Муниципальное
образование Ейский район
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа №7 города Ейска
муниципального
образования Ейский район
«Утверждено»
Решение педсовета
протокол №1
от « 30» августа 2014 года
Председатель педсовета
____________ Бельдин А.А.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
(концентрический
принцип)
по
биологии
Ступень обучения - основное
общее образование классы - 5-9
Количество часов - 272
уровень - базовый
Учитель Беликова
Тамара Александровна
Программа разработана
на основе Федерального компонента Государственного образовательного
стандарта, Программы общеобразовательных учреждений, Базовый уровень. – М.:
Дрофа, 2010.
2014
-2015 учебный год
1. Пояснительная
записка
Рабочая программа по биологии соответствует
положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной
образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования,
примерной программе по биологии
Цели основного общего образования в основной школе
формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и
предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных
программ.
Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной из старшей школы и определяются социальными требованиями, в
том числе изменения в социальной ситуации развития- ростом информационных перегрузок,
изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее
продуктивными с точки зрения решения задач развитие подростка являются
социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом
рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в
целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными
целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как
вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение
учащихся в ту или иную группу или общность – носители ее норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной
культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных
обществом к сфере биологической науки.
ориентацию в системе
моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание
любви к природе;
развитие познавательных
мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе,
познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми
компетентностями; учебно-познавательными, информационными ,ценностно-
смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся
познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к
объектам живой природы.
Уровень рабочей программы - базовый.
Рабочая программа разработана в соответствии с
Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.
Цели образования для учащихся 5 классов:
1.
Подготовка
к предмету биология в старших классах
2.
Формирование
вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.
3.
Формировать
систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала5
класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области
биологии.
4.
Формирование
ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического
сознания и любви к природе.
5.
Овладение
некоторыми ключевыми компетенциями:
коммуникативные,
информационные, ценностно-смысловые.
6.
Формирование
познавательной культуры учащихся
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. 5 класс. 35 часов в неделю.
Биология. Живой организм. 6 класс 35 часов в неделю
Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс 68
часов 2 часа в неделю
Биология. 8 класс. 68 часов 2 часа в неделю.
Биология. Общие закономерности. 9 класс 68 часов 2
часа в неделю
В 5 классе учащиеся узнают чем живая природа
отличается от неживой, получают общее представление о структуре биологической
науки, ее истории и методах исследования царствах живых организмов, средах
обитания организмов, строении клетки, условиях жизни и разнообразия организмов.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии
живых организмов о строении и жизнедеятельности организмов, принадлежащих
разным царствам природы, узнают о практическом значении биологических знаний
как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного
производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии.
В 7 классе учащиеся получают знания о строении,
жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов,
знакомятся с эволюцией строения живых организмов, с индивидуальным развитием
организмов.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о
биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Знания об
особенностях строения и функционирования организма, научно обосновывают ведение
здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание
санитарно-гигиенической службе, охране природной среды личной гигиене.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных
законах жизни на всех уровнях ее организации, осознают место человека в
биосфере и ответственность за состояние природы. В курсе также изучаются основы
цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Результат изучения предмета разделен на предметный,
метапредметный, личностный и указан в конце тем.
2.Таблица
тематического распределения количества часов
№№
п.п.
|
Разделы,
темы
|
Количество
часов
|
Гос.
прогр.
|
Раб.
прогр.
|
Рабочая
программа по классам
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Тема
1. Живой организм: строение и изучение.
|
9
|
9
|
9
|
|
|
|
|
|
Тема
2. Многообразие живых организмов.
|
14
|
14
|
14
|
|
|
|
|
|
Тема
3. Многообразие живых организмов.
|
6
|
6
|
6
|
|
|
|
|
|
Тема
4. Человек на Земле.
|
5
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
Тема
5. Основные
свойства живых организмов
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
6. Химический состав клеток
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
7. Строение растительной и животной клеток
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
8.
Деление клетки
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
9.
Ткани растений и животных
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
10.
Органы и системы органов
|
5
|
5
|
|
5
|
|
|
|
|
Тема
11.
Растения и животные как целостные организмы
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
12. Питание
и пищеварение
|
4
|
4
|
|
4
|
|
|
|
|
Тема
13. Дыхание
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
14. Передвижение веществ в организме
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
15. Выделение
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
16. Опорные системы
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
17. Движение
|
1
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
Тема
18. Регуляция процессов жизнедеятельности
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
19. Размножение
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
20. Рост и развитие
|
4
|
4
|
|
4
|
|
|
|
|
Тема
21. Среда
обитания. Факторы среды
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
22. Природные сообщества
|
2
|
2
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
23. Многообразие, особенности, строения и происхождение прокариотических
организмов
|
3
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
Тема
24. Общая характеристика грибов
|
3
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
Тема
25. Лишайники
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
26. Общая характеристика растений
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема
27. Низшие растения
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема
28. Высшие растения
|
4
|
4
|
|
|
4
|
|
|
|
Тема
29. Отдел Голосеменные растения
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема 30. Отдел Покрытосеменные
(цветковые)
растения
|
6
|
6
|
|
|
6
|
|
|
|
Тема
31 Общая характеристика животных
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
32
Подцарство
Одноклеточные
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема
33. Подцарство Многоклеточные животные
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
34. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные
|
3
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
Тема
35. Трехслойные животные. Тип Плоские черви
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема 36. Первичнополостные. Тип Круглые черви
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
37. Тип Кольчатые черви
|
3
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
Тема
38. Тип Моллюски
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема
39. Тип Членистоногие
|
7
|
7
|
|
|
7
|
|
|
|
Тема
40. Тип Иглокожие
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
41. Тип Хордовые. Бесчерепные животные
|
1
|
1
|
|
|
1
|
|
|
|
Тема
42. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы.
|
3
|
3
|
|
|
3
|
|
|
|
Тема
43. Класс Земноводные
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема 44.
Класс Пресмыкающиеся
|
2
|
2
|
|
|
2
|
|
|
|
Тема
45. Класс птицы
|
4
|
4
|
|
|
4
|
|
|
|
Тема
46. Класс Млекопитающие
|
6
|
6
|
|
|
6
|
|
|
|
Тема
47. Вирусы
|
4
|
4
|
|
|
4
|
|
|
|
Тема
48. Место человека в системе органического мира
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
Тема
49. Происхождение человека
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
Тема
50. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
Тема
51. Общий обзор строения и функций организма человека
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
|
|
Тема
52. Координация и регуляция
|
10
|
10
|
|
|
|
10
|
|
|
Тема
53. Опора и движение
|
8
|
8
|
|
|
|
8
|
|
|
Тема
54. Внутренняя среда организма
|
3
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
Тема
55. Транспорт веществ
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
|
|
Тема
56. Дыхание
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
|
|
Тема 57. Пищеварение
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
|
|
Тема
58. Обмен веществ и энергии
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
Тема
59. Выделение
|
2
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
Тема
60. Покровы тела
|
3
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
Тема
61. Размножение и развитие
|
3
|
3
|
|
|
|
3
|
|
|
Тема
62. Высшая нервная деятельность
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
|
|
Тема
63. Человек и его здоровье
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
|
|
Тема 64. Многообразие живого мира. Основные свойства
живых организмов
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема 65.
Развитие биологии в
додарвиновский период
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема 66. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем
естественного отбора
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
Тема 67. Приспособленность организмов к условиям
внешней среды как результат действия естественного отбора
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема 68. Микроэволюция
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема 69. Биологические последствия адаптации.
Макроэволюция
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
Тема
70.
Возникновение жизни на
Земле
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема 71.
Развитие жизни на Земле
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
Тема
72.
Химическая организация
клетки
|
2
|
2
|
|
|
|
|
2
|
|
Тема
73.
Обмен веществ и
преобразование энергии в клетке
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
Тема 74.
Строение и функции клеток
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
Тема 75.
Размножение
организмов
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
Тема 76.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
|
4
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
Тема 77.
Закономерности
наследования признаков
|
11
|
11
|
|
|
|
|
11
|
|
Тема 78. Закономерности
изменчивости
|
7
|
7
|
|
|
|
|
7
|
|
Тема 79. Селекция растений,
животных и микроорганизмов
|
5
|
5
|
|
|
|
|
5
|
|
Тема 80.
Биосфера,
ее структура и функции
|
4
|
4
|
|
|
|
|
4
|
|
Тема 81. Биосфера и
человек
|
3
|
3
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО
|
272 ч.
|
272 ч.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего
образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного
подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое
для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и
практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом
следующих содержательных линий:
•
многообразие и
эволюция органического мира;
•
биологическая природа
и социальная сущность человека;
•
уровневая организация
живой природы.
Содержание структурировано в виде трех
разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические
закономерности». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных
признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира,
растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела
представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в
соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с
особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде
обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье»
содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого
организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов,
социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические
закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того
содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в
основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для
их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела
может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание
других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая
биология» для 10—11 классов.
4. Место учебного предмета в учебном
плане.
В соответствии с БУПом курсу биологии на
ступени основного общего образования предшествует курс естествознания,
включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии,
астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является
пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются
элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их
многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается
ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего
изучения систематического курса биологии: энергия, тела и вещества,
неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные состояния
вещества, испарение, конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель
биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать
физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в
основной школе
(питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии,
фотосинтез, эволюция и т. д.).
В свою очередь,
содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии
организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит
основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов,
гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие,
теоретические понятия.
Примерная
программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета
часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего
образования, с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы,
содержание которой формируется авторами рабочих программ. Инвариантная часть
любого авторского курса биологии для основной школы должна полностью включать
в себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 180 ч.
Оставшиеся 65 ч авторы рабочих программ могут использовать или для введения
дополнительного содержания обучения, или для увеличения времени на изучение тех
тем, на которые разделена примерная программа, если она используется в
качестве рабочей программы.
Таким образом,
содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено
в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
5. Описание ценностных ориентиров учебного
предмета.
Цели
биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, мета- предметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования
являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными
требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом
информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд
особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки
зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и
интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели
формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента
системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально
значимыми.
С учетом вышеназванных подходов
глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу
или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с
миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Помимо этого, биологическое
образование призвано обеспечить:
•
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
•
развитие познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений;
•
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
•
формирование у учащихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры
как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
6. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Деятельность
образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1)
знание основных принципов
и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье -
сберегающих технологий;
2)
реализация установок
здорового образа жизни;
3)
сформированность
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения
к живым объектам.
Метапредметными
результатами освоения
выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1)
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
2)
умение работать с разными
источниками биологической информации: находить биологическую информацию в
различных
источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)
способность выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)
умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными
результатами освоения
выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
•
выделение существенных
признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;
видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах);
•
приведение доказательств
(аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи
человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,
травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•
классификация —
определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
•
объяснение роли биологии в
практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства,
общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у
человека, видообразования и приспособленности;
•
различение на таблицах
частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых
объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов,
умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
выявление изменчивости
организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки:
наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной
сфере:
• знание основных правил поведения в природе и
основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности
человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете
биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими
приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки
зрения объекты живой природы.
7. Содержание учебного предмета.
Биология как
наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие
организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов.
Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии.
Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии —
возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы.
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые
грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники.
Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы
— неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний.
Растения.
Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и
превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена,
транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост,
развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации.
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение
растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные.
Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных.
Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.
Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни
человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний,
вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления
к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство
увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление
микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение
органов цветкового растения.
Изучение
строения позвоночного животного.
Передвижение
воды и минеральных веществ в растении.
Изучение
строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение
строения водорослей.
Изучение
строения мхов (на местных видах).
Изучение
строения папоротника (хвоща).
Изучение
строения голосеменных растений.
Изучение
строения покрытосеменных растений.
Изучение
строения плесневых грибов.
Вегетативное
размножение комнатных растений.
Изучение
одноклеточных животных.
Изучение
внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями
на раздражения.
Изучение
строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение
многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения
рыб. Изучение строения птиц. Изучение строения куриного яйца. Изучение строения
млекопитающих. Экскурсии
Разнообразие и
роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих.
Человек и
окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды
обитания человека.
Общие сведения
об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты
сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки,
ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и
движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение
физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ.
Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и
лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет.
Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные
сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания
первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в
легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их
предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред
табакокурения.
Питание.
Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы
и их профилактика.
Обмен веществ и
превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен
воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное
питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела.
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами,
ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Закаливание организма.
Выделение.
Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной
системы и их предупреждение.
Размножение и
развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции,
передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на
развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие
после рождения.
Органы чувств.
Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их
предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние.
Вкус.
Нейрогуморальная
регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на
клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их
предупреждение.
Поведение и
психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы.
Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и
чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные
отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ
жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные
привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и
практические работы
Строение клеток
и тканей.
Строение и
функции спинного и головного мозга.
Определение
гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия
плоскостопия.
Микроскопическое
строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в
разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные
движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и
работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение
человека.
