Департамент
образования Администрации города Ноябрьска
муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа микрорайона Вынгапуровский»
муниципального
образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»
на
заседании методического объединения
учителей
начальных классов
Протокол
№1 от 30.08.2014 г.
Руководитель
методического объединения
_______________
|
«Согласовано»
Заместитель
директора по
УВР
________________
30 .08.2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ
мкр.
Вынгапуровский
__________________
Приказ
от 30.08.2014 г. №404-од
|
Рабочая программа
«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1
класса с ФФНР»
1 год обучения: 2 часа в неделю (всего 59 часов)
Составитель:
учитель - логопед
Федорук
Алла Борисовна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения для школьников с ФФНР
составлена в соответствии с образовательной программой начального общего
образования
МБОУ СОШ мкр.
Вынгапуровский и следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный
закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования».
Инструктивное
письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.; № 2 «Об
организации
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое
письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.
Ястребовой, Т.Б. Бессоновой, М., 1996 г.
Положение
о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ мкр.
Вынгапуровский от
14.05.2011 №284-од.
Программа рассчитана на 59 часов в год (2 часа в неделю).
I этап коррекционно-развивающего обучения детей
продолжается с 16-18 сентября по 1-3 марта, что составляет, примерно, 50-60
занятий. Учитывая, что занятия проводятся два раза в неделю, увеличен период
коррекции по 15 мая.
Программой предусмотрено проведение: контрольных работ
– 2 (диктант, списывание).
Цель программы: устранение недостатков устной речи.
Адресат программы: учащиеся 1 класса с ФФНР ((недоразвитие всей
звуковой стороны речи: дефекты произношения; фонематических представлений (дифференциации
оппозиционных звуков); несформированность анализа и синтеза звукового состава
слова)).
Задачи программы:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представлений о звукобуквенном
составе слова;
- формирование навыков анализа и синтеза
звуко-слогового состава слова;
- развитие и уточнение пространственно-временных
представлений;
- развитие и совершенствование коммуникативной
готовности к обучению.
Данная программа составлена для реализации курса
«Коррекционно-развивающее обучение учащихся с ФФНР», который является составной
частью логопедической коррекции и разработан в соответствии с коррекционной
программой школы, разработанной в рамках реализации образовательной программы
начального общего образования.
Специфика курса заключается в специально
разработанной коррекционной системе, которая требует особой организации учебной
деятельности, учитывающей структуру и природу речевого нарушении, его
первичными проявлениями и возможными последствиями.
Обучение коррекционного курса дает
возможность сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению
русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться
использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
В ней также заложены возможности
предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания
связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и
структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционный процесс, предусмотренный данной
программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения
учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией,
лингвистикой и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность,
доступность, сознательность и др.), а так же данных психологии, согласно
которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе
формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и
ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации коррегирующего
обучения, коммуникативная направленность всего комплекса
коррекционно-воспитательного воздействия.
При организации процесса обучения в рамках данной
программы предполагается применение следующих технологий обучения:
-коррекционного
обучения (Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев);
-здоровьесберегающего
обучения (И.О.Орлова);
-индивидуализации
обучения (А.С.Границкая);
-компьютерные технологии обучения.
Новизна данной программы определяется тем,
что предусмотрено изменение количества часов, учитывая несформированность
фонематических представлений, звукового анализа и синтеза, психологических
предпосылок к обучению, что свойственно детям с ФФНР.
Основные методы обучения: практические, наглядно –
демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
словесные.
