечебные травы).

1

Определение на ощупь плоскостных предметов. Собственные ощущения.

Лекарственные травы

 

                                                    Тактильно- двигательное восприятие .

 

12.

Определи на ощупь (трафарет).

1

Развитие и координация движения кисти рук и пальцев.

Трафареты.

 

13.

«Розы» - раскатываем пластилин.

1

Целенаправленность действий по инструкции педагога.

Пластилин.

 

                                                  Кинестетическое и кинетическое развитие. 2ч

14.

Мимика «Имитация повадок».

1

Развитие зрительного восприятия; умение изображать животных

Пиктограммы. Животные.

15.

«Я рисую радость».

1

Актуализация жизненного опыта.

Краски, палитра.

                                                 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2ч

16.

Фенологический рассказ.

1

Формировать умения давать полное описание явлений и объектов.

Рассказ.

17.

Игра на музыкальных инструментах.

1

Определять последовательность событий.

Музыкальные инструменты.

                                                  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 2ч

18.

Пересчитаем все на свете.

1

Обогащение чувственно- познавательного опыта на основе формирования наблюдать, сравнивать, выделять.

Картина.

19

Нахождение отличительных признаков «Зарядка для ума».

      1

Развитие глазомера.

Картина.

   

                                         Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. 3ч

 

20.

Разучивание игры «Вызов номеров».

1

Целенаправленно выполнять действия по инструкции; ориентироваться в пространстве.

Игра, мяч, обруч, бант, шнур.

 

21

«Забавные кляксы».

1

Развитие воображения, мышления, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Клякса, акварель.

 

22

Нарисуй продолжение истории.

1

Развитие мелкой моторики рук; обогащение словарного запаса, формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи и на рисунке.

История, рассказ.

 

                                            Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 4ч

 

23

Корректурная проба с геометрическими фигурами.

1

Выявление скорости распределения и переключения внимания, его устойчивости.

Геометрические фигуры

 

24.

Изготовление геометрического конструктора.

1

Формировать умения узнавать предметы по заданным признакам.

Геометрические фигуры.

 

25

Конструирование из геометрических фигур. «Машина».

1

Коррекция недостатков познавательной деятельности в процессе целенаправленного восприятия форм, конструкции предмета.

Конструктор, геометрические фигуры.

 

26

Конструирование из геометрических фигур «Башенка».

1

Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического формирования восприятия форм, цвета, свойств.

Конструктор, геометрические фигуры.

 

                                                         Восприятие пространства  1ч

 

27

«Ожившие точки».

1

Развитие зрительного воображения, формирование точности выполнения задания.

Предметы.

 

                                                      Тактильно-двигательное восприятие.

 

28

Работа с комбиблоком. Изготовление грузового корабля.

1

Формировать умения составлять серии  предметов и их изображений по разным признакам.

Комбиблоки. Грузовой корабль.

 

29

Работа с комбиблоком. Изготовление лодки индейцев (каноэ, пирога).

1

Давать полное описание объектов, учить видеть временные рамки своей деятельности.

Комбиблоки.

 

30

Работа с комбиблоком. Изготовление поезда.

1

Формировать навыки самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Комбиблоки.

 

31

Работа с комбиблоком. Изготовление замка.

1

Сформировать навыки самостоятельной работы

Комбиблоки.

 

                                                    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти  2ч

 

32

Графический диктант. «Медведь».

1

Формирование точности целенаправленности движений и действий.

Диктант. Медведь.

 

33

Нарисуем музыку.

1

Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир.

Ноты, музыка.

 

 

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков   3ч

34

Следящая нить (краски, нитки, бумага)

1

Развитие координации движений руки и глаз

Краски, нитки, бумага

35

Экскурсия. Лепим из снега

1

Развитие воображения и координации движений

Формочки

36

Рука пожеланий (обведи ладонь, напиши)

1

Формирование умения работать карандашом

Картон, ножницы,

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование   3ч

37

«Частичка сердца»

1

Формирование сенсорных эталонов,  плоскостных геометрических фигур

Геометрические фигуры

38

Графический диктант «Пароход»

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги

Трафарет, образец

39

Конструирование «башня»

1

Развитие глазомера, координации движений

Конструктор

Восприятие              пространства     2ч

40

Фенологический рассказ «В зимнем лесу»

1

Развитие слухового восприятия окружающей природы

Рассказ

41

«Волшебный веер» (сгибание бумаги влево, вправо)

1

Целенаправленность выполнения движений

Бумага

Восприятие особых свойств  предметов (осязание, обоняние, вкусовые качества)   2ч

42

Собственные ощущения:  холодный, горячий, кислый, горький, сладкий, солёный.