Отличительные
признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические
и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное
строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие
клеток.
Обмен
веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания,
дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности
клетки и организма.
Рост
и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые
клетки. Оплодотворение.
Наследственность
и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость.
Система
и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица.
Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации.
Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой
природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот
веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И.
Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы.
Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и
практические работы
Изучение
клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление
изменчивости у организмов.
Выявление
приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия
Изучение
и описание экосистемы своей местности.
7.
Содержание учебного предмета, курса.
5
КЛАСС
РАЗДЕЛ
1. Живой организм: строение и изучение - 8 часов
1.
Тема 1.
Что такое живой организм – 1 час.
2.
Тема 2.
Наука о живой природе – 1 час.
3.
Тема 3.
Методы изучения природы – 1 час.
4.
Тема 4.
Увеличительные приборы – 1 час.
5.
Тема 5.
Живые клетки – 1 час.
6.
Тема 6.
Химический состав клетки – 1 час.
7.
Тема 7.
Вещества и явления в окружающем мире – 1 час.
8.
Тема 8.
Великие естествоиспытатели – 1 час.
РАЗДЕЛ
2. Многообразие живых организмов - 14 часов.
1.
Тема 1.
Как развивалась жизнь на Земле – 1 час
2.
Тема 2.
Разнообразие живого – 1 час.
3.
Тема 3.
Бактерии – 1 час.
4.
Тема 4.
Грибы – 1 час.
5.
Тема 5.
Водоросли – 1 час.
6.
Тема 6.
Мхи – 1 час.
7.
Тема 7.
Папоротники – 1 час.
8.
Тема 8.
Голосеменные растения – 1 час.
9.
Тема 9.
Покрытосеменные (цветковые) растения – 1 час.
10.
Тема
10. Значение растений в природе и жизни человека – 1 час.
11.
Тема
11. Простейшие – 1 час.
12.
Тема
12. Беспозвоночные – 1 час.
13.
Тема 13.
Позвоночные – 1 час.
14.
Тема
14. Значение животных в природе и жизни человека – 1 час.
РАЗДЕЛ
3. Среда обитания живых организмов – 4 часа.
1.
Тема 1.
Три среды обитания – 1 час.
2.
Тема 2.
Жизнь на разных материках – 1 час.
3.
Тема3.
Природные зоны Земли – 1 час.
4.
Тема 4.
Жизнь в морях и океанах – 1 час.
РАЗДЕЛ
4. Человек на Земле – 5 часов.
1.
Тема 1.
Как человек появился на Земле – 1 час.
2.
Тема 2.
Как человек изменил Землю – 1 час.
3.
Тема 3.
Жизнь под угрозой – 1 час.
4.
Тема 4.
Не станет ли Земля пустыней – 1 час.
5.
Тема 5.
Здоровье человека и безопасность жизни – 1 час.
РЕЗЕРВ
– 3 часа.
Используется
для повторения тем «Многообразие живых организмов» и «Живой организм».
6
КЛАСС
РАЗДЕЛ
1.Строение и свойства живых организмов - 11 час.
1.
Тема 1. Основные свойства живых организмов - 1 час.
2.
Тема 2. Химический
состав клеток - 1 час.
3.
Тема 3. Строение
растительной и животной клеток - 1 час.
4.
Тема 4. Деление
клетки - 1 час.
5.
Тема 5. Ткани
растений и животных - 1 час.
6.
Тема 6. Органы и
системы органов - 5 часов.
7.
Тема 7. Растения
и животные как целостные организмы - 1 час.
РАЗДЕЛ
2. Жизнедеятельность организма – 18 часов.
1.
Тема 1. Питание
и пищеварение - 4 часа.
2.
Тема 2. Дыхание
- 1
час.
3.
Тема 3. Передвижение
веществ в организме - 2 часа.
4. Тема
4.
Выделение - 2 часа.
5.
Тема 5. Опорные
системы - 1 час.
6. Тема
6. Движение - 1 час.
7.
Тема 7. Регуляция процессов жизнедеятельности -
3 часа.
8.
Тема 8. Размножение
- 2 часа.
9.
Тема 9. Рост и
развитие - 2 часа.
РАЗДЕЛ
3. Организм и среда - 2 часа.
1.
Тема 1. Среда
обитания. Факторы среды - 1 час.
2.
Тема 2. Природные
сообщества - 1 час.
РЕЗЕРВ – 3 часа.
Используется для повторения тем:
«Клетка» и «Жизнедеятельность организмов»
7 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ - 3 часа.
РАЗДЕЛ 1. Царство
Прокариоты (3 часа)
1.
Тема 1. Многообразие,
особенности строения и происхождение прокариотических организмов - 3 часа.
РАЗДЕЛ
2. Царство Грибы - 4 часа.
2.
Тема 1. Общая
характеристика грибов - 3 часа.
3. Тема
2. Лишайники -
1 час.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения
- 16 часов.
1.
Тема 1. Общая
характеристика растений - 2 часа.
2.
Тема 2. Низшие
растения - 2 часа.
3.
Тема 3. Высшие
растения - 4 часа.
4.
Тема 4. Отдел
Голосеменные растения - 2 часа.
5.
Тема 5. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые) растения - 6 часов.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные
- 37 часов.
1.
Тема 1. Общая
характеристика животных - 1 час.
2.
Тема 2. Подцарство
Одноклеточные - 2 часа.
3.
Тема 3. Подцарство
Многоклеточные животные - 1 час.
4.
Тема 4. Двухслойные
животные. Тип Кишечнополостные - 3 часа.
5.
Тема 5. Трехслойные
животные. Тип Плоские черви - 2 часа.
6.
Тема 6. Первичнополостные.
Тип Круглые черви - 1 час.
7.
Тема 7. Тип
Кольчатые черви - 3 часа.
8.
Тема 8. Тип
Моллюски - 2 часа.
9.
Тема 9. Тип
Членистоногие - 7 часов.
10. Тема
10. Тип Иглокожие – 1 час.
11. Тема
11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные -
1 час.
12. Тема
12. Подтип Позвоночные (Черепные).
Надкласс Рыбы - 2 часа.
13. Тема
13. Класс Земноводные -
2 часа.
14. Тема
14. Класс Пресмыкающиеся -
2 часа.
15. Тема
15. Класс Птицы -
4 часа.
16. Тема
16. Класс Млекопитающие - 4 часа.
РАЗДЕЛ 5. Вирусы - 2 часа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 1 час.
Резервное время — 2 часа.
8
КЛАСС
1.
Тема 1. Место человека в системе органического мира -
2 часа.
2.
Тема 2. Происхождение человека - 2 часа.
3.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях
организма человека – 1 час.
4.
Тема 4. Общий
обзор строения и функций организма человека -
4 часа.
5.
Тема 5. Координация
и регуляция. Гуморальная регуляция - 10
часов.
6.
Тема 6. Опора и
движение - 8 часов.
7.
Тема 7. Внутренняя
среда организма - 3 часа.
8.
Тема 8. Транспорт веществ - 4 часа.
9.
Тема 9. Дыхание -
5 часов.
10. Тема
10. Пищеварение -
5 часов.
11. Тема
11. Обмен веществ и энергии -
2 часа.
12. Тема
12. Выделение -
2 часа.
13.
Тема 13. Покровы
тела - 3 часа.
14. Тема
14. Размножение и развитие -
3 часа.
15. Тема
15. Высшая нервная деятельность -
5 часов.
16. Тема
16. Человек и его здоровье -
4 часа.
Резервное время — 5 часов.
Резервное время отводится
на повторение тем: « Гуморальная регуляция» и Внутренняя среда организма».
9 КЛАСС
Введение (1 час)
РАЗДЕЛ 1. Эволюция живого мира на Земле -
21 час.
1.
Тема 1. Многообразие
живого мира. Основные свойства живых организмов -
2 часа.
2.
Тема 2. Развитие
биологии в додарвиновский период - 2 часа.
3.
Тема 3. Теория
Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора -
5 часов.
4.
Тема 4. Приспособленность
организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
- 2 часа.
5.
Тема 5. Микроэволюция
-
2 часа.
6.
Тема 6. Биологические
последствия адаптации. Макроэволюция - 3 часа.
7.
Тема 7. Возникновение
жизни на Земле - 2 часа.
8.
Тема 8. Развитие
жизни на Земле - 3 часа.
РАЗДЕЛ
2. Структурная организация живых организмов -
10 часов.
1.
Тема 1. Химическая
организация клетки - 2 часа.
2.
Тема 2. Обмен
веществ и преобразование энергии в клетке - 3 часа.
3.
Тема 3. Строение
и функции клеток - 5
часов.
РАЗДЕЛ
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов - 5 часов.
1.
Тема 1. Размножение
организмов - 2
часа.
2.
Тема 2. Индивидуальное
развитие организмов - онтогенез. - 3 часа.
РАЗДЕЛ
4. Наследственность и изменчивость организмов - 20 часов.
1.
Тема 1. Закономерности
наследования признаков - 10
часов.
2.
Тема 2. Закономерности
изменчивости - 6 часов.
3.
Тема 3. Селекция
растений, животных и микроорганизмов - 4 часа.
РАЗДЕЛ
5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии - 5 часов.
1.
Тема 1. Биосфера,
ее структура и функции - 3 часа.
2.
Тема 2. Биосфера
и человек - 2 часа.
Заключение -
1 час.
Резервное время — 5 часов.
Резервное время используется для
повторения тем: «Эволюция живого мира» и «Структурная организация живых
организмов».
- Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
№№
п.п.
|
Наименование
объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
- Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
|
|
Стандарты
второго поколения
Сонин Н. И.,
Пасечник В. В. Биология. Введение в биологию. 5 класс.
Учебник / М.: Дрофа.2012
Сонин Н. И.
Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.:
Дрофа, 2012
Сонин
К И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.:
Дрофа, любое издание с 2008 г.
Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7
класса средней школы. М.: Дрофа,
любое издание с 2008 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология.
Человек: Учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2010 г.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б., Сонин Н.
И. Биология. Общие закономерности:
Учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2007 г.
|
1
125
125
125
125
125
125
|
- Печатные
пособия
|
|
Кириленкова В. Н.,
Сивоглазов В. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс.
Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012
Примерная
основная образовательная программа по учебным предметам. Биология 5-9
классы,М.:Просвещение 2011г.
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа,М.:Просвещение 2011г.
Биологический
энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
Евсюков В. В. Мифы
о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования.
М.: Просвещение, 1992.
Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М:
Просвещение, 1994.
Одум Ю. Экология. Т. 1 — 2. М.: Мир, 1986.
Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6
класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2007 г.
Флинт Р. Биология в цифрах, М.: Мир, 1992.
Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические
аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
Экологические очерки о
природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
УинфриА. Т. Время по
биологическим часам. М.: Мир,
1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3.
Буриан. Прага: Атрия, 1977.
ЭттенбороД. Жизнь на Земле. М.: Мир,
1984.
ЭттенбороД. Живая планета. М.: Мир,
1988.
Яковлева И., Яковлев В. По следам
минувшего. М.: Детская литература,1993.
Научно-популярная литература
Акимушкин
И. Мир животных
(беспозвоночные и ископаемые
животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин
И. Мир животных
(млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин
И. Мир животных
(насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин
И. Невидимые нити
природы. М.: Мысль, 1985.
Балабанова
В.В., МаксимцеваТ.В. Пособие "Биология. Экология. Здоровый образ
жизни" "Учитель".
Богданов
Т.Л., Солодова Е.А. "Биология. Справочник для старшеклассников"
"Аст-пресс школа", М, 2004
Гржимек
Б. Дикое животное
и человек.
М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной.
Новосибирск: Наука, 1988.
Калинова
Г.С., Кучменко В.С. "Настольная книга учителя биологии" Астрель,
М., 2003
Конюшко
В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. "Методика обучения биологии: учебное
пособие" Мн.: Книжный дом, 2004
Никишов
А.И., Шарова И.Х. "Биология животные (7-8класс)" М.:Просвещение1993
Пепеляева
О.А., Сунцова И.В. "Поурочные разработки по биологии к учебникам
Никишова А.И.(7-8 кл.)" Вако, М.,2003
Сапин
М.Р., Брыксина З.Г."Анатомия и физиология человека." М. :
Просвещение 2006 г.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
- Технические
средства обучения
|
|
Персональный
компьютер
Мультимедийный
проектор
Микроскоп
Комплект
гербариев
Скелет
человека
Макеты
внутренних органов
Чучела
птиц и животных
Таблицы
Дидактический
материал
Микропрепараты
по ботанике, биологии и зоологии
Демоверсии
по ЕГЭ и ГИА
|
1
1
30
10
1
1
10
50
50
30
1
|
- Экранно-звуковые
пособия
|
|
Интерактивная
доска
|
1
|
- Игры
и игрушки
|
|
Образовательные
диски серии «1С» 5 класс
|
1
|
- Оборудование
класса
|
|
Стол
учителя
Стол
ученика
Классная
доска
Стул
|
1
1
1
1
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель
директора по УВР
объединения учителей
от ____________________ №______ ______________________________
(фамилия,
расшифровка подписи)
_______________________________ _____________________
(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка
подписи) (дата)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.