Данная система методов направлена не на изложение
преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на
самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной
мыслительной и практической деятельности. Основным направлением активизации обучения является не увеличение
объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных
мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности
учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но
личностной и социальной активности.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения:
- применение нетрадиционных форм проведения уроков
(урок – деловая игра, урок –соревнование, интегрированный урок и др.);
- использование нетрадиционных форм учебных занятий
(интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой;
комбинированные, проектные занятия);
- использование игровых форм;
- диалогическое взаимодействие;
- проблемно-задачный подход (проблемные вопросы,
проблемные ситуации)
-использование различных форм работы (групповые,
парные, индивидуальные, фронтальные);
- интерактивные методы обучения (репродуктивный,
частично-поисковый, творческий);
- использование дидактических средств (тесты,
терминологические кроссворды);
-внедрение развивающих дидактических приемов (речевых
оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал
так…” и т.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и
др.);
- использование всех методов мотивации (эмоциональных,
познавательных, социальных);
- деятельностный подход в обучении.
Контроль и
оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики
качества устранения недостатков письма и чтения ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в листе
динамики.
Для
отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы и виды контроля:
Виды контрольно-оценочной деятельности:
текущий, тематический, итоговый.
Формы контрольно-оценочной деятельности на
уроке: (УО - устный опрос, ПР - проверочная работа, Т- тест, КСР -контрольная,
самостоятельная работа).
Рабочая программа ориентирована на использование методических
пособий для учителя – логопеда:
Волкова Л.С. Логопедия М.:Просвещение «Владос», 1995;
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2001.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление
у младших школьников. Учебное пособие – М.: «Владос», 1995.
Дополнительная литература для учащихся:
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. (Выпуск 1);
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха.
Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2);
Козырева Л.М.
Комплект логопедических тетрадей. Ярославль «Академия развития», 1999;
Мазанова Е.В. Комплект
логопедических тетрадей. М.:«Аквариум», 2004. и др.
Планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения:
При
завершении 1 этапа учащиеся должны:
Знать:
Все звуки и буквы
русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим,
буквы пишем и видим).
Уметь:
- вычленять
отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные
и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно
называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
- знать способы их
буквенного обозначения;
- обозначать на
письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким знаком;
- определять место
ударения в слове;
- вычленять слова
из предложений;
- чётко без
искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно
списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без
пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения
из 3-5 слов,
написание которых не расходится с произношением.
Личностными результатами
являются:
- осознание языка
как основного средства человеческого общения;
-понимание того,
что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры
человека;
- способность к
самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках
для решения учебных задач;
- способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- учитывать
различные мнения с целью успешного участия в диалоге;
- умение задавать
вопросы.
Учитывая, что у детей с ФФНР
остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на
протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные
на формирование навыков организации учебной работы, развитие
наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти,
самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в
содержании программы и реализуются в ходе изучения тем:
Речь. Предложение. Слово. (13 часов)
Речь. Членение речи
на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные
представления. Слова-предметы. Слова – признаки. Слова – действия. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Фонетическая
и смыслоразличительная роль ударения.
Звуки и буквы (44 часа)
Гласные первого ряда (5 часов)
Звуки речи. Способы их образования. Звук и буква А. Звук и буква У. Звук
и буква О. Дифференциация А-О. Звук и буква Ы. Звук и буква Э.
Твёрдые и
мягкие согласные (7 часов)
Обозначение на
письме мягкости согласных звуков гласными буквами ( Е, Ё, И, Я,Ю) и мягким
знаком. Дифференциация гласных (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости
согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).
Звонкие и
глухие согласные (12 часов)
Уточнение и
сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение
парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в
слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация
парных согласных звуков (З-С, Ж-Ш, В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К).
Свистящие,
шипящие, аффрикаты (12 часов)
Уточнение и
сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков
(С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).
Буквы сходные
по оптическим и кинетическим признакам (8 часов)
Уточнение и
сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для
их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим
признакам. Дифференциация букв, сходных по
оптическим и кинетическим признакам (б-д, а-о, и-у, п-т, и-ш, л-м, к-н, н-п)
Контрольная работа
(2 часа)
Учебно-тематический
план
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Всего
часов
|
В том числе на:
|
контрольные
работы
|
проверочные
работы
|
1.
|
Речь. Предложение.
Слово.
|
13
|
|
|
2.
|
Гласные первого ряда
|
5
|
|
|
3.
|
Твёрдые и мягкие
согласные
|
7
|
|
|
4.
|
Звонкие и глухие
согласные
|
12
|
|
|
5.
|
Свистящие, шипящие,
аффрикаты
|
12
|
|
|
6.
|
Буквы сходные по
оптическим и
кинетическим признакам
|
8
|
2
|
|
|
Итого:
|
59
|
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Альбом для
логопеда. О.Б. Иншакова. М.: «ВЛАДОС», 1998г.
Волшебный мир
звуков и слов. М.: «Владос», 1999г.
Дидактический
материал по автоматизации звуков Ж, Ш, Щ, Ч у детей. Т.С.Резниченко,
О.Д.Ларина. М.: «Росмэн», 2002г.
Дидактический
материал по автоматизации звуков Л, Л′ у детей. Т.С. Резниченко, О.Д.Ларина. М.:
«Росмэн», 2002г.
Дидактический
материал по автоматизации звуков Р, Р′ у детей. Т.С. Резниченко, О.Д.Ларина. М.:
«Росмэн», 2002г.
Дидактический
материал по автоматизации звуков С, З, Ц у детей. Т.С. Резниченко, О.Д.Ларина.
М.: «Росмэн», 2002г.
Загадки звуков,
букв и слогов. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006г.
И свистящие, и
шипящие, и самые звонкие. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006.
Исправление
недостатков произношения у школьников и взрослых. Н.А. Гегелия. «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 1999г.
Коррекция нарушений
речи у учащихся общеобразовательной школы (с ОНР). А.В. Ястребова. М.: 1984г.
Коррекция устной и
письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова.
« ВЛАДОС», 2001г.
Логопедическая
азбука. Л.М. Никифорова, В.И.Буйко. Екатеринбург, 2005г.
Логопедия 550
занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина. АОЗ «Дельта», 1995г.
Логопедия. Н.С.
Жукова, Е.Н., Мастюкова, Т.Б. Филичёва. Екатеринбург, 2000г.
Нарушение речи у
школьников. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006г.
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников. И.Н.Садовникова, М. «Владос», 1995г.
Организация
логопедической работы в школе. О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. М.: ООО «ТЦ
Сфера», 2005г.
Основы
логопедической работы с детьми Часть 3. Нарушения развития речи у детей
младшего школьного возраста и их преодоление. Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, А.В.
Ястребова, Т.П.Бессонова. М.: «АРКТИ», 2002г.
Путешествие в
страну падежей. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006г.
Развитие речи
детей. Ярославль «Академия развития», 1997г.
Развитие речи
младших школьников. Мали Л.Д., Арямова О.С.Пенза, 1994г.
Различаем глухие и
звонкие согласные. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006г.
Секреты
прилагательных и тайны глаголов. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития»,
2006г.
Справочник
логопеда. М.А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону, 2002г.
Тайны твердых и
мягких согласных. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006г.
Упражнения для
развития речи. Л.Г. Парамонова. «Дельта», 1999г.
Уроки логопедии.
З.А. Репина, В.И. Буйко. Екатеринбург, 2000г.
Учусь не путать звуки Е.В.Мазанова.
М.: « Издательство « ГНОМ и Д», 2006г.
Электронные ресурсы
1 этап
коррекционной работы
- буквы;
-буквы 2;
-буквы и звуки в
картинках;
-гласные звуки.
Развитие
слухового внимания
-голоса животных;
-голоса птиц;
-звуки домашних
животных;
-звуки леса;
-чей звук.
Автоматизация звуков
-звуки;
-считалки, скороговорки.
Сказки
-Баба-Яга;
-Лиса и Заяц;
-учимся по сказке. Путешествие в природу.
Логопедические
презентации
http://skyclipart.ru/detyam/presentation/22901-prezentacii-dlya-logopeda.html
http://www.logoprog.ru/games/paint-pict.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.