1

Развитие особых свойств путём ощущения

Фрукты, овощи

43

«Душистая полянка»

1

Развитие особых свойств путём обоняния

Лекарственные травы

                                                                                                                                                                                                                          Тактильно-двигательное     восприятие       3ч

44

«Кукла- закрутка» (ткань, бумага)

1

Формирование умения скручивать  лоскутки ткани

Ткань, вата, бумага

45

Снаряди свою куклу- закрутку

1

Движение в заданном направлении

образец

46

«Звёздочка за 1 минуту»

1

Пространственная ориентировка на листе бумаги

Карандаши, бумага

Кинестетическое   и    кинетическое   развитие    2ч

47

Выразительность движений (имитация игры на музыкальных инструментах)

1

Целенаправленность выполнения движений

Карточки

48

Выполнение упражнений по заданию учителя (звери, птицы)

1

Развитие слухового восприятия, обозначение словом, положения движений тела

Карточки

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти      2ч

49

Нарисуем музыку

1

Развитие слухового восприятия

Диск

50

Загадочные картинки

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза

Рисунки

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти       3ч

51

«Отгадай, найди, раскрась»

1

Дифференцированное зрительное восприятие

Схемы

52

53

«Зоопарк на столе»   « Эти забавные зверюшки»

2

Целенаправленность выполнения движений

Образец

 

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков   3ч

54

Штриховка и развитие речи: «Любимый герой»

1

Обогащение познавательного интереса на основе наблюдений

Штриховка

55

Всё делаем сами своими руками

1

Привитие санитарно – гигиенических навыков

Инструкция

56

Точечные рисунки

1

Уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

Точка

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов   4ч

57

Весёлый поезд

1

Умение ориентироваться на плоскости листа

Плоскость (доска)

58

Пароход

1

Умение классифицировать геометрические фигуры

Фигура

59

Рисуем узоры

1

Умение анализировать и сравнивать предметы по признакам

Предмет

60

Закончи ряд

1

Формирование пространственной ориентировки

Объект

Восприятие         пространства       2ч

61

Богатырские забавы

1

Совершенствование зрительно-двигательной координации

Забавы

62

Нарисуй наоборот

 

Развитие слухоголосовых координаций

Наоборот

                                                                   Восприятие         времени   2ч

63

Фонологический рассказ «В весеннем лесу»

1

Умение определять последовательность событий

Рассказ

64

Букварь здоровья

1

Умение выделять части суток и порядок дней недели

Сутки, дни, недели

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти    2ч

65

Животное – игрушка или друг

1

Развитие слухового восприятия и    слуховой памяти

Игрушка, друг

66

Точка, точка, огуречик – вот и вышел человечек

1

Формирование способности эстетически оформлять работы

Геометрические фигуры

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти   2ч

67

Отгадай, найди, раскрась

1

Коррекция тактильно – двигательных мышц  рук

Движение

68

«Во саду,  ли, в огороде»

1

Развитие диалогически связной речи, эмоционально окрашенной

Огород, сад

69

Забавы  «Румяные щёчки»

1

Коррекция движений крупной и мелкой моторики

Забава

70

Мы итоги подведём и отдыхать пойдём

1

Закрепить полученные знания и умения

Задание

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа "Коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта" 3 класс школа VIII вида."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена на основании авторской «Программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» под редакцией Упорова Д.В. Рабочая программа в 3 классе рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю. Для изучения курса по рабочей программе коррекционных занятий в 3классе подобран весь необходимый учебно-методический материал: «Коррекционно-развивающие занятия» С.И.Тукачёва, «Графические диктанты» Т.В.Голубь, «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах» Н.М.Гончарова, Л.С.Дыбань, В.Д.Иманова, Г.П.Попова, «35 занятий по подготовке детей к школе (развитие речи, письмо, счёт, чтение)» Л.А.Костарёва, «Весёлые домашние задания» М.Султанова. Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков развития и построена с учётом своеобразия их психических процессов. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С.Выготского:

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 960 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.10.2020 216
    • DOCX 163 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Молчанова Элеонора Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66720
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 058 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек